Expo-2005: что показали

Expo-2005: что показали

    Перед входом на выставку. В начале утра перед входом на EXPO-2005 появилась огромная масса людей. Не обращая внимания на очень холодный ветер, многие японцы занимали очередь с вечера. Как ни необычно, никто и не пробовал пролезть без очереди либо вызвать давку
    Роботы по-японски
    Как и большая часть машин в Японии, роботы тут красят всего в два цвета — белый либо серебристый. Кстати, как и сотовые телефоны
    Toyota i-UNIT, типично японская штучка, непонятная европейцу.
    На маленькой скорости машина едет вертикально, по мере ускорения принимает горизонтальное положение. Наряду с этим ее высота образовывает, соответственно, 1,8 и 1,25 м, а протяженность — 1,1 и 1,8 м
    Опытным актерам доверили всего две роли. Капитана космического корабля «Монблан», что обязан спасти человечество, играется компьютерный двойник актера Юзо Кайамы
    Для чего необходимо было приглашать на роль мистической девочки Алисы опытную актрису Натцуми Окимуру, сначала было неясно — она появляется только в самом финише фильма и фактически ничего не может сказать. Все объяснилось легко: не всегда среди визитёров имеется девочки
    Постороннему наблюдателю думается, что визитёры павильона Hitachi пристально разглядывают в бинокль макет дна моря.

    Для них же оно населено огромным числом броских и объемных рыбок

Приблизительно такая же очередь выстроилась в начале утра 25 марта перед входом на Глобальную выставку Expo-2005 в японском городе Нагоя. Самые настойчивые совершили на очень холодном ветру всю ночь. За полчаса до открытия небо над выставкой заполнили частные вертолеты, постоянно подвозившие VIP-визитёров.

Нагоя — наибольший родной город и японский порт Toyota. Именем компании кроме того назван целый пригород Нагои. Исходя из этого Toyota выступала на Expo-2005 в роли хозяина выставки. Любой визитёр еще до пересечения турникетов на входе уже знал, что Toyota будет показывать на выставке: автобусы без водителей, персональный транспорт будущего и, самое основное, шоу роботов.

Об этом говорили бессчётные билборды, брошюры и телевизионные передачи.

Транспорт будущего

Сходу за входными турникетами указатель IMTS West Gate Station. Нам — в том направлении. Для японцев сокращение IMTS расшифровывать не требуется — Toyota попыталась донести до каждого обитателя Страны восходящего солнца ее суть — Intelligent Multimode Transit Systems (Интеллектуальные транспортные совокупности).

Наслаждение проехаться на транспорте будущего не бесплатное — 300 йен (около $3). Покупаем билеты, выходим на платформу, и к нам подкатывают три автобуса IMTS, за рулем которых умышленно сидят игрушечные талисманы выставки — духи леса Морицо.

Трогаемся. Скорость не впечатляет — максимум 40 км/ч. Подмечаем в кабине рядом с духом леса невозмутимого японца.

Руля перед ним нет. Но имеется педаль. Одна. Причем человек сидит лишь в первом автобусе IMTS — два последующих полностью «беспилотны».

Приглядевшись, подмечаем, что автобусы двигаются строго на протяжении автострады, выложенной среди дороги железными магнитными кружками, а дорогу ограничивают высокие цементные бордюры. Вторым транспортным средствам доступ на автостраду IMTS закрыт.

Позднее мы нашли совершенно верно такие же автобусы на дорогах неспециализированного пользования и с водителями за рулем. Дабы разобраться в этом, потребовалась помощь инженеров Toyota.

Шоу роботов

Не обращая внимания на то что организаторы усиленно пропагандировали экологию, все чужестранцы в первую очередь кидались на поиски роботов. Что уж сказать о японцах, вежливых на нескончаемых сериалах про роботеков и мехов? Исходя из этого неудивительно, что на шоу роботов, проходящее в огромном павильоне Toyota, очередь нужно было занимать за пара дней. Спасла только журналистская аккредитация

Вообще-то любая уважающая себя японская промышленная корпорация вычисляет для себя делом чести производство микроскопическими тиражами человекоподобных роботов — они встречали визитёров перед каждым корпоративным павильоном. Секретами производства компании между собой не делятся, не смотря на то, что функционально все роботы похожи. По размерам и количеству роботов в павильоне возможно достаточно совершенно верно делать выводы о масштабах самой компании.

На стенде Brother роботов не смотря на то, что и большое количество, но они весьма мелкие и больше напоминают игрушки. Радостно болтают с японскими детьми, но на попытку заговорить с ним на британском виновато опускают глаза в пол и замолкают. В павильоне Mitsubishi роботы уже размером с 10-летнего ребенка, шустро бегают по сцене, развлекая публику рассказами о том, что было бы с Почвой, если бы не было Луны. Но все эти роботы передвигаются на колесиках, напоминая калек в колясках.

Разрешить же себе настоящих ходячих роботов-гуманоидов смогут лишь автомобильные гиганты. Самый узнаваемый из них — Azimo, производства компании Honda.

На Expo-2005 Toyota попыталась, дабы новое поколение роботов-гуманоидов ассоциировалось с ее именем: представила целый оркестр . Самое увлекательное, что музыку издают не встроенные синтезаторы, а настоящие духовые инструменты, в каковые роботы-музыканты дуют во всю силу собственных механических легких, нажимая пальцами на клавиши. Кроме того, они играются джаз!

Самыми сложными оказались ходячие роботы-трубачи. Это уже вторая модификация, отличающаяся от первой (продемонстрированной в марте 2004 года) более красивыми пропорциями. Начальник подразделения роботов Toyota Сойя Такаги говорит, что при разработке совокупности поддержания равновесия употреблялись фирменные разработки контроля перемещения автомобиля, а сенсоры на кончиках пальцев и ступнях роботов попали в том направлении прямо со сборочных конвейеров, где подобными сенсорами нашпиговывают современные машины.

Но далеко не весь оркестр передвигался на ножках. Только три трубача были «ходячими», один робот и трубач-ударник передвигались на самодвижущихся тележках, и вдобавок два трубача вместо ног имели двухколесные устройства, страно напоминающие американское транспортное средство Segway.

Мы задали вопрос, не на них ли передвигаются роботы, но господин Такаги гневно отверг это предположение, растолковав, что Segway управляется смещением центра тяжести пассажира, а платформа для роботов постоянно находится в равновесии, управляясь особым контроллером. Взять какую-то дополнительную данные по роботам не удалось — это коммерческая тайна. Не смотря на то, что какая уж коммерческая — реализовывать собственных роботов ни один экспонент в скором будущем несобирается.

Кресло на курьих ножках

Само собой разумеется, роботами-музыкантами шоу не исчерпывалось. По арене кружили личные транспортные средства будущего i-Unit. Они светились всеми цветами радуги, в каждого сидела очаровательная японка, но, не обращая внимания на это, все ожидали появления самого громадного шагающего робота — i-Foot. В случае если честно, то перед выставкой я голову готов был дать на отсечение, что кто-нибудь да выкатит что-то похожее на шагающие штуки из «Матрицы-3». Не выкатили.

Было нужно ломиться на шагающее кресло.

К великому сожалению всех собравшихся, кресло показалось лишь в самом финише, прошагало в центр арены, присело и выпустило пассажира. Всё! Самое эффектное, по утверждению Toyota, кресло может ходить по ступеням, — но его зрителям почему-то не показали.

Как я был кинозвездой

Сама по себе Глобальная выставка не весьма громадна — меньше отечественной бывшей ВДНХ. Обойти ее возможно за час, но вот дабы попасть хоть в один павильон, необходимо находиться пара часов. Дело в том, что все увлекательные экспозиции выстроены по принципу технологических шоу с весьма ограниченным числом участников-визитёров — до сотни-двух.

Продолжается каждое в среднем около часа, а желающих попасть — десятки тысяч.

Наоборот огромного совместного павильона Mitsui-Toshiba мне с редакционным директором издания Maxim Ильей Безуглым повезло — навстречу нам попался сам директор сооружения. Пара фраз о России — и доброжелательный японец, отодвинув в сторону дисциплинированных визитёров из очереди, совершил нас вовнутрь. Поверьте, попасть в том направлении стоило. Mitsui и Toshiba воображали ни большое количество ни мало, как кино будущего.

Показывали Grand Odyssey — в случае если я верно осознал, очередную серию одной из нескончаемых японских смелых космических саг. Основная фишка шоу пребывала в том, что всех храбрецов фильма (за исключением двух основных) играются зрители.

Перед началом сеанса зрители проходят через особые шлюзы, по бокам которых стоят трехмерные сканеры. Любой обязан отвести волосы назад и посмотреть, не радуясь, в маленькое окно. В течение нескольких секунд лазеры всецело снимают трехмерный образ лица, по окончании чего компьютер случайным образом распределяет роли. В фильме четыре типа персонажей: Brain — мыслители, Authority — управленцы и инженеры, Receiver — телепаты и Guardian — солдаты.

Храбрецов, показываемых крупным планом, в фильме около 30 человек. Всем им подставляются лица зрителей, каковые не выглядят мертвой маской — вся мимика персонажа сохраняется. Просмотровый зал маленькой, именно вмещающий число зрителей, равное числу персонажей.

В отечественном же случае все выяснилось значительно увлекательнее, поскольку нас, русских журналистов, было всего двое. Каждому было нужно засовывать голову в сканер раз пятнадцать. В итоге добрая половина действующих персонажей была с моим лицом, а добрая половина — с лицом Ильи. Так как выражение лица при каждом сканировании пара изменялось, то через некое время я начал различать на экране клоны самого себя — одни более радостные, другие — совсем важные.

Большая часть храбрецов с моими лицами копались в реакторах либо разрабатывали замыслы обороны звездолета, клонам же Безуглого досталось большая часть смелых защитников и ролей воинов.

По окончании первых же кадров, где мой клон весьма смелым голосом на хорошем японском начал отдавать приказания вторым моим клонам, я от хохота сполз с кресла на пол. "Наверное," программа была вычислена только на японцев и намерено легко увеличивала глаза. Плюс пафосное выражение лиц храбрецов, при котором глаза и без того обширно открыты — в итоге у отечественных клонов глаза вот-вот готовы были вылететь из орбиты.

Ближе к концу фильма началась хорошая голливудская сцена: отважный начальник доводит до солдат задачу, от исполнения которой зависит будущее человечества. Выжить фактически ни у кого из защитников шансов нет. Ну и камера крупным планом начинает скользить по важным мужественным лицам храбрецов.

В большинстве случаев наряду с этим у половины зрителей слезы наворачиваются на глаза — лишь не в нашем случае. Начальник-Бузуглый (с выпученными глазами, очевидно) отрывисто на японском языке растолковал задачу, по окончании чего камера начала скользить по последовательности не меньше смелых лиц вторых Безуглых, каковые по окончании нескольких секунд размышлений о судьбе человечества пристегнули на поясницы гипердвайвы, схватили в руки лазерные пушки и улетели навстречу Подвигу.

По окончании окончания сеанса мы продолжительно уговаривали устроителей шоу скинуть фильм нам на диск, предлагали каждые деньги, но — безтолку. Американское помешательство на защите личной судьбе докатилось и до этого славного острова — сразу после демонстрации фильма файлы со зрительскими данными машинально стираются. По крайней мере, нам так сообщили.

Духи леса

Официально тема выставки звучит для европейца достаточно необычно: «Мудрость Природы». Не оказывает помощь и полная расшифровка: «Матрица Природы. Мастерство судьбы.

Развитие экосообществ». «А возможно более детально?» — задали вопрос мы отечественного любезного экскурсовода. «О, — ответила она, — тогда начать нужно с Духов леса, знаков выставки. Дело в том, что молва об Expo-2005 донеслась и до них, и Дед леса (как мы осознали, основной среди них) прибыл на выставку, дабы воображать лес. Духи леса смогут привести к лёгкому дуновению ветерка либо отправить ласковые лучи солнца усталым людям.

Кличут Дедушку леса Морицо, появился он до нэ в лесу Кайшо под городам Сето в префектуре Аичи. Выглядит он как старик, но в действительности возможно и женского рода — никто точно не знает, кто он. Его волосы развеваются на ветру.

Имеет склонность баловать детей леса. Кстати, вместе с ним на выставку пришел и Дитя леса Киккоро — девочка и мальчик в одном лице» На этом месте мы оторвались от экскурсовода и пошли искать роботов. Так как как раз для них мы приехали на выставку.

Для чего Земле Луна

Экспозиция в огромном павильоне Mitsubishi отвечала всего на один единственный вопрос: что было бы с Почвой, если бы не существовало Луны? Вопрос, что, как мне думается, может без шуток тревожить лишь японцев. Выстояв пара часов на холоде, возможно было попасть в довольно теплый кинозал, где зрителям показывали 15-минутный фильм про динозавров.

Всё.

Кубический павильон Hitachi с водопадом и гигантским каньоном посредине был более забавным. При входе визитёрам выдавались маленькие планшеты с жидкокристаллическим дисплеем. Прогуливаясь по коридору с фигурками вымирающих животных, возможно было прикасаться к ним этим планшетом, и на экран выводился маленькой подробная информация и фильм о каждой зверушке. Дальше планшеты отбирали, вместо выдавая особые бинокли, и запускали в неестественные джунгли.

В случае если наблюдать на них через бинокль, то они кишели трехмерными жителями тропического леса, причем кое-какие из них вели себя достаточно враждебно, а отдельные особи кроме того пробовали тебя съесть. На руку каждому визитёру крепился особый датчик, с его помощью некоторых виртуальных животных возможно было кормить виртуальной же едой.

Кстати, сразу после шоу роботов японцы начинали искать на выставке шоу мамонтов. По большому счету мамонты пользуются в Японии немыслимой популярностью. Оказывается, дело в том, что пара лет назад японским ученым дали выкопать в Якутии останки мамонта, взявшего имя Юкагир. Мамонт был очень сильно разрекламирован, тем более что предварительная информация гласила, что Юкагира будут показывать визитёрам выставки в замороженном виде.

Самое увлекательное, что множество энтузиастов ломанулись глазеть на мамонта в русский павильон, что, к сожалению, был весьма тоскливым. Оттуда усталые русские тетеньки с матрешками машинально перенаправляли визитёров в особый павильон в самом центре выставки с в полной мере простым (для обитателей России) черепом мамонта. Против отечественного мамонтенка Димы из Зоологического музея японский Юкагир не смотрелся.

Транспорт будущего

    И еще мало роботов. Нашлись на выставке и публично нужные роботы, для которых изготовили особую Станцию роботов — действительно, на самых задворках выставки.

Днем эти роботы являлись экспонатами, а вечером выходили на работу: защищали выставку, чистили тротуары и очищали урны

Детально о «беспилотном» транспорте IMTS «ПМ» поведал основной инженер Toyota Motor Масатака Эзаки Интеллектуальные транспортные транзитные совокупности — Intelligent Multimode Transit Systems — вряд ли заменят целый транспорт в будущем. Они призваны заполнить в муниципальном транспорте узкий сегмент между скоростными трамваями, с одной стороны, и метро и монорельсовым транспортом — с другой. На междугородних автострадах ничто в скором будущем не сможет соперничать со самолётами и скоростными поездами.

Кстати, эти два вида транспорта уже сейчас условно возможно назвать беспилотными — современные пассажирские самолёты и скоростные поезда управляются всецело машинально, экипаж же делает только осуществляющие контроль функции. Метро и монорельсовый транспорт также переходят на автоматику. К тому же IMTS в беспилотном режиме передвигаются лишь по выделенным дорогам, причем следуя магнитным указателям.

В чем же уникальность этого транспорта?

Всецело автоматические совокупности, согласно точки зрения японских инженеров, великолепно ведут себя на очень сильно загруженных регулярных транспортных линиях, транспортирующих более 5 тысяч пассажиров в час по фиксированному маршруту. При меньшей загрузке более действенны троллейбусы и традиционные автобусы, но при пассажиропотоке более чем 2,5 тысяч пассажиров в час они перестают справляться, не оказывают помощь кроме того спаренные автобусы-«гармошки». Вот именно эту-то нишу и призваны заполнить IMTS.

Принцип их работы таков. На загруженных направлениях автобусы следуют по выделенным автострадам гуськом приятель за втором. IMTS способны весьма совершенно верно поддерживать расстояние и, в зависимости от загрузки линии, смогут составлять «поезда» различной длины.

На конечных участках «поезда» смогут расцепляться на отдельные корпуса и продолжать перемещение в одиночку. В том месте, где применение выделенных дорог делается нерентабельным, за руль садятся водители, каковые продолжают перемещение по дорогам неспециализированного пользования.

IMTS-транспорт не обещает быть недорогим: выстроить ограниченные с двух сторон цементными бордюрами полосы перемещения в оживленном центре города возможно, лишь подняв их на опорах в атмосферу. По сути, мы приобретаем монорельсовую дорогу. Экономим лишь на рельсах и силовых электрокабелях.

Но, IMTS уже существует — с октября 2001 года четыре беспилотных автобуса парами снуют между двумя станциями рядом с Осакой в развлекательном парке Аваджи по автостраде длиной 1200 м. Действительно, снаружи данный IMTS-транспорт похож на простые автобусы. Для Expo-2005 инженеры Toyota создали особые автобусы будущего с огромной площадью остекления. Легкий несущий корпус сделан полностью из углепластика.

На крыше под обтекателями установлены баллоны со сжатым газом, на котором трудится двигатель. Всего было произведено 13 таких шаттлов.

В конце мы задали господину Эзаки мучавший нас вопрос — для чего в первом автобусе рядом с куклой сидит человек. Выяснилось, у него одна функция — в случае если нежданно на дорогу перед IMTS выскочит человек либо кошка, он надавит на тормоз. Вот таковой «человек-тормоз».

Прекрасно сидим

    Фактически в каждом туалете висит 2 рулона бумаги — и это при том, что унитаз разрешает обходиться вовсе без нее. Обратите внимание на инструкцию и пульт управления на крышке. У моего телевизора меньше функций

И под занавес — еще мало роботов

На любого европейца, появлявшегося в Японии, самое яркое впечатление оказывают не роботы и не борьба сумо, а японские унитазы. К встрече с ними я, как мне казалось, был подготовлен рассказами друзей, уже побывавших в Стране восходящего солнца. Однако, зайдя первый раз в туалет в собственном гостиничном номере, я был удивлен. Крышка унитаза была нагрета совершенно верно до температуры моего тела. Воздушное пространство освежен и нагрет до температуры 22оС встроенным кондиционером.

При моем приближении крышка машинально встала, и заиграла негромкая музыка, вводящая в состояние блаженства.

По окончании окончания процесса откуда-то снизу медлено выдвинулась маленькая аккуратная струя и телескопическая штанга горячей воды вымыла все то, что европейцы очищают туалетной бумагой, а струя теплого воздуха из встроенного в унитаз фена высушила. Вода медлено, без звука, удалила продукты моей жизнедеятельности, покинув ослепительно-белую поверхность фаянса. В завершение унитаз культурно задал вопрос меня о чем-то на японском.

К сожалению, я не смог поддержать беседу — мои познания в японском ограничиваются четырьмя фразами, ни одна из которых собеседника не заинтересовала.

Национальные традиции

Таковой унитаз в Японии бывает — более половины семей имеют что-то подобное. Целый японский рынок поделен по большей части между тремя компаниями: Toto, Inax и Matsushita Electric, известной у нас более по марке Panasonic. Кстати, достаточно забавно смотрятся унитазы, где по окружности сиденья громадными буквами написано PANASONIC.

Обстоятельство увлечения сантехникой в интервью New York Times раскрыл директор по маркетингу Inax Масаширо Игучи: «В японском доме единственное место, где возможно нормально посидеть в одиночестве, — это туалет». И унитаз в нем занимает место главного центра развлечений.

Современные японские унитазы могут очень многое. Продукция Matsushita может изменять температуру в туалете на 7 градусов за полминуты и массировать ягодицы теплыми струями воды. Топовые модели Inax снабжаются двумя стереодинамиками и слотом под флеш-память с любимыми мелодиями в формате MP3.

Но всех превзошел унитаз Toto под нежным заглавием WellyouII: маленький механический манипулятор с ложечкой берет анализ мочи, машинально отслеживая уровень содержания сахара.

Унитаз-врач

За таковой сантехникой — будущее. Дело в том, что население Японии скоро стареет, и все больше людей нуждаются в постоянном медицинском контроле. В скором будущем «громадная туалетная тройка» выпустит на рынок унитазы — домашние медицинские центры. Крышка унитаза будет взвешивать с точностью до долей грамма, измерять пульс и кровяное давление, а встроенная мини-лаборатория — разбирать уровень содержания сахара, крови и альбумина в моче.

Кроме того, ведутся работы по трехмерному детектору струи мочи, что сооружает баллистическую кардиограмму — дело в том, что напор, простите, струи непостоянен и достаточно совершенно верно разрешает моделировать работу сердца. Ну а данные исследований будут передаваться через интернет в медицинский центр для предстоящей обработки.

Восток — дело узкое

Перед отъездом из Японии мне приспичило туалет в офисе наибольшей японской корпорации. Из четырех дверей на трех красовалась надпись: Western Style. Открыв одну из них, я нашёл уже привычные мне японские унитазы. На последней двери было написано: Japanese Style. Я толкнул дверь, ожидая заметить что-то совсем немыслимое.

Среди кафельного пола в полу красовалась простая дырка.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№32, июнь 2005).

<

h4>

Expo 2005 Aichi — JVT 2005

Статьи, которые будут Вам интересны: