Цифровая культура: как сделать телепередачу

Цифровая культура: как сделать телепередачу

    Аппаратная сложного озвучания на базе ProTools
    Создатель статьи с цифровыми кассетами
    Студия компьютерной графики
    Мобильная телевизионная станция

В это же время, каждая телепередача — итог работы целого коллектива специалистов, поскольку донести до зрителя авторскую идея, гармонично сочетая образы и звук, не так легко, как думается на первый взгляд.

Как пример кратко обрисуем процесс создания авторской телепрограммы. Он начинается задолго до съемок — с формирования сетки вещания канала, которая, по сути, является планом создания телепрограмм. В большинстве случаев составляются годовые и квартальные замыслы, в которых определяются тематика программ, их продолжительность (хронометраж) и сроки выхода в эфир. В то время, когда сетка вещания утверждена, возможно приступать к написанию сценария.

Когда он готов и одобрен редакцией, начинается подбор видео и аудиоматериалов: заказ архивных записей, компьютерной графики, съемок различной степени сложности (простых либо студийных), аудиосопровождения и т. п. Собранные и подготовленные материалы монтируются в соответствии с режиссерским планом, а после этого озвучиваются (для этого смогут быть дополнительно приглашены актеры). Готовая программа записывается на так именуемую мастер-кассету, с которой возможно выдана в эфир. Это всё неспециализированные сведения — конкретная же реализация технологического процесса на каждом канале собственная и зависит от множества факторов.

Мы побывали на ГТРК «Культура». Сотрудники канала поведали нам о технологиях и новейших стандартах, с которыми они сейчас трудятся, детально остановившись на некоторых самых занимательных этапах — видеомонтаже и организации видеоархива.

Цифровое производство

Сегодняшние искушенные телезрители ожидают, что выбранный канал предоставит им самое качественное изображение, самые своевременные новости и самые занимательные программы. Для телепроизводства взять на выходе «самое-самое» свидетельствует, что нужно снабжать сложнейший монтаж с многократной перезаписью, которая не должна ухудшать уровень качества материала.

Оказывается, на данный момент этим требованиям всецело отвечает цифровое производство, базирующееся на открытом промышленном стандарте сжатия MPEG-2. А ГТРК «Культура» стал первым в Российской Федерации каналом, что всецело перешел на цифровое производство в формате MPEG IMX на базе MPEG-2 — от монтажа и съёмок до подготовки к эфиру.

Для начала разберемся в сокращениях — что такое MPEG-2, MPEG IMX и из-за чего как раз MPEG IMX был выбран в качестве стандарта цифрового производства на канале «Культура».

Стандарты

MPEG-2 — это стандарт, созданный интернациональной организацией MPEG (Motion Picture Expert Group), которая стандартизирует разные методы передачи движущихся изображений. Стандарт MPEG-2 предназначен специально для кодирования телевизионного сигнала и снабжает восстановление и сжатие цифрового сигнала с вещательным качеством (в отличие, к примеру, от MPEG-1, что стандартизирует кодирование видеоданных для мультимедии и записи на CD-ROM, соответственно, с более низким если сравнивать с MPEG-2 качеством).

на данный момент уже разумеется, что будущее за цифровым телевидением, а это значит, что цифровой сигнал будет употребляться не только в студийно-аппаратных комплексах, но и доставляться конкретно к нам к себе. Причем и обработка, и доставка будут производиться в MPEG-2 (а пользователям спутникового TV уже на данный момент сигнал приходит в MPEG-2). Исходя из этого MPEG-2 и совместимые с ним форматы — самые перспективные в сегодняшнем телепроизводстве.

Сейчас поведаем о MPEG IMX. Для этого нужно мало углубиться в теорию, но это не верно страшно, как думается.

Для компрессии (сжатия) сигнала при MPEG-кодировании, например, употребляется сходство следующих приятель за втором изображений. Дело в том, что соседние кадры в видеопоследовательности частенько фактически аналогичны, соответственно, в случае если передавать лишь различия между кадрами, возможно обеспечить заметное сжатие потока. Как это реализуется? В потоке данных MPEG различают три вида кадров — I, P и Bкадры (Intraframe, Predicted frame, Bidirectional frame).

Все кадры объединены в группы (GOP — Group of Pictures), причем несколько начинается с I-кадра и заканчивается перед возникновением следующего Iкадра. Iкадры именуются опорными кадрами и содержат максимально полное кодированное изображение. С ними сравниваются все последующие P и Bкадры, другими словами Pкадры и Bкадры содержат лишь отличия от Iкадра, показавшиеся к моменту съемки P либо Bкадра.

Чем меньше протяженность GOP, тем выше уровень качества, но тем больше и поток данных. Соответственно, в большинстве случаев при доставке и распределении сигнала (где критична пропускная свойство канала) употребляются долгие GOP, а при его обработке — маленькие.

Но, как мы уже говорили, база качественного телепроизводства — правильный покадровый монтаж. Осуществлять его при наличии P и B-кадров весьма сложно, поскольку требуется скоро и как следует восстанавливать изображение по опорному кадру (так как прямого доступа к P и B-кадрам нет). Решая эту проблему, компания Сони на базе стандарта MPEG-2 создала формат цифрового производства MPEG IMX, в котором именно предусмотрены лишь I-кадры с внутрикадровым сжатием.

Так, реализуется возможность покадрового монтажа, не смотря на то, что, само собой разумеется, многократно возрастают потоки видеоданных. MPEG IMX всецело совместим с MPEG-2, и на его базе создана уже целая линейка аппаратных средств — от камкодеров до видеомагнитофонов.

Преимущества нового стандарта будут еще более очевидны, в случае если мы напомним, как осуществляется работа, к примеру, с одним из самых распространенных в телевидении цифровых форматов Digital Betacam, у которого собственные стандарты записи и сжатия. Не обращая внимания на то, что информация помой-му хранится в «цифре», для передачи разрешённых приходится использовать особые транспортные протоколы. Наряду с этим эти возможно передавать лишь между устройствами с интерфейсами для передачи цифрового видеосигнала.

А вот оборудование стандарта MPEG IMX может иметь IP-адреса и трудиться в сети 1000-Base T Gigabit Ethernet. Другими словами, очень просто объединить в сеть видеомагнитофоны стандарта MPEG IMX и, к примеру, цифровые монтажные станции и эфирные видеосерверы.

Архивы

Организация архива телекомпании — дело очень непростое. Архивации подлежат фактически все материалы, вышедшие на радиосвязь, и, частично, отснятые, но еще не использованные видеофрагменты, исходя из этого видеоархив — чуть ли не самое полезное, что имеется у телекомпаний. Разумеется, что эффективность применения архива зависит от того, как легко режиссеру отыскать в нем необходимый сюжет.

Так что возможность стремительного и качественного поиска — наиболее значимая задача, которую решают при ведении и создании архива.

Работа в архиве выстроена следующим образом. Особые люди — архивисты отсматривают поступающие кассеты, сортируют материалы по темам и «сгоняют» на пронумерованные архивные кассеты, в большинстве случаев громадные по количеству, чем простые, каковые употребляются в камкодерах при съемках. Для каждого сюжета создается текстовое описание, оно заносится в базу данных вместе с дополнительной информацией (номер кассеты, временной код начала сюжета, дата съемок, место действия, персонажи, главные слова и т. п.).

Но текстовое описание — вещь субъективная, и иногда на поиск затрачивается много времени и сил. Решить эту проблему помогли цифровые разработки. Так как сейчас нет ничего, что мешает хранить в базе данных фактически материалы.

Причем для просмотра и поиска сюжетов достаточно хранить оцифрованные с низким разрешением копии: они занимают многократно меньше места, чем оригиналы с эфирным качеством, да и сетевые потоки при обращении к копиям намного меньше. Как раз такая разработка ведения архива на данный момент внедряется на канале «Культура».

Архивистам, само собой разумеется, нужно будет выполнить последовательность действий — оцифровать исходные материалы и привязать оцифрованные фрагменты к текстовым данным. Но режиссер, имея доступ к базе видеоданных, сможет искать и просматривать материалы прямо со собственного компьютера, вместо того дабы идти сперва в архив за кассетами, а позже к видеомагнитофону. К тому же, в современных базах данных нет неприятностей совместного доступа, тогда как в простом архиве кассета может оказаться у кого-то на руках!

Монтаж

Смонтировать программу — значит, расположить видеофрагменты в определенном порядке (быть может, некоторым образом обработав их) и добавить звук.

Монтаж простой плёнки неизменно линейный. Вы должны создавать фильм В первую очередь, неспешно продвигаясь к концу, дописывая поочередно необходимые фрагменты. Если вы что-то потеряли, вам нужно будет переписать фильм заново — по крайней мере, с того места, в котором вы что-то желаете поменять.

Подобные перезаписывания значительно ухудшают уровень качества материала.

Вот в кино дело постоянно обстояло по-второму, киномонтаж — процесс нелинейный. Монтировать было весьма легко при помощи клея и ножниц: в одном месте разрезать и вклеить кусок, в другом — напротив, вырезать и склеить.

В то время, когда же показалось цифровое видео, произошло склеивать необходимые куски в произвольном порядке на компьютере. Первые такие компьютеры, либо так именуемые станции нелинейного монтажа (к примеру, Quantel), имитировали как раз процесс работы с кинопленкой. Они сочетали программные средства и аппаратные, были весьма дорогостоящими и, к тому же, применяли собственные форматы данных, что усложняло обмен видеоинформацией. Но выбора не было.

Так как десять лет назад мощности простых компьютеров было не хватает кроме того легко для качественной оцифровки видео.

Сейчас же станцией нелинейного монтажа легко может стать компьютер с несколькими замечательными процессорами и скоростными твёрдыми дисками громадного количества — стоит только установить на нем особое ПО.

Современные программы для нелинейного монтажа разрешают вырабатывать до ста и более слоев видео (и звука), каковые смогут произвольным образом обрабатываться и пересекаться. Возможно регулировать прозрачность слоев, создавать плавные переходы, шторки, эффекты типа «картина в картине», накладывать титры, вырезать изображение из одного фона и накладывать его на другой, использовать корректирующие фильтры для редактирования изображений и фильтры эффектов, вычурность и количество которых возрастают практически с каждым днем.

Интерфейс таких программ стандартен: все фрагменты, а правильнее — ссылки на них, размещаются нужным образом на временной шкале (timeline), образуя монтажную последовательность, которая записывается в файл руководств. Так, сам монтаж осуществляется в настоящем времени.

В некоторых программах (к примеру, Adobe After Effects) по окончании завершения монтажа нужно осуществить просчет (rendering), дабы представить готовый материал в виде независимого медиафайла, а не просто комплекта ссылок на исходные видеофрагменты. При работе с большинством опытных монтажных станций создание отдельного медиафайла не нужно и необходимость просчета определяется лишь сложностью и количеством слоёв используемых эффектов. На канале «Культура» употребляются распространенные «монтажки» Avid Media Composer и Avid X-press.

Кстати, и ваш домашний компьютер в полной мере может стать станцией нелинейного монтажа. Купите современный процессор, побольше памяти, жесткий диск, к примеру, от 120 ГБ и установите Adobe After Effects.

Сети

Цифровое видео представляет собой простые эти. И с ними возможно оперировать как с любыми вторыми — копировать, архивировать, удалять, пересылать по сети (а также, по интернету) либо записывать на любой компьютерный носитель. Это разрешает организовать единую сетевую инфраструктуру, которая будет обслуживать все нужные приложения телевизионного комплекса — начиная от бухгалтерских программ и заканчивая монтажными станциями.

Действительно, нельзя забывать про огромные размеры видеофайлов. К примеру, MPEG IMX устанавливает скорость цифрового потока 50 Мб/с, и одна 60 секунд для того чтобы видео будет занимать порядка 400 МБ.

Для стремительной передачи таких громадных количеств данных на канале «Культура» выстроена современная сеть 1000-Base T Gigabit Ethernet.

Крайне важно, что при телепроизводстве передача громадных потоков видеоинформации обязана обеспечиваться высоким уровнем качества. Кому же захочется трудиться с дергающимся изображением, в котором не достаточно кадров! Исходя из этого в сети поддерживается уровень качества обслуживания QoS (Quality of Service) — это система правил, которая разрешает маркировать пакеты от различных приложений, присваивая им различные классы обслуживания, выбирающиеся так, дабы видеоинформация доставлялась до места назначения со скоростью не ниже заданной (другими словами максимально скоро).

Технологии в действии

Вам думается, что цифровое производство — это через чур сложно? Это чувство обманчиво. Напротив, с новыми разработками все упростилось. Во-первых, отпала необходимость в организации особых транспортных протоколов и интерфейсов для обмена видео и аудиоданными между устройствами. Во-вторых, больше не необходимы перекодирующие устройства. В-третьих, все сведенья телекомпании сейчас объединены единой сетью.

Наряду с этим уровень качества эфирной продукции возросло.

Кроме того, у компании сейчас имеется задел на будущее: не нужно опасаться появления новых стандартов форматов и новых сжатия видео, поскольку в любом случае эти так и останутся данными.

О том, что происходит дальше с готовой программой и какое сложное дело — эфир гостелеканала, мы поведаем в следующем номере.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№7, май 2003).

<

h4>

Александр Ефремов — Цифровая культура

Статьи, которые будут Вам интересны: