Немецкие 88-мм самоходные зенитные установки — «военные действия»

В германской армии периода Второй мировой обеспечению танковых и мотопехотных (панцергренадирских) частей противовоздушными, и противотанковыми средствами обороны отводилось большое значение. И в случае если в районах сосредоточения армий буксируемые зенитные орудия достаточно надежно закрывали наземные части от авиации соперника, то на марше неприятность сильно осложнялась.

Армии необходимы были мобильные зенитные средства, у которых время реакции на воздушную угрозу (перевод из походного в боевое положение) было бы минимальным. Выход из обстановки германские конструкторы нашли в скрещивании шасси полугусеничных артиллерийских тягачей и танков с зенитными орудиями разного калибра.

Конечно же, германские конструкторы не могли покинуть без внимания одно из самых известных орудий Второй мировой, известную «восемь-восемь». Успех боевого применения зенитных орудий 8,8 cm FlaK 18/36/37 на всех театрах военных действий был очевиден сначала. Орудие превосходно зарекомендовало себя еще на протяжении гражданской войны в Испании, а летом 1940 года 88-мм пушки практически перещелкали прекрасно бронированные французские танки. Часто они становились жертвами как раз этих зениток.

Позднее они превосходно зарекомендовали себя на Восточном фронте против советских танков Т-34 и КВ и в Африке, где «Лис пустыни» Роммель удачно гонял британцев, действенно применяя имеющиеся 88-мм зенитки против прекрасно бронированных пехотных танков Matilda II.

Владея хорошими баллистическими чертями, орудие «восемь-восемь» всецело зависело от тягача и при его поломки либо уничтожения при наступлении соперника отбуксировать орудие силами его расчета просто не представлялось вероятным. Исходя из этого германские офицеры желали добиться большей мобильности данной артиллерийской установки. Еще до польской кампании в Германии показались идеи установки 8,8 cm FlaK 18 на шасси полугусеничных БТР либо танков.

Воплотить жажды армейских в судьбу выяснилось сложной задачей, поскольку неприспособленное для этих целей зенитное орудие владело громадной сильной отдачей и массой.
Немецкие 88-мм самоходные зенитные установки - «военные действия»8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw

Выход из непростого положения удалось отыскать, применяв в качестве шасси для установки зенитки 18-тонный тяжелый артиллерийский тягач s.Zgkw.18t. Ходовая часть данного тягача была полугусеничной: передние колеса автомобили были направляющими, а гусеничное шасси (по 6 опорных катков на борт, размещенных в шахматном порядке) владело торсионной подвеской. Любая гусеница складывалась из 47 звеньев, а протяженность контактной поверхности гусеницы с поверхностью равнялась 286 см.

Полная масса военной машины при установке зенитного орудия достигла 25 тысячь киллограм. С установленным на тягаче 12-цилиндровым двигателем мощностью 230 л.с. скорость передвижения установки по шоссе составляла 35 км/ч (50 км/ч громаднейшая), по пересеченной местности — 20 км/ч. Запаса горючего в размере 290 литров хватало на 250 км перемещения по дороге либо на 100 км при перемещении по проселку.
кабина тягача и Силовая установка взяли бронезащиту, а грузовой отсек взял откидные борта. Большая толщина бронелистов составляла 14,5 мм. Увлекательной изюминкой автомобили было то, что вместо простых решеток либо жалюзи радиатор защищал уголок из бронелиста, что давал вольный доступ воздуху снизу и сверху.

Рекордной была численность экипажа автомобили, что включал в себя 11 человек: механика-водителя, артиллеристов и 9 командира расчета.
Зенитное орудие 8.8 cm Flak 37 было установлено в кузове и оснащено бронещитом. При стрельбе по воздушным целям скорострельность орудия достигала 15-20 выстрелов в 60 секунд. Большая досягаемость по высоте для зенитной гранаты составлял 10 600 метров, а действенная досягаемость — 6000 метров.

Отличительной изюминкой орудия была высокая скорость полета боеприпаса — около 800 м/с. Для стрельбы употреблялись три главных типа снарядов: осколочная граната с винтовым дном 8,8cm Spz.Gr L/4,5 (имела возможность оснащаться дистанционными взрывателями трех типов, сфера поражения — цилиндр 60х12 метров), цельнокорпусная осколочная граната (кроме этого три типа взрывателей) и бронебойный боеприпас 8,8cm Pz.Gr. При всех собственных преимуществах эта зенитка имела и недочёты.

Большой скорострельности возможно было добиться лишь в благоприятных условиях, а принимая в расчет только ручное наведение на цель и не сильный бронирование, в открытом бою с соперником у данной самоходки было не так много шансов сохраниться.
8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw

Работы по данной зенитной самоходной установке, которая взяла официальное обозначение 8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw, начались еще в первой половине 40-ых годов двадцатого века, но только 31 октября 1942 года первый прототип ЗСУ был предъявлен с целью проведения опробований клиенту. Самоходная установка прошла опробования с переменным успехом, по окончании чего Люфтваффе и Вермахт разместили заказ на производство 112 экземпляров.

Но на протяжении серийного выпуска с июля по сентябрь 1943 года удалось собрать всего 12 таких автомобилей (по другим сведеньям их было 14, но в этом случае, вероятнее, были учтены и собранные ранее опытные образцы). Все собранные немцами самоходные зенитные установки были переданы в состав 1-й и 2-й батальона 304-и батарей тяжелой зенитной артиллерии. В сентябре 1943 года эта часть была подчинена 26-й танковой дивизии, которая вела боевые действия против союзников в Италии.

Не следует путать ЗСУ 8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw с другой военной машиной, кроме этого выстроенной на базе полугусеничного тягача. Речь заходит о 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8). Эта модель изначально строилась, как САУ, главной задачей которой должна была стать борьба с долгосрочными его бронетехникой и укреплениями противника. В качестве базы для данной самоходной установки употреблялся 12-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.8, что выпускался компанией Daimler-Benz с 1937 года.

Эти тягачи имели фирменное обозначение DB s8, DB9 и DB10, в зависимости от уровня доработок и года выпуска конструкции.
Успешной эту военную машину назвать было тяжело. Ее бронирование было через чур не сильный, а схема непрактичной. К тому же полная высота данной самоходки вместе с бронещитком орудия достигала 3225 мм, что делало таковой серьёзный параметр, как малозаметность, к ней всецело неприменимым.

Не обращая внимания на комплект этих недочётов, 88-мм самоходная установка была принята на вооружение Вермахта в качестве временной меры. По разным данным компания Krupp в 1939-1940 годах выпустила 10 либо 12 таких САУ на базе шасси тягачей DBs8 и DB9, не смотря на то, что в некоторых источниках видится цифра в 25 самоходок. Изначально все САУ были переданы в состав 8-го отдельного тяжелого дивизиона.
8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8)

Весной 1940 года данный дивизион был придан 2-й танковой дивизии, которая входила в состав 19-го корпуса. Руководил этим корпусом генерал Гейнц Гударин. Самоходка отлично продемонстрировала себя во Франции. Первый же опыт ее боевого применения был успешным. Днем 13 мая 1940 года эти САУ употреблялись для борьбы с долгосрочными огневыми точками соперника на реке Маас.

88-мм зенитные орудия удачно совладали с поставленной перед ними задачей, пара снарядов расчеты всадили прямо в амбразуры огневых точек, вынудив французских воинов на этом месте сдаться. Самоходки прошли всю кампанию, с успехом используясь и для борьбы с французскими танками. В будущем они участвовали во вторжении в СССР.

Последние из САУ данного типа были утрачены немцами в СССР только в марте 1943 года.
Pz.Sf.IVc

Все попытки установки хорошего 88-мм зенитного орудия FlaK 18/36/37 на шасси полугусеничных тягачей были собственного рода полумерой, неким эрзацем настоящей военной машины. И не смотря на то, что такое ответ повышало мобильность превосходного универсального орудия, шасси тягачей просто не были вычислены на его массу. Это была достаточно тяжелая артсистема весом более 5 тысячь киллограм.

Осознавая это, германские конструкторы старались создать специальное гусеничное шасси, которое подошло бы для установки 88-мм зенитной пушки.
В первой половине 40-ых годов XX века инженеры компании Krupp приступили к проектированию новой ходовой части для САУ, которая по схеме должна была быть близкой к ходовой среднего танка Pz.Kpfw.V. Применительно к одному борту она складывалась из 8 опорных катков, каковые были находятся в шахматном порядке, заднего направляющего и переднего ведущего колеса. Гусеничная цепь планировала из металлических траков, владевших шириной 520 мм.

Корпус данной универсальной САУ, которая имела возможность употребляться и в зенитных, и в противотанковых целях был весьма близок по конструкции и компоновке к среднему танку Pz.Kpfw.IV. В передней его части размешалась трансмиссия, в средней части пребывало боевое отделение, а в корме — моторный отсек. На крыше боевого отделения монтировалось модифицированное зенитное орудие Flak 18/36 с длиной ствола 56 калибров.

Данное орудие было защищено посредством лобового бронещита и двух бортовых и кормового бронещитов. Изюминкой данной военной машины было то, что в боевом положении боковые и кормовой бронещиты откидывались, образуя ровную площадку для работы расчета. Кроме этого раскладывание бронерубки разрешало орудию выполнять полный оборот около собственной оси, что было крайне важно, в особенности при применении Pz.Kpfw.IV в качестве самоходной зенитной установки.
Pz.Sf.IVc

Созданное конструкторами компании Krupp шасси взяло обозначение Pz.Sf.IVc, а самоходное орудие взяло официальное наименование Versuchsflakwagen 8.8cm FlaK auf Sonderfahrgestell. Опытный образец данной универсальной САУ поступил на опробования в конце 1942 года, где показал достаточно прекрасные результаты. Не обращая внимания на это, заказа на серийный выпуск данной военной машины так и не последовало.

Обстоятельством стало изменение технического задания, со временем зенитное орудие Flak 18/36 прекратило владеть нужной противотанковой эффективностью. По некоторым данным прототип данной САУ кроме того успел повоевать в Италии, будучи приписанным к 26-й танковой дивизии. Работы по доводке опытного образца данной военной машины не прекращались в Германии впредь до января 1945 года.

В рамках модернизации на прототип устанавливалась и новая зенитная пушка Flak 41 того же калибра, владеющая лучшей баллистикой и большим калибром.
На протяжении умелых работ по проекту самоходке старались вернуть только зенитную роль, оснащая её скорострельным 37-мм зенитным орудием. Кроме этого, шасси Pz.Sf.IVc было предложено применять и в качестве транспорта оружия. По проекту на нем планировалось разместить 105-мм гаубицу leFH43, которая при стрельбе опускалась бы на землю вместе с башней.

Кроме этого, были созданы проекты ПТ-САУ (Panzerjaeger IV mit 8.8cm Pak 43) и ЗСУ на модернизированной версии шасси Gerat 042, каковые планировалось оснастить 88-мм пушкой FlaK 43. Но на практике все предложенные варианты боевых автомобилей были отвергнуты техническим комитетом.

8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw, макет

8.8cm Flak 37 Sfl.Auf 18 ton Zgkw, макет

8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8)

8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8)

Pz.Sf.IVc

Pz.Sf.IVc

Pz.Sf.IVc с орудием Flak 41

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/halftracks/germany/8.8mm_flak37.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/halftracks/germany/sd.kfz.8_flak.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/flakpanzer_pz.sf.4c.htm
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_2000_11_12/p8.php
http://www.vn-parabellum.com/ger/88-flak-37-sp-art.html

Shooting German Flak 36 88 mm

Статьи, которые будут Вам интересны: