Баталии в прибрежных водах

Баталии в прибрежных водах

Случай, случившийся 5 октября 1917 года на Адриатическом море, с одной стороны может принимать во внимание второстепенным, а с другой — крайне важным, вынудившим призадуматься приверженцев «войны до победного финиша». В данный сутки итальянцы нашли в миноносец и своих водах Tb-11 с развевающимся на мачте белым флагом. Скоро стало известно, что посадка на мель этого корабля — вовсе не итог навигационной неточности.

На судне вспыхнул бунт, на протяжении которого матросы-славяне (по большей части хорваты) арестовали двух офицеров-австрийцев и решили сдаться итальянцам. Миноносец пересек Адриатику и выбросился на мель к югу от Анконы. Необязательный переход на сторону соперника боевого корабля на протяжении войны — для того чтобы в современной европейской истории еще не было.

На расстановку сил на море сдача в плен маленького миноносца, конечно же, никак не повлияла, но она имела огромное моральное значение. «Данный факт явился новым доказательством разложения, начавшегося в Австро-Венгрии, и утомления, которое давало себя ощущать и на сухопутном фронте», — так написал один из французских военно-морских историков капитан 1 ранга А.Томази. Союзники по Антанте не скрывали удивления: уникальный случай случился во флоте, что вести войну на Адриатике до тех пор пока существенно действеннее собственных соперников, владевших более бессчётными силами…

В 1904 году Морской отдел армейского министерства «двуединой» монархии утвердил теорию развития торпедных сил, заметно отличавшуюся от принятых в других государствах. Учитывая специфику Адриатического театра, австрийские адмиралы определили, что их миноносцы должны делиться на три ранга: эскадренные водоизмещением в 400 т, мореходные в 200 т и прибрежные в 110 т. Стремительное развитие класса торпедных судов стало причиной тому, что в 1910 году эти параметры пересмотрели: водоизмещение эсминцев возрастало до 800 т, мореходных миноносцев — до 275 т, и только размеры прибрежных сохранялись на прошлом уровне.

В целом такая кораблестроительная политика себя оправдала, разрешив создать очень бессчётные и боеспособные торпедные силы при довольно маленьких затратах. По большому счету, по рациональности применения денежных средств в морском бюджете Австро-Венгерскую империю возможно ставить в пример каждый стране мира.

Постройка мореходных миноносцев являлась частью широкой судостроительной программы 1904 года.

Тут австрийцы поступили равно как и с истребителями типа «Хуссар» (см. «Моделист-конструктор» № 12 за 1999 г.). Головной 200-тонный миноносец «Кайман» был заказан британской компании «Ярроу», а остальные 23 корабля по его чертежам строились в Австро-Венгерской империи на верфях в Триесте и Фиуме. По существу, «Кайман» воображал собой увеличенный «Випер» с усиленным артиллерийским оружием.

Энергетическая установка осталась одновальной, но за счет применения более производительных котлов и новых четырехцилиндровых автомобилей мощность выросла до 3000 л.с. На опробованиях головной миноносец развил мощность 3433 л.с. и скорость в 26,6 узла. В целом проект «Каймана» был признан в полной мере успешным, не смотря на то, что его цена заметно превышала цену «Випера» — 722,1 тыс. крон против 487,8 тыс. Действительно, «Хуссар», заказанный в один момент с «Кайманом», стоил в два с лишним раза дороже— 1516 тыс. крон.

Сразу же по завершении постройки серии «кайманов» австрийский морской технический комитет выдал задание на разработку следующего проекта мореходного миноносца водоизмещением в 275 т, талантливого в течение 10 часов держать движение в 30 узлов! Любопытно, что последнее требование определялось исходя из следующих прогнозов: корабль должен был выйти из Каттаро (Котора) ночью, до восхода солнца ударить неприятеля недалеко от Отрантского пролива и полным ходом возвратиться назад.

Так, за четыре года до начала войны австрийцы совершенно верно предугадали задачи, каковые им вправду нужно будет решать. Но требования все же были завышенными: конструкторы разглядели всевозможные варианты энергетики судов (впредь до применения дизелей и турбо-электрического привода), но обеспечить такие высокие скоростные характеристики при ограниченном водоизмещении не смогли.

Адмиралы из морского штаба дали согласие снизить большую скорость до 28 узлов, по окончании чего выдали заказ на постройку сходу 27 «торпедоботов».

Миноносцы типа 74Т были весьма увлекательными судами. При маленьких размерах они имели полубак, а мощность двухвальной паротурбинной установки составляла 5000 л.с. Котлы — со смешанным отоплением; запас горючего складывался из 24 т нефти и 17,5 т угля.

По мощи торпедного оружия (два двухтрубных аппарата) миноносцы не уступали практически всем тогдашних эсминцев. Вместо названий они взяли литерно-цифровые обозначения, в которых буква означала место постройки (Т — Триест, F — Фиуме, М — Монфальконе)*.

В зависимости от компании-строителя суда пара отличались друг от друга.

Миноносцы 74Т—81Т были однотрубными, остальные — двухтрубными. Последние три единицы серии (98М—100М) имели удлиненный полубак, на котором сзади 66-мм пушки устанавливался носовой торпедный аппарат.

Прибрежные миноносцы ТЬ-1 —Tb-12 строились в 1909—1910 годах верфями в Триесте и Фиуме. По сути они представляли собой пара усовершенствованный «Випер» с нефтяными котлами и более рациональным размещением оружия.

Попытка оснастить их турбинами не увенчалась успехом, и потому было нужно остановиться на проверенных паровых машинах тройного расширения. Но не обращая внимания на то, что проект этих миниатюрных судов базировался на достаточно ветхом прототипе, в целом они были очень успешными. Особенно неожиданной для моряков стала их в полной мере приличная мореходность: миноносцы с уверенностью держались на пяти-шестибалльной волне, на что многие их собратья были полностью неспособны.

Австро-венгерские миноносцы постройки 1905—1916 годов (51 мореходный и 12 прибрежных) деятельно принимали участие в военных действиях на протяжении Первой Мировой. Они ходили в разведку, сопровождали конвои, совершали набеговые операции, занимались тралением и сами ставили мины, несли противолодочную работу. Страно, но ни один из них не погиб!

Единственная австрийская утрата — «перебежчик» Tb-11, включенный в состав итальянского флота называющиеся «Франческо Ризмондо» и прослуживший до 1925 года.

По окончании окончания войны австро-венгерские «торпедоботы» разошлись по свету и продолжительно помогали под знамёнами различных государств. Миноносцы 74Т, 75Т, 80Т, 81Т, 82F—84F были переданы Румынии и взяли заглавия «Вифорул», «Вертежул», «Виджелия», «Сборул», «Налука», «Смеул» и «Фульгерул» соответственно.

Последний из них так и не добрался до новых хозяев: дойдя практически до Румынии, он 8 февраля 1922 года в Черном море попал в сильный шторм и перевернулся вверх килем. А «Сборул», «Смеул» и «Налука» дожили до Второй мировой и принимали участие в военных действиях против СССР.

В первой половине 40-ых годов XX века последний из них был потоплен отечественной авиацией в Констанце, а два вторых захвачены Красной Армией и некое время пребывали в составе Черноморского флота под заглавиями «Торос» и «Муссон»; в конце 1945 года их вернули Румынии. Миноносцы 85F, 86F, 88F—91F достались Португалии и стали называться соответственно «Зезере», «Аве», «Кавадо», «Саду», «Лиз» и «Мондего».

Действительно, «Зезере» и «Кавадо» кроме этого не достигли нового места работы, разбившись на камнях у берегов Алжира в декабре 1921 года по пути в Лиссабон. «Торпедоботы» 92F, 94F, 95F, 98М—100М были включены в состав ВМС Греции под именами «Проусса», «Панормос», «Пергамос», «Кизикос», «Киос» и «Кидониай». Все они, не считая потерпевшего крушение во второй половине 20-ых годов двадцатого века «Панормоса», погибли в 1941-м. Наконец, 76Т-79Т, 87F, 93F, 96F и 97F стали югославскими Т-1—Т-8.

Один Т-4 был потерян в первой половине 30-ых годов двадцатого века из-за навигационной аварии, а остальные принимали участие во Второй мировой и были захвачены итальянцами. С 1943 года Т-1, Т-2, Т-5 и Т-7 помогали под флагом марионеточной Хорватии. самые живучими были Т-1 и Т-5, каковые под заглавиями «Коленица» и «Цер» пребывали в составе ВМС Югославии соответственно до 1959 и 1963 годов.

В случае если в Австро-Венгерской империи развитие класса миноносцев происходило медлено и имело под собой четкую теоретическую базу — теорию их применения, то в Германии дело обстояло совсем в противном случае. Флот данной страны, казалось бы, окончательно расстался с малыми «торпедоботами» — они не строились более 15 лет. Хохзеефлотте — Флот открытого моря — оправдывал собственный наименование и хотел попасть в океан, бросая вызов «владычице морей».

Малые немореходные суда ему были, очевидно, ни к чему.

Но начало всемирный войны поставило перед германским флотом задачи, к каким он был не готов. В частности, появилась необходимость в помощи фланга сухопутной армии на побережье Фландрии. Для действий на мелководье требовались маленькие артиллерийско-торпедные суда, и их было нужно срочно строить.

212. Миноносец «Кайман», Австро-Венгерской империи, 1905 г.

Строился в Англии компанией «Ярроу». Водоизмещение обычное 210т. Протяженность громаднейшая 56,9 м; ширина 5,4 м; осадка 1,4 м. Мощность одновальной паросиловой установки 3000 л.с., скорость 26 узлов. Оружие: четыре 47-мм пушки, три 450-мм торпедных аппарата. Всего в 1905 — 1910 годах выстроено 24 единицы: одна — в Англии и 23 — в Австро-Венгерской империи

213. Миноносец 98М, Австро-Венгерская империя, 1915 г.

Строился в Австро-Венгерской империи компанией «Кантьери Навале Триестино». Водоизмещение обычное 270 т. Протяженность громаднейшая 60,4 м; ширина 5,6 м; осадка 1,5 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 5000 л.с., скорость 28,5 узла.

Оружие: две 66-мм пушки, четыре 450-мм торпедных аппарата. Всего в 1915—1916 годах выстроено три единицы: 98М—100М

214. Миноносец Tb-1, Австро-Венгерская империя, 1910 г.

Строился в Австро-Венгерской империи компанией «Стабилименто Текнико Триестино». Водоизмещение обычное 115 т. Протяженность громаднейшая 44,2 м; ширина 4,3 м; осадка 1,2 м. Мощность одновальной паросиловой установки 2500 л.с., скорость 26 узлов. Оружие: две 47-мм пушки, два 450-мм торпедных аппарата.

Всего в 1909—1910 годах выстроено 12 единиц: Tb-1—Tb-12. Последние шесть судов имели осадку 1,5 м и водоизмещение 131т

Первая серия прибрежных миноносцев типа А (А-1—А-25) была выстроена в экстренном порядке и в полной мере соответствовала поговорке «первый блин — комом».

Чертежи корабля разрабатывались на базе ветхого проекта компании «Шихау» и неудивительно, что его боевые возможности были более чем скромными. Одновинтовые, со старомодными угольными котлами, миноносцы имели возможность развивать скорость не более 19—20 узлов. Корпус делился только на четыре влагонепроницаемых отсека, что предопределило их очень низкую живучесть. Но, не обращая внимания на очевидные недочёты, «торпедоботы» типа А-1 были крайне полезными боевыми единицами кайзеровского флота.

Большая часть из них в виде отдельных секций перевезли по железной дороге в Антверпен, где их скоро собрали и сходу кинули в бой.

Следующая серия миноносцев типа А (А-26—А-55) создавалась с учетом опыта войны. Сейчас в качестве прототипа выбрали выстроенные ранее для Италии и Дании торпедные суда «Тумлерен» и «Сирио».

Если сравнивать с А-1 представители нового семейства были в два раза больше, быстроходнее и имели лучшую мореходность. Корпус судна оснастили полубаком, энергетическая установка сейчас включала в себя паровую турбину и один котел с нефтяным отоплением. Число влагонепроницаемых отсеков увеличилось до шести. Занимательная изюминка: миноносцы типа А-26 взяли замечательное для их размеров артиллерийское оружие — две 88-мм пушки, но торпедное наряду с этим уменьшилось до одного аппарата.

Помимо этого, все суда оснащались противоминными тралами — изначально предполагалось «по совместительству» применять их в роли тральщиков.

Наконец, на исходе 1916 года немцы приступили к постройке третьей серии самые совершенных прибрежных «торпедоботов» типа А-56. По размерам, мореходности и дальности плавания они превзошли австрийских «братьев по классу» типа 74Т.

Их паротурбинная установка стала двухвальной, корпус был разделен на семь влагонепроницаемых отсеков. Оружие осталось прошлым; только на миноносце А-80 вместо торпедного аппарата установили третье 88-мм орудие. До конца войны верфи успели сдать 37 судов данной серии.

Германские прибрежные миноносцы храбро сражались с бессчётными патрульными судами Антанты в проливе Ла-Манш и у бельгийского побережья.

Применяя преимущества маленькой осадки и малозаметного силуэта, они совершали ночные рейды в тыл соперника, часто вступая в бой с значительно более сильным неприятелем. Причем жаркие ночные схватки подчас шли вопреки всем правилам и теориям тактики — дело доходило чуть ли не до захвата…

Вот только один пример. В ночь на 21 марта 1918 года четыре германских миноносца скрытно приблизились к побережью между Дюнкерком и Ньёпором.

Они должны были разведать обстановку и подготовить позиции для шедшего за ними дивизиона эсминцев; в задачу последнего входил обстрел фланга армии союзников. Море в этом месте было практически испещрено песчаными банками, и опасность посадки на мель была большой. Миноносцы А-4 и А-9 заняли позицию у северной оконечности Ньёпорской банки, А-7 и А-19 — у банки Смаль. В 3.45 над морем засверкали вспышки выстрелов — это подошедшие германские эсминцы открыли огонь по берегу.

Находившиеся на Дюнкеркском рейде дозорные суда — британские: фаворит «Бота», эсминец «Моррис» и французские: эсминцы «Капитан Мель», «Ма-гон» и «Буклие» — срочно снялись с якоря и полным ходом направились на неприятеля. В 4.35 осветительные боеприпасы с «Боты» помогли соперникам заметить друг друга, и сразу же завязалась артиллерийская дуэль.

Немцы, посчитав собственную задачу выполненной, постарались уйти.

Пятьэсминцев дивизиона проскочили под носом британского фаворита, но два следовавших за ними миноносца (это были А-7 и А-19) отстали — их 19-узловая скорость не разрешала угнаться за «цершторерами». На десятой минуте боя в кормовую кочегарку «Боты» угодил скорость лидера — и вражеский снаряд начала падать. Выпустив вдогонку уходящим эсминцам две торпеды, начальник «Боты» быстро развернул и ринулся прямо на А-19.

Тот опоздал увернуться, и острый форштевень фаворита рассек германский миноносец на две части. После этого тарану чуть было не подвергся и А-7, но «Бота» проскочил мимо, успев дать залп всем бортом. Фаворит развернулся, дабы прикончить несчастного «торпедобота», но сейчас на нем вышла из строя динамо-машина, и на корабле погас свет.

Тем временем к месту боя приблизился французский эсминец «Капитан Мель»; французы, увидев «Боту», посчитали, что без огней может идти лишь неприятель, и выпустили в него торпеду. В районе кормового машинного отделения британского фаворита раздался замечательный взрыв, и флагманский корабль отряда утратил движение. К счастью, он остался на плаву и был отбуксирован в базу эсминцем «Моррис».

Миноносцу А-7 уйти все же не удалось: взяв пара снарядов с французских эсминцев, он затонул. А вот обстреливавшие береговые позиции эсминцы поставили дымовую завесу и скрылись.

Всего из первой серии прибрежных миноносцев на протяжении войны погибли восемь, из второй — один, из третьей — девять, причем большинство — в следствии подрыва на минах.

По окончании заключения перемирия 14 судов первой и второй серий достались Бельгии, где они помогали до 1927—1931 годов. «Торпедоботы» А-59, А-64, А-68 и А-80 были переданы Польше и переименованы в «Слажак», «Краковяк», «Куявяк» и «Горал»; в боевом строю они пребывали до конца 30-х годов. А продолжительнее всех прослужил А-32. В октябре 1917 года его выкинуло штормом на остров Эзель.

Пара лет он ржавел на отмели, но потом был восстановлен и включен в состав ВМС Эстонии называющиеся «Сулев». В первой половине 40-ых годов двадцатого века ветхий «торпедобот» был под советским флагом — ему поменяли имя на «Аметист» и переклассифицировали в корабль. В будущем он употреблялся в роли учебного судна до середины 50-х годов.

С. БАЛАКИН

> 10 uur van de oceaan stortbui en storm klinkt voor het slapen. Regen en wind geluiden.

Статьи, которые будут Вам интересны: