Бензиновый бунт «младшего брата». как белоруссия хочет наказать россию — «новости дня»

Бензиновый бунт «младшего брата». как белоруссия хочет наказать россию - «новости дня»

Обитатели Белоруссии и России вот уже полтора года замечают очередной акт ставшей фактически классической новогодней драмы называющиеся «Отдайте деньги за газ». Лишь в этом случае Москва больше не угрожает перекрыть вентиль несогласному со ценой газа Минску. Белоруссия же таковой любезности не проявляет. Братская республика пробует «наказать» Россию резким сокращением поставок бензина, ещё в 2014 году оговорённых двусторонним соглашением…

Из всех нефтегазовых распрей, методично разгоравшихся между Москвой и Минском каждые три года (в 2004, 2007 и 2010 году) Российская Федерация, а правильнее «Газпром», выходила победителем. В большинстве случаев, любой раз, в то время, когда Белоруссия начинала качать права и с пеной у рта обосновывать, что за газ переплачивает, РФ действовала жёстко, переходя сперва к угрозам отключения, а в некоторых случаях, фактически, и к самому отключению.

Сейчас, по всей видимости, на фоне разгоревшегося конфликта с Украиной и по большому счету жажды наконец закрыть продолжающееся уже 15 лет создание единого газового рынка с единой ценой поставок, Москва не рискует переходить на столь резкие меры, ограничиваясь сокращением нефтяных поставок.

Минск же, ощущая излишнюю свободу действий и более снисходительное к себе отношение, наоборот, решил функционировать тверже. Раньше Белоруссия не рисковала делать заявления об ограничении транзита газа ГазПрома в Европу и повышении тарифов на нефтяную прокачку. Сейчас же Минск перешёл к настоящим «антисанкциям» против России.

По соглашению сторон РФ поставляет Белоруссии нефть, а она нам в ответ — бензин. Но в начале прошлого года поставки фактически закончились, и за год, согласно данным источника в министерство энергетики, так и не восстановились.

— Бензина белорусского мы не видим. Я думаю, всем ясно из-за чего: мы же им ограничили поставки нефти. Иначе, поставки же не иссякли всецело, а были лишь мало ограничены.

Белорусская же сторона в ответ бензин поставлять, — отмечает собеседник.

Дружба дружбой, а табачок врозь

В случае если разобраться, подписанное в 2014-м межправсоглашение по поставкам нефтепродуктов и нефти до 2025 года белорусская сторона ни при каких обстоятельствах всецело и не выполняла. По его условиям Москва обязалась поставлять Минску по 23 млн т нефти каждый год, не взимая экспортной пошлины по условиям Евразийского экономического альянса. Вместо было оговорено, что Российская Федерация будет получать от белорусских нефтепереработчиков не меньше 1,8 млн т бензина в год. Но уже в марте 2015-го начались перебои с поставками.

В итоге за год, согласно данным аналитической компании «Аналитики товарных рынков», в Россию поступило всего 808 тыс. т бензина, другими словами на 1 млн т меньше ранее оговорённых количеств.

В январе 2016-го обстановка, по сути, лишь ухудшилась. В итоге, как поведал директор по формированию бизнеса аналитической компании Михаил Турукалов, «за целый прошедший год Российская Федерация взяла всего 170 тыс. тысячь киллограм бензина, притом что по соглашению Минск давал слово поставить минимум 1 млн т».

— В позапрошлом году российское Минэнерго дало согласие, что 1,8 млн однако пара завышенная цифра. Сравнивая с прошлыми, 2015 и 2014 годом, возможно заявить, что поставки и вовсе закончились: тогда Белоруссия поставила по 808 тыс. тысячь киллограм, — сказал Турукалов.

Обстоятельства для понижения, кстати, были кроме того не политическими, а чисто экономическими: из-за девальвации рубля европейские заправки стали для Белоруссии выгоднее, чем российские. Тогда как Российская Федерация в прошедшем сезоне брала бензин по $357 тыс. за тонну, испытывающая недостаток бюджета Украина давала по $394 тыс. за тонну бензина, подмечает ведущий специалист Фонда национальной энергобезопасности, учитель Денежного университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

И конечно, нет ничего необычного в том, что всего за 9 месяцев прошлого года Киев, в отличие от не меньше братской для Минска Москвы, взял из Белоруссии аж 3,6 млн т нефтепродуктов. С радостью реализовывают белорусы и в более европейские государства, например, в Нидерланды, куда ушло согласно данным Белстата 3,8 млн т.

В случае если взглянуть статистику, сколько мы им поставили, окажется, что их нефтепродукты нам просто бесполезны: мы им отправляем значительно больше, чем приобретаем от них, говорит специалист. Согласно данным Белстата, за 9 месяцев прошлого года российские нефтепереработчики послали бензина в Белоруссию на 1,3 млн тысячь киллограм по цене $311 тыс. за тонну.

— Получается нелепая обстановка: они у нас берут дешевле, а нам реализовывают бензин, переработанный из отечественной же нефти, дороже, — подмечает Юшков.

«Нечистый козырь» в рукаве

Однако в этом случае обвинить белорусскую сторону в невыполнении договорённостей и нечестной игре будет непросто. Дело в том, что количества бензиновых поставок из Белоруссии в Россию намертво привязаны к нефтяным в обратном направлении. А их Москва в текущем году, в ответ на отказ Минска выплатить газовый долг в $400 млн, последовательно уменьшает: сперва до 4,5 млн т в квартал, а после этого, как писали СМИ, собирается сократить количество ещё на 0,5 млн т. В прошедшем сезоне поставки упали практически в два раза — с заявленных 21 млн до 14 млн т. В последнем квартале 2016-го в Белоруссию ушло всего 3 млн т российской нефти.

— Так, мы наподобие как сами виноваты в том, что бензина нам недопоставляют, — думает собеседник в министерство энергетики. — Иначе, не мы первые нарушили соглашение, белорусы в далеком прошлом уже недопоставляют бензин, нефть мы ограничили значительно позднее.

В январе — мае 2015 года, кстати, белорусская сторона неоднократно останавливала экспорт бензина в Россию. В апреле того года белорусский помошник премьер-министра Владимир Семашко растолковывал это через чур низкой ценой нефтепродуктов на русском рынке. В ответ в мае глава российского Минэнерго Александр Новак предотвратил белорусских сотрудников о возможном уменьшении встречных поставок нефти, что предусмотрено действующим двусторонним соглашением при падении поставок бензина на 10%.

Будут ли использоваться к белорусской стороне не считая «нефтяных» ограничений какие-либо ещё санкции за недопоставку бензина, офпреды Минэнерго не уточнили.

По словам источника, Российская Федерация не испытывает особенного дискомфорта от ограничений: большинство русских нефтехимических фабрик перешло на новый минимальный экологический стандарт «Евро-5?, исходя из этого недостатка бензина на рынке не ожидается. Более того, от недопоставок белорусского бензина отечественным нефтекомпаниям кроме того комфортнее, поскольку соперников делается меньше, говорит Юшков. В декабре Российская Федерация взяла на себя обязанность снизить добычу нефти на 300 тыс. баррелей в день, в случае если это случится, на рынке может появиться маленький недостаток нефтепродуктов, что имела возможность бы оказать помощь восполнить Беларусь, подмечает начальник аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности Александр Пасечник.

Но, Минэнерго до сих пор публично не допускало образования недостатка бензина в связи с снижением темпов добычи.

— Ответ газового вопроса представляется нам намного серьёзнее, чем недопоставки бензина, — кратко ответил источник в министерстве.

Ожидается, что стороны придут к соглашению не позднее финиша I квартала этого года — ровно до конца марта будут функционировать комфортные для Москвы тарифы на прокачку русском нефти в Европу. В случае если соглашения сейчас так достигнуть и не удастся, у Белоруссии покажется ещё один, пускай и «нечистый», козырь в рукаве.

Лукашенко дружит с Грузией — но против России!

Статьи, которые будут Вам интересны: