Японские сверхмалые

Японские сверхмалые

Вашингтонское морское соглашение 1922 года стало значительным препятствием в нарастающей гонке морских оружий, начавшейся в годы Первой Мировой. По этому соглашению, японский флот по числу капитальных кораблей «и» авианосцев (линейных кораблей, крейсеров) значительно уступал флотам Англии и США. Некоей компенсацией за это имело возможность помогать разрешение на постройку пунктов передового базирования на островах Тихого океана.

А потому, что договоренностей о количестве подводных лодок достигнуть в Вашингтоне так и не удалось, японские адмиралы стали планировать размещение на удалённых островных базах малых прибрежных лодок.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века капитан Кисимото Канеджи заявил: «В случае если мы разрешим войти громадные торпеды с людьми на борту, и в случае если эти торпеды проникнут глубоко в неприятельские воды и, со своей стороны, разрешат войти маленькие торпеды — промахнуться будет фактически нереально».

Это высказывание определяло, что при атак вражеских баз и якорных стоянок соперника к месту проведения операции малые лодки будут доставлять на специальном корабле-носителе либо подводной лодке. Кисимото думал, что в случае если установить на четырёх судах по двенадцать сверхмалых подводных лодок, то победа в любой морской битве будет обеспечена: «В решающем сражении между американским и японским флотами мы сможем выпустить практически сотню торпед.

Этим мы сходу сократим силы соперника в два раза».

Разрешение на реализацию собственной идеи Кисимото получил от главы морского штаба, адмирала флота, принца Фушими Хирояси. Кисимото вместе с группой морских офицеров, складывающейся из четырёх экспертов, создал чертежи и в условиях строжайшей секретности в первой половине 30-ых годов XX века были выстроены две экспериментальные сверхмалые подводные лодки.

Официально их классифицировали как А-Нуotek («лодки-мишени тип А»), С целью достижения сверхмалыми лодками высокой подводной скорости на них установили замечательный электродвигатель, а корпусу придали веретёнообразную форму.

По итогам опробований в проект внесли нужные усовершенствования, по окончании чего было развёрнуто серийное строительство лодок под обозначением Ко-Нуotek Трансформации в конструкции подлодки были маленькими — возросло водоизмещение (47 т вместо 45 т), до 450 мм уменьшился калибр торпед (вместо 533 мм) и до 19 узлов (с 25) уменьшилась большая подводная скорость субмарины.

Японская лодка Тип А младшего лейтенанта Сакамаки в момент отлива на рифе у берега Оаху, декабрь 1941 г.

Схемы японских сверхмалых подводных лодок

Японские карликовые лодки Тип С на захваченном американцами острове Киска, Алеутские острова, сентябрь 1943 г.

В качестве судов-носителей тогда же оборудовали авиатранспорты Chiyoda и Chitose, и подлодки типа Неі-Gаtа (С). Имеется эти, что модернизацию с данной же целью проходили кроме этого гидроавиатранспорты Mizuihо и Nisshin, любой из которых имел возможность перевозить 12 сверхмалых подводных лодок.

Палуба с уклоном к корме и рельсы давали возможность скоро, всего за 17 мин., спустить на воду все лодки.

Суда-базы сверхмалых подлодок предполагалось применять в морском бою вместе с линкорами.

15 апреля 1941 года 24 младших морских офицера взяли тайное предписание войти в состав особого формирования. Они встретились на борту гидроавианосца Сhiуоdа.

Капитан корабля Харада Каку заявил им, что японский флот владеет сверхсекретным оружием, которое внесёт революцию в морские битвы, их же задача — овладеть им. Все юные офицеры имели опыт подводного плавания, а лейтенант Иваса Наодзи и сублейтенант Акиеда Сабуро уже больше года проводили опробования нового оружия.

Тренировки экипажей подводных лодок проводились на Базе-II, размешавшейся на маленьком островке Оуразаки в 12 милях к югу от Куре.

На протяжении освоения подлодок подчас случались аварии и поломки. Гибли и экипажи, а вместо мишеней поражались катера, каковые снабжали их доставку…

Первые сверхмалые лодки владели через чур малой дальностью плавания, которая определялась ёмкостью аккумуляторная батарей, а их подзарядка была вероятна лишь на корабле-носителе.

По данной же причине нереально было применять лодки с необорудованных стоянок на островах. Для устранения этого недочёта в осеннюю пору 1942 года началось проектирование усовершенствованного варианта субмарин типа В, в котором был учтён опыт эксплуатации типа А.

В начале 1943 года последние пять подлодок типа А (полный заказ на них составлял 51 единицу) переоборудовали в тип В.

Первой из усовершенствованных субмарин на опробования вышла На-53, а по окончании их завершения была выстроена серия уже намерено спроектированных модернизированных подлодок типа С. Главное отличие от субмарин типа А заключалось в установке дизель-генератора — с его помощью полная перезарядка аккумуляторной батареи производилась за 18 часов.

В качестве судов-носителей для лодок типа В и С употреблялись десантные суда типа Т-1.

В декабре 1943 года на базе подлодки типа С началось проектирование более большой лодки типа D (либо Коryu). Главные отличия от подлодок типа С заключались в установке более замечательного дизель-генератора — с ним процесс зарядки аккумуляторная батарей снизился до восьми часов, повысилась мореходность и улучшились условия обитаемости экипажа, возросшего до пяти человек. Помимо этого, корпус стал заметно прочнее, что повысило глубину погружения до 100 м.

Весной 1945 года, ещё до окончания опробований головного корабля, было развёрнуто серийное строительство субмарин. В соответствии с замыслами морского руководства, к началу осени 1945 года предполагалось сдать флоту 570 единиц с последующим темпом строительства -180 единиц в месяц. Для ускорения работ был применён секционный способ (лодка планировала из пяти секций), что уменьшало строительный период до 2-х месяцев.

Но, не обращая внимания на привлечение к программе строительства Koryu солидного числа верфей, темп сдачи флоту этих субмарин выдержать не удалось, и к августу 1945 года в строю насчитывалось всего 115 лодок, а ещё 496 пребывали на различных этапах постройки.

На базе сверхмалой подлодки (СМПЛ) Koryu в первой половине 40-ых годов XX века был создан проект подводного сверхмалого минного заградителя M-Kanamono (дословный перевод — «Железное изделие Тип М»), предназначенного для постановки минных банок в местах базирования соперника.

Вместо торпедного оружия он нёс минную трубу, вмещающую четыре донных мины. Выстроить успели лишь одну такую подводную лодку.

Тактико-технические характеристики японских сверхмалых подлодок

В конце войны кроме семейства карликовых субмарин, ведущих собственную родословную от подлодок типа А (типы А, В, С и D), японский флот пополнился кроме этого подлодками меньшего размера типа Kairyu (характерной их изюминкой были фиксированные бортовые рули (плавники) в средней части корпуса.

Проектное оружие складывалось из двух торпед, но дефицит их стала причиной появлению варианта лодки с 600-кг подрывным зарядом вместо торпедных аппаратов, что практически превращало их в человеко-торпеды.

Серийное строительство лодок типа Kairyu началось в феврале 1945 года. Для ускорения работ оно велось секционным способом (подводная лодка делилась на три секции).

Замыслами морского управления предусматривалось к началу осени 1945 года поставить флоту 760 сверхмалых лодок этого типа, но к августу было сдано лишь 213 единиц, и ещё 207 пребывали в постройке.

Информация о судьбе японских сверхмалых подводных лодок носит обрывочный и обычно противоречивый темперамент. Как мы знаем, что на протяжении нападения на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года было утрачено 5 сверхмалых лодок типа А.

Юные офицеры-подводники упорно получали включения сверхмалых подводных лодок в операцию против Пёрл-Харбора. И, наконец, в октябре руководство дало включить их, с условием, что водители возвратятся по окончании атаки. Закипела работа.

В Куре первой прибыла I-22 для внесения в конструкцию нужных доработок.

Несколькими днями позднее прибыли ещё три. Четвёртую подводную лодку, І-24, только что выстроили в Сасебо и сразу же начали её ходовые опробования.

На подводные лодки прибыли начальники: лейтенант Иваса Наодзи (І-22), сублейтенант Ёкояма Масахару (I-16), сублейтенант Харуно Сигэми (I-18), младший лейтенант Хироо Акира (1-20) и младший лейтенант Сакамаки Кацуо (І-24).

Вторыми участниками экипажей были унтер-офицеры: Сасаки Наохару (І-22), Уэда Тэдзи (I-16), Ёкояма Харунари (I-18), Катаяма Ёсио (І-20), Инагаки Киодзи (І-24). Характерная подробность: экипажи формировали лишь из неженатых подводников, из многодетных семей и не старших сыновей. Сакамаки Кацуо, к примеру, был вторым из восьми сыновей.

Соединение сверхмалых подводных лодок называлось «Токубецу Когекитай», сокращенно «Токко». Эта идиома возможно перевести как «Соединение особых атак», либо «Особое морское ударное соединение».

Рано утром 18 ноября подводные лодки покинули Куре, остановившись ненадолго в Оуразаки, дабы забрать малые лодки. Под вечер они забрали курс на Пёрл-Харбор. Лодки шли, держась в 20 милях друг от друга.

Флагман — І-22 -пребывала в центре. В дневное времялодки шли под водой, опасаясь обнаружения, и всплывали лишь по ночам. По замыслу они должны были прибыть в пункт сбора, расположенный в 100 милях к югу от Пёрл-Харбора, ночью, по окончании захода солнца, за два дня до начала атаки.

Ещё раз проверив лодки под покровом темноты, субмарины-носители должны были после этого уйти к Пёрл-Харбору, занять позицию в 5 — 10 милях от входа в гавань и рассредоточиться дугой. За три часа до восхода солнца первой создаёт пуск собственной сверхмалой лодки крайняя левая субмарина I-16. После этого последовательно, с промежутком в 30 мин. стартуют сверхмалые лодки с носителей І-24, І-22, I-18.

И, наконец, карликовая лодка с последней лодки І-20 должна была пройти через створ гавани за полчаса до восхода солнца. В гавани всем лодкам было приказано лечь на дно, по окончании чего присоединиться к воздушной атаке и нанести неприятелю большие разрушения собственными десятью торпедами.

В 3:00 сверхмалые лодки спустили на воду, а лодки-носители приступили к погружению. Не повезло «малютке» лейтенанта Сакамаки. Перестал работать гирокомпас, устранить неисправность не удалось.

Уже было 5:30, а она ещё не готовься к спуску, опаздывая на два часа от установленного замыслом времени. Восход солнца приближался, в то время, когда Сакамаки и Инагаки протиснулись в люк собственной лодки.

Вход в бухту Пёрл-Харбор преграждали два последовательности противолодочных сетей. Американские тральщики каждое утро проводили контрольное траление вод, окружающих базу.

Проскочить за ними в бухту не составляло труда. Но замыслы японцев были нарушены сначала. В 3:42 тральщик «Кондор» нашёл перископ подлодки перед входом в бухту. В её поиск включился ветхий эсминец «Уорд» постройки 1918 года. Около 5:00 американцы открыли проход в сетях, дабы пропустить тральщики, и транспорт, буксир и баржу.

По всей видимости, две сверхмалых подводных лодки сумели скрытно пробраться в гавань, а третья была увидена с «Уорда» и с кружащейся над морем летающей лодки «Каталина».

Над поверхностью воды возвышались часть и рубка лодки сигарообразного корпуса. Казалось, что она никого не подмечала, двигаясь в гавань со скоростью 8 узлов. «Уорд» открыл орудийный пламя прямой наводкой с дистанции 50 метров и со второго выстрела попал в основание рубки.

Лодка содрогнулась, но продолжала перемещение с рваной дырой в рубке. Взрывы четырёх глубинных бомб порвали лодку пополам. Собственную лепту внесла и «Каталина», кроме этого скинув пара бомб. Предположительно, под удар попала лодка лейтенанта Иваса с лодки-носителя I-22.

Младший лейтенант Сакамаки и унтер-офицер Инагаки больше часа отчаянно пробовали выправить дифферент собственной подлодки. С большим трудом им удалось это сделать, и они достигли входа в бухту. Гирокомпас так же, как и прежде оставался неисправным. Сакамаки был должен поднять перископ, и лодку увидели с эсминца «Хелм». Погрузившись и уходя от него, лодка налетела на риф и высунулась из воды. Эсминец открыл огонь и ринулся на таран.

Но он проскочил мимо, тогда как лодке удалось освободиться от рифа и уйти, но в следствии удара о риф один из торпедных аппаратов заклинило, в корпус начала поступать вода. Из-за химической реакции воды с серной кислотой аккумуляторная батарей начал выделяться удушливый газ. Где-то в 14:00 подводная лодка опять налетела на риф. Перестал работать второй торпедный аппарат.

Под утро 8 декабря беззащитная неуправляемая лодка была вблизи берега. Сакамаки запустил двигатель, нолодка опять наткнулась на риф! В этом случае она застряла накрепко. Сакамаки решил лодку взорвать, а самим добираться до суши вплавь. Засунув в подрывные заряды детонаторы, он зажёг фитиль . Сакамаки и Инагаки ринулись в море. Было 6ч.

40 мин…. Прыгнувший в воду за начальником Инагаки утонул. Обессилившего Сакамаки на берегу пленили пятеро патрульных 298-й американской пехотной дивизии…

Повреждённые авиацией транспорт Yamazuki Маrи и карликовая подлодка Тип С кинуты на берегу Гуадалканала

Сверхмалая лодка Koryu Тип D на верфи Yokosuka Naval Base, сентябрь 1945 г.

В 1961 г. американцы подняли лодку (Тип А), затонувшую в декабре 1941 г. в канале Пёрл-Харбора.

Люки лодки открыты изнутри, последовательность публикаций информирует, что механик лодки Сасаки Наохару спасся и попал в плен

Восстановленная подлодка На-51 (Тип С), выставленная на Гуаме

История подлодки лейтенанта Сакамаки известна достаточно детально, чего не сообщишь о четырёх вторых подлодках.

Вероятнее, лишь две сверхмалые сумели пробраться в гавань. А без особенных неприятностей пробралась в гавань только лодка лейтенанта Ёкоямы. Действительно, и её увидели, в то время, когда она всплыла в 700 метрах от базы гидросамолётов «Кертисс». Артиллеристы добились двух попаданий в неё, но она сумела выпустить две торпеды, взорвавшиеся на берегу.

Эсминец «Монагхэн» протаранил лодку к тому же скинул глубинные бомбы.

Ещё одна сверхмалая подлодка, наверное, была потоплена в 10:00 крейсером «Сен-Луис». Направляясь к выходу из бухты, он подвергся торпедной атаке. Уклонившись от двух торпед, крейсер нашёл лодку за внешней стороной сетевого ограждения и обстрелял её.

Что касается пятой лодки, то она, по современным данным, сумела пробраться в гавань, где принимала участие в торпедной атаке линкора, а позже затонула вместе с экипажем (быть может, была потоплена им).

Из вторых операций сверхмалых подлодок направляться упомянуть, что ещё три лодки этого типа погибли 30 мая 1942 года в районе Диего-Суареса, и четыре -в гавани Сиднея 31 мая 1942 года.

На протяжении битв у Соломоновых островов в первой половине 40-ых годов XX века погибли восемь подлодок типа А (а также На-8, На-22 и На-38).

В районе Алеутских островов в 1942 — 1943 годах погибли ещё три лодки типа А. В 1944 — 1945 годах на протяжении острова и обороны Филиппин Окинава погибло восемь лодок типа С.

8 Самых Немыслимых Подводных Лодок

Статьи, которые будут Вам интересны: