Немецкий дедушка «абрамса» и «леопарда- 2»

Немецкий дедушка «абрамса» и «леопарда- 2»

Летом 1963 г. военные министры ФРГ и США — Р. Макнамара и У. Хассель подписали двухстороннее соглашение о совместной разработке нового главного боевого танка (ОБТ) для армии обоих стран. Программа стала называться МВТ (Main Battle Tank). Предполагалось, что так вероятно создать единый танк НАТО.

Прежде всего, создание проекта было вызвано возникновением в СССР танка Т-64, превосходящего по многим чертям автомобили, имевшиеся тогда на вооружении государств НАТО.

Был создан организационный комитет, армейские эксперты которого в 1964 г. согласовали и сформулировали тактикотехнические требования к перспективной машине. Исполнителем американцы выбрали конструкторов компании Allison Division (отделение Дженерал моторс Corporation), а со стороны ФРГ выступала корпорация German Development Corporation.

В 1969 г. на опробования были предъявлены 14 опытных образцов, всецело комплектных, но созданных с одной стороны в Детройте, с другой — в Аугсбурге.

Раздельная постройка этих автомобилей, не смотря на то, что и выполненных в соответствии с неспециализированными техническими требованиями, распознала значительные расхождения, по причине того, что американцы размещали на собственных примерах американские совокупности, а немцы — германские. Различия касались как оружия, так и двигателей, ходовой части.

Неспециализированной проблемой стало повышение заложенной массы танка на целых четыре тонны.

Немцы испытывали автоматом заряжания, американцы -с мощностью и надёжностью двигателя, с механизмом поворота башни. Существовали и другие неприятности, к примеру, с разработкой более замечательных снарядов, кроме того с различиями в конструкции не только самих корпусов танков, но и башен.

В том же году проект настиг неожиданный удар.

В сентябре управлениемминистерства обороны США был затребован отчёт по проделанной работе. Анализ продемонстрировал, что первоначально заявленный бюджет проекта в 80 миллионов долларов уже был завышен в пять раз, а на предстоящую доводку МВТ-70 и его постановку на серийное производство нужно ещё около 550 млн дол., цена постройки одной единицы тогда определялась как 1,2 млн. Такие затраты сенат США посчитал неоправданными и "настойчиво попросил" закрытия проекта.

Германская сторона кроме этого заявила о собственном выходе из соглашения. С этого момента началась раздельная разработка собственных главных боевых танков. В Соединенных Штатах это был «Абрамс», в ФРГ -«Леопард-2».

Но нужно подчернуть, что обычно многие новшества, осуществлённые в проектных примерах МВТ-70, опередили собственное время.

Хотя бы ходовая часть танка, разрешавшая изменять клиренс, и крен и дифферент корпуса, размещение механика-водителя в свободной поворотной кабине в башне, мощность двигателя в 1500 л.с., кроме того очень низкий силуэт самого танка. По сообщениям печати, эксперты создали практически четыре десятка механизмов и новых узлов, внедрённых в конструкцию.

Умелый танк МВТ-70 — совместная разработка ФРГ и США (вид спереди и с кормы)

Словом, эксперты отмечали МВТ-70 как танк перспективный, в котором использованы многие методики и новаторские технологии. Иногда сверхсложные, скажем, в управлении машиной. При дискуссии вопроса о закрытии проекта в американском правительстве один из сенаторов — Дж.

Фулбрайт подчернул, что «для езды на этом танке нужно иметь, как минимум, степень магистра технического университета».

Проектировщикам танк МВТ-70 представлялся, как это и надеется, боевой гусеничной машиной с надёжной броневой защитой, имеющей подвижность и высокую манёвренность, снабжённой замечательным ракетно-пушечным оружием. По их плану, машина имела неклассическую компоновку.

У неё не было отдельного отсека управления. На его месте в первых рядах поставили объёмный топливный бак, а механика-водителя разместили в боевом отделении — в башне. Для него спроектировали особую цилиндрическую кабину, которая крепилась на крыше башни на подшипниковом подвесе и посредством гидравлического привода, которая имела возможность контрвращаться довольно самой башни.

Так, оказалось, что кабина всегда была сориентирована на протяжении продольной оси танка, а шофер, в какую сторону башня не отклонялась, постоянно оставался лицом вперёд. Кроме того при перемещении по-походному — пушкой назад — его кабина разворачивалась на 180° относительно башни и в этом положении фиксировалась. Сиденье в кабине регулировалось по высоте, дабы шофер имел возможность руководить при открытом люке. В днище кабины был эвакуационный люк, совпадавший с люком в днище корпуса.

Оказалось, что целый экипаж танка, из трёх человек, размещался в башне: она являлась единственной в машине обитаемой территорией. За ней в корпусе размешалось моторно-трансмиссионное отделение (МТО).

Сама башня складывалась из литой внутренней подробности, которая спереди представляла собой усечённый конус, внешних экранов из катаной гомогенной брони и задней сварной трапециевидной ниши с откидывающейся двустворчатой крышей.

Механик-водитель пребывал в собственной кабине в левой передней части — на крыше башни в этом месте возвышался купол наблюдения с двустворчатым люком. Справа в башне имелись командирская башенка и люк наводчика. Тут же были установлены прицелы и приборы наблюдения. Помимо этого, в левой стороне башни в цилиндрическом отсеке разместили дистанционно управляемую установку 20-мм пушки.

Первый американский пример танка со 152-мм пушкой

МВТ-70:

1 — 152-мм пушка ХМ150Е5; 2 — маска пушки; 3 — панорамный прицел начальника; 4 — ниша башни; 5 — блок дымовых гранатомётов; 6 — моторно-трансмиссионный отсек; 7 — кормовая электророзетка; 8 — ведущее колесо; 9 — направляющее колесо; 10 — ствольный эжектор; 11 — ТВ-камера переднего обзора; 12 — люк наводчика; 13 — ночной прицел начальника; 14-командирская башенка; 15 — призматическийприбор начальника; 16 — отсек дистанционного управления 20-мм пушкой; 17 — люк механика-водителя; 18 — прицел-дальномер наводчика; 19 — амбразура спаренного 7,62-мм пулемёта; 20 — блок призматических устройств механика-водителя; 21 — ИК- передатчик команд; 22 — ИК- прожектор; 23 — антенны радиостанции; 24 — грузовая решётка

Броневая защита танка МВТ-70

Башня танка МВТ-70:

1 — 152-мм пушка ХМ150Е5; 2 — прицел-дальномер наводчика; 3 — люк наводчика; 4 — ночной прицел начальника; 5 — панорамный прицел; 6 — командирская башенка; 7 — 20-мм автоматическая пушка RN202; 8 — ИК-передатчик КУРВ «Шиллела»; 9 — люк механика-водителя

Башня танка с блоками накладной динамической защиты.

Слева у маски пушки — окно прицела-дальномера наводчика, справа вверху на башне — блок призматических устройств механика-водителя

Корпус танка — сварной конструкции из литых подробностей катаной металлической брони, но кое-какие его элементы в целях экономии веса были литыми из алюминиевых сплавов. Верхняя лобовая подробность планировала из внутренней литой части и наружного броневого страницы, так воображая собой разнесённую броневую преграду.

Лобовые страницы — верхний и нижний — устанавливались под наклоном, бортовые и кормовые — вертикальные. Задняя часть корпуса с МТО пара возвышалась над передней.

Расхождения во взорах экспертов ФРГ и США обнаружились уже на фазе разработки двигателя.

Американцы на собственных примерах поставили двигатели Continental AVCR-1100 с воздушным охлаждением. Это были 12-цилиндровые четырёхтактные V-образные дизели. Они имели совокупность трансформации степени сжатия в диапазоне 1:10 при развитии полной мощности и 1:22 — при запуске, что снабжало увеличение мощности и крутящего момента, понижение расхода горючего.

AVCR-1100 имели возможность развивать мощность до 1475 л.с. при 2800 об/мин. Масса двигателя — около двух тысячь киллограм. Использовалось ДТ W-F-800E DF-1 либо DF-2. В носовом баке и двух баках, установленных на протяжении стенок МТО, его возможно было разместить до 1800 л.

В ФРГ применяли дизельные 12-цилиндровые четырёхтактные двигатели компании Daimler-Benz — DB 873ЕА-500, 1500-сильные, но уже жидкостного охлаждения.

Германский вариант танка имел герметизируемое двигательное отделение.

В американском — дне МТО и люки доступа к двигателю выполнялись из алюминиевого сплава.

В примерах обеих государств употреблялась объединённая с двигателем в единый блок автоматическая гидромеханическая трансмиссия Renk HWSL-354, созданная западногерманской компанией RenK. В её состав входила четырёхскоростная реверсивная планетарная коробка передач.

В качестве механизма поворота, смонтированного с ней в одном картере, употреблялся двойной дифференциал с гидрообъёмным приводом, снабжавший бесступенчатое минимальный радиуса радиус и изменение поворота. Главное управление трансмиссией — автоматическое, посредством электропривода. Помимо этого, имелось дублирующее ручное механическое управление.

Номенклатура снарядов 152-мм танкового орудия ХМ150Е5

Изюминкой трансмиссии являлась установка особого гидродинамического тормоза-замедлителя (ретардера), помогавшего для предварительного торможения, разгружавшего главную тормозную совокупность танка, в особенности на затяжных спусках.

Механизм поворота — двухпоточный, имевший двойной подвод мощности с гидростатической передачей от двигателя. Управление им осуществлялось электродистанционной совокупностью посредством штурвала механика-водителя либо с пульта начальника.

Ходовая часть МВТ-70 включала два передних направляющих колеса и два -ведущих задних, по двенадцать обрезиненных опорных катков на борт и по шесть — поддерживающих. Гусеничные ленты с резино-металлическими шарнирами складывались из 78 траков Dienl 170.

Подвеска на примерах — свободная, гидропневматическая, поршевого типа -была изготовлена различными компаниями.

На американских примерах стояла подвеска компании National Water Lift, разрешавшая медлено регулировать дорожный просвет от 150 до 690 мм (обычный эксплуатационный — 450 мм). Управление подвеской осуществлялось с пульта наводчика.

Немцы воспользовались подвеской собственной компании Frieseke und Hoepfner, которая отличалась от американской возможностью автоматического управления ступенчатой установки клиренса, равного 250, 450 либо 600 мм.

Вероятно было и ручное управление с пультов водителя либо наводчика.

Кабина механика-водителя в башне тайка:

1 — индикатор места; 2 — пульт механика-водителя; 3, 4 — регулировочные фиксаторы; 5, 6 — рычаги регулировки высоты кабины; 7 — выключатель верхнего света; 8 — выходной люк; 9 — призматические устройства наблюдения

Оборудование рабочего места наводчика:

1 — головка прицела; 2 — множитель прицельной части; 3 — контрольно-проверочная панель ракеты; 4 — запасной панель; 5 — пульт наводчика; 6 — вооружения выбора и панель боеприпасов; 7 — прибор наведения; 8 — блок управления дальномером; 9 — ИК-передатчик команд

Дистанционно управляемая 20-мм автоматическая пушка RN202, Устанавливалась на башне в особом герметезированном отсеке за люком командира экипажа

Выше упоминалось, что целый экипаж танка — начальник, наводчик, механик-водитель — должен был пребывать в башне; причём шофер — в особой отдельной кабине. Вместо педалей и обычных рычагов он пользовался штурвалом с двумя рукоятками, совмещавшим функции рулевого управления, подачи топлива и педалей тормоза.

Для наблюдения за местностью помогали три перископических прибора, встроенные в люке, и телевизионная камера переднего обзора мёртвой территории впереди танка; её монитор был справа от кресла. Слева размешалась главная приборная панель с индикаторами, выключателями, спидометром, тумблером передач, а выше, на левой стенке башни, — запасной панель с резервными органами аварийного управления машиной, второстепенными устройствами.

Рядом с ней размещались блок управления подвеской, светотехническим оборудованием, прожектором.

Место наводчика — в башне справа. Перед ним — орудийный прицел, имевший ночной канал с подсветкой от инфракрасного прожектора, поле зрения прицела стало стабильным в двух плоскостях; рядом с ним — блок управления лазерным дальномером, пульт управления оружием, представлявший собой штурвал с рукоятками, разрешавший создавать разворот башни, вертикальное наведение орудия.

Имелась кроме этого особая панель переключения типа режимов и выбора выстрела стрельбы.

На правой стенке башни был смонтирован контрольный пульт предпусковой проверки ракет, и вспомогательный пульт разворота башни.

Командирское место пребывало в правой задней части башни. Для наблюдения за окружающей обстановкой начальник в первую очередь пользовался шестью призматическими устройствами наблюдения, вмонтированными в башенку на крыше корпуса.

На самой башне перед его люком были установлены панорамный стереоскопический прицел, ночной оптический и телевизионный прицелы, с вероятной трансляцией изображения на рабочее место наводчика. Поле зрения этих устройств было стабилизировано в двух плоскостях. С левой от его сиденья стороны размешались главная радиостанции и приборная панель, навигационный блок.

Управление танком начальник осуществлял своим штурвалом. На немецком примере танка рядом имелся кроме этого вспомогательный блок пульта дистанционного управления подвеской.

Особенное внимание армейских экспертов было привлечено к выбору оружия МВТ-70. Они решили применять 152-мм пушку ХМ150Е5, в один момент в качестве пусковой установки ракет класа "Земля-Земля" MGM-51 Shillelargh («Шиллела»), и 20-мм автоматическую пушку АР RN202. (Сначала немцы желали установить на танки 120-мм пушку).

152-мм пушка представляла собой модификацию той, что стояла на американском лёгком танке М551 Sheridan («Шеридан»), лишь укороченную до 30 калибров. Считалось, что маленькая, но громадного калибра пушка имеет преимущество в стрельбе кумулятивными и осколочно-фугасными боеприпасами на средних и малых- расстояниях. На громадных же расстояниях будут деятельно функционировать управляемые ракеты.

Силовой блок американского танка с дизельным двигателем AVCR-1100 воздушного охлаждения и гидродинамической трансмиссией Renk HSWL354. Мощность двигателя — 1475 л.с. (вид — сзади-справа)

Потомки танка МВТ-70.

Американский «Абрамс» и германский «Леопард-2»

ХМ150Е5 — нарезная пушка, с поршневым полуавтоматическим затвором. В нижней части её ствола по всей его длине имелась продольная проточка, глубиной 2 мм, в которую входил выступ на днище ракеты для верного ориентирования положения в нём. Пушка имела совокупность экстракции пороховых газов по окончании выстрела.

Она стабилизировалась в обеих плоскостях.

Автомат заряжания пребывал в кормовой нише башни — американский, компании Дженерал моторс, с магазином конвейерного типа на 26 выстрелов. Механизм досылателя автомата имел цепной привод и телескопическую трубчатую направляющую. Скорострельность достигала 10 выстр./мин, вероятно было и ручное заряжание с темпом 4 выстр./мин.

Употреблялись унитарные выстрелы с всецело сгораемой гильзой.

Боекомплект составлял 46 выстрелов. Часть его — 8 выстрелов — пребывала в нише корпуса, между боевым отделением и МТО, ещё 12 — в башне — в первых рядах и позади кабины механика-водителя. Употреблялись бронебойно-подкалиберные боеприпасы APFSDS-T с сердечником из вольфрамового сплава, и кумулятивные НЕАТ-Т со стреловидными поражающими элементами ХМ617.

Поражать цели на громадных расстояниях танк МВТ-70 должен был посредством противотанковых управляемых ракет «Шиллела», каковые состояли на вооружение танков и других боевых автомобилей армии США с 1967 г. В первую очередь, они поступили тогда на вооружение лёгкого танка «Шеридан» — ими оснастили около 1500 таких автомобилей; помимо этого, ещё 540 средних М60А2 «Паттон».

«Шиллела» представляла собой ракету с пороховым маршевым двигателем; в передней части корпуса размещалась кумулятивная боевая часть массой 6,8 кг, за ней — газовый генератор и блок управления для работы рулей. В задней части был кроме этого складывающийся стабилизатор, лопасти которого раскрывались с выходом из ствола пусковой установки; на днище монтировались инфракрасные приёмник и излучатель.

Ракетный запуск осуществляется через ствол орудия посредством особого заряда со сгораемой гильзой. Наведение производилось полуавтоматически по инфракрасному лучу: наводчик удерживал прицельную рамку на цели в течении всего времени её полёта. Стартовый вес ракеты — 28 кг, протяженность — 1140 мм, диаметр корпуса — 152 мм.

Её бронепробиваемость — около 500 мм, дальность стрельбы от 500 до 3000 м.

Сама ракета «Шиллела» входила составной частью в комплекс управляемого ракетного оружия (КУРВ), имевшегося на танке. Не считая неё, к КУРВ относились прибор управления с ИК-приёмником, блок формирования команд, ИК-передатчик, блок питания, управления и блок проверки.

В середине 1970-х гг. производство ПТУР «Шиллела» было прекращено благодаря её неудовлетворительной эффективности и высокой стоимости.

В качестве запасного оружия на МВТ-70 решили установить 20-мм автоматическую пушку RN202 компании Rheinmetall в дистанционно управляемой установке. Она пребывала на турели в цилиндрическом герметическом отсеке в башне за люком начальника.

В походном положении опускалась вовнутрь башни и закрывалась двустворчатым люком, при необходимости ведения огня выдвигалась поверх её крыши.

Пушка стабилизировалась в двух плоскостях. Она имела двухленточное питание: в одной ленте — бронебойные, в второй — разрывные боеприпасы. Ленты хранились конкретно в корзине установки. Боекомплект — 750 выстрелов.

Пламя из неё имели возможность вести и наводчик, и начальник автомобили: у каждого были собственные прицелы.

Помимо этого, на американских примерах были смонтированы на боковых стенках задней ниши башни дымовые гранатомёты, по четыре с каждого борта. Для них имелись особые гранаты: зажигательно-дымовые М34WР и дымовые М8-НС, каковые снаряжались красным и белым фосфором. Метательным зарядом они выбрасывались на расстояние 30 — 45 м в секторе 60°. Темп огня — одиночные выстрелы, залп — из четырёх либо из восьми гранат.

На германских примерах находились восемь 76-мм гранатомётов. В них употреблялись дымовые либо осколочные снаряды, выстреливаемые на 50 — 60 м. При полном залпе из восьми дымовых гранат образовывалась дымовая завеса размерами 150×20 м и глубиной до тридцати метров.

152-мм пушка имела спаренный 7,62-мм пулемёт М73, установленный справа от неё под телескопическим прицелом наводчика.

Пулемёт был создан в Соединенных Штатах и принят на вооружение в 1950 г.; производился до 1970 г. Масса пулемёта — 14,1 кг, большая дальность стрельбы — 3700 м, скорострельность — 500 — 625 выстр./мин. Его боекомплект на танке — 6000 патронов.

В обязанности наводчика входила стрельба из всех видов оружия, пребывавших на танке.

Командир экипажа имел возможность вести пламя из пушки и из 20-мм орудия при помощи панорамного и ночного прицела.

Очень идеальная совокупность управления огнём (СУО) на танке, не считая прицелов, стабилизационных механизмов и дальномера, имела цифровой ряд датчиков и баллистический вычислитель: крена корпуса, температуры заряда, изгиба ствола пушки, температуры наружного воздуха, направления и силы ветра. В СУО входило и оборудование КУРВ «Шиллела».

Совокупность коллективной защиты танка включала противорадиационный подбой обитаемого количества, аппаратуру создания избыточного давления в башне, устройства химической и радиационной разведки, кондиционера.

В противопожарное оборудование входили четыре баллона для огнегасящей смеси Halon, совокупность распыления, шесть датчиков в МТО и две панели управления в башне.

Что касается преодоления водных рубежей, то германские образцы потребовали герметизации моторно-двигательного отсека, а воздушное пространство для двигателя должен был поступать из башни.

Американские умелые автомобили имели возможность преодолевать водные рубежи глубиной до 2,2 м без герметизации. Более большие глубины танки проходили с воздухозаборными трубами, каковые устанавливались на командирский люк, к ним же подключались особые шланги питания воздухом двигателя.

С таким оборудованием для подводного вождения автомобили имели возможность преодолевать брод глубиной до 4,8 м.

Предполагалось поставить на танк радиостанции КВ- и УКВ диапазонов: AN/VRC-12 либо AN/VRC-46, раздельно для связи с авиационными работами -AN/VRC-24. Связь между экипажем должна была осуществляться танковым переговорным устройством (ТПУ) на трёх человек.

Не обращая внимания на то, что проект МВТ-70 был закрыт, германские и американские эксперты продолжали собственные разработки на базе уже имевшихся образцов. В Соединенных Штатах начали постройку упрощённого варианта под индексом ХМ803, которое после этого перешло в изготовление ХМ815, что привело, в итоге, к успешному M1 Abrams («Абрамс»). В ФРГ они вылились в постройку танка называющиеся Leopard-2 («Леопард»).

Так, умелый МВТ-70 стал примером главных боевых танков армии двух ведущих государств НАТО.

Русский \

Статьи, которые будут Вам интересны: