Замаскироваться, чтобы выжить

Война постоянно предполагала, что победа может (а также обязана) быть достигнута не только неотёсанной силой, но и посредством военной хитрости. Одной из таких уловок стало мастерство маскировки. Его развитие взяло особенно сильный импульс в XIX–XX вв., в то время, когда, с одной стороны, появились новые методы камуфляжа и, с другой, потребовалось замаскировать невиданные прежде огромные массы и боевые машины армий.

Качественное изменение в технике камуфляжа было нужно именно на Первую мировую.

Пол Фассел в собственной книге о Первой мировой увидел, что в то время «люди были столь невинны, что кроме того стеснялись выговаривать новое и стильное зарубежное слово «камуфляж». Вправду, словари европейских языков не фиксируют его впредь до 1915–1920 гг.

Замаскироваться, чтобы выжить
Британцы разглядывают трофейные германские орудия, камуфлированные небольшими многоцветными пятнами

В русском языке, действительно, существует синоним «производные» и маскировка от него слова «маскировать» и т.п. Но в «Армейском энциклопедическом лексиконе» барона Л. И. Зедделера 1837–1850 гг. и его втором издании 1852–1858 гг., осуществленном под управлением М. И. Богдановича, ещё нет аналогичной статьи.

Статья «Маска» с описанием разных естественных и неестественных способов укрытия армий от артиллерийских батарей и наблюдателей соперника показалась лишь в «Энциклопедии морских наук и военных» под редакцией Г. А. Леера, вышедшей в 1883–1897 гг. А уже в известной «Военной энциклопедии» 1911–1915 гг., издание которой было предпринято И. Д. Сытиным, статья «Маскирование либо маскировка» не только содержит сведения об этом предмете, но и обобщает опыт русско-японской войны 1904–1905 гг. (окраска откосов, укрытие дёрном, пересадка кустов и деревьев, световая и дымовая завесы, фальшивые строения и т.п.). Слово же «камуфляж», "Наверное," распространилось и закрепилось среди русских армейских уже на протяжении Первой Мировой, став синонимом уже давно привычного понятия.

Французское мастерство

Во французском языке само слово «камуфляж» (camouflage) показалось из парижского арго – сленга, применяемого как преступниками, так и теми, кто занимался борьбой с ними, милицейскими. Об этом свидетельствует в своих мемуарах один из первых теоретиков мастерства камуфляжа, живописец Люсьен-Виктор Гиран де Сцевола (Lucien-Victor Guirand de Scevola): «Слово «камуфляж» стало почётным. Повестка дня дала ему права гражданства в языке честных людей; так реабилитируют осуждённого по окончании блестящего подвига».

Замаскированное орудие. Франция, 1915 год

В этих словах имеется резон. Армия Франции одной из последних среди армий великих держав начала использовать униформу неброских, маскирующих цветов. Англия по окончании англо-бурской войны перешла на форму цвета хаки, за ней цвет униформы поменяли армии США (в начале 1900-х гг.), России (в 1907 году) и Германии (с возникновением «фельдграу» в 1907–1910 гг.).

Франция вынуждена была сделать это конкретно на протяжении битв, а тяжелые потери среди бравых пуалю в первые месяцы войны возможно растолковать и тем, что они всё ещё сражались в красных штанах. Но французы скоро одумались, поменяли форму и сделали мастерство камуфляжа как раз мастерством, завлекая к нему скульпторов и профессиональных художников (т.н. «camoufleurs»).

Началось всё с инициативы двух мобилизованных в 6-й артполк живописцев – упомянутого выше Сцеволы и его коллеги из Нанси, Луи Гинго (Louis Guingot). Они задумали накрыть орудия батареи холстом, раскрашенным под цвета окружающей местности, и поменять цвет формы артиллеристов (одна такая куртка «леопардового» окраса до сих пор хранится в музее истории Лотарингии в Нанси).

Камуфляж — это не только маскирующая окраска. Французские воины с коровой из папье-маше, применяемой как укрытие для снайперов и наблюдателей

Не обращая внимания на определённый успех, Сцеволе и Гинго не удалось привлечь интерес высших чинов к собственной задумке. Только в октябре-ноябре 1914 года генерал Ноэль де Кастельно (Noel Edouard de Castelnau) заинтересовался наработками живописцев и убедил президента Пуанкаре, и главнокому Жоффра в полезности данной работы при продолжительной позиционной войны.

С 12 февраля 1915 года Сцевола взял пост главы особого подразделения, занимавшегося камуфляжем. К работе были привлечены добровольцы из привычных Сцеволы, а штаб-квартирой группы стал Амьен. Уже с августа под управлением Гирана де Сцеволы оказываются большие силы: под армейские потребности были реквизированы мастерские, обслуживавшие Гранд-Опера и другие большие театры французской столицы.

Под управлением карикатуриста Абель-Трюше (Louis Abel-Truchet) в том месте начали работату особые направления для живописцев, через каковые прошло более двухсот слушателей. После этого они будут распределены по всем армиям на протяжении фронта в Нанси, Амьен, Шалон-сюр-Марн, Эперне и т.д.

Колонна французских танков «Рено» FT-17 в камуфляжной окраске. Похожие схемы дожили у французов до Второй мировой войны

На протяжении войны несколько Сцеволы была сперва прикреплена к артиллерии, позже передана инженерным армиям, а после этого переподчинена ПВО. В августе 1918 года маршал Фош, командующий всеми силами союзников на Западном фронте, внес предложение создать неспециализированную работу камуфляжа, которая координировала бы упрочнения и срочно внедряла все технические новинки. До тех пор пока подобный орган пребывал в стадии формирования, война успела закончиться.

Как отмечает французская исследовательница Сесиль Кутен (Cecile Coutin), не обращая внимания на несомненную эффективность этого подразделения, оно было почему-то распущено без каких-либо попыток отыскать ему место при реструкуризации армии.

Чем же занимались живописцы этого подразделения? По словам Кутен, их работа производилась по нескольким главным направлениям.

Мастерская во Франции по изготовлению голов из папье-маше для обмана вражеских снайперов

Живописцы в составе маленьких разведывательных групп проводили съёмку местности и разрабатывали различные методы укрытия пунктов наблюдения за соперником, снайперских точек, и предусматривали сооружение фальшивых целей для дезориентации и обмана немцев. В числе самые известных примеров аналогичной работы возможно назвать установку фальшивых деревьев для снайперов и наблюдателей, «подстраивание» фальшивых развалин, скрывавших укреплённые пулемётные и снайперские точки, к настоящим руинам, возведение целых сёл-обманок и высаживание долгих живых изгородей для маскировки дорог, мостов, укрытий и т.п.

С распространением авиационных аэрофотосъёмки и налётов перед живописцами поднялись новые задачи. Фотоснимки с самолётов продемонстрировали несовершенство маскировки некоторых объектов, и необходимость поменять камуфляж в соответствии со сменой сезонов. Важной проблемой стали тени замаскированных объектов, прекрасно заметные с самолёта.

Но, работа камуфляжа достойно встречала все трудности.

Маскировочные заграждения. Франция, 1918 год

Так, за одну ночь в 1917 была перенесена на 400 метров часовня в Ля Бове, расположенная у печально известной дороги Шмен-де-Дам, что на два дня сбило корректировку огня соперника. Самой грандиозной, но в целом ненужной работой подразделения камуфляжа стало возведение фальшивого парижского предместья в Руасси в сентябре 1918 года. Прекрасно освещённое ночью, оно должно было послужить фальшивой целью для германских бомбардировщиков.

Помимо этого, живописцы трудились над покраской артиллерийских орудий, вагонов, грузовиков, танков, катеров и т.п., скрывая их подлинные размеры посредством цветовых пятен, и делая их невидимыми на фоне окружающей местности. Дополнительные трудности воображала раскраска самолётов, каковые должны были быть незаметны на фоне неба в любую погоду.

Маскировка пехотинца под окружающие предметы, в этом случае — под камни

Подобная работа не имела возможности осуществляться маленькой группой. К февралю 1917 года лишь в основной мастерской трудилось 304 человека, а её управление насчитывало 30 офицеров и семерых штатских. Между живописцами появлялись споры, потому, что живописцы-классики еле могли осознать живописцев-авангардистов.

Не смотря на то, что, как настаивает Патрик Пекатт (Patrick Peccatte), на данный момент многие исследователи склонны преувеличивать роль для того чтобы авангардного направления, как кубизм, в создании камуфляжа в годы Первой Мировой. Но, сам Сцевола в конце 1940-х гг. писал о несомненном влиянии кубизма на мастерство камуфляжа. В полной мере быть может, что влияние было обоюдным.

Большинство трудившихся в команде Сцеволы живописцев однако была не авангардистами, а весьма хорошими дизайнерами, театральными оформителями либо умелыми ремесленниками. В камуфляжные мастерские имели возможность попасть как художники-классики, так и создатели комиксов (к примеру, в том месте был Жозеф Пиншон (Joseph Pinchon), придумавший рисованные истории о Бекассин). Брали всех, поскольку масштабы работы всегда росли.

Так, в дополнении к 3000 работников мастерских, разбросанных по всему фронту, в 1918 году в тылу на данной работе были задействованы 10 000 дам, и подразделения из колоний. Так, воины-аннамиты трудились в качестве чернорабочих в мастерских и на производстве краски.

немцы и Англичане

У союзников французов, британцев, неприятность камуфляжа сначала также не завлекала внимания руководства. Быть может, высшие чины думали, что формы цвета хаки достаточно для маскировки воинов на протяжении боя. Однако, дело сдвинулось с мёртвой точки благодаря упрочнениям энтузиаста, живописца Соломона Дж. Соломона (Solomon J. Solomon), впечатлённого удачами французской армии на этом поприще.

Убедить командующего Английским экспедиционным корпусом сэра Джона Френча (John Denton Pinkstone French) в необходимости развития маскировочного дела Соломону не удалось, а вот преемник Френча, господин Дуглас Хейг (Duglas Haig), прислушался к словам живописца.

Раскрашенный в камуфляжные цвета танк на австралийском плакате, призывающем брать облигации армейского займа, 1918 год. Изображение пара утрированное, но не далёкое от истины

Соломону удалось привлечь к сотрудничеству видных английских дизайнеров и художников. Пройдя что-то наподобие направлений увеличения квалификации во французских мастерских, члены отряда появились в особенном подразделении, взявшем наименование «Special War Park» (практически «Особый армейский склад»). Руководить этим отрядом прописали полковника Фрэнсиса Уайетта (Francis Wyatt) из инженерных армий, а штаб-квартирой его стала закинутая фабрика в Вимрё, городе недалеко от Булони, основной перевалочной базы английских армий во Франции.

На долю английских мастеров камуфляжа выпали разнообразные миссии. Они создали маскировочную окраску танков (разные оттенки коричневого и зелёного), и внесли предложение применять дым чтобы скрыть их перемещение и заглушить шум. Для маскировки же строений и артиллерии на линии фронта англичане создали более лёгкую маскировочную сеть, отказавшись от французского тяжёлого и чёрного холста для раскрашенной марли.

Разновидностей «ослепляющего камуфляжа» было очень много, причём мода на него не прошла и до начала Второй мировой. Главным его назначением было деформировать силуэт корабля, не позволяя оценить его размеры, скорость, направление перемещения. На снимке английский войсковой транспорт «Мавритания» (RMS Mauretania)

Обожали они создавать и фальшивые цели. Один из живописцев, Симингтон (Symington), придумал фигуру воина, поднимавшуюся над окопами, дабы засечь вражеских снайперов, а для собственных стрелков изобрёл одеяние из маскировочной сети. Отдельных удач достигли английские живописцы, к примеру Норман Уилкинсон (Norman Wilkinson), независимо от группы Уайетта занимавшиеся т.н. «ослепляющим камуфляжем» («dazzle camouflage»), что должен был обезопасисть суда в море.

Примечательно, что в германской армии особых подразделений для выделки и разработки камуфляжа не было впредь до 1917 года. Конечно, маскировка также не оставалась без внимания. Время от времени, скорее по случайности, нежели в соответствии с какому-то замыслу, ею занимались и живописцы-авангардисты.

В истории, к примеру, остались имена Франца Марка (Franz Marc), что, по его собственным словам, испробовал на авиамаскировочном брезенте все стили «от Мане до Кандинского», и Пауля Клее (Paul Klee), пара месяцев перекрашивавшего самолёты.

Германский металлический шлем примера 1916 года, раскрашенный в технике «витражного» камуфляжа

Но, взявшись за дело, немцы достаточно скоро достигли хороших удач. Как и их соперники, они умело маскировали армейские огневые точки и объекты, создавая фальшивые деревья, фермы, амбары, огороды. Перед весенним наступлением 1918 года была проделана огромная работа, дабы скрыть все следы перемещения армий к фронту.

В том же 1918 году, уже, но, через чур поздно, была кроме того утверждена единая камуфляжная расцветка, названную «Buntfarbenanstrich» (т.е., «витражный» камуфляж).

Первая мировая придала мастерству камуфляжа невиданную прежде важность. Война, которую вели между собой развитые индустриальные государства, "настойчиво попросила" разработки совсем новых форм маскировки, применения промышленных ресурсов для камуфляжа, глубокой теоретической разработки неприятностей маскировки армий. Изобретения 1914–1918 гг. не остались без практиков военных и внимания теоретиков последующих десятилетий.

Наследство Первой Мировой, и камуфляж в особенности, шепетильно изучалось при подготовке к новому мировому конфликту.

Литература:

  1. Camouflage // The European powers in the First World War: an encyclopedia / edited by Spencer M. Tucker – NY & London, 1996. pp. 160–162
  2. Coutin, Cecile. Camouflage // 1914–1918-online. International Encyclopedia of the First World War / ed. by Ute Daniel, Peter Gatrell, Oliver Janz, Heather Jones, Jennifer Keene, Alan Kramer, and Bill Nasson, issued by Freie Universitat Berlin, Berlin
  3. Coutin, Cecile. Le camouflage pendant la Premiere Guerre mondiale, une arme qui trompe mais qui ne tue pas (http://centenaire.org)
  4. Peccatte, Patrick. Cubisme et camouflage – un mythe de l’histoire de l’art (http://dejavu.hypotheses.org)
  5. Scevola, Lucien-Victor Guirand de. Souvenirs du camouflage (1914–1918) // Revue des Deux Mondes. Decembre 1949. T.2. pp. 719–733
  6. Talarico, Jessica. 5 Facts About Camouflage In The First World War (iwm.org.uk)
  7. Маска // Энциклопедия морских наук и военных / под. ред. Леера – Спб., 1891. Т. V. C. 76–77
  8. Маскирование // Военная энциклопедия / под ред. К. И. Величко, В. Ф. Новицкого и др. – СПб., 1914. Т. 15. С. 219–220
  9. http://warspot.ru/6675-voyna-v-tsvetnyh-kartinkah
  10. http://warspot.ru/6538-pravo-umeret-za-evropeyskuyu-rodinu

Маскировка на местности — Уроки выживания — Сoncealment — Survival training (english subtitles)

Статьи, которые будут Вам интересны: