Скрывающая возраст, страдающая лишним весом

Германская 150-мм тяжёлая полевая гаубица s.F.H. 18 оставила в истории артиллерии заметный след. Созданное втайне, названное вымышленным именем, имевшее громадный вес, но одновременно с этим надёжность и отличную баллистику, это орудие в течении всей Второй мировой войны было одним из столпов германской полевой артиллерии и до сих пор подаёт голос в битвах гражданской войны в Сирии.

Как начиналась его история?

По условиям Версальского мирного соглашения, с 31 марта 1920 года Германия не имела возможности иметь больше семи пехотных и трёх кавалерийских дивизий, неспециализированный численный состав её армии не должен был быть больше 100 000 человек, включая офицеров и вольнонаёмных. Суммарное количество офицеров, включая персонал штабов, не должно было быть больше 4000 человек. Генштаб распускался и не мог быть восстановлен ни в какой форме.

Общая необходимая военная служба отменялась, а армия имела возможность комплектоваться лишь добровольно.

Скрывающая возраст, страдающая лишним весом
Парад германских армий в поверженной Варшаве, осень 1939 года. Проезд s.F.H.

18 на конной тяге: на переднем замысле — ствольная повозка, далеко — лафетная повозка. Колеса цельнометаллические (Bundesarсhiv)

Важному сокращению подвергалась артиллерия. В каждой пехотной дивизии надеялось иметь один артполк из трёх дивизионов по 12 орудий в каждом, причём два дивизиона были вооружены пушками и лишь один — гаубицами. Ограничивалось не только количество орудий, вместе с тем их калибр и тип: так, оговаривались 105-мм лёгкие гаубицы.

В кавалерийских дивизиях гаубиц не предусматривалось вовсе.

Немцам запрещалось заниматься разработкой любых новых совокупностей оружия, но спустя некое время работы были начаты — тайно или за пределами Германии. Кроме этого запрещалось иметь тяжёлую артиллерию, но тут было маленькое исключение — крепостной район Кёнигсберг. В нём разрешалось сохранить маленькое количество тяжёлых орудий, в частности 150-мм полевых гаубиц примера 1913 года (15 cm s.F.H.

13), принадлежащих к одному из самый распространённых типов тяжёлых орудий имперской германской армии.

Официально разрешалось покинуть 12 гаубиц s.F.H. 13 с боекомплектом 400 снарядов на ствол, но в действительности орудий было больше: немцы сумели кое-что припрятать, среди них и 210-мм мортиры. Это разрешило возможность проводить подготовку артиллеристов пехотных дивизий и создавать кадровый костяк тяжёлой артиллерии будущего вермахта.

150-мм тяжёлая полевая гаубица s.F.H. 13 и её расчёт

Для наблюдения за исполнением условий Версальского соглашения в Германии трудилась союзническая контрольная рабочая группа, складывавшаяся из 337 солдат и 654 офицеров. Рабочая группа увидела ведение новых разработок а также закрыла конструкторское бюро концерна Круппа, ведущее в отрасли. Однако работы были продолжены теми же инженерами практически в соседнем городе.

Рабочая группа убыла из Германии 28 февраля 1927 года, по окончании чего скрываться особенной потребности не было.

Ветхая гаубица на новый лад

В соответствии с тайному замыслу восстановления армии Германии, их численность должна была утроиться. Из каждого артполка предполагалось сделать три, и для их оружия требовалось создать новые орудия, каковые удовлетворяли бы требованиям времени. Ветхая s.F.H.

13 не доходила на эту роль, и за пара месяцев до прекращения работы контрольной рабочей группе разработчики концернов «Крупп» и «Рейнметалл» начали проектирование новой тяжёлой полевой гаубицы, взявшей из-за секретности обозначение s.F.H. 18 (s.F.H. — schwere Feldhaubitze, «тяжёлая полевая гаубица», время от времени употребляется в виде sFH 18). Таковой индекс был призван продемонстрировать, что орудие создано ещё в годы Первой мировой, а не есть новой разработкой.

К разработке привлекалась несколько конструкторов, которая проектировала и другие новые артсистемы для будущего вермахта. Работы растянулись на три года. В соответствии с существовавшей до того момента классификацией, s.F.H. 18 была пушкой-гаубицей.

Ствол делал «Крупп», лафет — «Рейнметалл». При длине ствола 29,5 калибра начальная скорость боеприпаса увеличилась практически в полтора раза — с 365 до 520 м/с, а дальность стрельбы — с 8500 до 13 300 м.

Гаубица s.F.H. 18 в боевом положении, вверху — при большом угле возвышения, внизу — при нулевом угле (ЦАМО)

Новый лафет, в отличие от ранее существовавших совокупностей, был задуман с раздвижными станинами, снабжал три точки опоры и по чертям приближался к лафету с крестовидным основанием. Из-за применения раздвижных станин вес s.F.H. 18 если сравнивать с s.F.H.

13 увеличился практически в 2,5 раза (с 2135 до 5512 кг), но это разрешило расширить угол горизонтального обстрела в 12 раз, с 5° до 60°. Кроме этого, на лафет s.F.H. 18 имел возможность устанавливаться ствол 105-мм пушки К 18 (10 cm schwere Kanone 18), и так на одном лафете было реализовано две различных артиллерийских совокупности.

Вес гаубицы в боевом положении составлял 5,5 тонны, что потребовало раздельной лафета и перевозки ствола. Громадный вес заставил отказаться от щитового прикрытия расчёта. Разъяснялось это тем, что орудие предназначено для стрельбы из глубины собственных позиций, и стрельба прямой наводкой была бы нужна крайне редко.

Кроме этого в крайних случаях допускалось ведение стрельбы со сведёнными станинами, но в этом случае угол горизонтальной и вертикальной наводки был ограничен.

Расчёт орудия составлял 12 человек. Транспортировка имела возможность осуществляться как конной, так и механической тягой. Для конной тяги употреблялись упряжки в шесть лошадей.

Изначально упор делался именно на конной тяге, т. к. в армии ещё не было подходящих тягачей.

Гаубица s.F.H. 18 в положении для транспортировки при помощи конной тяги. Сверху — лафетная повозка, снизу — ствольная. Колёса цельнометаллические с металлическим ободом (ЦАМО)

При конной перевозке совокупность в обязательном порядке разбиралась на две части и перевозилась на орудийной и лафетной повозках, причём вес каждой части составлял около четырёх тысячь киллограм. Скорость буксировки таким методом достигала 8 км/ч. Имела возможность s.F.H.

18 в разобранном виде буксироваться и механической тягой (грузовиками) со скоростью до 60 км/ч по асфальтированному шоссе.

С возникновением по окончании 1938 года полугусеничного тягача Sd.Kfz. 7 орудие имело возможность не разбираться, а буксироваться полностью. Для этого ствол переводился в походное положение (оттягивался назад), наряду с этим большая скорость буксировки составляла не более сорока километров/ч.

Перевод орудия из походного положения в боевое при раздельной возке занимал 5–7 мин. (трудоёмкий процесс, потребовавший упрочнений восьми человек), при нераздельной возке время сократилось до 3–4 мин..

Для возки посредством конной тяги употреблялись цельнометаллические колёса диаметром 1300 мм, для механической тяги — железные колёса диаметром 1230 мм с резиновым цельнолитым ободом.

Гаубица s.F.H. 18 с оттянутым и опущенным в походное положение стволом. Орудие буксируется полугусеничным тягачом Sd.Kfz. 7, колёса с резиновым ободом (фото из коллекции Ю. Пашолока)

Серийно гаубицы s.F.H. 18 начали выпускаться в Дюссельдорфе на заводе «Рейнметалл-Борзиг» (так начал называться концерн «Рейнметалл») с конца 1933 года, выпуск длился впредь до 1945 года. Стволы поставлялись с фабрик концерна «Крупп», позднее к производству подключили ещё пара компаний: «Шпрееверке», МАН, «Дёррис-Фюлльнер», «Шкода» (по окончании оккупации Чехословакии).

С 1 января 1934 года при формировании артполка пехотной дивизии нового вида 4-й дивизион был предусмотрен как дивизион тяжёлой артиллерии. Долгий период тайной разработки, доводки и испытаний не пропал бесплатно и разрешил сходу передать в армии хорошее орудие, фактически лишённое «детских заболеваний».

Попытки модернизации, успешные и не весьма

Но, громадный вес гаубицы s.F.H. 18 заставил армейское руководство потребовать модернизации орудия. С 1935 по 1939 год параллельно с производством компаниями «Крупп» и «Рeйнметалл» разрабатывался облегчённый вариант гаубицы, имевший ствол длиной 23 калибра и взявшей обозначение 15 cm schwere Feldhaubitze 36 (s.F.H.

36).

Перевод гаубицы из походного положения в боевое: снятие хвостовой части лафета с орудийного передка (ЦАМО)

Ствол гаубицы s.F.H. 36 был на 99 см меньше, чем у s.F.H. 18, дальность стрельбы уменьшилась на 825 м — до 12 500 м. Для уменьшения отката в первый раз для гаубиц был использован дульный тормоз. В конструкции лафета начал использоваться алюминий — вес в походном положении уменьшился на 2,8 тонны (до 55% от веса s.F.H. 18), в боевом положении — на 2,23 тонны (до 59,6% веса предшественника). Это разрешило посредством подкатного прицепа буксировать гаубицу одной машиной либо одной шестиконной упряжкой.

Производство s.F.H. 36 началось с 1939 года, но из-за недостатка алюминия его свернули уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века, да и выпущенное количество гаубиц данной модификации было небольшим.

Во второй половине 30-ых годов XX века «Крупп» и «Рейнметалл» взяли заказ на разработку ещё одной новой гаубицы, с чертями лучше, чем у s.F.H. 18 и s.F.H. 36. Новая совокупность взяла обозначение s.F.H. 40. Это была гаубица со стволом дольше, чем у s.F.H. 18, на три калибра (45 см), с дульным тормозом.

Вес в боевом положении был больше на 100 кг. Орудие имело возможность стрелять на громадных углах возвышения, до 70°, и на дальность до 15 600 м при большом заряде. Предстоящие улучшения предлагали пневматический тормоз, изменяемый откат ствола и увеличенную зарядную камору — в общем и целом, существенно улучшенный вариант s.F.H. 18 без радикальной модификации.

Орудие было готово к 1942 году, но война внесла собственные коррективы: необходимость перенастройки производства на новый технологический процесс, неприятности с сырьём, требование повышения неспециализированного выпуска тяжёлых орудий поставили крест и на данной разработке.

Гаубица s.F.H. 36 из собрания германского Министерства оружий, информационной применения и техники (Die Wehrtechnische Studiensammlung im BAAINBw), Кобленц (Германия)

При подготовке производства s.F.H. 40 на заводе «Крупп» было произведено некое количество стволов для данной гаубицы, и, дабы не терять задел, их установили на лафет s.F.H. 18. Данный «гибрид» взял обозначение s.F.H. 18/40.

Новый ствол с действенным дульным тормозом на ветхом лафете разрешал при большом заряде стрелять на 15 100 м, неспециализированный вес совокупности был приблизительно однообразным с s.F.H. 18. Всего было выпущено 46 таких орудий.

Была ещё одна модификация s.F.H. 18, которая в разных источниках именуется или s.F.H. 42 или s.F.H. 18/43.

В некоторых источниках утверждается, что s.F.H. 42 — это переименованная s.F.H. 18/40; кто-то уверен в том, что это отдельная модификация.

Это было выпущенное в единичных экземплярах орудие, оснащённое новым клиновым затвором с кривошипом, с самообтюрацией и каморой, которое больше не нуждалось в металлических гильзах, а заряд закладывался сходу в орудие.

В будущем проекты концернов «Крупп», «Рейнметалл» и «Шкода» 1942–1943 гг. основывались на применении лафетов с тремя станинами и лафетов с крестовидным основанием. Эти лафеты разрешали вести круговой обстрел на углах возвышения до 70° и снабжали дальность стрельбы до 18 км при меньшем весе как в боевом, так и в походном положении. Но все эти проекты не продвинулись дальше древесных макетов.

Самоходная артиллерийская установка «Хуммель». Прекрасно виден дульный тормоз орудия s.F.H. 18M (Bundesarchiv)

Последней заметной модернизацией s.F.H. 18 была попытка установки дульного тормоза в первой половине 40-ых годов XX века, что разрешило существенно уменьшить нагрузку на лафет при стрельбе, но не известно совершенно верно, было ли это новшество внедрено серийно. Кроме этого были введены особые лейнеры в камору, что разрешило стрелять не смотря на износ на больших зарядах: сейчас не требовалась замена ствола полностью, лейнеры легко заменялись в поле. Модернизированное орудие взяло обозначение s.F.H. 18М.

С применением s.F.H. 18М был выстроен узнаваемый «Хуммель» — Panzerfeldhaubitze 18M auf Geschutzwagen III/IV (Sf) Hummel, Sd.Kfz. 165.

В руках победителей

По окончании войны «Шкода» модернизировала s.F.H. 18 для потребностей чехословацкой армии, унифицировав гаубицу с советскими орудиями по снарядам. Орудие начало называться 152 mm houfnice vz. 18/47: новый ствол с дульным тормозом устанавливался на лафет s.F.H. 18.

Это модификация состояла на вооружении армии Чехословакии до конца 80-х годов прошлого века, а часть стволов была использована для установки на самоходную гаубицу vz. 77 DANA (Samohybna Kanonova Houfnice vzor 77).

Чехословацкая 152 mm houfnice vz. 18/47. Технический музей Лещаны (Чехия)

На протяжении войны Красная армия захватила некое количество s.F.H. 18, и Основное артиллерийское управление совершило их опробования. По результатам опробований составили подробное описание гаубицы, наряду с этим заслуживающими внимания были признаны следующие конструктивные изюминки:

  • механизмы крепления щитков противооткатных устройств в казённике;
  • метод крепления гидравлического накатника в воздушном;
  • конструкция нижнего станка;
  • конструкция ходовой части;
  • размещение маховика подъёмного механизма на станине.

Однако неспециализированный вывод был негативным:

«В производстве совокупность, ввиду сложности последовательности механизмов, трудности обработки некоторых деталей и частей, солидного числа заклёпочных соединений, не владеет достаточной простотой. Это делает её не в полной мере отвечающей условиям массового производства. Но сложной в производственном отношении совокупность однако назвать запрещено».

гильзы и Снаряды с зарядами для гаубицы s.F.H. 18

Тактико-технические характеристики гаубицы s.F.H. 18:

Эти ГАУ

Германские эти

Калибр

149 мм

149 мм

Протяженность ствола

30 калибров

29,5 калибра

Громаднейшая дальность стрельбы

13 325 м

13 325 m

Мельчайшая дальность стрельбы

4000 м

Начальная скорость боеприпаса

210–520 м/с

520 м/с

Угол вертикального обстрела

0–45°

0–45°

Угол горизонтального обстрела

60°

60°

Число переменных зарядов

8

8

Вес совокупности в боевом положении (без сошников)

5180 кг

5512 кг

Вес лафетной повозки

4000 кг

Вес ствольной повозки

4095 кг

Скорострельность, выстрелов/мин

6

4

Фотообзор двух сохранившихся в музейной экспозиции гаубиц возможно заметить тут.

источники и Литература:

  1. Документы фонда Главного артиллерийского управления (ЦАМО РФ).
  2. Снаряды артиллерии бывшей германской армии. Справочник ГАУ ВС СССР — М.: Военное издательство министерства армии СССР, 1946.
  3. Справочник по германской артиллерии — М.: Военное издательство НКО, 1945.
  4. Joachim Engelmann: Das Buch der Artillerie 1939–1945 — Dorfler Zeitgeschichte Verlag, 2004.
  5. Joachim Engelmann. Deutsche schwere Feldhaubitzen 1934–1945 — Wolfersheim-Berstadt: Podzun-Pallas, 1992.
  6. Handbook on German military forces. War Department technical manual TM-E 30–451. War Department 15.03.1945 — US Government Printing Office, Washington, 1945.

Перевод германских документов Антоновой В. А.

Дети с лишним весом: Не могу прекратить имеется!

Статьи, которые будут Вам интересны: