«Дивизион плохой погоды»

«Дивизион плохой погоды»

Первая мировая, две революции, разруха и гражданская война… Опробования, выпавшие на долю России в первой четверти XX века, казалось, окончательно должны были вычеркнуть ее из великих морских держав. К середине 20-х годов кроме того самые боеспособные Морские силы Балтийского моря насчитывали в строю всего восемь эсминцев-«новиков». Причем самый остро ощущалась дефицит судов для повседневной работы — тральщиков, заградителей, сторожевиков.

Боевой опыт свидетельствовал: в акватории и на ограниченных морских театрах роль этих неприметных боевых судов тяжело переоценить.

Исходя из этого неудивительно, что воссоздание флота у нас началось как раз с проекта корабля (СКР). В тяжелых экономических условиях РККФ был нужен довольно малый и недорогой корабль, эксплуатация которого потребовала меньших затрат, чем уже порядком изношенные эсминцы.

Действительно, первоначально вспоминал кроме того не сторожевик, а патрульный катер.

В первой половине 20-ых годов XX века Морской штаб РСФСР выяснил собственные требования: оружие из 102-мм глубинных бомб и орудия, скорость хода 30 узлов. Нелепость установки длинноствольной четырехдюймовки Обуховского завода (а вторых современных пушек в то время просто не было) на маленьком суденышке стала очевидной еще до составления чертежей, и спустя три года состав артиллерии в техзадании изменился.

Сейчас оружие складывалось из легких пулемётов и зенитных автоматов, и двух торпедных аппаратов, глубинных бомб и мин. Скорость увеличилась до 35 узлов. Данный необычный, не смотря на то, что достаточно интересный гибрид охотника и миноносца за подводными лодками кроме этого не вышел из стадии эскизных набросков. Чтобы довести разработку до стапеля, требовалась важная инженерная работа.

За нее взялся созданный в первой половине 20-ых годов двадцатого века Научно-технический комитет морского ведомства, прямой наследник дореволюционного МТК. Дефицит кадров (в комитете числилось всего 30 человек) и отсутствие четкого понимания управлением РККФ, что же как раз необходимо строить, вылились в необычный спектр самых разнообразных вариантов.

К 1926 году остался самый разумный и сбалансированный из них — сторожевик водоизмещением 650 т со скоростью 30 узлов, вооружением и паротурбинной установкой из двух либо трех 102-мм орудий, зенитных автоматов, пулеметов и трехтрубного 450-мм торпедного аппарата. На стадии детальной проработки главные неприятности заключались в выборе подходящей пушки (тип артиллерийской установки за постройки и время проектирования поменяли четыре раза) и недостаточной мощности силовой установки (как продемонстрировали опробования моделей в бассейне, двигатели в 6800 л.с. имели возможность обеспечить движение не более 26,5 узла).

По замыслу к 1929 году предполагалось выстроить шесть единиц в Ленинграде и еще две в Николаеве, на заводе имени А.Марти. Движение работ осложнялся классическими для отечественной индустрии проблемами: недочётом квалифицированных кадров и постоянными «улучшениями» проекта. Изменялись местами кладовки и погреба, стеллажи и параваны с глубинными бомбами, рангоут…

Но громаднейшая проблема заключалась в неточностях расчета прочности. Было нужно безотлагательно подкреплять конструкцию корпуса, что внесло собственную лепту в строительную перегрузку. В итоге, во второй половине 20-ых годов XX века удалось спустить на воду лишь три сторожевика.

Потом последовали первые чистки 30-х годов, что кроме этого не содействовало скорости постройки. Только 12 сентября 1931 года в состав Морских сил Балтийского моря вошел первый коммунистический СКР «Ураган». За ним последовали «Вихрь», «Тайфун», «Циклон», «Шквал».

Моряки срочно назвали новую серию «дивизионом нехорошей погоды».

Работа первенцев советского судостроения в 30-е годы была очень интенсивной. Еще до начала ВОВ сторожевики прошли последовательность модернизаций: 102-миллиметровки уступили место новым 100-мм орудиям в установках Б-24-БМ, защищенным легкими щитами и имевшим громадную дальность стрельбы.

Позднее изменился и состав зенитного оружия: вместо малоэффективных 45-мм полуавтоматов и пулеметов ружейного калибра смонтировали современные 37-мм автоматы и спаренные крупнокалиберные пулеметы. Не забыли и средства борьбы с главным соперником — подводными лодками. На корме показались дополнительные бомбометы, запас глубинных бомб довели до 34 штук, а в носовой части корпуса установили шумопеленгаторную станцию «Посейдон».

Полное обновление прошли навигации и средства связи.

К сожалению, все эти своевременные и логичные меры стали причиной заметной перегрузке, усугубленной еще и тем, что корпус, предельно облегченный при постройке, было нужно дополнительно подкрепить. Водоизмещение возросло практически до 600 т, а скорость упала до 23 узлов.

Наряду с этим суда стали очень малоостойчивыми — так, что имели возможность принимать мины на верхнюю палубу только при наличии в цистернах полного запаса горючего либо замещающей его воды.

Суда «дивизиона нехорошей погоды» стали участниками войны. «Циклон» в августе 1941 года вместе с другими судами Балтфлота пробовал прорваться из Таллина в Кронштадт, но подорвался на мине и затонул. «Вихрь» отправился ко дну у стены в Кронштадте по окончании атаки германской авиации в следующем месяце, но по окончании снятия блокады Ленинграда был поднят и введен в строй.

Подобная будущее постигла «Смерч» в Мурманске. Прямое попадание авиабомбы в декабре 1942 года нанесло ему тяжелейшие повреждения, но спасатели совершили настоящий подвиг: в жёстких условиях зимнего Заполярья всего за 14 дней они подняли сторожевик. В первой половине 40-ых годов XX века все суда серии, не считая погибшего «Циклона», были в строю.

Наряду с этим «Тайфун» прошел переоборудование в эскадренный тральщик. Вместо ставшего ненужным торпедного аппарата на нем установили оборудование для траления новомодных магнитных и звуковых мин.

Проект первого довольно большого советского военного корабля взял в свое время достаточно противоречивые оценки.

С одной стороны, указывалось, что его тактико-технические характеристики чуть соответствуют данным предвоенных эсминцев типа «Украйна», выстроенным практически на четверть века раньше. (Такое утверждение чуть ли возможно принять, потому, что лёгкое вооружение и оборудование «Урагана» всецело отличались от этого псевдо-прототипа.) Иначе, сторожевики хорошо продемонстрировали себя на работе, а в некоторых качествах явились кроме того провозвестниками нового типа боевых судов — эскортных миноносцев, взявших скоро широкое распространение во флотах основных морских держав.

9.

Корабль «Ураган», СССР, 1931 г.

Выстроен на Северной верфи в Ленинграде. Водоизмещение обычное 470 т, полное 535 т. Протяженность громаднейшая 71,5 м, ширина 7,24 м, осадка 2,1 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 6850 л.с., скорость 26 узлов. Оружие: два 102-мм и четыре 45-мм орудия, два пулемета, один трехтрубный 450-мм торпедный аппарат, до 48 малых либо 16 громадных мин, до 40 глубинных бомб. Всего в 1931 — 1938 гг. выстроено 18 единиц.

10.

Колониальный шлюп «Бугенвиль», Франция, 1932 г.

Выстроен компанией «Форж э Шантье де ля Жиронд». Водоизмещение стандартное 1970 т, обычное 2160 т, полное 2600 т. Протяженность громаднейшая 100,7 м, ширина 12,7 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной дизельной установки 3200 л.с., скорость 18 узлов. Оружие: три 138-мм орудия, четыре 37-мм автомата и шесть пулеметов, 50 мин, один гидросамолет.

Всего в 1931 — 1940 гг. выстроено 8 единиц.

11. Авизо-тральщик «Элан», Франция, 1940 г.

Выстроен на верфи ВМФ в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 630 т, обычное 750 т, полное 900 т. Протяженность громаднейшая 78,31 м, ширина 8,7 м, осадка 3,28 м. Мощность двухвальной дизельной установки 4000 л.с., скорость 20 узлов. Оружие: два 100-мм зенитных орудия, восемь 13,2-мм пулеметов, глубинные бомбы.

Всего в 1938 — 1940 гг. заложено 22 единицы, достроено для французского флота 13.

Но данный путь охраны кораблей и развития эскорта был отнюдь не единственным. В колониальных державах складывалась совсем вторая концепция универсальных боевых судов похожего назначения.

К примеру, Франция, обладательница второй в мире империи, раскинувшейся по берегам трех океанов, испытывала острый недочёт в судах для «представительства» в собственных владениях. Их роль выполняли ветхие авизо времен Первой Мировой, но те неспешно дряхлели, да и их оружие не отвечало велениям времени.

Исходя из этого в середине 20-х годов началось проектирование боевой единицы нового типа, талантливой делать роль и замечательной канонерской лодки, и флагманского корабля в колониях, и стационера, что имел возможность бы наряду с этим выполнять дальние переходы. Потому, что большая часть французских владений размешалось в тропиках, в качестве одного из требований выдвигались хорошие условия обитания в жарком климате, каковые должны были снабжать устройства и мощная вентиляция для охлаждения помещений — столь привычные сейчас и столь экзотические в те времена кондиционеры.

Новые авизо, либо «колониальные шлюпы», как их классифицировали в английских государствах, вышли не только очень успешными, но и прекрасными судами. По окончании попыток подделок под торговые суда времен Первой Мировой они, скорее, напоминали по виду маленькие крейсера.

Фактически крейсерским являлось и оружие: 138-мм орудия имели боеприпас массой 40 кг и хорошие баллистические характеристики, не смотря на то, что (что конечно для 2000-тонного корабля) их число составляло всего треть от простой артиллерии крейсера тех лет. В сущности, бронирование кроме этого слабо отличается от защиты первых «договорных» крейсеров, ее фактически лишенных.

На «Бугенвиле» (новые авизо взяли имена известных французских путешественников, колонизаторов и мореплавателей) оно ограничивалось легким прикрытием рубки и мостика, и узкими щитами у палубных орудий.

Проектировщикам удалось выполнить фактически все поставленные перед ними задачи. хорошие средства и Обширные помещения связи имели возможность в малейший срок перевоплотить любой из «колониальных шлюпов» в командный пункт.

Имелся кроме того гидросамолет, что при необходимости имел возможность вести разведку, корректировать пламя и доставлять серьёзные сообщения. Дабы обеспечить весьма приличную дальность плавания, доходившую до 13 тыс. миль, конструкторы применили дизельную установку. Действительно, отсутствие отечественных моторов для того чтобы класса вынудило закупить их у австрийских и датских производителей. На опробованиях суда продемонстрировали хорошие ходовые качества, на целых три узла превысив запланированную скорость.

Неудивительно, что «его» собратья и Бугенвиль взяли весьма хорошую оценку. Уже перед самым началом Второй мировой планировалось довести число единиц серии до десяти, но из нового заказа удалось ввести в строй лишь один «Ла Грандьер»; «Ботам-Бопрэ» успели лишь спустить на воду, а постройку «Лаперуза» было нужно по большому счету отменить. Война нанесла тяжелейший удар и по пребывавшим в строю авизо, причем более всего пострадали они от рук союзников и собственных же моряков.

Практически сразу после заключения перемирия между Германией и Францией в июле 1940 года британская подлодка потопила «Рига де Женуйи», а спустя четыре месяца разыгралась еще более нелепая драма. У побережья Африки вблизи Либервилля встретились два однотипных корабля, оба под французским флагом, но принадлежавшие сейчас заклятым неприятелям: «Бугенвиль» воображал правительство Виши, а «Саворьян де Бразза» — Свободную Францию. Морякам было нужно стрелять по своим недавним сослуживцам.

В итоге «Бугенвиль» был потоплен. При высадке британцев в Диего-Суарес на Мадагаскаре «Д’Антркасто» пострадал так очень сильно, что восстанавливать потом его не стали. Не повезло и «Д’Ибервилю»: он был в ненужное время в ненужном месте, в частности — в ноябре 1942 года в Тулоне и был стёрт с лица земли собственными моряками, дабы не попасть в руки немцев. В самом финише войны за ним последовал «Амираль Шарне», затопленный командой в Индокитае.

Оставшиеся три единицы широко применялись и по окончании войны. Их сдали на слом лишь в 1957 — 1959 годах.

Ясно, что эти хорошие суда мало доходили для конвойной и сторожевой работы в водах фактически Франции, будучи через чур дорогими и шикарными для данной цели. Исходя из этого уже перед самой войной последовала закладка принципиально второй серии сторожевиков типа «Элан».

По плану они предназначались по большей части для траления мин, не смотря на то, что приличное оружие, включавшее спаренную установку 100-мм зениток, и 20-узловая скорость делали их оптимальными для охранения конвоев. К германскому вторжению большая часть спущенных на воду судов смогли покинуть собственные берега и «эмигрировать» в Англию, кое-какие из них без оружия. Британцы установили на них собственные 102-миллиметровки и 40-мм автоматы.

Пара недостроенных сторожевиков ненадолго попали в состав Германии неприятелей и флотов Италии — действительно, большая часть из них так и опоздало сделать ни одного боевого похода.

Еще одна программа по расширению французских сил эскорта кроме этого осталось неосуществленной. Она предусматривала постройку большой серии судов сопровождения по типу английских корветов «Флауэр» (о них мы еще поведаем в будущем).

Первые четыре единицы строились в Англии; в том месте они и остались по окончании падения Франции. Дополнительный заказ на 18 судов предполагалось поделить поровну между верфями союзников, но реально в строй вошли лишь четыре, да да и то уже в состав Кригсмарине. Королевским ВВС было нужно заняться «изменниками», три из которых пошли ко дну в первой половине 40-ых годов XX века. Необычной компенсацией стала передача восьми «флауэров» силам Свободной Франции.

Они доблестно сражались в рядах союзных сил; два из них — «Алисс» и «Мимоза» — погибли в первой половине 40-ых годов XX века от торпед германских подводных лодок.

В. КОФМАН

дивизион \

Статьи, которые будут Вам интересны: