Немецкая «пума» 1940-х

Немецкая «пума» 1940-х

В соответствии с Версальскому мирному контракту, Германия до начала 1930-х гг. не создавала военную технику, и лишь с 1932 г. компания «Даймлер-Бенц» начала выпуск для армии двухосных лёгких броневиков Kfz. 13 и Kfz. 14 — пулемётных и связных, массой чуть более 2 т. Они были созданы на шасси автомобили «Адлер ЗГд» (Adler 3Gd) с двигателем 60 л.с., имели открытый сверху корпус из 8-мм страниц и вооружены 7,92-мм пулемётом MG13, установленным посередине кузова за бронещитом.

Их экипаж складывался из двух — трёх человек.

В середине — финише 1930-х гг. компания «Везерхютте» начала выпускать новые лёгкие двухосные броневики Sd.Kfz.221 — пулемётные, и вооружённые тяжёлыми противотанковыми винтовками 7,92-мм РzВ 39 либо 2,8-см sРzВ 41. У этих автомобилей с 75-массой и сильными двигателями около 4 т была маленькая открытая сверху башенка, броня оставалась противопульной — толщиной до 14,5 мм. Экипаж — два человека.

Было выпущено около 340 таких броневиков.

Второй лёгкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.222 имел 20-мм автоматическую пушку, из которой возможно было стрелять и по самолётам, и 7,92-мм пулемёт МG 34. С 1936 по 1943 г. их выстроили практически 1000 экземпляров.

На том же шасси наладили производство броневиков для подразделений связи Вермахта — Sd.Kfz.223 и Sd.Kfz.260/261, оснащённых радиостанциями Fu10, Fu12 либо Fu19; на них устанавливались рамочные либо телескопические штыревые антенны.

Башни применяли от бронеавтомобиля Sd.Kfz.221. Масса автомобилей возросла до 4,5 т; экипаж складывался из четырёх человек. Их изготовили 550 и 493 единицы соответственно.

Тяжёлые броневые машины в Германии стали выпускать с 1932 г. Сначала это были трёхосные Sd.Kfz.231 6-rad с 65-колёсной формулой и сильными двигателями 6×4. Они вооружались 20-мм пушкой и7,92-мм пулемётом MG13, установленными в маленькой вращающейся башне, и имели передний и задний посты управления. Задние оси автомобили были ведущими, передняя -управляемая. Толщина брони равнялась 8 — 14,5 мм. Экипаж складывался из четырёх человек. Масса бронеавтомобиля составляла 5,3 — 6 т.

Германский восьмиколёсный бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/3. В 1944 г. их было выпушенно 88 единиц

Sd.Kfz.234/1

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/1 с 20-мм автоматической пушкой и 7,62-мм спаренным пулемётом

Много таких автомобилей просуществовало в Вермахте до 1943 г. Те, что остались к тому времени, вооружили 75-мм пушками для более действенной борьбы с военной техникой.

Позднее на базе этих броневиков стали производиться Sd.Kfz.232 6-rаd и Sd.Kfz.263 б-rаd.

232-я -машина коротковолновой связи — с рамочной антенной, укреплённой на башне и в кормовой части корпуса. 263-я — радиомашина с радиостанцией громадного радиуса действия, с рамочной и телескопической (расположенной в корме) антеннами. Эта модель имела один пулемёт МG34.

На смену трёхосным броневикам в конце 1930-х гг. пришли тяжёлые четырёхосные, более удовлетворявшие армии по манёвренности и проходимости.

Громаднейшее доверие завоевали Sd.Kfz.231 8-rad. Они имели шасси GS компании Bussing-NAG («Бюссинг-НАГ») и серийно выпускались компаниями Deutsche Werke («Дойче Верке») в Киле и Schihau-Werke («Шихау-Верке») в Эльбинге.

Все восемь колёс автомобили были ведущими и управляемыми с механическими тормозами. Подвеска -полунезависимая рычажная с рессорами. Двигатель — 8-цилиндровый L8V-GS мощностью 150 л.с., позднее его довели до 180 л.с.

Корпус и шестигранная башня — сварные. Оружие покинули как у трёхосных автомобилей — 20-мм пушка и 7,92-мм пулемёт. Модификация Sd.Kfz.232 8-rad была оснащена двумя радиостанциями: Fu11SE80 и коротковолновой FuSpr«a» с рамочной антенной.

Ещё одна выпускавшаяся связная модель Sd.Kfz.263 8-rad не имела башни, а пулемёт в шаровой установке стоял справа в лобовом странице корпуса.

С 1941 г. толщину лобовой брони у этих автомобилей увеличили с 15 до 30 мм, а со следующего года часть Sd.Kfz.231 начали вооружать короткоствольными 75-мм пушками, каковые устанавливали и на танки Pz.IV. Данной модели присвоили индекс Sd.Kfz.233.

Броневые машины типа «231» состояли на вооружении Вермахта всю Вторую мировую войну.

Они пребывали во взводах разведывательных батальонов танковых дивизий и бригад. В 1945 г. их оставалось в армиях ещё около трёх с половиной сотен.

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 «Пума»

По окончании европейского успеха у германского командования начал созревать замысел так называемой Индийской кампании, заключавшийся в наступлении на Индию через Балканы — Турцию -Иран, имея целью захват главной британской колонии.

Для действий в непростых природных условиях тропиков и пустынь предполагалось создание высокомобильных соединений, снабжённых особыми типами бронетанковой техники. Так, в августе 1940 г. глава управления оружия германской армии выдал заказ на разработку разведывательного тяжёлого бронеавтомобиля Sd.Kfz.234 сходу трём компаниям: Bussing-NAG, Daimler-Benz AG, F. Schichau.

В тактико-техническом задании отмечалось, что броневик должен иметь двигатель воздушного охлаждения, лобовую броню толщиной 30 мм и выдерживать обстрел из стрелкового оружия бронебойными пулями, быть вооружённым 20-мм пулемётом и пушкой. Предлагалось кроме этого задействовать последовательность конструктивных разработок и агрегатов, использованных при создании восьмиколёсного Sd.Kfz.231.

Sd.Kfz.234/2

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 считается лучшим тяжёлым броневиком Второй мировой

Sd.Kfz.234/3

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/3 с короткоствольной 75-мм пушкой

Роли распределили следующим образом.

За шасси отвечала компания Bussing-NAG, чешская Tatra — за создание двигателя мощностью более чем 200 л.с. Башню конструировали в компании Daimler-Benz — под 50-мм пушку KwK 39/1 и F.Schichau — для 20-мм пушки KwK38, бронекорпусы изготовляла Deutsche Edelstahlwerke.

Не смотря на то, что прототип автомобили должны были представить к декабрю 1941 г., к опробованиям усовершенствованного примера приступили только летом следующего года.

Снаружи он был очень схож с выпускавшимся ранее Sd.Kfz.231 8-rad, но это был совсем новый броневик. Одно из основных отличий его — несущий корпус, рама как таковая отсутствовала.

Броневой автомобиль Sd.Kfz.234 сконструирован с задним размещением двигателя.

Внутреннее пространство его поделили на отсеки: управления — в первых рядах, боевой с вращающейся вооружением и башней — по центру и двигательный — в корме. Масса автомобили составила 11т. Экипаж — четыре человека.

Корпус броневика — сварной из броневых плит, поставленных с рациональными углами наклона к возможному направлению обстрела соперником, что значительно повышало защищённость. Толщина лобовой брони составляла, как и было указано в техническом задании, 30 мм, что снабжало защиту экипажа не только от осколков мин и оружейных пуль и снарядов, но и от противотанковых ружей, а также от 20-мм противотанковых орудий. На бортах находились 8-мм бронелисты, а на корме — толщиной 10 мм.

По некоторым данным, спереди корпуса монтировалась ещё дополнительная бронеплита толщиной 8 мм.

Башня была шестигранная, конической формы. В ней пребывали 20-мм автоматическая пушка KwK 38 L/55 и спаренный с ней 7,92-мм пулемёт MG 42 с углами отклонения в вертикальной плоскости от — 4 до +70°.

Боекомплект — 250 патронов к 20-мм пушке и 2850 -к пулемёту.

В 1945 г. руководство Вермахта решило оснастить оставшиеся в строю автомобили 20-мм зенитными пушками MG 151/20 а также новыми Flak 38 L/112.5. Создали умелые модели.

Сама башня не имела крыши. Её заменяли откидные створки с железной сеткой. В боевых условиях их закрывали, защищая экипаж от гранат, каковые имели возможность закидываться сверху.

Машина имела два поста управления — передний и задний.

Передний шофер размешался на сиденье по центру автомобили. Перед ним был руль на рулевой колонке, рычаги демультипликатора и переключения передач пребывали справа, приборная доска — слева. По бортам размещались коробки с запчастями и аккумуляторными батареями.

Обзор водителю снабжали три смотровых окна с многослойными стеклопакетами перед водителем и ещё два — слева и справа от него в боковых стенках корпуса. В боевых условиях они закрывались броне-крышками со щелями.

В верхней части лобового страницы размещался люк аварийного выхода.

Задний пост управления употреблялся для езды задним ходом без какого-либо предварительного разворота броневика. Шофер, пребывающий на этом посту, имел возможность вести машину, замечая за дорогой через окно в корме и дополнительное — на левом борту.

С обеих сторон от его сиденья в корпусе имелись два выходных люка.

В кормовом моторно-трансмиссионном отсеке размешался 210-сильный высокоэкономичный дизельный двигатель «Татра 103», созданный одноимённой чешской компанией, 12-цилиндровый, V-образный, снабжавший высокую удельную мощность. Его рабочий количество — 14 825 см3, угол развала цилиндров — 75°.

Охлаждение двигателя воздушное — приоритетное для применения броневика в условиях безводной пустыни и жаркого климата. Но разработчикам было нужно поставить сходу два вентилятора, что обеспечило обычный тепловой режим двигателя.

В крыше отсека имелись жалюзи вентиляции, по обе стороны от которых размешались люки обслуживания мотора. Помимо этого, в её задней части имелся ещё дополнительный вентиляционный люк.

Глушители вывели по бортам за крылья автомобили.

Sd.Kfz.234/4

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4 с противотанковой пушкой Pak 40

Вращающий момент на колёса от двигателя передавался через трёхскоростную коробку передач с преселекторным управлением, которая создавала возможность перемещения как вперёд, так и назад на шести скоростях.

Ходовая часть броневика — четырёхосная полноприводная со всеми управляемыми колёсами. Каждое из них крепилось к корпусу на балансирах, вертикальный движение которых амортизировался свободными полуэллиптическими листовыми рессорами. Колёса имели пневматические тормоза и были односкатными с шинами низкого давления и самозатягивающейся резиной.

Сообщение осуществлялась посредством радиостанции Pu Spr Ger «f» с дальностью действия на ходу около 1 км, а на стоянке — до трех километров.

Штыревая антенна устанавливалась в задней части башни.

Такую модель бронеавтомобиля приняли на вооружение Вермахта в 1943 г. под индексом Sd.Kfz.234/1. Машина считалась разведывательной и состояла на вооружении разведывательных батальонов танковых и моторизованных дивизий.

Всего компания Bussing-NAG с сентября 1943 по март 1945 г. выпустила 200 таких броневиков.

Но для противодействия бронетехнике союзников, которую к 1943 г. защищала уже значительно более замечательная броня, были нужны тяжёлые бронеавтомобили с усиленным оружием. Германские конструкторы внесли предложение применять на Sd.Kfz.231 50-мм пушку, находившуюся ранее на 20-тонном среднем танке Pz.Kpfw III. Эти автомобили серийно выпускались с 1938 г., но к тому времени были сняты с производства; только единицы ещё вести войну на фронте.

Их пушка KwK 39/1 L/60 была длинноствольной с длиной ствола 60 калибров и имела возможность пробить под-калиберным боеприпасом Pzgr 40 на расстоянии 500 м броню толщиной 57 мм под углом встречи 60°, а на в два раза большей дальности — 44 мм. Это разрешало достаточно действенно бороться с отечественными Т-70 а также Т-34, имевшими, напомним, 45-мм лобовую и бортовую броню.

Пушку, предназначавшуюся для разведывательного танка VK 1602 Leopard разместили в сварной круглой формы башне, созданной компанией «Даймлер-Бенц».

Башня имела лобовую броню толщиной 30 мм и наклонные борта — по 14,5 мм, толщину маски -100 мм. С правой стороны от пушки монтировался спаренный 7,92-мм пулемёт MG42. По бортам поставили по три дымовых гранатомёта. Для уменьшения отката пушку снабдили дульным тормозом.

Для связи экипаж пользовался двумя радиостанциями.

Одна из них — Fu Ger 12 Se — имела простую штыревую двухметровую антенну на башне, вторая — Ar Spr Ger «а» — антенну с «метёлкой», пребывавшую слева в корме корпуса.

Такая модификация имела индекс Sd.Kfz.234/2. Её производили с сентября 1943-го по сентябрь 1944 г. — и изготовили 101 единицу. Благодаря огневой мощи, манёвренности, живучести эта машина, названную «Пума», считается лучшим тяжёлым броневым автомобилем Второй мировой.

Ещё более усилили огневую мощь броневика постановкой на него 75-мм короткоствольной пушки. Место вращающейся башни заняла неподвижная низкая надстройка, лишённая крыши, в которой пребывали пулемёт и пушка МG42. Она имела возможность наводить только влево и вправо в секторе 25°.

Главные эти германских бронеавтомобилей

Эти автомобили имели индекс «234/3». С июня по декабрь 1944 г. их выпустили 88 единиц.

Следующую модификацию Sd.Kfz.234/4 уже возможно было бы вычислять самоходной противотанковой установкой, по причине того, что в её открытой сверху рубке разместили серийную пушку Рак 40, которую с колёс, но покинули при ней защитный экран. Имелся в рубке и пулемёт МG 42. Сектор обстрела не изменился, как и в прошлой модели, — 25°. Для наведения употреблялся прицел

3×8.

Боекомплект копался небольшой — 12 патронов и 1950 выстрелов. К марту 1945 г. изготовили 89 таких автомобилей.

С сентября 1943 по март 1945 г. выпустили около 500 броневых машин Sd.Kfz.234 всех модификаций. Но, не обращая внимания на относительно малый тираж, они пользовались в армиях Вермахта громадной популярностью.

По сути дела, они выяснили направления предстоящего развития восьмиколёсных боевых автомобилей, заложив фундамент создания и нынешних моделей.

В. ТАЛАНОВ

Sd.Kfz. 234 Puma Armored Car (HD)

Статьи, которые будут Вам интересны: