Крак де шевалье — чудо средневековой фортификации

Сирия – страна с особенным историческим колоритом. Руины древних городов, башни и стены средневековых замков видятся тут везде. Имеется среди них и замки крестоносцев, из которых первое место по праву в собственности Краку де Шевалье.

Он превосходит другие замки по размаху строительства, степени сохранности и разнообразию фортификационных средств. Предлагаем познакомиться с историей Крака и совершить виртуальную прогулку по замку.

Самый прекрасный замок мира

Не только туристы, но и эксперты-историки не смогут скрыть восхищения перед этим впечатляющим сооружением. Томас Эдуард Лоуренс (Лоуренс Аравийский) на протяжении собственного путешествия по Востоку в начале ХХ в. восторженно писал о нём: «…самый прекрасный замок мира, легко настоящее чудо». Второй известный исследователь П. Боазе сравнивал его с этими чудесами архитектуры, как Парфенон и Шартрский собор.

Крак де шевалье — чудо средневековой фортификации
Вид замка с западной стороны упрочнений

Сейчас Крак де Шевалье стоит в 25 километрах от автострады Латакия-Хомс. Замок возвышается на вершине горы Джабал Ансарийя, на высоте 750 м. При ясной погоде из этого на юге возможно различить высокие отроги Ливанского хребта а также морское побережье. Географическое расположение замка было выбрано только удачно.

Зелёная равнина у его подножия есть частью естественного прохода между внутренними районами и средиземноморским побережьем Сирии. В эру крестовых походов данный проход стал естественной границей между христианским графством Триполи и мусульманскими эмиратами Хамы и Хомса. Крак, выдвинутый на большом растоянии на северо-восток христианских владений, обязан бы закрывать подходы к главным портам графства Тартусу и Триполи.

Он кроме этого служил крестоносцам ответственным форпостом при их вторжениях на мусульманскую территорию.

Христианские страны Передней Азии, 1192 год

globalsecurity.org

Ещё до прихода крестоносцев на месте нынешнего замка пребывала маленькая крепость Хосн ас-Сафах, т.е. «замок на откосе». В 1031 г. эмир Алеппо Шибл преисподняя Даула поселил тут колонию курдов, дабы они имели возможность защищать тут дорогу на Триполи. Крепость затем нарекли Хосн аль-Акрад, т.е. «замок курдов». Из этого, как полагают исследователи, случилось и наименование, данное месту крестоносцами: Крат, позднее преобразовавшееся в Крак.

Иначе, в местном диалекте существовало арамейское слово «карк», означавшее крепость. Оба заглавия замка со временем купили схожее звучание. К слову, современное имя, Крак де Шевалье, т.е. «замок рыцарей», есть изобретением позднейшего времени — как и современное арабское наименование замка Калаат ал-Хосн.

Цитадель ордена св. Иоанна

В первоначальный раз Крак был занят крестоносцами ещё во второй половине 90-ых годов XI века. Тогда его осада продлилась только пара дней. Опасаясь за собственную участь , если замок будет забран штурмом, окрестные жители и воины гарнизона безлунной ночью спустились со стенку и спаслись бегством. Совсем крепость перешла в руки христиан только в 1110 г. Танкред, правитель Антиохии, первый обладатель замка, скоро передал его Понсу, графу Триполи.

Но графам Триполи не легко было поддерживать упрочнения в должном порядке и содержать в отдалённом замке постоянный гарнизон. К тому же, начиная с 1115 года, мусульмане всегда предпринимали попытки вернуть данный ответственный стратегический пункт себе. Наконец, в 1142 г. Раймон II, граф Триполи, праздничным актом передал его вместе с прилегающими территориями военно-религиозному ордену Святого Иоанна, более легендарному как Орден госпитальеров.

Сильное землетрясение в сентябре 1157 г. нанесло большие повреждения укреплениям Крака. По распоряжению великого магистра ордена Раймона де Пюи, их отреставрировали, наряду с этим укрепив и пара расширив. По окончании нового землетрясения в 1170 г. были предприняты ещё более большие строительные работы, радикально поменявшие прошлый вид замка и придавшие ему те черты, каковые он сохраняет поныне.

В первую очередь, были переделаны пришедшие в негодность стенки, каковые переложили заново, существенно нарастив наряду с этим в высоту и снабдив семью наблюдательными башнями. Снаружи замковых упрочнений был устроен ещё один внешний пояс стен, кроме этого с двенадцатью башнями, что должен был затруднить сопернику доступ к основной линии обороны. По окончании новой серии землетрясений в 1201–1202 гг. стенки замка взяли массивный скат гласис, увеличивший их устойчивость как перед ударами тарана, так и перед разрушительными подземными толчками.

Графическая реконструкция замка в эру его расцвета

мощь и Масштаб упрочнений доставили Краку заслуженную славу и содействовали его превращению в наиболее значимый центр владений госпитальеров в северной Сирии. Как раз тут пребывала резиденция магистра ордена, над которой поднималось его знамя. Одиннадцать раз замок выступал пунктом сбора армий, подготавливавшихся предпринять экспедицию против мусульманских владений. Со своей стороны, мусульмане много раз пробовали его осаждать.

В 1163 г. султан Нур ад-Дин потерпел у его стен такое поражение, что должен был бежать полуголым на неосёдланной лошади, выручая собственную судьбу. Его наследник Салах ад-Дин два раза в 1180 и 1188 гг. подступал к стенкам замка, но, убедившись в мощи упрочнений, уходил, кроме того не пробуя их нападать. В 1207 г. госпитальеры отразили наступление армии его брата Малика ал-Адиля.

В 1218 г. сын прошлого, Малик ал-Ашраф, пара месяцев простоял под стенками, но так и не смог ворваться в замок.

Первые три десятилетия XIII в. были зенитом славы и могущества хозяев Крака. Сейчас госпитальеры приобретали 4000 динаров дани от эмира Хамы, ещё 2000 динаров им платили местные крестьяне. Гарнизон замка в простое время складывался из 600 солдат: из них 100 были рыцарями Ордена, а 500 сержантами и рядовыми.

Довольно часто в число защитников замка входили гости из вторых орденских территорий. Так, в 1233 г. тут собралось более 2000 солдат, из которых 100 рыцарей прибыли с Кипра, 80 из Иерусалима и 30 из Антиохии.

Из рук в руки

В 1249 г., по окончании поражения VII Крестового похода, у защитников Святой почвы начались трудности. Мусульмане всё чаще атаковали владения госпитальеров, под их ударами их территория неуклонно уменьшалась, а вместе с ней уменьшались доходы казны. Всё меньшим становилось число прибывавших из Европы новых крестоносцев. В 1268 г. гроссмейстер Ордена Уго Ревель жаловался, что гарнизон Крака сократился только до трёх сотен солдат.

Предчувствие беды не одурачило гроссмейстера. 3 марта 1271 г. египетский султан Бейбарс, объединив силы с сирийскими эмирами, начал последнюю осаду крепости.

В замке имелся пятилетний запас продовольствия, и сохранять надежду заморить его защитников голодом было чуть ли вероятно. Оставалось сохранять надежду на прямой штурм упрочнений. Любой шаг на встречу к победе давался мусульманам большой кровью. Вначале им было нужно взбираться вверх по узкой, прекрасно простреливаемой со стенку замка тропе. Взобравшись наверх, им было нужно втащить за собой осадные автомобили.

28 метательных машин-мангонелей, установленных около замка, непрерывно бросали в него огромные камни. От обстрела очень сильно пострадали восточная и южная часть упрочнений.

15 марта мусульмане через проломы в восточной стенке ворвались во внутренний двор. Вход в цитадель замка преграждали четверо ворот. За каждым углом нападавшие встречали прекрасно организованное сопротивление. Бейбарс отдал приказ вырыть подкоп под стенки.

В то время, когда работы были окончены и 29 марта мусульмане ворвались в цитадель, последние защитники замка отошли в южный редут. Тут были самые громадные башни и имелось всё нужное для перенесения осады. Столкнувшись с таким упорством, султан предпочёл прибегнуть к хитрости. По его распоряжению было произведено поддельное письмо якобы от гроссмейстера Ордена, в котором осаждённым было приказано сложить оружие.

По окончании того как надёжный человек доставил данный приказ в замок, 8 апреля 1271 г. гарнизон Крака сдался. Оставшиеся в живых рыцари были отпущены в Триполи, а замок перешёл в руки Бейбарса. По арестанту скоро миру крестоносцы вынуждены были уступить ещё последовательность крепостей — такова была цена, в которую обошлась утрата этого главного места.

Южная сторона упрочнений замка. Как раз тут сарацинам удалось проломить внешний пояс упрочнений и ворваться в пространство между первой и второй стеной. В то время, когда замок перешёл в руки мусульман, для защиты южной стороны была выстроена массивная прямоугольная башня, сохранившаяся до сих пор

Бейбарс срочно приступил к восстановлению уничтоженных упрочнений, так что скоро Крак опять приобрёл грозный вид. Некое время он являлся новым хозяевам в борьбе с их попытками и крестоносцами забрать реванш за поражение. Но по окончании того, как в 1281 г. наследник Бейбарса султан Калаун забрал Триполи, его военное значение сошло на нет.

Замок не затронуло ни вторжение в Сирию армий Тимура в 1401 г., ни османское завоевание в 1506 г. Одно время он являлся резиденцией для турецкого губернатора провинции. Но в недалеком будущем губернатор отыскал для себя более комфортное пристанище, а за ним ушёл и гарнизон.

Единственными жителями замка остались местные крестьяне. Они не раздумывая применяли внутренние помещения для собственных хозяйственных потребностей и добывали камень из ветхих построек. По окончании 1859 г. Крак всё чаще начинают посещать европейские туристы. В 1927 г. в замке начались работы по реставрации.

Команда археологов, которую возглавил Поль Дешамп, в течение нескольких лет трудилась над тем, дабы вернуть замку его первозданный образ. В 1934 г. тут открылся музей, что каждый год посещают тысячи туристов. В 1974 г. замок заявлен культурным наследием ЮНЕСКО.

Шедевр средневековой фортификации

Расположение замка во многом определяет его оборонительную архитектуру. Как уже говорилось ранее, Крак занимает вытянутую вершину бугра. Повторяя её форму, замок в плане имеет форму трапеции с вершиной, направленной на север, и основанием, ориентированным в южную сторону. Протяженность его боковых сторон около 200 м, ширина основания — около 150 м, так что площадь пространства в стен не превышает 2,5 га. Природа надёжно защитила замок от нападений соперника.

С востока, запада и севера крутые склоны бугра делают его практически неприступным.

Только с юга, в том месте, где выступ гряды сообщается с примыкающей соседней возвышенностью, неприятели имели возможность разбить лагерь, установить осадные автомобили и совершить атаку. Защитники замка попытались снизить опасность, перекопав гряду несколькими линиями рвов и выстроив треугольный контрэскарп. Линия стен с данной стороны имела большую ширину, как раз тут размешались самые замечательные и высокие башни.

башни и Стены замка воздвигнуты так, что возвышаются уступами приятель над втором. Особенно прекрасно это видно с самая опасной южной стороны упрочнений

Подобно многим вторым укреплениям этого времени, Крак создавался неспешно, в течение нескольких столетий. Первоначально он воображал собой достаточно не сильный упрочнение с единственной башней. На протяжении последующих строительных работ он приобрёл сперва один, а по окончании два пояса стен с башнями, уступами возвышавшихся приятель над втором.

Такие упрочнения относятся к т.н. концентрическому типу, потому, что их защита последовательно строится на нескольких уровнях. Дорога в замок проходила под стенками внешнего пояса обороны, доступ к внутренней части упрочнений осуществлялся по узкому коридору у подножия стен второго уровня. Проломив стенке и преследуя отступающих защитников замка, соперник должен был преодолевать друг за другом новые и всё новые пределы обороны.

В замка его ожидали разнообразные ловушки. Все коридоры простреливались в нескольких направлениях, проходы блокировались падающими сверху решётками. Путь к воротам был устроен так, что передвигаться по нему возможно было только повернувшись к стенке правым, не защищённым щитом боком. «Мёртвая территория» у подножия упрочнений простреливалась из навешенных на стену коробчатых выступов машикулей и т.д.

Участок стенки над входными воротами. Обратите внимание на остатки машикулей, каковые разрешали обстреливать соперника в мёртвой территории у подножия стен

Основной вход в замок находится на восточной стороне. Крестоносцы приложили большое количество упрочнений для его упрочнения. Ворота защищает прямоугольная башня, легко выступающая вперёд за линию стен.

Ещё одна башня, больше и массивнее первой, была возведена в 30 метрах южнее, фланкируя проход с левой стороны. Такая совокупность разрешала держать проход под перекрёстным обстрелом. Обе башни очень сильно пострадали на протяжении штурма и были восстановлены потом. Между 1254 и 1269 годами крестоносцы выстроили ещё одни ворота с северной стороны замка.

По-видимому, они употреблялись , если при неожиданном нападении соперника требовалось скоро разрешить войти в замок жителей окрестных селений и их скот. По обеим сторонам ворот для их защиты были выстроены две башни. На протяжении штурма 1271 г. они кроме этого были уничтожены; при реконструкции замка выступающие вперёд части башен были скруглены.

Сейчас эти ворота остаются заложенными и наполовину заваленными почвой. Маленькие калитки для тайных набегов кроме этого существовали в южной и западной стороне упрочнений.

Прогулка по замку

Попытаемся войти в замок через основной вход. К воротам ведёт древесный подъёмный мост. Над аркой находится арабская надпись, сделанная в честь султана Бейбарса.

Текст говорит о восстановительных работах, предпринятых по его приказу по окончании того, как замок попал в руки мусульман. Проходя под арочными сводами, визитёры попадают в маленькое караульное помещение. Из этого начинается долгий сводчатый коридор, что идёт на протяжении всей восточной стенки замка в южном направлении. Пол коридора, вымощенный громадными неправильной формы плитами с весьма широкими ступенями, разрешал легко продвигаться по нему не только пешеходам, но и наездникам.

Слева от прохода раскрываются широкие залы, конкретно примыкающие к внешним оборонительным стенкам. В них размещались рыцарские конюшни, стойла для скота, и хозяйственные помещения. Дорога под сводами коридора, преодолев почти 90 м на юг, делает после этого резкий изгиб и поворачивает снова на север. Когда-то как раз тут был вход в замок.

Левая стенки галереи тогда была наружной поверхностью крепостной стенки. На месте развилки, соединявшей оба колена коридора, находится маленькая пятиугольная башня. Она есть последним по времени сооружением крестоносцев в замке, оконченным незадолго до 1270 г. Выходящий во внутренний двор фасад строения украшен над входом геральдическими изображениями львов – знаками Бейбарса.

От выхода из башни раскрывается грандиозный вид на самую укреплённую южную часть замка. Прямо перед ногами визитёров находится заполненный водой громадной ров 72 м в длину и 16 м в ширину. Его назначение было в том, чтобы воспрепятствовать проведению подкопа под самая уязвимую сторону упрочнений. В большинстве случаев такие рвы размещали за крепостными стенками, но в Краке его значение не ограничивалось фортификационными целями.

Вода из крепостного рва употреблялась для хозяйственных потребностей: мытья, стирки, водопоя скота и т.д. Доставлял её ко мне акведук, примыкавший к юго-западной угловой башне. Со дна рва под громадным углом поднимаются вверх могучие стенки внутреннего оборонительного пояса замка.

Внутренний двор в южной части замка. Прямо под стеной виден ров. Справа у самого края видна часть пятиугольной башни, в которой находится ведущая ко входу в замок восточная галерея. Над рвом нависает массивный гласис самый укреплённой южной стороны цитадели. Три массивные башни словно бы вырастают из поверхности стенки.

Справа находится башня № 21, посередине «башня Монфре», потом — «башня магистра»

Тот же участок с другой точки съёмки. Справа видна пятиугольная башня, ведущая в восточную галерею и к главным воротам замка. Над входом в неё — геральдические львы, являвшиеся гербом султана Бейбарса. Над башней нависает башня и гласис цитадели №21

Нижняя их часть у самого основания скошена, образуя так называемый гласис, либо скат. Гласис есть поздней постройкой, добавленной к стенкам только в начале XIII века. Он играл роль огромного контрфорса и был воздвигнут не только в оборонительных целях, но и для предохранения от разрушительного действия землетрясений. Совокупная высота стен в данной части замка образовывает 26 м, а их толщина в основании доходит до 5 метров.

В верхней части поверхность стен увенчивают три громадные башни. Их внешняя сторона, прорезанная бойницами для лучников, обращена на юг. Вход вовнутрь башен осуществляется со стороны цитадели. Как раз тут оборонялись последние защитники замка в 1271 г.

Иначе рва находится проход в 60-метровую сводчатую галерею, которая примыкает к стенке внешнего оборонительного пояса. Если судить по остаткам каменных коновязей, тут пребывала огромная конюшня. Галерея, как и вся южная стенки, есть созданием мусульманских строителей.

На протяжении штурма ко мне пришёлся основной удар нападавших. Две имевшиеся тут круглые башни взяли такие повреждения, что их было нужно практически возводить заново. Переложив стенке, каменщики выстроили галерею.

Но, быть может, они применяли остатки ранее существовавших тут построек крестоносцев.

Дабы укрепить оборону южной части замка, его новые хозяева дополнительно воздвигли тут массивную прямоугольную башню. Она выступает далеко за линию стен, что разрешает держать под обстрелом мертвую территорию у их подножия и подходы ко рву. Высота башни образовывает 15 м. Широкая верхняя площадка предназначалась для установки метательных автомобилей. По периметру она защищена зубцами с прорезанными в них бойницами для лучников.

Узкая лестница ведёт с башни вниз в галерею, а оттуда спускается во внешний ров у подножия стен. Соседняя угловая башня круглой формы, приземистая и массивная снаружи, удивляет красивой внутренней архитектурой. Стройная восьмиугольная колонна поддерживает свод широкого зала.

В стенках проделаны бойницы-окна.

Колено восточной галереи. Проход вниз ведёт к главным воротам замка, вверх — ко входу в цитадель

Пересечём снова внутренний двор, войдём обратно в башню с изображениями львов над входом и от развилки встанем к входу в цитадель. Угол подъёма в этом колене коридора существенно круче, чем в нижней галерее. Свет в галерею попадает через прорубленные в потолке и стенах бойницы.

Если судить по тому, как прекрасно укреплены ворота, когда-то они были внешним входом в замок. Сами ворота являются сводчатый проход, обрамлённый так называемыми сломанными, другими словами легко заострёнными вверху, арками. По сторонам его расположены две маленькие камеры для караула.

На стене виден жёлоб, предназначенный для подъёмной решётки. В боковых стенках – ниши для дверного засова. Ворота выходят во внутренний двор, являющийся центром всего сооружения. Как и целый замок, двор имеет трапециевидную форму.

Первоначально его середина была обрамлена по периметру сводчатой галереей. Полная протяженность галереи образовывает 120 м при ширине 8 м. Она была выстроена в начале XII в. и отреставрирована в середине следующего столетия. На протяжении данной реставрации начальная архитектура внутреннего двора замка претерпела трансформации.

В его западной части появился Громадной зал с открытой галереей, южная часть была поднята на особой платформе, образовав широкий хозяйственный двор.

Внутренний двор цитадели. Прямо под ногами находится крыша хозяйственного двора. Открытая часть двора в плане напоминает треугольник. В его левой части находится галерея и за ней Громадный зал.

Прямо перед глазами виден портик, в тени которого скрыт вход в часовню. Поперёк торца часовни проходит каменная лестница на верхнюю площадку стен. Слева видна «башня принцессы», одно из старейших сооружений замка. Справа — башня, боевой площадкой которой помогает крыша капеллы

en.wikipedia.org

Выходя во внутренний двор из ворот, мы сходу справа видим строение часовни. Она представляет собой одно из самых ветхих строений замка, воздвигнутое начале XII века. По окончании ужасного землетрясения 1170 г. строение было существенно перестроено и расширено.

Сейчас часовня представляет собой большой однонефный зал, перекрытый тяжёлым сводом. Свет ко мне попадает через широкое окно в центре полукруглой апсиды. Глубокая амбразура окна подчёркивает мощь и толщину кладки стен. Предельно простой, лишённый орнаментального декора вид часовни страно прекрасно сочетается с крепостной архитектурой.

Единственным украшением зала являются плоские колонны пилястры. Когда-то стенки украшались фресками. На протяжении реставрации тут были обнаружены следы изображений Богородицы с Христом и св.

Иоанна. Вторым украшением являлись вывешенные тут на стенах военные и знамёна трофеи, и оружие павших рыцарей. Под плитами пола часовни покоятся останки наиболее глав Ордена и известных рыцарей госпитальеров. На протяжении раскопок шесть таких захоронений были обнаружены под порталом.

Часовня служила кроме этого целям обороны. Её крыша употреблялась как верхняя площадка башни, над апсидой имелся узкий проход на протяжении стенки, прорезанной бойницами. Из этого лучники имели возможность защищать подходы к воротам цитадели.

Сразу же по окончании взятия Крака в часовне была устроена мечеть. В этом качестве она употреблялась впредь до XX в.

Крыша хозяйственного двора и ров — «волчий прыжок» — отделяющий от него башни цитадели. Каменная лестница ведёт в «башню Монфре», потом виден угол «башни магистра»

С строгостью и суровостью архитектуры замковой часовни контрастирует расположенный в западной стороне двора фасад Громадного зала. Его помещение было выстроено на протяжении реконструкции замка в 1250-х гг. Тут рыцари-госпитальеры планировали для совместных трапез и советов. Внутреннее пространство зала перекрыто крестовыми сводами. Его высота достигает 10 м. Арки, поддерживающие свод, опираются на резные капители колонн готического стиля.

Узкие стволы колонн удачно контрастируют с массивной архитектурой сооружения. Торцовая северная стенки зала прорезана громадным окном, либо тимпаном, украшенным ажурной резьбой в виде листьев и цветов. Ещё наряднее был скульптурный декор галереи, сообщавшейся с Громадным залом. Оба сооружения были выстроены в один момент. Из галереи сержанты и простые рыцари имели возможность замечать и слушать, как протекают рекомендации начальников ордена.

Тут же было любимое место общения жителей замка: выходя фасадом на восток, галерея освещается солнцем только с утра, а в жаркую часть дня тут стоит приятная прохлада. Фасад галереи поделён на две двери и пять окон. Дверные проёмы оформлены достаточно робко, окна же очень прекрасны: в легко заострённую арку вписаны две полукруглые арочки, опирающиеся на двойные колонки; верхние части арочек – целые, пространство тимпана над ними заполнено ажурной пятилепестковой розой.

Галерея напоминает современные ей монументы готической архитектуры XIII века.

С южной стороны двора находится широкая платформа, лежащая на бессчётных столбах. Сводчатые низкие залы под её полом употреблялись в качестве хозяйственных помещений. Собранных тут фуража и продовольственных запасов хватало, дабы выдерживать вражескую осаду в течении 5 лет.

Сложность переходов в западной части двора образует настоящий лабиринт. Ориентироваться в нём тем сложнее, что ко мне не попадает солнечный свет. В одном из отсеков возможно найти 5-метровое круглое основание огромной печи, в которой каждый день выпекался хлеб для жителей замка. Печь топилась деревом; из-за громадных размеров её разогревание было продолжительным процессом, исходя из этого пламя тут приходилось поддерживать неизменно.

Воду для замеса теста брали из прорубленного в горе 27-метрового колодца, пребывавшего в соседнем помещении. Наверх она поднималась при помощи древесного колеса. В южной части хозяйственного двора пребывали помещения для хранения оливкового масла, и давильный пресс.

Верхняя открытая часть платформы кроме этого имела практическое назначение: тут производился обмолот хлеба. На вершине одной из башен в северной части замка пребывала ветряная мельница, где добытое так зерно перемалывалось в муку.

Вид на цитадель с юго-западной стороны. На переднем замысле башня магистра

Цитадель в южной части замка образует независимое упрочнение. Лестницы, которая сейчас ведёт ко мне с верхней платформы хозяйственного двора, в прошлом не существовало. Цитадель отделялась от другой части замка 3-метровым рвом, именовавшимся у военных строителей того времени «волчьим прыжком».

Переход через ров, вероятнее, был древесным и при необходимости легко уничтожался. В юго-восточной части цитадели находится массивная башня № 21. Её очень широкие бойницы предназначались для стрельбы из замечательных станковых арбалетов. Такие же бойницы были устроены в галерее, соединяющей её с соседней башней.

Широкая верхняя площадка галереи употреблялась для установки метательных автомобилей. Башня № 22, либо «башня Монфре», как будто бы волнорез корабля, нависает над южной стороной упрочнений. Снаружи её опоясывает открытая галерея с бойницами и зубцами для лучников.

Толщина стенки тут доходит до пяти метров. Вход в башню находится с восточной стороны и расположен приблизительно на высоте людской роста. По-видимому, когда-то ко мне вела приставная лестница, убиравшаяся в 60 секунд опасности. Сходу слева от входа расположено караульное помещение, являвшееся кроме этого туалетом. Узкая лестница, скрытая в толще стенки, ведёт на верхнюю площадку.

Поднимаясь по лестнице, слева возможно видеть покинутые тут жителями замка буквы и волшебные символы граффити.

Из всех упрочнений цитадели оптимальнее сохранилась юго-западная башня. Первоначально в ней, как и в других башнях, пребывали залы, освещавшиеся узкими бойницами. Но в последний период существования замка тут были устроены апартаменты начальника, так именуемые «покои магистра». Они были декорированы с громадным изяществом, нежели другие помещения.

Бойницы зала были перевоплощены в два широких окна, снаружи обрамлённые двойными стрельчатыми арками. Стенки украсили четыре колонны с резными капителями. Красивый рельефный фриз опоясал по периметру верхнюю часть зала. «Башня магистра» представляет собой самый большой пункт замка. По узкой лестнице возможно подняться на верхнюю её площадку, сейчас потерявшую некогда обрамляющий её зубчатый парапет.

Тут всё ещё видно основание находившейся наверху небольшой сторожевой башенки. С верхней площадки раскрывается прекрасный вид на расположенный у подножия башни замок, на окружающие его с запада, востока и севера горные массивы, на равнину, раскинувшуюся к югу. В хорошую погоду на большом растоянии на западе сверкает полоса Средиземного моря.

Вид замка с западной стороны упрочнений

Вблизи средневековой крепости Крак де-Шевалье

Статьи, которые будут Вам интересны: