«Зверь-машина»

«Зверь-машина»

Мысль перевозки танков автомобильным транспортом появилась во время Первой Мировой. В базе ее было желание сделать настоящим своевременное маневрирование танковыми подразделениями — другими словами осуществлять стремительный переброс танков с одного участка фронта на другой. Для решения данной задачи перемещение своим ходом исключалось — через чур низкими были динамические характеристики у боевых автомобилей тех лет. Но и подходящего автотранспорта также не было.

В послевоенный период, по мере совершенствования конструкций машин, эта мысль отыскала собственный воплощение.

Методы перевозки были различными. Для транспортировки итальянских легких танков Fiat 3000, к примеру, употреблялись особые одноосные четырехколесные прицепы, созданные артиллерийским арсеналом в Турине.

В Германии в 1930-е годы для перевозки легких танков Pz.l и Pz.ll создали пара моделей тяжелых грузовиков грузоподъемностью 8800 — 9500 кг. самые массовыми были Bussing-NAG 900 и 900А, и Faun L900D567; танки перевозились конкретно в кузовах этих автомобилей. На вооружении Вермахта состояли и особые прицепы Sd.Anh.115 грузоподъемностью 8000 кг.

Последние употреблялись уже для транспортировки средних танков. В качестве тягловой силы для этих прицепов использовались тяжелые колесные тягачи типа Hanomag SS100 либо полугусеничные 18-тонники Sd.Kfz.9 компании Famo (не смотря на то, что Pz.l, к примеру, нормально буксировался кроме того восьми- и пятитонными тягачами).

На вооружении английской армии в 1920 и 1930-е годы состояли транспортеры Scammell, благодаря которым осуществлялась перевозка средних танков Mk.ll.

Во второй половине 30-х годов двадцатого века им на смену пришли более замечательные транспортеры такой же марки, оснащенные полуприцепом грузоподъемностью 20 т, и седельные тягачи Albion с 15-тонными полуприцепами.

Но самые массовыми танковыми транспортерами в армиях западных союзников во время второй мировой стали американские балластные тягачи Reo 28XS и Diamond Т980, оснащенные трехосными прицепами-трейлерами.

Обе эти автомобили поставлялись и в СССР, действительно, в очень ограниченных количествах, потому, что боевые уставы Красной Армии не предусматривали доставку танков к линии фронта автомобильным транспортом. Исходя из этого американские тягачи использовались в основном для эвакуации поврежденной бронетанковой техники. Применение прицепа компании Roger Trailer грузоподъемностью 45 т разрешало перевозить все типы танков, как Красной Армии, так и других союзных армий.

Главным же недочётом этих автомобилей, исключавшим их применение в прифронтовой полосе в близи к переднему краю, было полное отсутствие бронирования. Исходя из этого уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века в Соединенных Штатах, основываясь тогда еще только на английском опыте боев в Северной Африке, приступили к проектированию бронированного тягача-транспортера.

По окончании того как армейские сформулировали тактико-технические требования, к работам приступили пара компаний-производителей тяжелых грузовиков.

Первой в январе 1942 года предложила свой вариант компания Dart Motor Company из Канзас-Сити: тягач Т13 в паре с трейлером Т28 компании Fruehauf Trailer. Чуть позднее, в апреле, второй конкурсант — компания Knuckey Truck Company из Сан-Франциско — представила собственный проект — тягач Т25, кроме этого в блоке с трейлером Т28.

Седельный тягач М26:

1 — бронированная кабина; 2 — крупнокалиберный пулемет Browning М2НВ; 3 — откидные бронещитки боковых окон; 4 — откидной бронещиток двери; 5 — дверь; 6 — верхняя лебедка; 7 — нижняя лебедка; 8 — кран-балка; 9 — кран-стрела; 10 — рычаги управления лебедками; 11 — баллоны с ацетиленом и кислородом; 12 — седло; 13 — тренога крупнокалиберного пулемета; 14 — турель; 15 — запасное колесо; 16 — площадка оператора; 17 — откидные бронекрышки ветровых окон; 18 — бронекрышки радиатора; 19 — передняя лебедка; 20 — бронекрышки кормовых окон; 21 — глушитель; 22 — цепные передачи задних ведущих мостов; 23 — передний ведущий мост

Обе автомобили, либо, как они именовались официально, Tank Recovery Unit Т3 (что возможно перевести на русский как «комплекс для эвакуации танков»), прошли широкую программу опробований, на протяжении которых выявились бессчётные недочёты. Большая часть из них — в части подвижности и манёвренности. По большей части это было связано с перегруженностью ходовых частей и не хватает замечательными двигателями.

Но к концу опробований выявилось превосходство тягача Т25 над Т13, прежде всего из-за лучшей неспециализированной компоновки. Важную роль сыграло использование на Т25 несложной и надежной двойной цепной передачи в совокупности привода задних ведущих колес. Словом, в конкурсе победила компания Knuckey Truck Со, но обеспечить серийный выпуск собственной автомобили она не имела возможности.

Ее производственные возможности полностью не соответствовали потребностям американской армии. Опытный образец и техдокументацию передали компании Pacific Car and Foundry Company из штата Вашингтон. По окончании доработки проекта к условиям серийного производства машина взяла заводской индекс TR-1.

На вооружение армии США комплекс был принят под обозначением Truck-Trailer, 40-ton, tank recovery, M25, что возможно перевести на русский язык как «40-тонный танковый тягач-транспортер М25».

Комплекс включал в себя Truck, 12-ton, 6×6, tractor М26 («12-т седельный тягач М26 с колесной формулой 6×6») и Semitrailer, transporter, 40-ton, 8-wheel, M15 (40-т восьмиколесный полуприцеп-транспортер М15). В отличие от этих громоздких официальных обозначений, прозвище тягача было куда несложнее — Dragon Wagon. Дословно по-русски — «дракон-машина», либо «машина-дракон». По смыслу этому британскому заглавию, по-видимому, самый близко отечественное «зверь-машина».

Тягач «Дракон» выпускался в двух вариантах: с бронированной кабиной (М26) с 1943 года и с небронированной кабиной (М26А1 ) с 1944-го. Оба варианта оснащались 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями Hall-Scott L440 1090 с ярким впрыском. Мощность двигателя составляла 240 л.с. при 2100 об/мин. В трансмиссию автомобиля входили четырехскоростная коробка передач, трехскоростной раздаточная коробка и демультипликатор.

Тормозная совокупность трайлера подключалась к тормозной совокупности тягача.

Наряду с этим задние ведущие мосты последнего и колеса трейлера оснащались пневматическими тормозами.

Бронированная кабина тягача М26 сваривалась из плоских страниц, размешавшихся под рациональными углами наклона, и оснащалась двумя дверями для посадки экипажа и восемью окнами. Последние в боевом положении закрывались броневыми крышками со смотровыми щелями. На крыше кабины на турели монтировался 12,7-мм пулемет Browning М2НВ.

Полуприцеп-транспортер М15:

1 — рама опорно-сцепного устройства; 2 — складывающаяся опора; 3 — платформа; 4 — рампа; 5 — шкив для выдачи троса лебедки

Тягач оснащался двухбарабанной лебедкой, установленной сзади кабины, и лебедкой самовытаскивания под бампером. Помимо этого, в набор оборудования входили разборные кран-кран и балка-стрела, и приспособление для буксировки танков и машин на твёрдой сцепке.

Во время с 1943 по 1945 год заводские цеха компании Pacific Car and Foundry покинули 1372 «Дракона». Замечательный тягач активно использовался для эвакуации и транспортировки легких и средних танков, и для перевозки вторых тяжелых грузов. В штат танковой дивизии армии США входил ремонтноэвакуационный батальон, насчитывавший в собственном составе девять танковых транспортеров М25.

По окончании окончания Второй мировой большинство этих автомобилей осталась в Европе, где употреблялась как в американских оккупационных армиях в Германии, так и в армиях союзников. Достаточно продолжительно эксплуатировались эти автомобили во французских частях. США использовали некое количество «драконов» в Корее, а в Израильской армии они прослужили до начала 1970-х годов.

Но работа этих автомобилей по большей части завершилась в середине 1950-х годов, по окончании появления более тяжелых танков.

А вот трайлер М15, что было легче модернизировать, эксплуатировался существенно продолжительнее. Уже в первой половине 40-ых годов XX века он претерпел трансформации в части размеров, грузоподъёмности и снаряжения. Трейлер, взявший индекс М15А1, выдерживал нагрузку уже до 45 т и мог транспортировать новейший американский тяжелый танк М26 «Першинг».

По окончании Второй мировой еще последовательность модернизаций стали причиной появлению трейлера М15А2, что в паре с 10-т тягачом М123 компании Mack употреблялся американской армией во вьетнамской войне.

М. БАРЯТИНСКИЙ, О. БАРОНОВ

Машина — зверь

Статьи, которые будут Вам интересны: