«Гамма» – орудие-монстр

На рубеже XIX и XX столетий концерн Круппа приступил к разработке крупнокалиберных осадных орудий, закрепляя занятое им лидирующее положение в производстве артиллерийских совокупностей для германской армии. промышленники и Немецкие политики осознавали, что близится война за колонии и рынки сбыта, и самые вероятными соперниками Германии на суше должны были стать Франция, Бельгия, Россия и Голландия.

Все эти страны владели замечательными, частью современными, частью — устаревшими крепостными упрочнениями. Исходя из этого у германской армии появилась необходимость в дальнобойной осадной артиллерии очень большого калибра — от 28 см (в Германии того времени калибр пушек указывался в сантиметрах) и выше.

«Гамма» – орудие-монстр
Мортира «Гамма». На заднем замысле виден козловой ЖД кран
Источник — www.war44.com

30,5-см морская гаубица «модель «Бета» («Beta-Gerat») была сконструирована во второй половине 90-ых годов XIX века. В 1908 году она была модернизирована, но, однако, результаты стрельб данной артсистемы по цементным стенкам разной толщины не устраивали Рабочую группу по опробованиям артиллерийских совокупностей (Artillerieprufungskommission — потом АПК), и конструкторы Круппа взяли задание создать более замечательное осадное орудие.

Сперва конструкторы желали расширить калибр нового орудия до 35 см, но позже остановились на калибре в 42 см, так когда боеприпас для того чтобы калибра имел возможность нести заряд взрывчатки, владеющий разрушительной силой, достаточной для успешного прохождения опробований АПК.

В 1909 году был взят первый прототип гаубицы «проекта «Гамма». Орудие взяло такое наименование, потому, что это был третий проект очень крупнокалиберного осадного орудия, созданного конструкторами Круппа, а буква «гамма» — это третья буква греческого алфавита. Орудие кроме этого обозначали, как «проект L/16», что сказало о длине его ствола, равнявшейся 16-ти калибрам, другими словами 6,72 метрам.

В германской терминологии «проект «Гамма» классифицировался как мортира (42-cm Gamma Morser), что не совсем верно. Дело в том, что в артиллерии мортирами принято вычислять орудия с длиной ствола до 15-ти калибров, а орудия со стволом в 15 калибров и выше уже считаются гаубицами. Но необходимо подчеркнуть, что в разных государствах на терминологию в артиллерии наблюдали по-различному.

К примеру, в России понятие «гаубица» по большому счету отсутствовало до начала ХХ века.

Монтаж окончен. На заднем замысле — пример козлового крана времён Первой Мировой
Источник — loutan.net

«Гамма» в общем повторяла конструкцию 30,5-см орудия «модель «Бета» и визуально была на него похожа. Она имела такой же винтовой казённик совокупности «Welin», несвойственный крупповским пушкам (на германских орудиях, в большинстве случаев, употреблялся затвор типа «скользящий клин»), но простой для французских и британских артсистем.

42-см мортира «Гамма» оказалась поразительно громоздкой и тяжёлой — её вес достигал ста пятидесяти тысячь киллограм. «Гамма» относилась к орудиям типа Bettungsgeschutz («фундаментное орудие»), другими словами было неподвижным. Для его установки требовался монтаж цементного фундамента под лафет, что занимало минимум семь дней времени, нужного для набора и застывания бетона им достаточной крепости.

Для перевозки этого «монстра» требовалось десять ЖД платформ: шесть — для перевозки самого орудия, и четыре — для транспортировки боезапаса, подъёмников, тягачей и т. д. Для установки «Гаммы» требовался рельсовый кран. Расчёт орудия составлял 250 человек.

Транспортировка орудийного ствола мортиры «Гамма» особым грузовиком
с пилотируемой тележкой
Источник — loutan.net

Угол возвышения ствола мортиры составлял от +43° до +75°, углы горизонтального наведения — от -23° до +23°. Механизм отката складывался из двух гидравлических тормозов (размешались над стволом) и гидропневматического накатника (размешался под стволом). Прицельная дальность стрельбы составляла 14200 метров.

Скорострельность «Гаммы» составляла один выстрел за 8 мин.. Заряжание было раздельным, другими словами снаряды и пороховые картузы подавались в ствол раздельно друг от друга. Вес картуза достигал 77,8 кг, и при заряжании имело возможность употребляться от одного до четырёх таких картузов. По меркам того времени орудие владело ужасной разрушительной силой.

Вес его бетонобойного боеприпаса достигал 886 кг (начальная скорость — 370 м/с), а фугасного – 760 кг (начальная скорость — 420 м/с). На протяжении Второй мировой «Гамма» стреляла бетонобойными боеприпасами весом уже в 1003 кг. Однако, громоздкость орудия, его проблемы и неподвижность, которые связаны с его установкой и транспортировкой, перевешивали все его преимущества.

Транспортировка орудийной люльки мортиры «Гамма» особым грузовиком с тележкой
Источник — loutan.net

По окончании проведения очередных стрельб 15 июля 1912 года АПК заказал мобильную версию 420-мм мортиры, снабжённую колёсами — более транспортабельную, более несложную в монтаже и не столь тяжёлую. Конструкторы концерна Круппа приступили к созданию орудия «проекта «М» L/12», более известного как «Громадная Берта».

Время от времени видятся утверждения, что «Громадная Берта» — это укороченная и поставленная на колёса «мортира «Гамма». Это не соответствует действительности, в первую очередь вследствие того что у этих орудий были совсем различные правила запирания ствола. В случае если в «проекте «Гамма» употреблялся винтовой затвор, то при проектировании казённика «Громадной Берты» германские конструкторы возвратились к привычному для них принципу «подвижного клина».

420-мм мортира «Гамма» (Gamma Morser kurze мarinekanone L/16) на позиции под Севастополем
Источник — waralbum.ru

Не обращая внимания на разработку «Громадной Берты», мортира «Гамма» кроме этого была принята на вооружение, и до начала Первой Мировой было произведено пять экземпляров этого оружия. Позднее, на протяжении войны, фабрики Круппа выпустили ещё пять таких орудий.

По расчётам германского генштаба, для преодоления бельгийских крепостей Льеж и Намюр германской армии требовалось 8 мортир «Гамма». Но с поставленной задачей блестяще совладали 5 мортир «Гамма» и 2 «Громадные Берты». По окончании сражений в Бельгии «гаммы» употреблялись во Франции, а также в России при штурме Ковенской крепости.

По окончании поражения в Первой мировой в соответствии с условий Версальского контракта Германия больше не имела возможности владеть осадной артиллерией, и все имевшиеся у неё гаубицы и крупнокалиберные мортиры подлежали уничтожению. Однако, одна из мортир «проекта «Гамма» была запрятана на полигоне Круппа в Меппене, и в первой половине 30-ых годов XX века, с приходом к власти в Германии национал-социалистов, опять выяснилось востребованной.

В 30-х годах эта мортира употреблялась на полигоне для тестирования особенностей фортификационных бетонов, перед началом Второй мировой появилась в резерве командования Вермахта, и скоро поступила на вооружение в дивизион сверхтяжёлых орудий. В первой половине 40-ых годов двадцатого века это орудие приняло участие в штурме линии Мажино, а летом 1942 года, будучи в составе 459-й отдельной батареи 781-го артполка, приняло участие в Третьем штурме Севастополя, где за период с 2 по 13 июня выпустило 276 снарядов.

В частности, «Гамма» вела пламя по 30-й бронебашенной береговой батарее, но информации о нанесенных ею повреждениях нет. Кроме этого как мы знаем, что в первой половине 40-ых годов XX века эта мортира принимала участие в подавлении Варшаского восстания — информацию о итогах ее стрельбы в Варшаве кроме этого отсутствуют. Затем следы «Гаммы» теряются, и её судьба авторам статьи не известна.

Перевозка боеприпаса к 42-см мортире «Гамма» на протяжении Второй мировой
Источник — bellabs.ru

Monster Match — game preview at the 2018 GAMA Trade Show

Статьи, которые будут Вам интересны: