Единственный, но могучий

Единственный, но могучий

В первых числах Декабря 1939 г. танк Т-100 с ротой вторых автомобилей прибыл на фронт и скоро участвовал в военных действиях против белофиннов на «линии Маннергейма» в составе 90-го танкового батальона 20-й танковой бригады. Это умелый тяжёлый танк, что не был принят на вооружение, не выпускался серийно, только что закончил полигонные опробования, и военное руководство решило продолжить его диагностику, послав в армию на фронт Финской войны.

Собственный основной бой танк выдержал 19 декабря на протяжении прорыва финских позиций, в то время, когда батальону удалось прорваться за линию дотов в районе Сумма. Но тут одна из автомобилей подорвалась на фугасе и Т-100 было нужно артиллерийским и пулемётным огнём продолжительное время закрывать её от наседавших белофиннов, пока экипаж пробовал исправить повреждения.

К сожалению, это не получилось. Эвакуировать подбитую машину с поля боя кроме этого не получалось, она через чур засела в воронке от взрыва. Тогда танкисты Т-100, приняв на борт через аварийные люки своих друзей, возвратились за линию упрочнений.

В сражении танк взял семь попаданий 37-мм и 47-мм боеприпасами противотанковых орудий с дистанции не более 500 м. Но наряду с этим в его корпусе не выяснилось ни одной пробоины.

Фронтовые опробования для Т-100 завершились с окончанием военных действий. Машина прошла на Карельском перешейке 1700 км, причём более 300 км с боями, ещё полтора десятка раз в неё попадали боеприпасы — в левый борт, гусеницы, ленивец, в маску пушки и в нишу башни, но так и не смогли повредить машину. Проверка войной окончилась удачно.

Это был неординарный случай в мировом танкостроении, в то время, когда опытный образец нового танка, к тому же единственный, прошёл опробования в условиях военных действий!

Экспериментальный тяжёлый танк прорыва Т-100 разрабатывался на заводе Умелого машиностроения №185 им. С.М.

Кирова в Ленинграде. По начальному плану эта машина должна была, как и прошлый танк Т-35, иметь три башни, оснащённые одним 76,2-мм орудием Л-10 и двумя 45-мм обр. 1934 г. Но на протяжении рассмотрения и согласований проекта в разных рабочих группах было решено на изготовление двухбашенного танка. Одной из основных обстоятельств посчитали возможность понижения массы танка на семь тысячь киллограм за счёт снятия одной башни.

Существуют свидетельства, что такое изменение было произведено по личному указанию И. Сталина.

Танк Т-100. В малой передней башне установлена 45-мм пушка 20К. В задней основной башне — 76,2-мм пушка Л-10

Предшественник Т-100 — трёхбашенный танк Т-35. Парад в Москве на Красной площади, 1935 г.

Первый опытный образец готовься в июле 1939 г. и направлен на объединённые полигонные испытания и заводский.

Дело в том, что выпускавшийся с 1933 г. на Харьковском паровозостроительном заводе тяжёлый танк Т-35 к тому времени уже устарел. Кроме того таковой пятибашенный гигант с лобовой бронёй корпуса 20 — 50 мм и башенной до 20 мм не имел возможности бы устоять перед показавшимися в Вермахте противотанковыми пушками: перед 37-мм Рак 35/36 и 47-мм Рак 181(t), и особенно — перед 47-мм Рак 36(t).

Проанализировав обстоятельства утрат советских танков в Испании, отечественное управление решило о принятия и необходимости создания на вооружение РККА новых средних и тяжёлых танков с замечательной противоснарядной бронёй и более замечательным оружием. Помимо этого, светло проявилось, что концепция многобашенного тяжёлого танка типа Т-35 есть тупиковой и наличие громадного количества башен не даёт ощутимого преимущества в военных действиях.

Огромные размеры не только утяжеляли автомобили, снижая их манёвренность -они являлись через чур заметной большой целью на поле боя.

По собственной конструкции Т-100 воображал собой «двухбашенную машину хорошей компоновки с двухъярусным размещением оружия ипротивоснарядным бронированием». Его передняя малая башня и задняя основная размешались на крыше корпуса друг за другом; задняя — на более высокой полуконической подбашенной коробке.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 76,2-мм ТАНКОВОЙ ПУШКИ Л-11 обр. 1938/39 гг.

СНАРЯДЫ ТАНКОВОЙ ПУШКИ Л-11

БРОНЕПРОБИВАЕМОСТЬ ТАНКОВОЙ ПУШКИ Л-11 БРОНЕБОЙНЫМ Боеприпасом БР-350А

Схема тяжёлого танка Т-100:

1 — 45-мм пушка 20К; 2 — антенна радиостанции 71-ТК-3; 3 — передняя башня; 4 — 76,2-мм пушка Л-11; 5 — основная башня; 6 — 7,62-мм пулемёт ДТ; 7 — пулемётная башенка; 8 — подбашенная коробка; 9 — ведущее колесо; 10 — опорный каток; 11 — ведомое колесо; 12 — люк стрелка-радиста; 13 — маска 45-мм пушки; 14 — выходной люк передней башни; 15 — маска 76,2-мм пушки; 16 — выходной патрубок двигателя; 17 — выходной люк основной башни; 18 — пробка отверстия в борту башни для стрельбы из личного оружия; 19 — заливная горловина левого топливного бака; 20 — смотровой прибор механика водителя; 21 — пробка отверстия в корме башни для стрельбы из личного оружия; 22 — люк трансмиссии; 23 — верхний лобовой лист корпуса; 24 — нижний лобовой лист корпуса; 25 — гусеничная лента

Корпус складывался из катаных броневых страниц, соединённых сваркой, клёпкой, а в некоторых местах и болтами.

Толщина таких страниц — 60 мм, установленных к тому же с рациональными углами наклона, снабжала защиту от 47-мм противотанковых снарядов на дистанции ведения огня 500 м.

Башни — литые, конической формы, кроме этого были с толщиной брони 60 мм. Передняя имела возможность поворачиваться по горизонту до 245°, задняя — имела возможность кругового обстрела.

Экипаж автомобили складывался из восьми человек.

В передней части корпуса (в отсеке управления) размешался механик-водитель и справа от него -стрелок-радист. Боевое отделение (в центре автомобили) включало обе башни: в каждой пребывали наводчик и заряжающий, а в основной — размешался кроме этого начальник; в корпусе отводилось место и технику автомобили.

Кормовой отсек занимало моторнотрансмиссионное отделение.

Тут устанавливался замечательнейший по тому времени 850-сильный двигатель ШУМ-34-БТ — карбюраторный четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный, имевший жидкостное охлаждение. Первоначально (как АМ-34) он предназначался для самолётов; его ставили на многие типы, а также на АНТ-20 «Максим Горький», тяжёлые бомбардировщики ТераБайт-4 и АНТы А. Туполева, самолёты С. Ильюшина. После этого двигатель доработали для торпедных катеров и морских охотников, а в будущем усовершенствовали для танков — с индексом БТ.

Горючим служил летный бензин; он заливался в четыре алюминиевых бака общим объёмом 1160 л.

Пуск двигателя осуществлялся посредством сжатого воздуха либо электрическим стартёром. Водяные радиаторы охлаждались замечательным вентилятором, воздушное пространство которым засасывался через карманы в передней части МТО, выброс производился через коллектор в корме.

Ходовая часть танка, имевшего неспециализированную массу около 58 т, имела с каждого борта по восемь двойных опорных катков с массивными шинами и пять двойных поддерживающих. В качестве элементов подвески на опорных катках употреблялись листовые рессоры, а передние из них снабжались буферной рессорой.

Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами размешались в корме, направляющие с винтовыми механизмами натяжения — в первых рядах, причём натяжение гусениц имело возможность производиться из отсека управления механиком-водителем. Гусеничные ленты — мелкозвенчатые цевочного зацепления из штампованных траков с стопорными и открытыми пальцами кольцами.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 45-мм ТАНКОВОЙ ПУШКИ обр. 1934 г.

БРОНЕПРОБИВАЕМОСТЬ 45-мм ПУШКИ обр.

1934 г.

СНАРЯДЫ 45-мм ТАНКОВОЙ ПУШКИ обр. 1934 г.

В трансмиссии были поставлены механическая пятиступенчатая коробка передач, имевшая пять передач вперёд и одну назад, трёхдисковый основной фрикцион, два многодисковых бортовых фрикциона, два однорядных бортовых редуктора. Тормоза — ленточные с накладками из феродо.

В начале опробований на тормоза машины и бортовые фрикционы были поставлены пневматические сервоприводы управления с двухцилиндровым компрессором, производительностью 105 л/мин при 1200 об/мин. Посредством для того чтобы управления производились торможение и повороты танка со большим понижением упрочнений на педали и рычаги главного фрикциона.

Но позднее из-за не хватает чёткой работы оно было снято.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

В обеих башнях танка Т-100 размещалось главное оружие. В основной задней пребывала 76,2-мм пушка Л-11 обр.

1938/39 гг., которая заменила первоначально установленную Л-10; в малой передней башне — 45-мм танковая пушка обр. 1934 г. Два 7,62-мм вспомогательных пулемёта ДТ были спаренными. Ещё такой же ДТ — на вращающейся командирской башенке — употреблялся в качестве зенитного.

По плану армейских экспертов, главная 76,2-мм пушка предназначалась, первым делом, для разрушения долгосрочных и земляных упрочнений поражения небронированных целей.

На запасного 45-мм пушку возлагалась задача борьбы с военной техникой.

Тяжёлый двухбашенный танк Т-100. Единственный опытный образец. Август 1939 г.

Схема бронирования танка Т-100

Тяжёлый танк Т-100 на полигонных опробованиях. Октябрь 1939 г.

Тяжёлая САУ Т-100-У (проект на шасси танка Т-100)

Пушка Л-11 представляла собой модернизированную в 1937/1939 гг. более раннюю танковую Л-10 обр. 1902/30 гг., с удлинённой до 30 калибров нарезной частью и упроченными противооткатными механизмами. Начальная скорость бронебойного боеприпаса наряду с этим повысилась до 612 м/с. На расстоянии 500 м он пробивал броню толщиной 60 мм, а на 1500 м — 46 мм.

Действенная дальность стрельбы Л-11 равнялась 3000 м, а большая — 12 000 м; скорострельность составляла 6-7 выстр./мин. Углы вертикального наведения изменялись от -5° до +26°.

В её боекомплект входили как бронебойные боеприпасы БР-350А, использовавшиеся для ведения огня по бронемашинам и танкам, так и осколочно-фугасные ОФ-350, ОФ-350А и фугасные Ф-354 — для поражения живой его огневых и силы противника средств, борьбы с артиллерией, и для препятствий и разрушения укрытий.

45-мм танковая пушка обр. 1934 г. являлась частичной модернизацией пушки 20К обр. 1932 г. и имела хорошую для того времени бронепробиваемость. Так, при выстреле в нормаль броневую цель с толщиной брони 28 мм возможно было поразить с 1500 м, а с 500 м — кроме того 43-мм броню. Дальность прямого выстрела составляла 3600 м, а большая дальность — 4200 м.

Главные снаряды пушки — бронебойные: трассирующий БР-240, зажигательный БРЗ-240, подкалиберный БР-240СП, и осколочный О-240 и картечь Щ-240.

Бронебойный боеприпас БР-240СП массой 1,43 кг имел дульную скорость около 760 м/с.

Тяжёлая САУ Т-100-Y в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового оружия и техники в Кубинке

Невращающаяся рубка САУ Т-100-Y с мошной полусферической маской. В рубке установлено 130-мм морское орудие Б-13 обр. 1929 г.

Т-100-Y. Лобовой лист с толщиной брони 60 мм

Танк «Клим Ворошилов» КВ-2 в экспозиции Центрального музея армии в Москве. Принят на вооружение в феврале 1940 г., в то время, когда единственный Т-100 принимал участие в военных действиях на Карельском перешейке

Боекомплект танка Т-100 составлял 120 выстрелов для главной пушки, 393 — для 45-мм и 4284 пулемётных патрона, причём, 45-мм выстрелы размещались в особых железных кассетах по три в каждой, патроны были уложены в диски.

Прицельный пламя из пушек имел возможность вестись посредством танковых телескопических прицелов ТОП и ТОД, перископического панорамного ПТ, на зенитном пулемёте стоял зенитный ТЗП. Для наблюдения за боевой обстановкой экипаж пользовался перископическими танковыми устройствами ПТК и ПТКУ.

Танк имел связь — на нём размещалась коротковолновая радиостанция 71-ТК-З обр.

1939 г., трудившаяся в диапазоне частот 4,0…5,625 МГц, с разборной штыревой антенной высотой 4 м. Сообщение на ходу обеспечивалась в телефонном режиме на дальности до 15 км, на стоянке — до тридцати километров, а в телеграфном режиме -до 50 км. Масса радиокомплекта — 60 кг.

Внутренняя сообщение осуществлялась переговорным устройством ТПУ-6, разрешавшим вести переговоры кроме того в очень сильно зашумленной обстановке, и подключать шлемофоны к радиостанции для внешней связи.

Противопожарное оборудование складывалось из ручных тетрахлоруглеродных огнетушителей.

Т-100 владел хорошей проходимостью и манёвренностью благодаря относительно маленькому среднему удельному давлению на грунт — 0,68 кг/см2.

Так, танк имел возможность преодолевать подъёмы крутизной до 42° и спускаться по склонам такой же крутизны, двигаться по косогорам с углом крена до 25°. Препятствием ему не были четырёхметровые рвы, вертикальные стены высотой до 1,2 м, броды глубиной до 1,25 м.

Замечательный 850-сильный двигатель разрешал развивать 58-тонной машине скорость по шоссе около 36 км/час. Запас горючего, составлявший 1160 л, снабжал продвижение по шоссе на расстояние 160 км, а по просёлкам — на 120 км.

«Натурные» фронтовые опробования подтвердили соответствие своевременных взоров на возможность применения танков для того чтобы типа. И в общем Т-100 «оправдал» заложенные в конструкцию тактико-технические требования.

Словом, оказалась достаточно успешная машина, что признавали и армейские эксперты. В отчёте рабочей группы по полигонным опробованиям танка от 22 февраля 1940 г. так и сообщено — «соответствует заданным ТТХ», само собой разумеется, не без советы доработки некоторых совокупностей.

Тяжёлый танк Т-103 (проект на шасси танка Т-100)

Тяжёлый танк T-100-Z с основной 152,4-мм гаубицей (проект на шасси танка Т-100)

Но, именно сейчас на Кировском заводе начиналось серийное производство тяжёлых танков КВ «Клим Ворошилов», кроме этого вооружённого 76,2-мм пушкой Л-11, но имевшего более замечательную 75-м броню лобовой части и бортов корпуса, перспективный дизельный двигатель, но, не меньше ответственным было то, что его экипаж состоял только из пяти человек.

И было решено той же рабочей группой нецелесообразным советовать Т-100 к принятию на вооружение, потому, что танк КВ превосходил его по главным ТТХ.

Но, являясь танком прорыва, Т-100 имел возможность нести и более тяжёлое штурмовое оружие. Так, были созданы на том же заводе № 185 чертежи автомобили под индексом Т-100-Х.

На корпусе Т-100 должны были установить 130-мм морскую пушку Б-13 обр. 1929 г. Для этого спроектировали рубку клиновидной формы с постоянной толщиной бортов 60-мм и маской в виде полусферы. Но по ходу её создания обводы рубки были поменяны на более простые. В середине марта 1940 г. тяжёлая самоходная артиллерийская установка (САУ) под индексом Т-100-У совершила первый проезд и была передана на заводские опробования.

Её корпус слабо отличается от танкового, а вот пушка имела определённое превосходство. Протяженность ствола равнялась

50,2 калибра. Замечательный бронебойный боеприпас, массой 36 кг, имевший начальную скорость 870 м/с, на расстоянии 4500 м пробивал броню толщиной 40 мм. Выстрелы пушки были раздельного заряжания; скорострельность составляла 4 выстр./мин.

Но в этот самый момент САУ «перешёл дорогу» танк КВ-2, что был принят на вооружение в феврале 1940 г. Его 152-мм танковая гаубица М-10Т обр.

1938/40 гг. на дальности 1500 м пробивала броню толщиной 72 мм под углом 60°.

Подававшую надежду САУ Т-100-У постигла будущее музейного экспоната. Летом того же года её передали в Военный музей в Кубинку, где она находится и сейчас.

В начале 1940 г. по распоряжению помощника наркома обороны командарма 1-го ранга Г. Кулика заводу № 185 было поручено на танк Т-100 установить 152,4-мм гаубицу, для которой к середине марта смогли кроме того изготовить новую башню. Такая машина с двумя башнями должна была взять и новый индекс Т-100-Z. Опять-таки из-за принятия на вооружение танка КВ работы остановили.

В марте 1940 г. в том же КБ завода №185 на базе танка Т-100 был создан проект новой автомобили называющиеся «объект 103».

Она должна была использоваться не только для подавления наземных огневых точек, среди них и долгосрочных, и употребляться в береговой обороне для ведения, при необходимости, огня по судам соперника.

Машина проектировалась четырёхбашенной. Основная башня, размещённая в средней части корпуса на усиленной подбашенной коробке, вооружалась 130-мм пушкой Б-13. Две малые башни были установлены перед основной, ещё одна — на её крыше — для стрельбы по воздушным целям.

Все они вооружались 7,62-мм пулемётами ДТ. Помимо этого, два ДТ устанавливались в шаровых опорах на корпусе. Так, на машине должны были пребывать пять пулемётов.

Экипаж наряду с этим возрастал до 8 человек.

Существовал кроме этого вариант с двумя подбашенными башнями и ещё одной одноместной пулемётной в носовой части корпуса.

Основная башня «объекта 103», как и малые, кругового вращения. Углы возвышения пушки от -5° до +30°, но она имела возможность и без поворота башни иметь разворот на 10° в обе стороны.

Большая дальность её стрельбы равнялась 15 км. Боекомплект складывался из 50 выстрелов.

Бронезащита, как и у Т-100, — противоснарядная, но масса автомобили возрастала до 63 т. Действительно, двигатель предусматривался 850-сильный либо кроме того мощностью 1000 л.с., дизельный. Соответственно возрастал и запас горючего — до 1350 либо 1550 л. Скорость передвижения рассчитывалась равной 31 км/ч либо 36 км/ч.

Гусеницы имели возможность ставиться от Т-100 либо увеличенной ширины до 880 мм -это разрешило бы снизить давление на грунт до 0,597 кг/см2.

Но проектировщики смогли создать только древесный макет «объекта 103» — автомобили, которая именовалась бы «Танк 103».

Существовал кроме этого на базе Т-100 проект однобашенного тяжёлого танка «объект 0-50» с пушкой Л-11 и двумя пулемётами — крупнокалиберным 12,7-мм ДК и 7,62-мм ДТ.

Броневая защита башни и корпуса предполагалась противоснарядной из страниц толщиной 30 — 75 мм, двигатель — 12-цилиндровый дизельный В-2 мощностью 500 л.с. Масса танка понижалась до 40 т. В ходовой части — балансировочные тележки с восемью опорными катками, ширина гусениц -710 мм.

Экипаж танка должен был складываться из четырёх человек, причём в боевом отделении размещались три человека: слева от пушки приятель за втором командир и наводчик, справа — заряжающий радист.

Словом, вправду Т-100 был успешным, в случае если столько созданных проектов было с ним связано.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-100

Экипаж, чел……………………………………………………………………………………………………………………..8

Масса, кг………………………………………………………………………………………………………………….58 000

Протяженность корпуса, мм………………………………………………………………………………………………………8495

Ширина корпуса, мм……………………………………………………………………………………………………3400

Высота, мм………………………………………………………………………………………………………………….3430

Клиренс, мм………………………………………………………………………………………………………………….525

Бронирование корпуса, мм:

лобовая часть, борта, корма………………………………………………………………………………………….60

днище…………………………………………………………………………………………………………………..20 — 30

крыша………………………………………………………………………………………………………………………….20

Бронирование башен, мм:

лоб, борта, корма………………………………………………………………………………………………………….60

крыша малой башни…………………………………………………………………………………………………….20

крыша основной башни…………………………………………………………………………………………………..30

Оружие…………………………………..нарезная 76,2-мм пушка Л-11,45-мм пушка обр. 1934 г., 3 х 7,62-мм пулемёта ДТ

Боекомплект…………………………………………….76,2-мм выстрелов — 120, 45-мм выстрелов — 393, патронов 7,62-мм — 4284

Двигатель……………………………………………………..12-цилиндровый карбюраторный ШУМ-34-БТ, V-образный четырёхтактный жидкостного охлаждения мощностью 850 л.с. при 1850 об/мин

Удельное давление на грунт, кг/см2……………………………………………………………………………….0,68

Скорость по шоссе, км/ч…………………………………………………………………………………………………36

Ёмкость топливных баков, л………………………………………………………………………………………..1160

Запас хода, км:

по шоссе…………………………………………………………………………………………………………………….160

по просёлку………………………………………………………………………………………………………………..120

Преодолеваемые препятствия, м:

вертикальная стена…………………………………………………………………………………………………….1,2

ширина рва………………………………………………………………………………………………………………….4,0

брод…………………………………………………………………………………………………………………………..1,25

подъём…………………………………………………………………………………………………………………42 град.

крен……………………………………………………………………………………………………………………..25 град.

Средства связи……………………………………………………………………..радиостанция 71-ТК-З, ТПУ-6

В. ТАЛАНОВ

Любой взойдет на Голгофу.CD1.avi

Статьи, которые будут Вам интересны: