Дэвид николь о военном деле великих моголов (часть 3) — «военные действия»

Стратегия и тактика

Стратегия Моголов основывалась на сочетании применения элитной кавалерии и прекрасно укрепленных оборонительных крепостей. Наряду с этим тактика Моголов была эластичной: они учитывали, что использование конницы и боевых слонов было более действенно на равнинах северной Индии, чем в горах Декана либо болотах Бенгалии. Моголы шепетильно готовили собственные походы и опирались на превосходство в силах.

В семнадцатом веке Джай Сингх, выступивший против маратхов, пробовал, к примеру, захватить лишь те вражеские крепости, каковые имел возможность после этого удержать и применять, дабы задушить перемещение маратхов.

Дэвид николь о военном деле великих моголов (часть 3) - «военные действия»
Агра была столицей империи Моголов при Акбаре.

Войны было в обычае проводить в течении сухого сезона, не смотря на то, что Акбар попытался совершить хотя бы одну кампанию на протяжении муссонов, не обращая внимания на проливные дожди и разливы рек. Аурангзеб применял громадные реки, в то время, когда проводил кампанию в Бихаре и Ассаме. Комбинированные операции наземных, морских и речных сил в итоге стали ответственным компонентом армейского мастерства Моголов.

Кинжал бичва.

Кинжал бичва: вид сбоку.

Армия на марше

Среди многих вещей, каковые изумляли европейских путешественников 16-го века, организация перемещения армий была чуть ли не на первом месте. Папа Антонио Монзеррат, миссионер-иезуит писал, что замечал огромную индийскую армию на марше и что зрелище это весьма его поразило. К примеру, что глашатаи шли в первых рядах главных сил, давая предупреждение правителей маленьких княжеств, дабы они не пробовали оказывать сопротивление.

Ну и, само собой разумеется, что армия, идя по дружественной либо нейтральной территории, за все платила деньги.

Конница Моголов в сражении, миниатюра из рукописи начала 17 в. Лосанджелесский окружной музей искусств.

При перемещении армия пробовала избегать маршрутов через великие равнины, где воды не хватало, избегать гор, где армии были уязвимы для засады, а в том месте, где были неприятности с переправами – функционировать при помощи громадного количества пионеров, расчищавших дорогу и строивших, в случае если нужно, плоты и мосты. Руководил ими старший армейский инженер, а подчинённые правители и местные губернаторы должны были обеспечить их строительным материалом и лодками.

Сабля тулвар 17 -18 вв. Индия-Афганистан.

Моголы шли под прикрытием разведчиков. Те должны были высмотреть источники питьевой воды, доступ к горючему, другими словами к дровам, и – основное, близко либо же на большом растоянии находится неприятель. Сигналы подавались при помощи труб, так что у войска было время готовиться кроме того к неожиданной атаке.

Осада крепости Ратамдор. Миниатюра из манускрипта «Акбарнамэ» ок.1590 г. Альберта и Музей Виктории, Лондон.

Акбару приписывают изобретение нового замысла для разбивки лагеря, что было сделано, дабы он был несложнее для воинов, дабы им было бы легче в нем ориентироваться, поскольку многотысячный лагерь воображал собой целый город, где возможно было легко потеряться. Как раз исходя из этого, к примеру, в центре лагеря ставился большой столб-маяк, на котором ночью горел пламя, являвшийся ориентиром для войска. Артиллерия планировала в одной части лагеря, конница в второй, пехота в третьей.

У каждого воинства был собственная «площадь», на которой решались все ответственные дела.

Индийская булава шишпар, вероятнее из Раджастана, 18 в., рукоять по примеру меча ханда. Королевский Арсенал в Лидсе, Англия.

Доверенные члены семьи императора лично осматривали периметр лагеря каждую ночь, и, в случае если часового на должности не появилось, или он дремал, в наказание ему отрезали шнобель. В большинстве случаев лагерь защищали живые изгороди из сплетенных ветвей, а позиции артиллерии — мешки с песком. В первую очередь 18-го века лагерь стали укреплять рвами и оборудовать позиции для артиллерии.

За составление замысла сражения отвечал старший офицер бахши. После этого данный замысел он предъявлял императору на утверждение, в большинстве случаев, за сутки до боя.

Индийская шипастая булава гурз. Музей Альберт-холл, Джапур, Индия.
Армии различались классическими для монголов символами, такими, к примеру, как туг со собственными подвесами из хвостов яков, имевшими языческое среднеазиатское происхождение. солнце и Лев, изображавшиеся на флагах, применяли монгольских правители Самарканда, еще перед тем, как их начал использовать Бабур. Акбар отличился особенно сложной символикой, а также употреблялось пара… тронов, символизировавших занятие императора, зонт, украшенный драгоценными камнями, навес из парчи, и множество разного цвета знамён.

Индийский прямой кинжал, 1605–1627 гг. Сталь, золото, изумруды, стекло, текстиль, дерево. Протяженность с ножнами 37.1 см. Протяженность без ножен 35.4 см.

Протяженность меча 23.2 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Весьма развита у Моголов была и военная музыка. Бой начинался по символу, данному громадными барабанами панбат, и звуками рогов и боевыми криками. Другие армейские инструменты, включая литавры, маленькие барабаны, тарелки и разные трубы создавали замечательное шумовое поле, подбадривающее собственных солдат и подавлявшее солдат соперника.

Боевой клич мусульманских армий был типично мусульманским: Аллах Акбар («Аллах больше…»), Дин Дин Мухаммад («Вера, Вера Мухаммада»). Индусы, со своей стороны, довольно часто кричали «Гопал, Гопал», что было одним из имен всевышнего Кришны.

Индийская литая мортира 18 в., изготовленная для Типу-султана в Музоре. Королевский артиллерийский музей в Вулвиче, Англия.

Тактические приемы Бабура были в значительной мере основаны на опыте Тамерлана. Армия строилась по определенной выверенной схеме: барангхар — правое крыло, джамангхар — левое крыло, харавал — авангард и гюль — центр. Позднее ко мне включили разведчиков, стрелков, засадный полк и «военную полицию», дабы она ловила людей, отступавших без приказа.

Пехота обширно использовала громадные древесные щиты-мантелеты, что было предстоящим развитием идей Тамерлана. Лишь у него под их прикрытием действовали арбалетчики, а у Акбара – мушкетеры. Большая часть полномасштабных сражений начиналось с артиллерийской дуэли с последующими атаками кавалерийских подразделений, сперва одним крылом армии, позже вторым. Битва в большинстве случаев начиналась утром и прекращалась в вечернее время, в случае если армия сохраняла надежду отойти под покровом темноты.

Главной целью было достигнуть и свергнуть вражеского начальника, сидящего на слоне; в случае если это получалось, то битву возможно было вычислять побеждённой!

Другие методы борьбы включали притворное отступление с целью заманить соперника в засаду; размещение пехоты в дефиле, цель которой было убийство вражеского начальника; атаки легкой кавалерии с целью нападения на обозы и тылы. При случае наездники спешивались, дабы нападать незащищенные животы бронированных слонов громадными кинжалами. К концу 17 века кое-какие кавалеристы армии Моголов имели мушкеты, и луки; но последние господствовали, а вот первых неизменно не хватало.

Акбар попытался создать мобильную полевую артиллерию, что удалось уже при Аурангзебе.
Осада

Мастерство осады укрепленных сооружений (кроме этого как и их строительство!) было весьма высоко развито в доисламской Индии. На северных равнинах упрочнения строились на неестественных насыпях, довольно часто окруженных рвами с водой либо кроме того болотами. В центральной Индии многие крепости были выстроены на естественных горах.

В Синде, Пенджабе и Бенгалии, где хороший камень был недостатком, применяли кирпич, тогда как в Кашмире кое-какие упрочнения строились из дерева. Бабур принес с собой новые идеи, которые связаны с опытом Центральной Азии и персидской военной архитектуры. Так, при проектировании индийских крепостей довольно много внимания уделялось обеспечению надлежащего водоснабжения.

Примечательно, что для противодействия артиллерии использовались различные инженерные хитрости, к примеру – высокие изгороди из бамбука а также живые изгороди из кактуса опунции высотой до 20 футов!

Морской форт Джанджира. Считался, да и практически был неприступен целые столетия.

Строительство форта длилось 22 года. Отвесные стенки вырастают прямо из воды. Посредине два пресноводных озера – запас питьевой войны.

Сделать цитадель посильнее старались при помощи строительства высоких стен в пара последовательностей, как к примеру, в известной крепости в Агре, имевшей три стенки, выстроенные уступами. До конца 16-го века башни не были популярны, но использовался сильный наклон стенки, крытые галереи на стенах, киоски и внешние «галереи» над воротами. В семнадцатом веке выстроенные Моголами крепости взяли полукруглые башни со множеством небольших коробчатых машикулей на них для стрельбы вниз.

Ветхие стенки были усилены, и в них проделаны амбразуры для легких пушек. В конце 17 и начале 18 века многие сооружения стали иметь чисто декоративное значение.

Огромные пушки форта Джанджира. Их в том месте было 572! Не у всякого правителя в армии было столько пушек, а тут они все помещались на маленьком, в сущности, островке!

Уже в 1495 году Бабура писал о возможности применения дыма против вражеских шахтеров, устраивающих подкопы. Часто защитники затапливали их водой. Раджпуты защищали замки от армий Бабура, бросая на них камни и горящие тюки хлопка, политые маслом.

На протяжении одной из осад, сзади металлической двери, ведущей вовнутрь замка, был разожжен сильный пламя, исходя из этого соперник не имел возможности к ней прикоснуться и ее открыть. Внешние ворота были ошипованы громадными металлическими шипами против слонов, которых осаждающие применяли в качестве живых таранов.

Катапульты в конце 16-го века все еще употреблялись; но пушки сделались самым главным средством осадной войны. На протяжении осады огромной раджпутской крепости Читора во второй половине 60-ых годов XVI века у моголов было три батареи, плюс одно громадное орудие, стрелявшее 40-фунтовыми каменными ядрами. Примечательно, что это массивное орудие было отлито прямо на месте, на вершине соседнего бугра, дабы избежать необходимости тащить его вверх по крутым склонам.

Другие осадные включали пашеб либо помост из мешков с песком; саркоб либо дамдама представляли собой осадную башню из дерева; словом, сабат именовали крытые траншеи; джала — плот из надутых шкур, что имел возможность перевозить до 80 человек, нарбудан — простая лестница и каманд — веревочная лестница; турах – тяжелый мантелет.

артиллерия и Пехота Акбара (рисунок Ангуса МакБрайда): 1 – пехотный офицер, 2 – артиллерист, 3 – буми (солдат ополчения). Далеко волы везут одну из тех огромных пушек, которыми в то время так славилась Индия.

Кое-какие из осадных работ были легко велики по своим масштабам. Обрисованы сабаты для десяти наездников верхом бок о бок, и достаточно глубокие, дабы всецело скрыть мужчину верхом на слоне. Однако, дабы удачно завершить осаду кроме того войску Акбара довольно часто приходилось прибегать не к оружию, а к силе денег, в особенности если она продолжалась пара лет.

The future we’re building — and boring | Elon Musk

Статьи, которые будут Вам интересны: