Японская ка-ми с «юбками»

Японская ка-ми с «юбками»

При подготовке наступления на Юго-восточную Азию руководство японских армии воображало себе трудности, которые связаны с преодолением военными подразделениями бессчётных водных рубежей как на территории Китая, так и островных стран. Замыслы ведения военных действий в своеобразных условиях Дальневосточного и Тихоокеанского регионов привели к необходимости создания плавающих танков — в соответствии с развитой тогда концепцией «танки — в тесном сотрудничестве с пехотой».

В 1933 г. компанией «Мицубиси», а в 1935 г. компанией «Исиквадзима» были поочерёдно представлены и испытаны образцы умелых плавающих танков SR-I «Ро-И» («Первая модель»), SR-II «Ро-Го» («Вторая модель»). После этого к ним присоединился SR-III («Третья модель»).

самоё удачным был «Рога». Это была 4-тонная машина длиной 5100 мм, шириной — 1900 мм и высотой — 2400 мм.

В её оружие входили два 6,5-мм пулемёта: один — в лобовом странице корпуса, второй — в башне. Экипаж складывался из трёх человек.

Верх корпуса и башня были сварными — из 6-мм броневых страниц, низ корпуса — такой же толщины — проклёпывался. Ходовая часть имела по четыре опорных катка, объединённых в две тележки, с горизонтальными цилиндрическими пружинами; ведущее колесо — переднее. Двигатель установили 70-сильный карбюраторный, разрешавший развивать скорость по шоссе до сорока километров/ч и на воде — до 9,3 км/ч.

Плавучесть автомобили обеспечивалась не только водоизмещением корпуса, но и съёмными бортовыми понтонами, перемещение на плаву — двумя гребными винтами, размещёнными в корме.

Отметим, но, что прообразом «Ро-Го» послужили британский плавающие танки Vickers А4Е11/А4Е12.

SR-III был пара легче, имел в экипаже два человека. Его передний пулемёт сняли, толщину брони довели до 10 мм.

Мощность двигателя увеличили до 72 л.с. Опробования танка закончили в 1937 г., но их признали неудачными и предстоящие проработки в этом направлении прекратили.

Плавающий танк «Ка-Ми» создан по заказу Императорского флота

Возвратились японские армейские к теме плавающих танков в 1940 г., вернее, это было уже военно-морское управление императорского флота.

Такие автомобили потребовались им для обеспечения десантных операций в акватории Тихого океана. Дело в том, что на вооружении особых военноморских отрядов тогда пребывала только простая военная техника.

В этот самый момент танкостроители стали придерживаться собственной прошлой концепции для придания танку нужного запаса плавучести. Они пошли по уже опробованному ранее пути доработки автомобилей плавсредствами, вместо создания особых танков, снабжавших требуемые водоходные чертей.

В 1941 г. опять-таки компания «Мицубиси» создала лёгкий плавающий танк Ка-Мі («Ка-Ми», Ка — «плавающий», Мі -от заглавия компании), оборудованный понтонами. Без них машина не имела возможности держаться на воде.

Перевозиться в район военных действий «Ка-Ми» должны были на десантном корабле.

При подходе к месту назначения они сходили с борта, добирались вплавь до суши, где вступали в сражение, предварительно скинув понтоны. Действительно, для выхода из воды им требовались жёсткое дно и хватает пологий берег. Но хорошая мореходность, громадный запас плавучести разрешили танку пройти опробования в неспокойных водах долгим плаванием. С 1942 г. началось его серийное производство.

Металлические понтоны устанавливались спереди и на корме «Ка-Ми».

Посредством переднего понтона, составленного из железных страниц, машине придавалась обтекаемая «круглоскулая» гидродинамическая форма для уменьшения сопротивления воды. Помимо этого, лист его днища в передней части был наклонным для лучшей и плавной «всхожести» на встречную волну, в этом случае на верх корпуса попадало минимум воды.

Количество переднего понтона — 6,2 м3.

На первых примерах он изготовлялся цельным, но после этого перешли к разделяемому на две части — для облегчения прохода автомобили по окончании его сбрасывания.

Задний понтон, образованный вертикально поставленными страницами, имел количество 2,9 м3.

Оба понтона крепились на корпусе особыми замками-зажимами, каковые раскрывались винтовыми механизмами изнутри корпуса без выхода экипажа из танка.

На случай поражения при обстреле они имели влагонепроницаемые секции: в переднем их было шесть, в заднем — пять. Масса понтонов равнялась 3,0 т, и их установка увеличивала массу автомобили с 9,5 т до 12,5 т.

Японский плавающий танк «Ка-Ми», оборудованный передним и задним понтонами

Танк «Ка-Ми» с понтонами:

1 — 37-мм пушка «Тип I»; 2 — маска пушки; 3 — башня танка; 4 — воздухозаборный короб совокупности двигателя; 5 — руль; 6 — ведомое колесо; 7 — тележка опорных катков; 8 — ведущее колесо; 9 — передний понтон;10 — выхлопная труба двигателя; 11 — рулевой сектор; 12 — задний понтон; 13 — выходной башенный люк; 14 — спаренный 7,7-мм пулемёт «Тип 97»; 15 — курсовой 7,7-мм пулемёт «Тип 97»; 16 — замок понтона; 17 — трёхлопастные гребные винты

С лёгкой руки японских танкистов такие легкосбрасываемые понтоны прозвали «хакама» — так назывались классические штаны-юбки.

Для перевозки одного набора понтонов — для одного танка — требовался один трёхтонный грузовик. На марше таких танковых подразделений образовывалась целая колонна из идущих в первых рядах «Ка-Ми» и следующих за ними автомашин с «плавсредствами».

Хорошая мореходность автомобили, например, её остойчивость, обеспечивалась кроме этого соотношением длины корпуса к его ширине.

В случае если по корпусу танка оно равнялось 1,73 (протяженность — 4830 мм, ширина — 2790 мм), то с понтонами при повышении длины автомобили до 7420 мм это соотношение изменилось до 2,66.

Сам герметический корпус «Ка-Ми» имел коробчатую форму с лобовым и кормовым страницами, поставленными под маленькими углами к вертикали, широким практически горизонтальным передним страницей-палубой и развитыми надгусеничными нишами. Изготовлялся корпус сварным из броневых страниц, клёпка использовалась лишь в отдельных местах.

Толщина брони изменялась от 6 мм на крыше корпуса до 14 мм — на бортах и 16 мм — на лобовом странице.

Компоновка танка классическая: в первых рядах — отделение и трансмиссия управления, в центре — боевое отделение, в корме — двигатель. Коробка передач -механическая, с восемью передачами вперёд и двумя назад. Карданный вал проходил через целый корпус.

Двигатель установили 6-цилиндровый 110-сильный Mitsubishi NVD 6120 («Мицубиси»), двухтактный дизельный с воздушным охлаждением.

Его выхлопная труба выводилась над моторным отделением, вентиляционная решётка-жалюзи пребывала на крыше в корме.

Передний и задний понтоны танка. Масса понтонов около 3 т

Скорость танка на плаву составляла 10 км/ч

«Ка-Ми» сбрасывает понтоны

Танк «Ка-Ми», избавившийся от понтонов, вступает в бой. Остров Лусон, Филиппины, январь 1945 г.

Ходовая часть складывалась из четырёх опорных катков на борт, сблокированных попарно в тележки с горизонтальными цилиндрическими пружинами, убранными вовнутрь корпуса, в отличие от сухопутного варианта танка. Ведущее колесо — спереди, а направляющее в корме опущено до почвы — для повышения площади соприкосновения. Любая гусеница имела 103 мелкозвенчатых одногребневых трака шириной всего 305 мм. Это накладывало собственный отпечаток на трудности выхода на берег со не сильный грунтом.

Действительно, удельное давление на грунт у автомобили было высоким и равнялось 0,77 кг/см2 (без понтонов -0,63 кг/см2), для сравнения укажем ту же чёрта для отечественного 14-тонного плавающего ПТ-76 обр. 1951 г. — она составляла 0,5 кг/см2.

Перемещение на воде обеспечивалось двумя трёхлопастными гребными винтами под дном в корме, приводимыми от двигателя танка.

Повороты осуществлялись рулями, связанными через рулевой сектор тросами со штурвалом начальника, руководившим машиной на плаву. Скорость на воде — до десяти километров/ч.

Главным оружием «Ка-Ми» являлась 37-мм пушка «Тип I» с длиной ствола 45,9 клб.

В башне она устанавливалась в рамке на вертикальных и горизонтальных цапфах. Это разрешало качать её без поворота башни в пределах ±100; большой угол наведения по вертикали равнялся +240. Пушка имела противооткатные устройства с гидравлическим тормозом и пружинный накатник. Наводилась только плечевым упором. Для ведения огня употреблялся телескопический оптический прицел.

В боекомплект пушки «Тип I» входили унитарные выстрелы с бронебойными боеприпасами.

При массе 700 г, имея начальную скорость 675 м/с, такие боеприпасы с дистанции 500 м имели возможность пробивать броню толщиной до 25 мм.

Не считая пушки, танк вооружался двумя 7,7-мм пулемётами «Тип 97». Один из них был спаренным с пушкой, второй устанавливался в лобовом странице корпуса.

Боезапас на машине составлял 132 37-мм выстрела и 3500 7,7-мм патронов.

Коническая башня, установленная на корпусе, имела спереди маску пушки, по её бокам и потом по бортам к корме — смотровые щели, снабжённые «триплексами», и три амбразуры для стрельбы из личного оружия, снабжённые бронезаслонками. В крыше был двухстворчатый люк, являвшийся основным для выхода и входа экипажа. Толщина брони башни — от 6 мм на крыше до 13,2 мм в лобовой части и бортах.

Японские плавающие танки «Ка-Ми» из 101-го особого морского десантного отряда со снятыми понтонами на борту транспорта. Понтоны в таких случаях укладывались на корме судна. Доставка десанта на остров Сайпан. Марианские о-ва, июнь 1944 г.

Плавающий танк «Ка-Ми» в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового оружии и техники в подмосковной Кубинке

На танках последних выпусков на башне укреплялся брызгозащитный кожух со смотровыми окнами для улучшения наблюдения начальником, а на лобовом странице корпуса монтировалась поворотная фара.

Экипаж «Ка-Ми» складывался из пяти человек — шофер, механик и заряжающий имели собственные рабочие места в корпусе, командир и стрелок размещались в башне.

Действительно, её количество был недостаточным для работы вдвоём, им было в ней тесно.

Нужно подчернуть, что перед выходом на погон башни и воду щели должны были уплотняться резиновыми прокладками.

Чтобы брызги и насыщенный водой воздушное пространство не попадали в двигательный отсек, на кормовой вентиляционной решётке стали устанавливать обтекаемый воздухозаборный короб-трубу с грибовидной крышкой.

«Ка-Ми» первыми из японских танков взяли внутреннюю сообщение экипажа -танковые переговорные устройства ТПУ, и радиостанции.

С середины 1941 г. по лето 1942 г. выпускались лишь опытные образцы танка, только после этого запустили серийное производство.

В 1943 г. начали изготовление модернизированного варианта «Тип II» с форсированным до 120 л.с. двигателем. Ёмкость двух топливных баков довели до 250 л, что разрешило расширить запас хода на суше до 170 км, а на плаву — до 150 км.

Всего к лету 1945 г. было выпущено 182 плавающих танка «Ка-Ми» (не считая предсерийных), не смотря на то, что начальный заказ рассчитывался на 300 единиц.

Все эти танки использовались во время второй мировой на Тихоокеанском театре боевых действий, их применяли в передовом эшелоне десанта для захвата берегового плацдарма и после этого — его расширения в глубь захватываемых островов. Но обычно их применяли и в обороне.

Участие в войне для «Ка-Ми» началось с битвы за Гуадалканал (Соломоновы острова) в конце 1942 г., куда направили пара ещё предсерийных автомобилей.

Более массово танки употреблялись в 1944 г., при обороне гарнизонов на Маршалловых островах, при обороне Филиппин, в десантной операции на острове Сайпан (Марианские острова).

Мысль японских танкостроителей по применению понтонов-юбок для амфибийных образцов военной техники была подхвачена конструкторами других государств.

Так, к примеру, в Соединенных Штатах были созданы лёгкие плавающие 3-тонные бронетранспортёры М29 и М29С Weasel («Ласка») и 4-тонные М76 Otter («Выдра»), кроме этого употреблявшиеся на Тихоокеанском ТВД.

Были попытки и у американцев установить подобные понтоны на танках М3 «Стюард», М4 «Шеридан», М24 «Чаффи». Опробования, казалось бы, прошли удачно, но для поддержания таких тяжёлых автомобилей понтоны были чрезмерно громадных размеров.

P.S.

Совсем сравнительно не так давно в издании «Военное обозрение» показалось сообщение о разработке одной из итальянских компаний «особого набора, повышающего амфибийные возможности гусеничных транспортёров». Набор носит название «морского» и рекомендован среди них и для «преодоления водных рубежей в операциях корабль -берег». Он складывается из носовой части, имеющей гидродинамическую форму, и двух кормовых — все они «наряжаются» на корпус с целью увеличения плавучести автомобили.

Как видно, «новое» непрочь повторить «старое» — через семьдесят практически лет.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАВАЮЩЕГО ТАНКА «КА-МИ Тип II»

Масса с понтонами, кг………………….12 500

Экипаж, чел…………………………………………5

Протяженность с понтонами, мм…………………..7420

Ширина, мм……………………………………2790

Высота, мм……………………………………..2340

Клиренс, мм……………………………………..355

Толщина брони корпуса, мм:

лобовая часть…………………………………..16

борта……………………………………………….14

корма…………………………………………………8

крыша……………………………………………….6

днище…………………………………………….8,5

Толщина брони башни, мм:

борта и лоб……………………………………13,2

крыша……………………………………………….6

маска орудий……………………………………14

Оружие………………………37-мм пушка «Тип I» 45, 9 клб, два 7,7-мм пулемёта «Тип 97»

Боезапас……………37-мм выстрелов — 132, патронов 7,7-мм — 3500

Двигатель………………………6-цилиндровый 120-сильный Mitsubishi NVD6120, двухтактный дизельный с воздушным охлаждением

Ходовая часть……..четыре опорных катка, сблокированных в две тележки, и три поддерживающих ролика на борт, ведущее колесо — переднее

Гусеничная цепь……..103 мелкозвенчатых одногребневых траков шириной 305 мм

Водоходный движитель………………..два трёхлопастных гребных винта

Скорость, км/ч

на суше……………………………………………37

на плаву…………………………………………..10

Удельное давление, кг/см2………………..0,77

Ёмкость баков, л……………………………….250

Запас хода, км

на шоссе………………………………………..170

на плаву…………………………………………150

Ширина преодолеваемого рва, м………..2,0

Высота стены, м……………………………..0,75

В.

ТАЛАНОВ

Zettai Ryouiki — Японский Фетиш [Юбка и Чулки]

Статьи, которые будут Вам интересны: