Казанские тайны рейхсвера

Казанские тайны рейхсвера

28июня 1919 г. во Франции, в Версальском дворце, участвовавшие в Первой мировой страны подписали Версальский мирный контракт, официально завершивший войну. Воздействие контракта получило юридическую силу 10 января 1920 г., по окончании ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами: Англией, Францией, японией и Италией.

Российская Федерация была исключена из перечня государств-победительниц по причине того, что провела в 1918 г. «переговоры сепаратного мира, по которому Германия взяла большую часть ее ресурсов и земли».

В соответствии с Версальскому контракту, «неспециализированный численный состав армии стран, образующих Германию, не должен быть больше ста тысяч людей, включая нестроевых и офицеров, и только рекомендован для поддержания на территории порядка и для пограничной полиции».

Наряду с этим большинство ВМФ передавалась победителям, ограничивалось строительство новых судов; армии запрещалось иметь, и и разрабатывать многие виды оружия, такие, к примеру, как боевые самолеты, военную технику, а также, само собой разумеется, танки.

Но, управление Рейхсвера было настроено в противном случае, осознавая необходимость создания собственных бронетанковых сил.

Имея разрешение союзников применять маленькое число устаревших бронеавтомобилей для потребностей полиции, уже в 1920 г. были поставлены на вооружение пехотных дивизий «в целях перевозки личного состава» 105 броневиков Sd.Kfz.3 (Daimler DZVR), выпущенных в прошлые годы. В милицейский части передали 150 бронемашин различных марок. Но все это были далеко не боевые единицы — военное руководство потребовало танки.

Тягач артиллерийских орудий — трактор «Холт». Использован как база при проектировании тяжелого танка A7V

Германские танкостроители уже имели опыт создания танков.

Еще на протяжении войны ими был создан и запущен в серию в октябре 1917 г. тяжелый танк A7V. Его спроектировали на базе тракторов Holt («Холт»), употреблявшихся в качестве тягачей тяжелых артиллерийских орудий. Трактора были тихоходными автомобилями с одним передним поворотным колесом и двумя задними ведущими гусеницами («полугусеничные», по нынешнему определению); передвигались они со скоростью менее шести километров/ч.

При создании A7V было решено на шасси «Холта» бронированный коробчатый корпус, что должен был защищать от бронебойных пуль а также от осколков снарядов. Лобовые страницы имели толщину 30 мм, борта и корма — 20 мм, крыша — 15 мм.

Борта корпусов планировали из пяти вертикально поставленных страниц. На крыше укладывали — четыре продольно и один поперечно. корма и Лоб складывались из трех наклонно установленных страниц.

Но на четырех автомобилях удалось сделать «цельные борта» из единого страницы.

Страницы соединялись между собой посредством клепки.

Верхняя рубка «складывалась» из пяти частей и должна была разбираться при перевозке автомобилей на ЖД платформах, выходя в противном случае по высоте за стандартные регламенты.

В крыше корпуса по обеим сторонам имелись вентиляционные решетки, в ней же рубки — выходной люк, по ее бортам — смотровые лючки, прикрывавшиеся броневыми створками.

Для выхода и входа экипажа в бортах были две откидные двери.

Очень уникальным являлось размещение обоих двигателей. Воспользовавшись шириной танка — более трех метров, конструкторы смогли расположить их в центре корпуса рядом между собой, высвободив наряду с этим большой количество. Любой двигатель был задействован на собственную гусеницу — по собственному борту.

Двигатели Daimler («Даймлер») имели мощность 100 л.с. при 900 об/мин.

Они были 4-цилиндровые карбюраторные, рядные, жидкостного охлаждения, рабочим количеством 17 л. Диаметр их цилиндров равнялся 165 мм, а движение составлял 200 мм.

Два бензобака емкостью по 250 л разместили под дном в первых рядах двигателей, защитив их бронелистами толщиной 10 мм. Бензина хватало на перемещение по хорошим дорогам в течение 6 ч.

Машину снабдили капонирной пушкой Максима-Норденфельда обр.1892 г., далеко не большого 57-мм калибра. В 1914 г. некое количество их захватили в крепости Антверпена и сейчас нашли им использование. В боекомплекте пушки имелись бронебойные, осколочно-фугасные и картечные боеприпасы.

Бронебойные боеприпасы при начальной скорости около 500 м/с на расстоянии 1000 м пробивали броневой лист толщиной 20 мм, а с 2000 м — 15 мм. Громаднейшая дальность ведения огня осколочно-фугасными боеприпасами составляла около 6,5 км.

Пушка размещалась на вертикальной тумбовой установке.

Имела вертикальные углы наведения до + — 20° и горизонтальные — по 45° в каждую сторону. Наведение на цель велось посредством телескопического прицела.

Большим было пулеметное оружие — шесть MG-08 калибра 7,92-мм пулеметов, расположенных по два по бортам и в корме в вертлюжных установках с масками.

Они имели винтовые механизмы вертикального наведения, по горизонтали имели возможность поворачиваться на ± 45°.

В боекомплект танка входили 100 снарядов и 10 — 15 тыс. патронов.

Такое большое оружие потребовало громадного расчета, исходя из этого экипаж танка был бессчётным — восемнадцать человек. Сам танк обслуживало всего четыре члена экипажа: начальник — он пребывал в рубке на «втором этаже» справа, рядом с ним — шофер, за двумя двигателями следили два механика.

Остальные входили в расчеты: орудийный — наводчик и заряжающий и пулеметные — на любой по два человека — его помощник и пулемётчик.

Бронированная махина, имевшая массу 32 т и такое количество людей в корпусе, имела возможность «развивать» по шоссе скорость только 10 — 12 км, а вне дорог — значительно меньше, всего 5 — 6 км. другими словами двигалась с маршевой скоростью воинов в колонне.

Танк A7V

К осени 1918 г. было выпущено 20 автомобилей.

Все они принимали участие в военных действиях, причем четыре из них погибли в битвах, три — захватил соперник. Но и остальных ожидала не лучшая будущее: в 1918 — 1919 гг. они пошли на слом.

По окончании Первой Мировой германские армейские эксперты, учитывая опыт военных действий, придерживались концепции применения на поле боя двух типов танков — легких и тяжелых.

Легкие танки в их представлении — это быстроходные маневренные, но и прекрасно вооруженные и защищенные автомобили: в обязанность тяжелых входили преодоление организованной противотанковой обороны соперника и помощь легких танков огнем орудий более больших калибров.

В июне 1918 г. руководству армии был представлен для опробований легкий танк Leichter Kampfwagen II (LK-II, «Ляйхтер Кампфваген», в переводе — «легкая военная машина»).

В базу конструирования легла трансмиссии заимствования и концепция двигателя гражданских машин, вместе с приводом их ведущих колес, установленных на гусеничные шасси.

Так, компоновка начального прототипа танка LK-1 и модернизированной модели KL-II соответствовала автомобильной — спереди был двигатель, в корме — боевое отделение. Корпус его складывался из вертикальных плоских бортовых страниц и наклонных — на крыше, соединенных заклепками.

Толщина страниц — 8 -14 мм.

В крыше и бортах корпуса имелись прямоугольные люки для его систем и обслуживания двигателя, и для заправки размешавшихся тут же топливных баков. Радиатор защищался передними створчатыми жалюзи.

Мощность карбюраторного 4-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения составляла 50 л.с., емкость баков — 170 л.

В конце двигательного отсека кроме этого был броневой кожух водителя с тремя смотровыми окнами, прикрывавшимися броневыми крышками. За ним размещалась вертикальная боевая рубка, установленная без движений. В ней имелись бортовые двери для выхода экипажа и круглый вентиляционный люк на крыше.

Рабочие места членов экипажа:

1 — наводчик: 2 — заряжающий; 3, 7, 9, 11, 14, 18 — пулеметчики; 4, 8. 10, 12, 13, 17 — ассистенты пулеметчиков; 5 — механик; 6 — командир экипажа; 15 — ассистент механика; 16 — шофер

Компоновочная схема танка A7V:

1 — 57-мм пушка; 2 — щит-маска пушки; 3 — накатники пушки; 4 — передняя вентиляционная решетка корпуса; 5 — сиденье пулеметчика; 6 — укладка боекомплекта патронов к пушке; 7 — винтовой механизм наведения пулемета; 8 — 7,92-мм пулемет MG-08; 9 — радиатор двигателя; 10 — сиденье начальника; 11 — рубка танка; 12 — заслонка переднего смотрового окна рубки; 13 — верхний люк рубки; 14 — педаль сцепления; 15 — рулевое колесо; 16 — сиденье водителя; 17 — заслонка бортового смотрового окна рубки;18 — рычаг переключения передач; 19 — задняя вентиляционная решетка корпуса; 20-амбразура для личного оружия; 21 — кормовой 7,92-мм пулемет; 22 — задний пулемет левого борта; 23 ведущее колесо; 24 — бортовой люк; 25 — двигатель; 26 — пружина подвески; 27 — передний бортовой пулемет; 28 — пулемегная лента; 29 — тележка опорных катков; 30 — направляющее колесо; 31 — опорный коток; 32 — сиденье наводчика; 33 — механизм наведения пушки; 34-тумбовая установка пушки

Ходовая часть танка складывалась из шести ходовых тележек с 24-мя опорными катками на любой борт, их подвеска -на винтовых цилиндрических пружинах.

Ведущее колесо — заднее. В каждой гусеничной цепи монтировались 74 трака шириной 240 мм.

Оружие танка складывалось из 37-мм пушки Круппа и 7,92-мм пулемета MG-08.

Пушка в рубке крепилась на вертикальной тумбе и имела броневой щит. В горизонтальной плоскости она имела возможность наводиться в пределах +- 30° посредством простого маховика. Наводчик пользовался телескопическим прицелом.

Экипаж составляли три человека: шофер, начальник (он же артиллерист) и его ассистент.

Легкий LK-направляться оказался очень подвижной машиной, не смотря на то, что и имел массу 8,5 т. По шоссе он «развивал» скорость 16 км/ч, преодолевал подъемы с уклоном более 40°, переходил ров шириной 2 м. запас хода составлял 70 км.

Германия изготовляла такие танки тайно, сообразуясь с Версальским соглашением. А также наладила их серийный выпуск в 1920 — 1921 гг. для поставки по заключенному соглашению в Швецию и Венгрию.

Всего было произведено 25 единиц.

После этого из-за протеста государств Антанты, вместе с тем и из-за отсутствия средств из-за выплаты репараций производство танков было прекращено.

Пара отвлекаясь от техники, обратимся к неизвестному сейчас факту. Увидим, что предъявленная сумма репараций была огромна — первоначально 269 млрд золотых марок, что приравнивалось к цене 100 млн кг золота, но после этого была существенно снижена. Германия начала выплачивать деньги с 1920 г. и продолжала до прихода Гитлера к власти.

Но всецело к этому времени расплатиться, само собой разумеется, не смогла. Победившие в 1918 г. страны Антанты не забыли о ее долге и по окончании Второй мировой снова "настойчиво попросили" продолжить выплаты. По Английскому соглашению 1953 г., они должны были возобновиться, но при условии объединения Германии.

Вправду, в 1990 г. ею был забран кредит в 239 млн марок для продолжения выплат. Последний «взнос» в счет репараций был произведен совсем сравнительно не так давно — 4 октября 2010 г.

Кстати, в 1920 г. в числе получателей репараций числилась и России. Но отечественное правительство от них отказалось в обмен на признание «правомерности передачи в госимущество собственности Германии».

В 1925 г. опять-таки в обход условий Версальского контракта Управление оружий армии выдало компаниям Krupp («Крупп»), Rheinmetall-Borsig («Рейнметалл-Борзиг») и Daimler-Benz («Даймлер-Бенц») заказ на проектирование тяжелого танка Armeewagen 20 (в переводе — «военный повозка примера 1920 г.»), названного скоро в целях конспирации Grosstraktor (G, «Гросстрактор», в переводе — «громадной трактор»). Любая из них должна была представить по два пушечных прототипа, имевших обозначения в соответствии обозначенным компаниям Grosstraktor-I, -II и -III.

Экипаж танка A7V включал в себя 18 человек

Умелый легкий танк LK-1 с плоским радиатором и верш кально поставленными бортами корпуса. 1917 — 1918 гг.

Легкий танк LK-II. Оружие — 37-мм пушка, масса — 8,5 т, экипаж -3 человека. Танковый музей в Мунстере, Германии

Танк LK-1

Танк LK-II:

1 — рубка танка; 2 — броневой кожух водителя; 3 — маска орудия; 4 — 37-мм пушка; 5 — смотровые окна водителя; 6 — люк двигательного отсека; 7 — жалюзи радиатора; 8 — ось направляющего колеса; 9 — бортовой экран ходовой части; 10 — ось ведущего колеса

воплощение и Разработка проектов в металле длились до лета 1928 г. Прототипы были очень сходные между собой. Все они имели ходовую часть с гусеницами, всецело охватывающими корпус.

Сказалась приверженность к концепции «ромбовидных» корпусов танков, создаваемых тогда во Англии и Франции. Эксперты этих государств думали, что такие автомобили самый проходимы по пересеченной местности.

Компоновка образцов кроме этого была однообразной. в первых рядах размешалось отделение управления с двумя «малыми» цилиндрическими башнями.

Потом следовал боевой отсек с конической основной башней, за ним — моторнотрансмиссионный и опять боевое отделение с кормовой башенкой.

Оружие составляли короткоствольная 75-мм пушка KwKL/24 и 7,92-мм пулеметы. Пушка на всех трех автомобилях размещалась в основной башне, с ней был спарен башенный пулемет. Два вторых пулемета на «Гросстракторах» -II и -III пребывали в корпусе и в задней башенке. На примерах «Рейн-металла» стояло четыре пулемета -в корпусе их было два.

Башни образцов «Рейнметалл» и «Даймлер-Бенц» (G-II и G-III) были однообразными. Пушки в них имели углы вертикального наведения от — 12° до +60°. Спаренный с ними пулемет имел возможность независимо от них наводиться по вертикали в пределах -7° — +65°, кроме этого как и кормовой, что снабжало возможность стрельбы и по воздушным целям.

Башни оснащались прицелами и приборами наблюдения, и в каждой из них (в задней стенке) имелся катастрофический люк. В боекомплекте должны были пребывать 104 патронов и 6000 снаряда.

Двигатели на прототипах ставились приблизительно однообразной мощности. Крупповские и рейнметалловские конструкторы поставили авиационные карбюраторные 6-цилиндровые BMW Va по 250 л.с. На автомобилях «Даймлер-Бенц» применили летный 260-сильный двигатель собственной созданья Mercedes DIV М182206.

Трансмиссии были механические.

Пара различались ходовые части образцов. У G-II и G-III в них имелось на борт по 16 сдвоенных катков, сблокированных в 8 тележек, 3 одиночных опорных катка, 3 поддерживающих ролика; ведущее — колесо заднего размещения.

У G-I (пример «Крупп») было 14 катков и еще 2 одиночных опорных катка спереди и позади. У всех ходовые части прикрывались бортовыми железными экранами.

Броневые страницы корпусов автомобилей имели толщину от 6 до 13 мм.

Так, лоб корпуса равнялся 13 м, борта и корма — 8 мм, днище и крыша — 6 мм. Габариты различались незначительно: протяженность — 6600 (6650) мм, ширина — 2810 (2780) мм, высота — 2300 (2450) мм. Но, не обращая внимания на это, массы танков составляли 15 000 кг — у «Даймлер-Бенц», 16 400 кг — у «Крупп», 19 320 кг -у «Рейнметалл».

Ходовые характеристики были однообразными: скорость по шоссе — 40 км/ч, запас хода — 150 км.

Экипаж каждой автомобили складывался из шести человек, три из которых размещались в башне.

Таковыми были прототипы трех компаний, завязанных в проекте Grosstraktor, и представленных Управлению оружия Рейхсвера.

Потом разработчикам нужно было проводить полигонные опробования автомобилей, но в Германии это было нереально кроме того в пределах строжайшей секретности из-за Версальского контракта. Выход из положения был отыскан -танки тайно послали в СССР. Они прибыли в известную сейчас танковую школу «Кама» под Казанью.

Гросстрактор «Крупп».

Танк-монумент у штаба 5-го танкового полка в Вюнсдорфе, Германия

Гросстрактор «Рейнметалл». В башне установлена 75-мм пушка KwK (у правого борта) и рядом-спаренный 7,92-мм пулемет.

Танк-монумент, Германия

Гросстрактор «Даймлер»

Корма гросстрактора «Даймлер». В кормовой башне в броневом кожухе установлен 7.92-мм пулемет MG

Показные опробования танка «Даймлер». Предположительно,- фото в Танковой школе «Кама» пол Казанью. 1931 г.

В 1921 г. военное руководство двух государств — Рабоче-Рейхсвера Красной и Крестьянской Амии ратифицировало договор о обоюдном сотрудничестве с возможностью создания на отечественной территории армейских баз для опробования запрещенной обучения и техники армий. В 1926 г. стороны договорились о постройке «для того чтобы учреждения» под шифром «Кама». Оно и было создано на территории казарм бывшего Каргопольского полка на окраине Казани.

Появились армейский город, стрельбище, танковый полигон, сопутствующие строения, по сути дела, выстроили тайный учебноиспытательный центр.

Школа считалась германской, и обладали ею немцы; они же несли и все затраты по ее содержанию и устройству. И наименование она получила от слова «Казань» и именипервого начальника В. Мальбранта — «Ка -Ма». Одно время главой тут был полковник Й. Харпе, потом ставший генералом Вермахта.

Руководили всей деятельностью сотрудники Автомобильной инспекции оборонного управления Рейхсвера, все учители прибыли из Германии. За время действия школы в 1929 — 1933 гг. ее окончили 30 германских офицеров, пройдя практический курс обучения; не смотря на то, что теоретические знания они приобретали в Берлине. Многие из них после этого стали большими полководцами.

К примеру, И. Гарпе — командующий 4-й танковой армией. В. Биттрих — начальником 2-го механизированного корпуса СС, Р. Тема — в 1942 г. руководил Германским африканским корпусом. Расхожая версия о нахождении в школе самого Г. Гудериана, тогда майора, до сих пор не подтверждена его биографами.

Прошли тут подготовку и 65 человек из руководства отечественных танковых и механизированных армий.

В такую прибыли и секретную школу к осени 1929 г. прототипы «Гросстрактора», само собой разумеется, под громадным секретом и в разобранном виде. Их корпуса были изготовлены из неброневой стали, не все автомобили были вооружены.

Сведений о итогах полевых опробований, не смотря на то, что они и длились с перерывами в течение трех лет, очень мало, по всей видимости, в связи с засекреченностью их проведения. Как мы знаем, что лучше вторых продемонстрировали себя образцы компании «Рейнметалл», прошедшие 1264 км, но поменяв наряду с этим трансмиссию и подвеску.

Автомобили «Даймлер» смогли преодолеть всего лишь 66 км пути — всегда происходили разные поломки, как правило с трансмиссией и в двигателе; после этого два года они простояли в бездействии. «Круппы» осилили 299 км, но за это время были совершены три их модернизации, два раза поменяли подвеску, они взяли кроме этого новую трансмиссию.

ГЛАВНЫЕ Эти ТАНКОВ ГЕРМАНИИ

Все же германские эксперты смогли сделать кое-какие выводы.

Так, они установили — и придерживались этому все оставшееся время — ведущие колеса нужно иметь в первых рядах, в противном случае «происходило нередкое соскальзывание гусеницы с заднего ведущего колеса на мягких грунтах». Оказалось, что наличие громадного количества катков малого диаметра существенно осложняло эксплуатацию ходовой части, ее техобслуживание, составляло дополнительные трудности, в особенности при устранении поломок.

Размещенное в различных местах оружие нарушало обоюдные действия экипажа, приводило к задержке исполнения тех либо иных команд, поскольку их доведение было затруднено.

Интерес отечественных экспертов привели к танковым прицелам, спаренные пушечнопулеметные установки, сварные механизированные корпуса.

Германский тяжелый танк A7V, участвовавший в 1918 г. в военных действиях Первой Мировой. Танковый музей в Мунстере, Германия

К 1933 г. заинтересованность Рейхсвера в отечественных полигонах, в том числе и в школе «Кама», сошла на нет. Работашколы сразу же по окончании прихода Гитлера к власти в январе того же года была полностью свернута. «Гросстракторы» послали в Германию. Тут образцы «Крупп» и «Рейнметалл» употреблялись в качестве учебного пособия, в 1935 г. кроме того принимали участие в военных маневрах. В последующие годы четыре автомобили поставили на постаменты у казарм танковых полков в Вюнсдорфе и Эрфурте.

По признанию армейских экспертов, «Гросстракторы», созданные не обращая внимания на запрещения Версальского соглашения, явились успешным этапом в германском танкостроении финиша 1920-х гг. Исходя из этого именно на их базе в 1933 г. была начата, открыто, без утайки, разработка очередного танка называющиеся Neubaufahrzeug.

В.

ТАЛАНОВ

Разведопрос: Клим Жуков о казанской истории

Статьи, которые будут Вам интересны: