«Итальянский след» по всему миру

«Итальянский след» по всему миру

Мы уже видели, как итальянские конструкторы последовательно и достаточно целеустремлённо улучшали качества собственных лёгких крейсеров — «кондотьеров». Но, при всех преимуществах дошедшей до приличного уровня защиты, оружие их оставалось одним и тем же — восемь 152-мм орудий, каковые, к тому же, никак не было возможности назвать скорострельными. Кроме того «на бумаге» они уступали соперникам последних генераций из других государств.

К примеру, британцам, с их двенадцатью 6-дюймовками, не говоря уже о пятнадцатиорудийных американцах и японцах. В случае если встреча с последними представлялась маловероятной в географии условий и силу политики, то Британия оставалась в числе самые вероятных соперников. Ещё более возможным и классическим «супостатом» являлась Франция, именно приступившая к постройке новых сильных лёгких крейсеров типа «Ла Галисоньер».

Пребывавшие в строю «кондотьери» возможно проигрывали единоборство столь суровым соперникам.

Исходя из этого адмиралы из Суперма-рины — управления ВМС Италии — затребовали у собственных конструкторов создания нового проекта. Нужно заявить, что уже на уровне требований восторжествовал здравый суть.

К тому времени (к середине 30-х годов) из опыта эксплуатации собственных супербыстроходных по табличным данным судов итальянцы уже узнали, что их «скороходы» на работе показывают результаты, очень далёкие от начальных рекордов.

Исходя из этого к новому типу в отношении большого хода не предъявлялось особенных претензий: справедливо считалось, что 31 узла, но стабильно достижимого, хватит для ответа подавляющего большинства задач.

А освободившийся в следствии «урезания» мощности механической установки тоннаж уместнее разрешить войти на вооружение и защиту.

С последним итальянцы так же не переборщили, решив ограничиться лишь 10 орудиями (нижние башнидолжны были стать трёхорудийными, возвышенные оставались «направляться»). И, что основное, наконец-то удалось отказаться от установки стволов в одной люльке, столь очень сильно снижавшей точность стрельбы на ранних «кондотьери». Сейчас пушки размешались на солидном расстоянии друг от друга, и их боеприпасы не мешали в полёте друг другу, «сдувая» соседа воздушной струёй.

Заряжание имело возможность производиться при фактически любых углах возвышения, применяемых в сражении, а дальность ведения и вес снаряда огня увеличились. Так конструкторы решали поставленную им моряками задачу: новые крейсера должны были не тушеваться в сражении с самыми большими лёгкими а также тяжёлыми единицами соперника из того же класса.

Улучшилось и зенитное оружие, представленное восемью «сотками» всё той же совокупности Минизини, другими словами, оно также сейчас соответствовало сложившемуся «западному стандарту». Претерпела неудобства лишь корабельная авиация, да да и то очень необычно. Из-за труб места расположения и полной перепланировки надстроек для катапульты в средней части корпуса не осталось. Было нужно установить две, по бокам от труб: солидно, но тяжеловато.

Но в теории «новички» имели возможность брать сходу 4 гидросамолёта, не смотря на то, что на практике ограничивались лишь двумя — по одному на каждой из катапульт.

Куда как более рациональной стала и механическая установка, частично из-за мало возросшей ширины (благодаря умеренной скорости уже не требовалось «вытягивать» корпус в длину), частично из-за менее габаритных котлов, каковые удалось разместить в два последовательности.

Результатом стало сокращение протяжённости турбинных и котельных отделений в полтора раза если сравнивать с предшественниками. Всё это благотворно сказалось на возможностях защиты. Стянутые к середине корпуса погреба и механизмы удалось прикрыть солидной бронёй с боков и сверху.

Кстати, броневой пояс «кондотьери» сейчас уже пятого поколения заслуживает отдельного упоминания. Таковой конструкции не использовалось ни ранее, ни потом ни в одной из государств Итальянцы остались верны разнесённой защите: наружный борт имел толщину 30 мм и в полной мере обычную, практически плоскую форму.

Он предназначался, в первую очередь, для «обезглавливания» неприятельских снарядов, бронебойные наконечники которых разбивались или полностью деформировались при встрече с первой преградой. А вот внутренние плиты солидной 100-мм толщины изгибались в форме дуги, примыкая к наружному поясу вверху и внизу и отходя от него в средней части. В сечении конструкция напоминала собственного рода чечевицу либо линзу. В форме столь же умной «двухслойки» выполнялись и замыкающие пояс по финишам траверзы.

Сложно сообщить, чем как раз приведено к появлению столь необыкновенной совокупности, но она снабжала совсем хорошее прикрытие от снарядов всех типов. Но вот неприятности при изготовлении изогнутых плит в столь большом количестве, без сомнений, существовали.

Как ни необычно, но урезание двигательной установки пошло крейсерам лишь на пользу.

На опробованиях они всё равняется заметно превысили скорость и проектную мощность. «Гарибальди» (национальный герой Аргентины и Италии, согласно точки зрения соратников Муссолини, также попадал в когорту «кондотьеров») без неприятностей превысил 33,5 узла, а его «напарник» со звучным именем «Луиджи ди Савойя дука дельи Абруцци» развил ещё на узел больше.

С учётом того, что поменянная форма корпуса с более полными оконечностями снабжала им в полной мере приличную мореходность, возможно заявить, что последние итальянские лёгкие крейсера оказались вправду успешными.

Исходя из этого неудивительно, что Супермарина желала продолжения. Которое и последовало в лице интересного проекта. В последнюю предвоенную программу развития флота попали шесть единиц, по конструктивным параметрам родным к «Гарибальди». Добрая половина из них предназначалась для действий в ветхом добром крейсерском духе. Эти единицы предполагалось базировать в портах Красного моря, а операционной территорией являлся бы Индийский океан.

Осознавая всю слабость (правильнее, полное отсутствие) базирования, конструкторы ввели дополнительную дизельную установку мощностью 15 тыс. л.с., вращавшую третий, центральный, вал. Считалось, что такая мера разрешит увеличить область крейсерства до берегов Австралии! Попутно в проект внесли другие нужные трансформации — утолщение брони палубы до 45 мм, новые 90-мм зенитки и без того потом.

Если бы задумки удалось осуществить, итальянцы взяли бы один из самых занимательных и успешных крейсеров для будущей войны. Но помешала как раз сама война. Заказ был выдан, головной корабль кроме того стал называться — «Костанцо Чиано» (любопытно, что в большинстве случаев в справочниках фигурирует ничем не подтверждённое имя «Венеция» — свидетельство необычной дезинформации), но начавшиеся боевые действия не разрешили кроме того осуществить закладку.

А вот обоим «кондотьерам» серии Е повоевать было нужно. И «Гарибальди», и «Абруцци» поучаствовали во всех «полугенеральных» сражениях итальянского флота. В случае если отыскать в памяти о судьбе остальных крейсеров Муссолини, то практически без последствий. Не смотря на то, что любой взял по английской торпеде («Гарибальди» — от подлодки, «Абруцци» — с самолёта-торпедоносца), оба пережили неприятность достаточно нормально и сами добрались до баз.

При капитуляции Италии они благополучно добрались до Мальты и, спустя некое время, были включены в состав сил союзников. Их кроме того послали в Атлантический океан ловить суда-блокадопрорыватели бывшего «приятеля» — гитлеровской Германии. Действительно, удач на этом поприще крейсера не имели, но при разделе итальянского флота законно остались в его рядах. «Абруции» прослужил собственные законные 20 лет до 1961 года, а «Гарибальди» ожидала куда более увлекательная будущее.

Он стал одним из первых ракетных судов, но это уже далёкая послевоенная история, к которой мы ещё возвратимся.

В это же время, история развития итальянских крейсеров однако имела совсем нетривиальное продолжение. Несомненные удачи в кораблестроении, последовавшие к концу 30-х годов, привлекли интерес зарубежных клиентов. Первым из них стало далёкое королевство Сиам. Во второй половине 30-ых годов XX века последовал заказ двух единиц по особому проекту.

Желали клиенты многого: одновременно небольшой (4300 т), но при том бронированный и достаточно сильный по артиллерии корабль. (Предполагалось иметь 6 шестидюймовок.) Ответственность триестской компании «Кантьери Руинти дель Адриатико» — СRDА была тем более громадна, что эти два крейсера стали бы наибольшими боевыми судами далёкого королевства.

И конструкторы со своей задачей полностью совладали, не смотря на то, что, само собой разумеется, не в столь маленьком водоизмещении, которое подросло до 5500 т. Спасли идею не такие высокие требования к большой скорости: 30 узлов удалось взять при применении энергетической установки всего в 45 000 л.с. — практически в три раза меньше, чем у последних «кондотьеров».

Но «Таксин» и «Наресуан» (так назвали будущие крейсера будущие же их обладатели) имели в полной мере обычное для таких размеров искомые и бронирование 6 орудий, каковые установили по уникальной схеме: две двухорудийные башни в корме и одна в носу. Примечательно, что с системами и артиллерией управления огнём итальянцы не поскупились: и 152-мм орудия, и устройства принадлежали к последним маркам, принятым в собственном флоте.

Плюс к тому таиландские суда взяли и несколько торпедных аппаратов, и несколько гидросамолётов с катапультой. Подкачала разве что зенитная артиллерия, представленная ветхими короткоствольными 76-мм армстронговскими пушками. Но таковой выбор понятен: такие же «пукалки» уже имели на вооружении сиамские миноносцы и другие боевые суда.

208. Лёгкий крейсер «Этна» (Таиланд, проект 1942 г.)

Строился компанией «Кантьери Руинти дель Адриатико» в Триесте.

Водоизмещение стандартное 5900 т, протяженность большая

153,80 м, ширина 14,51 м, осадка 5,95 м. Мощность двухваль-ной паротурбинной установки 40 000 л.с., скорость 28 узлов. Бронирование: борт 60 мм, палуба 35-20 мм, башни 20 мм, боевая рубка 60 мм.

Оружие: шесть 135/45-мм орудий, десять 65/64-мм зенитных пушек, десять 20-мм автоматов. Строилось 2 единицы, бывшие «Таксин» и «Наресуан». Готовы более чем наполовину к началу осени 1943 г. Захвачены немцами, затоплены на мелководье в Триесте в 1944 г., по окончании войны подняты и сданы на слом.

209. Лёгкий крейсер «Тре Кронор» (Швеция, 1947 г.)

Строился компанией «Гётаверкен» в Гётеборге.

Водоизмещение стандартное 7400 т, полное 9200 т, протяженность большая 179,98 м, ширина 16,45 м, осадка 5,95 м. Мощность двухваль-ной паротурбинной установки 90 000 л.с. (при форсировке — более чем 100 000 л.с.), скорость 33 узла. Бронирование: борт 70 — 80 + 20 мм, защита погребов 20 — 50 мм, палуба 20+ 30 + 30 мм, башни 125 — 50 мм, барбеты 100 мм, боевая рубка 25 мм.

Оружие: семь 152/53-мм орудий, двадцать семь 40-мм автоматов, два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, до 160 мин.

Всего во второй половине 40-ых годов двадцатого века выстроено 2 единицы: «Тре Кронор» и «Гёта Лейон». Первый исключён из перечней в 1958 г., второй — в 1970 г., в 1971 г. реализован Чили как «Альмиланте Латорре», сдан на слом в 1986 г.

210. Лёгкий крейсер «Таксин» (Таиланд, проект 1939 г.)

Строился компанией «Кантьери Руинти дель Адриатико» в Триесте.

Водоизмещение стандартное 5500 т, протяженность большая

153,80 м, ширина 14,47 м, осадка 5,25 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 45 000 л.с., скорость 30 узлов. Бронирование: борт 60 мм, палуба 30 мм, башни 25 мм. Оружие: шесть 152/55-мм орудий, шесть 76/40-мм зенитных пушек, восемь 13,2-мм пулемётов, два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, 1 — 2 гидросамолёта.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века заложены 2 единицы, «Таксин» и «Наресуан», оба построены в 1941 — 1942 годах, а в августе 1942 года реквизированы Италией.

Но таиландцам не повезло. Италия вступила в войну и в начале 1942 года конфисковала «сиамских близнецов», уже спущенных на воду. Задачи для них нашлись легко: экспедиционные силы в Северной Африке испытывали недочёт снабжения. Британцы то и дело пускали на дно суда из подвозивших его конвоев.

Исходя из этого переименованные в «Этну» и «Везувио» «мирные трофеи» решили оборудовать в качестве судов ПВО, а заодно применять для перевозки очень полезных грузов. (Благо разрешал количество помещений — в таиландских ВМС универсальные донельзя крейсера предполагалось использовать и в качестве учебных.)

Новый проект составили скоро: трансформациям подверглось по большей части то, что было над верхней палубой.

Что касается корпуса, то конструкторы лишь привели защиту в соответствие с «общеитальянскими» взорами, добавив дополнительные продольные противоосколочные переборки вовнутрь от пояса. Примечательно, что не смотря на то, что энергетическая установка не подверглась никаким трансформациям, её мощность прекрасным образом сократилась на одну десятую, а проектная скорость упала до 28 узлов.

Но, для конвойного крейсера ПВО этого было бы достаточно.

Но оружие сейчас соответствовало бы назначению, как разрешали возможности Италии. Место шестидюймовых башен заняли спаренные 135-мм установки, модифицированные так, дабы имели возможность вести пламя по самолётам. По бортам размешались 65-миллиметровые зенитки, именно более либо менее доведённые до кондиции, а на надстройках — 20-мм автоматы.

Не забыли и идею перевозки очень полезных грузов: для них предназначались приличные трюмы в достаточно широких оконечностях. Предусматривалась и переброска людей, но и без того очень сильно возросший (практически до 6 сот людей) экипаж оставлял для «гостей» очень мало места в кубриках и скромных надстройках в корпусе.

Так или иначе, но «на выходе» получался занимательный и необыкновенный универсальный корабль.

Но, как и для большинства армейских проектов, тут приходится добавить печальное «бы». К моменту капитуляции Италии перед союзниками оба «вулкана» всё ещё пребывали приблизительно на половине пути к готовности. Потом их постигла обычная для не сумевших сбежать к британцам на Мальту судов будущее: захват немцами (каковые кроме того не предполагали довести работы до конца), затопление при наступлении союзников с последующим подъёмом уже по окончании войны — лишь чтобы сдать на слом.

Судьбу так и не состоявшихся «таиландских итальянцев» возможно было бы счесть безнадёжно печальной, если бы не одно неожиданное событие: их проект был востребованным совсем в другом финише света. Дело в том, что с началом Второй мировой Швеция, оставшаяся единственной нейтральной страной в Северной Европе, всерьёз задумалась о наращивании военноморских сил.

Само собой разумеется, её скромные возможности не разрешали сохранять надежду создать что-то, талантливое противостоять могущественному «Ройял Нейви» либо менее большому, но куда более близкому Кригсмарине, но создать определённые сложности потенциальному агрессору шведы желали. Одним из ответственных элементов нового флота должны были стать два крейсера.

Создавать проект самим, с нуля, потомкам викингов было не с руки в первую очередь вследствие того что процедуры "настойчиво попросили" бы через чур много драгоценного времени, которого легко в распоряжении не имелось. Ввиду того, что соперниками в «всемирный рубке» были традиционные поставщики и главные проектов и идей, Германия и Англия, было нужно обратиться к практически нейтральной (для Швеции — кроме того не «практически») Италии.

Тем более, что сотрудничество с инженерами с Апеннин длилось уже пара лет, и достаточно удачно. Шведы взяли достаточно современные (а основное — недорогие!) подводные лодки и миноносцы. Сейчас настала очередь крейсеров.

Триестская СRDА, не имея возможности полноценно вести собственное строительство, с громадной эйфорией внесла предложение «сиамский» проект. Но шведов через чур очень многое в нём не устраивало: через чур малая скорость, недостаточная защита, не ахти какая огневая мощь.

Началась всесторонняя перекройка спецификаций и чертежей, занявшая практически 2 года. В итоге именно к капитуляции Италии клиент взял собственный вариант, мало напоминавший «таиландцев» лишь внешним видом, например, размещением артиллерии. Последняя была несомненной «изюминкой» новых судов. Дело в том, что шведская компания «Бофорс» к тому времени стала одним из абсолютных мировых фаворитов в артиллерийской технике, намного превзойдя в этом отношении итальянцев.

К тому же имелся уже практически готовый материал. Речь заходит о заказанных голландцами орудиях для собственных так и не состоявшихся крейсеров. За то время, пока шло согласование остальных элементов проекта, эксперты по оружию их основательно доработали и переработали. Сейчас 152-миллиметровки имели возможность вести пламя в автоматическом режиме, давая до 15 выстрелов в 60 секунд, при в полной мере «зенитном» угле возвышения — до 70 градусов.

Сначала предполагалось установить по 3 орудия в каждой из башен, но автоматика потребовала изрядно веса и места, исходя из этого кормовые башни остались двухорудийными и в итоге «шведы» поимели самую экзотическую, никем и ни при каких обстоятельствах не употреблявшуюся схему размещения артиллерии. Которой, но, нельзя отказать в разумности: в шнобель имело возможность стрелять практически столько же орудий, что и в корму.

А что касается плотности огня, то 7 автоматических пушек разрешали отправлять в соперника заметно больше снарядов, чем 10 орудий «Гарибальди», по крайней мере, в теории (либо в схватке на малых расстояниях).

Умные манипуляции с оружием разрешили достигнуть громадных удач на остальных «фронтах».

Взявшие наименования главных национальных знаков (королевские три короны — «Тре Кронор» и готский лев — «Гёта Лейон») крейсера имели фактически такую же защиту, как куда более большие «Гарибальди», так же складывавшуюся из узкого внешнего борта и толстого внутреннего пояса. Но, в отличие от итальянских «кондотьеров», предусматривалось сходу две броневых палубы, закрывавших «коробку» сверху и снизу.

В целом, на бронирование затратили практически 30% водоизмещения — показатель, что не грех иметь и линейным судам! Отсутствие особого зенитного калибра являлось малом платой: во-первых, по самолётам имели возможность стрелять и шестидюймовки, а во-вторых, крейсера имели хорошей комплект хороших 40-мм автоматов производства всё того же «Бофорса».

Эти довольно малые крейсера шведы строили 4 года, но всецело обошлись собственными силами, применив много собственных «изюминок», таких, как котлы большого давления и производства и турбины системы одноимённой компании. Как сам проект, так и его реализация в лице «Тре Кронор» и «Гёта Лейон» заслуживают высокой оценки, но время хороших крейсеров доходило к концу.

Что не помешало шведам совершить несколько модернизаций и держать собственных красавцев в строю довольно продолжительное время, само собой разумеется, по меркам новых ракетных времён. Первым из игры выбыл «Тре Кронор», выведенный в резерв во второй половине 50-ых годов двадцатого века, простоявший после этого у стены 6 лет, исключённый из перечней в первой половине 60-ых годов двадцатого века, а ещё через 5 лет разобранный на лом. «Гёта Лейон» прожил значительно продолжительнее. В том же 1958 году он лишь завершил солидную модернизацию и добросовестно служил в отечественном флоте до 1970 года.

Предполагалось и его послать на слом, но нежданно на корабль нашёлся клиент. Крейсер прошёл еще один ремонт и отправился на другой финиш света, в Чили, где под классическим именем «Альмиранте Латорре» прослужил ещё 15 лет. Лишь во второй половине 80-ых годов двадцатого века от 40-летнего ветерана решили отказаться и новые хозяева. «Лейон» — «Латорре» проделал ещё один рейс через половину земного шара — последний.

Во второй половине 80-ых годов двадцатого века он отправился «на иголки» на тайваньских сталеплавильных фабриках.

Так незаметно провалились сквозь землю последние «итальянские следы» в развитии классических артиллерийских крейсеров. Можно подчернуть, что влияние Италии в данной области выяснилось достаточно весомым, а результаты его — в полной мере успешными, в особенности в случае если отыскать в памяти ещё и советские суда этого класса, имевшие много прекрасно узнаваемых «средиземноморских» линия. Впредь до последних образцов, о которых мы скоро поведаем.

А итальянские конструкторы к концу 30-х годов излечили фактически все «детские заболевания», характерные их первым детищам из класса крейсеров: живучесть и недостаточную защиту, пресловутую «лёгкость конструкции», и вышли в число признанных фаворитов в кораблестроении.

Послепотопная Европа в картинах живописцев 18 века. Разбор подробностей

Статьи, которые будут Вам интересны: