«Град» на американский манер

«Град» на американский манер

В 1970 — 1980 гг. советскими конструкторами были созданы замечательные реактивные системы залпового огня РСЗО, превосходство которых признавалось армейскими экспертами во всём мире. Под их влиянием во многих странах позднее были созданы современные образцы этого замечательного оружия.

На данный момент такие совокупности считаются действенным средством полевой артиллерии сухопутных соединений. Их преимущество во внезапности нанесения ударов в сочетании с высокой плотностью ведения огня по площадным целям, возможностью осуществления стремительного огневого манёвра, высокой мобильности самих пусковых установок. Одновременно с этим они отличаются простотой конструкций, низкой себестоимостью при организации серийного выпуска.

Современные РСЗО смогут причинять значительные поражения рассредоточенной на площадях живой силе соперника, уничтожать командные пункты, узлы связи, средства ПВО. Помимо этого, одной из главных их задач есть борьба с танками, второй броневой техникой. Для этого боевые части их ракет обычно снаряжаются самонаводящимися кумулятивными кассетными элементами.

В середине 1970-х гг. в Соединенных Штатах стали разрабатывать общевойсковую реактивную ракетную установку так называемой неспециализированной помощи, предназначенную для корпусов и вооружения дивизий. Через пара лет общими усилиями известных компаний Boing, Emerson Electric, Martin Marietta («Boeing», «Эмерсон-Электрик», «Мартин Мариэтта») и других были представлены опытные образцы пусковых установок и неуправляемые боеприпасы к ним для опробований на ракетном полигоне Waite Sands («Белые пески») в штате Нью-Мексико.

Реактивная ракетная установка M270 MLRS в походном положении. Масса снаряжённой военной машины 25,2 т, мощность двигателя Cummins VTA-903 — 500 л.с.

Военная машина РСЗО М270 MLRS

Бронекабина установки. На переднем замысле дисплей совокупности управления огнём

Пусковой заряжающий модуль М269 с двумя контейнерами. В каждом из них по шесть снарядов. В верхней его части консоли механизма перезагружения

В 1978 г. военное управление США поменяло направление предстоящего создания совокупности с целью возможности её выпуска не только в Соединенных Штатах, но и в других государствах, в том числе и в европейских. Новую программу разработки назвали MLRS (Multiple Launch Rocket Sistem — «Многозарядная пусковая установка залпового огня»). Головной компанией в 1980 г. стала техасская Lockheed Martin Missiles.

В 1983 г. реактивную ракетную установку М270 MLRS приняли на вооружение и она начала поступать в сухопутные армии. К осени 1995 г. в них состояло 857 пусковых установок, причём 772 из них — в армии и 185 — в подразделениях Национальной гвардии.

Совокупности М270 были поставлены в дивизионы и батареи полевой артиллерии военных соединений. В каждой дивизии их пребывало по 9 единиц, в корпусах — по 27.

Большие трансформации в структуре дивизий США стали происходить по окончании начала1990-х гг., в то время, когда сухопутные армии страны стали реорганизовываться в соответствии с принятой программой «Армия-21». Эта программа, вычисленная до 2015 г., предусматривала проведение реструкуризации «тяжёлых» (механизированных и бронетанковых) соединений, составляющих базу сухопутных армий, с целью создания более эластичных, владеющих высокой живучестью формирований, талантливых удачно противостоять любому сопернику.

В 2002 г. было создано первое «компьютеризированное» соединение («дивизия XXI века») сухопутных армий, утверждена его организационноштатная структура. Артиллерию реорганизованной дивизии существенно усилили, в особенности это коснулось РСЗО: она пополнилась реактивным артиллерийским дивизионом трёхбатарейного состава — по 6 пусковых установок в каждой батарее (всего 18 единиц вместо 9).

На протяжении проводимых мероприятий, например, предусматривается: все дивизии (по 19 тыс. личного состава) перевести на бригадную базу, которая существенно компактнее и, согласно точки зрения американских экспертов, в громаднейшей степени удовлетворяет требованию повысить эффективность управления армиями. Но много реактивных установок М270 остаётся неизменным.

В 1989 г. для оснащения государств блока НАТО таким оружием США, Англия, ФРГ, Франция и Италия организовали интернациональный концерн по его производству и начали совместный выпуск совокупности.

На данный момент М270 есть стандартной реактивной совокупностью НАТО. Во всём мире их количество насчитывает, по одним источникам, пара более 1000 единиц, по вторым — до 1300. К ним произведено от 750 тыс. до 1 млн. снарядов.

Компоновка MLRS:

1 — бронекабина; 2 — пульт управления огнём; 3 — информационный блок; 4 — антенны; 5 — механизм перезаряжания модуля; 6 — силовой привод наведения по углу возвышения; 7 — рама модуля; 8 — блок электрозапалов; 9 — замок-стопор; 10 — ведомое колесо шасси; 11 — реактивный боеприпас; 12 — блок совокупности контроля запуском; 13 — транспортно-пусковые контейнеры; 14 — поворотная платформа; 15 — неподвижное основание; 16 — базисное шасси М2; 17 — ведущее колесо шасси

Неуправляемый реактивный боеприпас:

1 — взрыватель; 2 — кассетная боевая часть; 3 — кумулятивно-осколочные боевые элементы; 4 — полиуретановый блок с элементами М77; 5 — запал двигателя; 6 — сопло двигателя; 7 — лопасти стабилизатора; 8 — твёрдотопливный стартовый двигатель; 9 — надкалиберные насадки

ТЗМ М985 MLPS

Транспортно-заряжающая машина М985 (8×8) с транспортно-пусковыми контейнерами реактивных снарядов

ТЗМ снабжена поворотными кранами для операций погрузки-разгрузки контейнеров; масса снаряжённых контейнеров 2,3 т

Стрельба одиночным реактивным боеприпасом

Заполнение пускового модуля военной машины посредством механизма перезагружения

Пусковая установка М270 на огневой позиции в готовности к залпу.

Операция «Буря в пустыне», Ирак — Кувейт, 1991 г.

На период 2007 — 2010 гг. в армии США состояло 830 единиц MLRS, в ФРГ — 130, Японии — 100, Англии — 63, Израиля — 60, Франции — 55, Греции -36 и т. д. Всего РСЗО М270 пребывало в то время в 15 государствах.

В состав РСЗО MLRS входят; военная машина — пусковая установка (ПУ), транспортно-заряжающая машина (ТЗМ), транспортно-пусковые контейнеры (ТПК), само собой разумеется, сами реактивные 227-мм боеприпасы, и аппаратура управления стрельбой.

Пусковая установка представляет собой самоходное шасси, на котором смонтирована артиллерийская часть. Шасси — модифицированная удлинённая ходовая часть гусеничной военной машины пехоты М2 Bradley («Бредли»), имеющее индекс и название «грузовой транспортёр М993».

Артиллерийская часть складывается из неподвижного основания на корпусе шасси с поворотной рамой и гидростабилизированной вращающейся платформы с качающейся частью, механизмов наведения по горизонту и углу возвышения, снабжённых электрогидроприводами. Она не имеет классических направляющих простых РСЗО: качающаяся часть — это пусковой заряжающий модуль М269 (ПЗМ), в бронированной коробчатой ферме которого размещаются два ТПК, и механизм перезаряжания.

Для вертикального наведения модуля помогает подъёмник из двух винтовых упоров, приводимых в воздействие парами конических шестерён с гидромоторами.

В транспортно-пусковые контейнеры вставляются алюминиевые пакеты с шестью стеклопластиковыми трубчатыми направляющими в каждом (вот, где они находятся!), информирующими вращение боеприпаса с частотой 10 -12 об/мин, чем обеспечивается его устойчивость в полёте, и устранение влияния эксцентриситета тяги.

Для размещения ТПК в самом модуле в его передней части имеется механизм перезаряжания: выдвижные консоли с лебёдкой. Установленный в пакет контейнер фиксируется тремя механическими замками и прижимными захватами.

Заряжание контейнеров боеприпасами происходит на заводе-изготовителе; в том месте же их герметизируют, снабжая срок и сохранность работы до 10 лет.

В следствии, предстартовой подготовки таких снарядов совсем не нужно: установил ТПК в пусковой модуль, ввёл в аппаратуру управления огнём эти для стрельбы, что именуется, «прицелился» — и руководи — «пламя»!

В боекомплект РСЗО MLRS входит пара типов неуправляемых 227-мм реактивных снарядов, имеющих твёрдотопливные стартовые двигатели, боевые части (БЧ) со взрывателем, четырёхлопастные стабилизаторы, раскрывающиеся в полёте.

Для них созданы кассетные боевые части: кумулятивно-осколочные и противотанковые с минами.

Кумулятивная БЧ содержит 644 осколочных боевых элемента М-77, расположенных около взрывного заряда. Ими снабжаются боеприпасы М26 с дальностью полёта 32 км либо М26А1/А2 с увеличенной до 45 км дальностью. Боевые элементы упакованы в гнёздах цилиндрических полиуретановых блоков в тонкостенного алюминиевого корпуса.

По окончании срабатывания головного взрывателя на конечном участке траектории корпус головной части отбрасывается и боевые элементы разлетаются в стороны. Детонация боевого элемента М77 происходит при встрече с преградой. За счёт осколков, приобретаемых от разделения металлического корпуса, обеспечивается действие на живую силу в радиусе 4 м. Возможность поражения техники обеспечивается за счёт кумулятивной струи; бронепробитие — до 100 мм.

В противотанковых БЧ находятся 28 противотанковых противоднищевых мин АТ-2 в семи контейнерах, предназначенных для дистанционной установки минных полей. Для них создан боеприпас М28 с дальностью 40 км. При подлёте для того чтобы боеприпаса к заданному району на высоте приблизительно 1200 м из БЧ выбрасываются контейнеры, из которых после этого выстреливаются мины, опускающиеся вниз на парашютах и заполняющие местность.

По некоторым зарубежным сообщениям, залп пусковой установки со боеприпасами М28 создаёт минное поле площадью 0,4х1 км. Пробивающее воздействие мины АТ-2 — 100 — 140 мм.

Массы тех и других БЧ — 159 кг и 107 кг соответственно, масса снарядов исходя из этого — 310 кг либо 258 кг соответственно, протяженность их — 3960 мм.

Используются кроме этого и управляемые боеприпасы.

Так, М30 GMLRS (Guided -управляемый) оснащён инерциальным блоком наведения с применением глобальной совокупности GRS. Данный боеприпас кроме этого имеет кассетную кумулятивноосколочную боевую часть с 404 элементами М77; его масса — 308 кг, протяженность — 4000 мм, дальность стрельбы — 70 км.

РСЗО М270 MLRS армии ФРГ на тренировочном полигоне

Перевозка военной машины М270 на транспортёре-тягаче. Лондон, аэропорт Хитроу, 2008 г.

В совокупность РСЗО MLRS входят обслуживающие транспортно-заряжающие автомобили М-1075 (10×10) с прицепами М989. На каждом таком поезде перевозят 48 реактивных снарядов боекомплекта

Имеются кроме этого сведении о разработке управляемого боеприпаса ХМ29 с кассетной головной частью, снаряжённой противотанковыми управляемыми ракетами с головками самонаведения. Ракеты выбрасываются из кассет над танковыми колоннами либо легко местами их скопления, а после этого поражают автомобили в верхнюю, менее защищённую часть корпуса либо башни. Масса его БЧ боеприпаса — 111 кг.

Вся аппаратура управления огнём смонтирована в кабине автомобили.

Главные её элементы — информационная электронно-счётная машина, средства навигации и топопривязки, пульт управления. Обеспечивается ввод поправок на метео- и баллистические условия стрельбы, определение координат нахождения ПУ с применением глобальной совокупности позиционирования GPS, расчёт данных для стрельбы, выбор типа ведения огня — залпом либо одиночными боеприпасами и другое. Вся расчётная и вторая нужная информацию отражается на дисплее.

Вероятно сопряжение аппаратуры с вышестоящими автоматизированными совокупностями управления огнём полевой артиллерии.

Наведение пусковой установки осуществляется по команде оператора посредством электрогидравлических силовых приводов, наряду с этим нет необходимости проводить операции по горизонтированию всей ПУ: нужные поправки машинально вводятся в аппаратуру управления.

В кабине автомобили находятся рабочие места трёх человек экипажа: начальника, механика-водителя и опе-ратора-наводчика. Она — бронирована, звукоизолирована, имеет вентиляции и системы отопления, снабжена воздухонагнетателем для исключения попадания газов и пыли при стрельбе. Окна — с пуленепробиваемыми стёклами, жалюзи и бронещитками.

В крыше — люк для обзора, эвакуации и вентиляции. Установлены инфракрасные устройства ночного видения.

Под кабиной расположен 8-цилиндровый дизельный двигатель \/ТА-903 компании «Камминс» с турбонаддувом; его мощность — 500 л.с.

Трансмиссия — гидромеханическая НМРТ-500 компании «Дженерал Электрик».

Гусеничная ходовая часть имеет шесть опорных катков с гидравлическими амортизаторами и два поддерживающих ролика на борт.

Ведущие колёса — передние. Два топливных бака неспециализированной ёмкостью 618 л находятся в корме под опорной плитой артчасти.

Масса пусковой установки без снарядов — 20 189 кг, со боеприпасами -25 191 кг. Большая скорость по шоссе — 64 км/ч, по пересечённой местности — до 48 км/ч, запас хода -485 км.

MLRS есть авиатранспортабельной самолётами ВВС С-141, С-5 и С-17.

Любая М270 MLRS обслуживается двумя транспортно-заряжающими автомобилями М985 (8×8) либо новыми М-1075 (10×10) с прицепами. Эти ТЗМ являются высокопроходимыми 10-тоннными грузовиками с двигателями 450 — 500 л.с. Они оборудованы поворотными кранами, каковые смогут поднимать груз до 2,5 т. На каждой из автомобилей и прицепе перевозится четыре транспортно-пусковых контейнера.

Неспециализированный боекомплект одной пусковой установки образовывает 108 снарядов, включая ещё 12, находящихся на самой ПУ.

В начале 2000-х гг. установки MLRS подвергли модернизации для обеспечения более стремительной подготовки к уменьшению и стрельбе времени перезарядки.

Не обошли вниманием и вопросы понижения затрат на эксплуатацию и на техобслуживание, Для всего этого оснастили ПУ усовершенствованной совокупностью управления огнём с полным отображением информации и данных, новой клавиатурой, запоминающим устройством количеством более 1 Гб, современным навигационным оборудованием GPS, усовершенствованной механической совокупностью наведения пускового модуля. Помимо этого, поставили на машину встроенную определения неисправностей и систему диагностики.

Модернизированный вариант взял индекс М270А1.

Позднее военные машины оснастили ещё защитой в виде решётчатой и навесной брони, дополнительной бронировки дна, взрывозащищающими сиденьями для экипажа, двумя дополнительными мониторами для механика и командира-водителя, кондиционерами в кабину, и пулемётом.

Имеется у MLRS и боевой путь.

Реактивные установки использовались Многонациональными силами на протяжении операции «Буря в пустыне» против Ирака в 1991 г. Тогда США доставили в Кувейт около 190 боевых автомобилей (по другим сведеньям — 230) и ещё 16 установок развернула Англия. Практически 10 тыс. неуправляемых реактивных снарядов было выпущено по позициям иракской артиллерии и ПВО, скоплениям автомобилей и бронетехники, живой силе, вертолётным площадкам.

В следствии применения РСЗО в военных действиях военное руководство сделало вывод о относительно малой дальности эффективности и небольшой стрельбы элементов М77 боевых частей снарядов против бронированных целей. Но армейские посчитали, что именно MLRS была единственной совокупностью полевой артиллерии, талантливой очень полезно принимать участие в битвах совместно с танками «Абрамс», военными машинами пехоты «Бредли», второй военной техникой и особенно взаимодействовать с самолётами тактической авиации, приобретая от них своевременную данные об объектах соперника.

В 2007 г. британцы на усиление собственного контингента в Афганистане перебросили ко мне некое количество М270, развернув их в провинции Хелманд. Они применяли для стрельбы управляемые боеприпасы GMLPS, совершив около 140 пусков. По утверждению участников, цели на расстоянии до 70 км поражались ими «с ошеломляющей точностью».

На данный момент РСЗО М270 и М270А1 являются едиными не только для армии США, но и других армий НАТО. И на ближайшие годы заключаются многомиллионные договора государствами этого блока. Громаднейшим «спросом» пользуются наборы модернизации РСЗО, управляемые боеприпасы GMLRS, учебно-тренировочные реактивные боеприпасы, оборудование для обеспечения наземного обслуживания.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ _РСЗО MLRS М270

Расчёт, чел……………………………………………3

Масса военной машины, кг:

без снарядов………………………………20 190

со боеприпасами……………………………..25 190

Габариты в походном положении, мм:

протяженность…………………………………………..6970

ширина………………………………………..2970

высота………………………………………….2620

В боевом положении, мм:

высота………………………………………….5925

Клиренс, мм……………………………………..430

Ширина гусеницы, мм………………………533

Опорная протяженность гусеницы, мм 4330

Двигатель……………8-цилиндровый дизель

Cummins VTA-903 с газотурбинным наддувом мощностью 500 л.с.

Большая скорость, км/ч

по шоссе………………………………………….64

по пересечённой местности……………..48

Количество горючего, л………………………………618

Запас хода, км…………………………………..485

Разгон от 0 до 48 км/ч, с……………………..19

Преодолеваемые препятствия, м:

высота стены…………………………………1,0

ширина рва……………………………………2,29

глубина брода……………………………….1,10

Время подготовки к стрельбе по окончании занятия

огневой позиции, мин…………………………..2

Углы вертикального

наведения, град………………………..- 2 — +55

Углы горизонтального

наведения, град…………………………..+ — 140

Время полного залпа, с……………………….60

Количество ТПК, шт…………………………….2

Количество снарядов в ТПК, шт……………6

Габариты ТПК, мм:

протяженность…………………………………………..4166

ширина………………………………………..1051

высота……………………………………………837

Масса ТПК, кг:

без снарядов…………………………………..411

со боеприпасами………………………………..2308

Полный боекомплект в ПУ,

ТЗМ и прицепах, шт………………………….108

В.

ТАЛАНОВ

13 Slang Phrases You Need To Know | American English Vocabulary Lesson

Статьи, которые будут Вам интересны: