«Линия сталина»
«Линия Сталина», так немцы перед войной именовали целую цепь укрепрайонов (УР), протянувшихся на протяжении западной границы СССР и упиравшаяся флангами в Карельский перешеек и Чёрное море. Потому, что УРы имели нужные запасы провианта и боеприпасов, устойчивую сообщение с соседями и долгое время имели возможность сражаться самостоятельно, то их совокупность в полной мере возможно назвать оборонительной совокупностью.
Строительство упрочнений на «Линии Сталина» началось во второй половине 20-ых годов двадцатого века и длилось до осени 1939 года, в то время, когда между Германией и Советским Союзом был подписан пакт о ненападении.
Линия включала в себя 23 УРа, в которых насчитывалось более чем 4000 разных долгосрочных огневых точек (ДОТов), оснащенных артиллерией и пулемётами калибра от 45 до 152 мм.
В Белоруссии имелось четыре таких УРа, включая Минский. Но перед войной они практически были законсервированы.
Сейчас от оборонительных сооружений сохранились только отдельные постройки, и пара из них находятся на 28-м километре шоссеМинск-Молодечно. На этом месте и был создан исторический комплекс, взявший одноименное наименование «Линия Сталина». Его праздничное открытие прошло в канун Дня независимости республики, 30 июня 2005 года.
Танк Т-34-76 со штампованной башней, выпущенный Уральским заводом тяжелого машиностроения в первой половине 40-ых годов двадцатого века
Потому, что формирование экспозиции проходило спустя 60 лет по окончании окончания ВОВ, то ее базу составила в основном современная артиллерия, инженерная, бронетанковая, ракетная и авиационная техника. Однако, тут возможно заметить достаточно редко видящиеся в музеях экземпляры оружия, включая германский средний танк PzIII и самоходную артиллерийскую установку StugIII.
Экспонатов так много, что в пору о них писать книгу, но, учитывая весьма ограниченный количество, выделенный для журнальной публикации, чуть подробнее остановлюсь только на бронетехнике времен Великой войны.
С высотки, где расположен командный пункт № 135 минского укрепрайона. на громадное расстояние просматривались подступы к Минску
Самые ветхие автомобили, находящиеся в экспозиции, — германские, те самые, что вторглись на отечественную территорию летом 1941 года.
Эти танки и самоходные артиллерийские установки заставляли отступать отечественные войска, лишенные иногда не только противотанковых средств, но и стрелкового оружия.
Из отечественной военной техники самыми ранними автомобилями являются два Т-34-76, причем различных фабрик, три самоходные артиллерийские установки СУ-100 и одна ИСУ-152. Другая техника принадлежит к послевоенному поколению. Действительно, это не свидетельствует, что формирование экспозиции завершено.
На просторах Белоруссии, на дне бессчётных болот и водоёмов, еще лежит много германской и отечественной техники. К счастью, еще остались поисковые машины, каковые по большей части бесплатно извлекают «из прошлого» монументы истории.
Германская самоходная артиллерийская установка StugIII
Средний танк PzIII
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 с эжектором, доставленная в музей из сиортивного лагеря в предместьях Минска
Что касается послевоенной техники, то со смотровой площадки возможно заметить тяжелые танки ИС-3, средние Т-55, Т-56, Т-72, плавающий ПТ-76, БТР БТР-152, зенитную самоходную установку «Шилка», самоходную артиллерийскую установку 2С7 «Пион» и другую технику.
Прекрасно представлена артиллерийская экспозиция, где кроме того возможно заметить достаточно редкий, но прекрасно сохранившийся, действительно, послевоенный экспонат, — самодвижущуюся пушку ВДВ СССР — СД-44.
Н. ЯКУБОВИЧ