«Лоскутные» субмарины

«Лоскутные» субмарины

Кначалу Первой Мировой все морские державы возможно хватало несложно поделить на главные, имеющие большие ВМС с разнообразными и бессчётными судами всех классов, и второстепенные, владеющие только сугубо местными флотами, включающими, в лучшем случае, немногие десятки малых единиц и только отдельные большие боевые суда. К первым, непременно, возможно отнести Британию, США, Германию, Россию и Францию; с некоторым сомнением к ним возможно приплюсовать ещё и Италию.

В широкий круг вторых попадает большая часть остальных государств Европы и самые развитые страны Латинской Америки. Ну, а в третью категорию — государств, ВМФ которых возможно разглядеть лишь в лупу, относились другие страны мира, обладатели разве что пары-второй совсем малых канонерских лодок (время от времени гордо именуемых «крейсерами») и других корабликов, боевым значением уже совсем не владевших.

В эту практически стройную совокупность проблематично включить лишь одну имперскую державу, Австро-Венгерскую империю. С одной стороны, двуединая монархия (довольно часто неуважительно именуемая «лоскутной» по обстоятельству наличия в её составе массы разных по религии и традициям народов) очевидно претендовала тогда на роль одной из ведущих государств Европы, опираясь наряду с этим в основном на очень бессчётную (не смотря на то, что, как на деле выяснилось, не через чур боеспособную) армию, но не забывая и флот, не смотря на то, что на него оставалось очень мало средств.

Австрийские инженеры (так же в действительности представители различных народов) были очень изобретательными и сумели создать в полной мере приличные, весьма рациональные, а местами и просто выдающиеся суда. Иначе, флот данный никак нельзя назвать ни «мировым», ни кроме того полностью средиземноморским, потому, что его предполагаемой сферой действия оставалось совсем маленькое Адриатическое море, куда, фактически, и выходило всё побережье империи.

Однако, последние Габсбурги стремились поддерживать собственные ВМС на высоком уровне. И, в то время, когда подводные лодки ведущих морских держав начали «выполнять вылазки» из собственных баз, так же захотели иметь их в составе флота. Отметим, что ещё в начале XX века австро-венгерская делегация посетила США на этот предмет, и по окончании переговоров и долгих осмотров закупила проект у компании Саймона Лэйка, известного нам как создателя «подводных колесниц».

Ему было нужно убрать из заказного проекта идеальную экзотику в лице применения водолазов в качестве «средства поражения», заменив их ставшим уже классическим торпедным аппаратом. Но любимый им «рудимент» — колёса для ползанья по дну — остались.

Подлодка «U-4», Австро-Венгерская империя, 1909 г.

Строилась компанией «Германияверфт» в Киле.

Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение надводное/подводное — 240/300 т. Размеры: протяженность 43,2 м, ширина 3,8 м, осадка 2,95 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до сорока метров. Двигатель: 2 бензиновых мотора мощностью 1200 л.с. и 2 электромотора мощностью 400 л.с. Скорость надводная/подводная — 12/8,5 уз. Оружие: два 450-мм торпедных аппарата в носу, на протяжении войны установлено одно 37-мм орудие, потом заменено на 66-мм.

Экипаж — 21 чел. В 1909 выстроено 2 единицы — «U-3» и «U-4». «U-3» погибла в 1915 г. «U-4» по окончании войны передана Франции и сдана в том месте на слом

Договор, подписанный в конце 1906 года, предусматривал, что две лодки будут строиться в самой Австрии, на заводе-арсенале в основной базе в Поле: инженеры империи в полной мере разумно желали взять не только сами «изделия», но ещё и технологии, и навыки в их постройке.

В итоге, как мы не забываем, с этого начинали и по-настоящему великие морские державы. Лодки заложили летом следующего года и благополучно, не смотря на то, что и неспешно, в течение трёх лет, достраивали, испытывали и вводили в строй. Вместо названий они взяли то же обозначение, что и германские,Unterseeboote, либо сокращённо, «U» с номером, благо, официальным национальным языком империи был тот же германский. Шедевром итог назвать, само собой разумеется, сложно, как и солидную часть продукции Лэйка.

Маленькие, тихоходные субмарины с бензиновым мотором внутреннего сгорания, штурвалом, устанавливаемым на мостике лишь по окончании всплытия, и балластными цистернами над прочным корпусом, заполняемыми при помощи насосов, чуть ли можно считать боевыми. Несложно представить, как неустойчивыми они появились при погружении, которое к тому же занимало 8-10 мин.! Темне менее, небогатый австрийский флот относился к ним очень трепетно.

В то время, как в других государствах такие первые кораблики с началом военных действий бессердечно ломали и отправляли на металл, на «U-1» и «U-2» заботливо заменили бензомоторы на дизели и установили новые аккумуляторная батареи. И применяли их очень интенсивно, до начала войны — для тренировок (обе лодки совершали до десятка выходов в море в месяц!), а в 1915 году, по окончании вступления Италии на сторону Антанты, они употреблялись для обороны собственного «гнезда» — базы в Поле.

И без того до поражения Центральных держав в 1918 году. В виде необычного издевательства «колёсные» субмаринки при разделе флота побеждённых попали к извечным соперникам, итальянцам, каковые спустя пара лет разрешили войти данный «почётный трофей» на металл.

Значительно более успешной была вторая приобретение, в этом случае у собственного самый близкого союзника.

Речь заходит о «U-3» и «U-4», проделавших «дырку» в стройной нумерации германских субмарин. Эти лодки из самых первых Германия предпочла реализовать, взяв деньги и опыт строительства. Не погнушавшись попыткой одурачить «братьев по расе»: продавцы весьма захотели сэкономить на заказе, подменив кое-какие успешные, но дорогостоящие технические ответы более «бюджетными», посчитав, что неопытные австрийцы не обратят на это внимания.

Не тут-то было: клиенты уже пара поднаторели в деле, торгуясь с Лэйком. В итоге, через два года «двуединая монархия» взяла собственный первый германский подводный «лоскут», нужно сообщить, очень успешный. Лодки совершили круиз около половины Европы, действительно, на буксире.

Достигнув базы в Поле, они скоро взяли полное признание у новых хозяев, так же как предшественницы, приступив к активной тренировочной деятельности. Не смотря на то, что к началу войны эти маленькие субмарины уже никак не было возможности назвать современными, как мы заметим, применяли их в военных действиях на полную катушку.

Подлодка «U-5», Австро-Венгерская империя, 1910 г.

Строилась компанией «Электрик Боут» в Соединенных Штатах, планировала на госверфи в Поле. Тип конструкции -однокорпусный. Водоизмещение надводное/подводное — 240/275 т. Размеры: протяженность 32,1 м, ширина 4,2 м, осадка 3,9 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до тридцати метров. Двигатель: 2 бензиновых мотора мощностью 1000 л.с. и 2 электромотора мощностью 460 л.с. Скорость надводная/ подводная — 10,75/8,5 уз. Оружие: два 450-мм торпедных аппарата в носу; на протяжении войны установлено одно 37-мм орудие, потом заменено на 66-мм.

Экипаж — 19 чел. В 1909 -1910 гг. выстроено 2 единицы — «U-5» и «U-6». «U-12» достраивалась по личной инициативе компании, приобретена флотом в 1914 г. «U-6» затоплена экипажем в мае 1916 г., «U-12» погибла на минах в августе того же года, «U-5» по окончании войны передана Италии и сдана в том месте на слом

В один момент с заказом данной пары у немцев австрийцы настойчиво пришивали к собственному пёстрому «подводному одеялу» ещё один «лоскут».

Источников новой техники в данной области было мало, при том Франция, пребывавшая в противоположном военно-политическом лагере начисто исключалась. Как и Российская Федерация, остававшаяся чуть ли не первым вероятным соперником. По сути, кроме Германии, очень сильно занятой развитием собственных подводных сил (напомним — сейчас в том месте имелось лишь 2 (!) субмарины), оставались только Соединённые Штаты.

Лэйковская продукция приводила к большому сомнению, исходя из этого прямой путь вёл в «Электрик Боут Компании», всё ещё клепавшую субмарины под именем Холланда.

Австро-Венгерская империя в то время занимала необычное положение в мире. В частности, у неё оставались очень давешние связи с Британией в области производства морского оружия, Ключевую роль в том игралась компания британца Уайтхеда, уже давно обосновавшаяся в австрийском тогда порту Фиуме недалеко от Триеста (сейчас словенская Риека).

Именно там проводились испытания с первыми самодвижущимися торпедами; на его же заводе развернули и производство смертоносных «рыбок», ставших главным оружием подводных лодок. И вот в 1908 году Уайтхед решил включиться в постройку и самих субмарин.

Неудивительно, в случае если отыскать в памяти денежные условия, на которых в различных государствах создавались первые боевые подводные суда: прибыль имела возможность достигать десятков процентов. (Не смотря на то, что и риск был большой: отыщем в памяти долгий последовательность разорившихся компаний.) Пока же восторжествовала полная «лоскутность»: австрийская компания с английским обладателем закупила лицензию на производство пары лодок у «Электрик Боут» по типу американского «Октопуса». Правильнее, не на производство, а на сборку — по аналогичной схеме, что и Российская Федерация.

Субмарины строились на верфи в Ньюпорте, после этого разбирались, перевозились через океан на транспортах и попадали для окончательной сборки в Фиуме к Уайтхеду.

Что касается самих лодок, то об американской продукции первого поколения уже большое количество говорилось. «Огурцы» владели нехорошей мореходностью; но, по умолчанию считалось, что австрийцы и не будут отпускать их на большом растоянии от базы, на что показывает, например, более чем необычная изюминка: наличие снимаемого мостика, с которым лодки имели возможность выполнять походы лишь в надводном положении.

В случае если в походе планировалось погружение, мостик следовало оставлять в порту! В этом случае при перемещении на поверхности вахтенному приходилось проявлять акробатические свойства, балансируя на крышке люка. Никуда не делись и классические неприятности, которые связаны с применением бензинового двигателя. Однако, пока обе лодки, «U-5» и «U-6», по договорённости уже принимаемые в состав имперского флота, планировали на его заводе, Уайтхед решил выстроить ещё и третью, на риск и свой страх.

Не смотря на то, что в проект внесли кое-какие улучшения, представители ВМС начисто отказались от приёмки, ссылаясь на отсутствие какого-либо договора. Так что Уайтхед взял риск «и свой страх» полностью: уже выстроенную лодку сейчас нужно было куда-то пристраивать.

Британец пустился во все тяжёлые, предлагая «сироту» кабинетам министров самых разных государств, от успешной Голландии до очень вызывающей большие сомнения в отношении флота Болгарии, включая заокеанскую экзотику в лице Бразилии и далёкого Перу. Довольно-таки бесполезно. Спасла Уайтхеда война, в которой его родная страна принимала участие на противоположной стороне! С началом военных действий австрийский флот стал куда менее разборчивым и приобрел у него третьего «холланда».

Лодка была включёна в состав флота как «11-7», но плавать под этим номером ей не было нужно: уже в последних числах Августа 1914 года обозначение поменяли на «11-12». На всю тройку установили дизели и постоянные мостики, по окончании чего выпустили в море. И не напрасно: как раз с этими очень примитивными субмаринами связаны самые громкие победы австрийских подводников, да и всего имперского флота.

Подлодка «U-15», Австро-Венгерская империя, 1915 г.

Строилась компанией «Германияверфт» в Германии. Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение надводное/подводное — 127/142 т. Размеры: протяженность 28,1 м, ширина 3,15 м, осадка 3,0 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до сорока метров. Двигатель: 1 дизель мощностью 60 л.с. и 1 электромотор мощностью 120 л.с. Скорость надводная/подводная — 6/5 уз. Оружие: два 450-мм торпедных аппарата в носу. Экипаж — 15 чел.

В 1915 г. доставлены в Полу и собраны 5 единиц: «U-10», «U-11», «U-15»-«U-17». «U-16» потоплена в мае 1917 г., остальные по окончании войны переданы Италии и сданы на слом в 1920 г.

Обстоятельства, вынудившие принять в состав флота продолжительно отвергаемую им до того и уже морально устаревшую субмарину, понятны. К началу Первой Мировой подводные силы Австро-Венгерской империи были в плачевном состоянии -только пять, талантливых выйти в море, лодок.

И пополнения им ожидать не приходилось, потому, что собственного производства так и не удалось наладить. Отстранённый от «кормушки» Уайтхед продолжил сотрудничество с американцами и стал подрядчиком «Электрик Боут» по постройке на экспорт. Заводу в Фиуме удалось поставить три лицензионных «холланда» в Данию.

За процессом пристально следили чиновники и австрийские офицеры, подтверждавшие хорошее уровень качества постройки. Исходя из этого с началом войны флот не только принял многострадальную «U-7», но и внес предложение английскому фабриканту выстроить ещё четыре единицы по тому же проекту от «Электрик Боут». Уайтхед, денежное положение которого в следствии всех этих событий пошатнулось, с облегчением дал согласие.

Но появилась неприятность с теми комплектующими, каковые изготавливались в Соединенных Штатах. За океаном отнюдь не хотели нарушать нейтралитет в пользу потенциального соперника и наложили запрет на поставку.

В следствии последовала уже неоднократно обрисованная нами история. «Странного чужестранца» Уайтхеда отстранили от начатого им и только что вставшего с колен бизнеса.

Австрийцы создали подставную компанию, «АО «Венгерские подводные лодки», в действительности всецело подчинённую флоту, которой передали персонал и оборудование с уайтхедовского завода. Как бы в наказание за несправедливое притеснение, последовали уже внутренние разборки. «Второй компонент» двуединой монархии, венгры, всерьёз захотели строить те самые субмарины. Госзаказ всего на четыре единицы стали рвать на части.

В итоге по компромиссу одна пара досталась компании Стабилименто Технико Триестино, что очень отрицательно сказалось на качестве и сроках постройки. Всю серию, «U-20» — «U-23», смогли поставить лишь к началу 1918 года, в то время, когда флоты всех уважающих себя государств уже избавились от аналогичных безнадёжно устаревших образцов первых серийных «холландов» в собственном составе.

Так практически раздираемая внутренними несоответствиями Австро-Венгерская империя ещё раз показала, что ведущей морской державой она однако не есть. Действительно, австрийцы за полтора года до начала войны успели совершить конкурс на новый проект, предсказуемо побеждённый немцами. В итоге, «Германияверфт» взяла заказ на пять единиц с чертями, в сущности, весьма родными к стандартным германским субмаринам.

Большие (635 т в надводном положении) и прекрасно вооружённые «U-7» — «U-11» (вот куда отправился «пропавший» 7-й номер) имели возможность бы стать, без сомнений, весьма полезным приобретением. Но не стали: с началом боевых действий их перегонка около Европы через ставшие сейчас вражескими воды Британии и Франции представлялась совсем неосуществимой. На этом основании немцы конфисковали австрийский заказ, доработали проект в соответствии с первым опытом и достроили уже для себя.

Подлодка «U-21», Австро-Венгерская империя, 1917 г.

Строилась на госверфи в Поле. Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение надводное/ подводное — 173/210 т. Размеры: протяженность 38,76 м, ширина 3,64 м, осадка 2,75 м. Материал корпуса -сталь. Глубина погружения — до тридцати метров. Двигатель: 1 дизель мощностью 450 л.с. и 1 электромотор мощностью 160 л.с. Скорость надводная/подводная 12/9 уз. Оружие: два 450-мм торпедных аппарата в носу, одно 66-мм орудие. Экипаж -18 чел.

В 1917 г. было выстроено 4 единицы: «U-20» -«U-23». «U-20» потоплена итальянской подлодкой в 1918 г., частично поднята в 1962 г., рубка послана в музей. «U-23» потоплена в том же году. Две другие по окончании войны переданы союзникам и сданы на слом

Так монархия Франца-Иосифа «осталась на бобах». Настойчивые призывы к союзнику стали причиной тому, что Германия выслала на Средиземное море собственные лодки. Конечно, имея в виду в первую очередь личные интересы.

Именно там проходили совсем незащищённые коммуникации союзников, дававшие слово подводникам «тучные нивы». Так оно и выяснилось: именно в Средиземноморье поставил собственные ошеломляющие рекорды Лотар Арно де ла Перьер и другие «чемпионы» в уничтожении торговых судов. Базироваться они имели возможность, конечно, лишь в австрийских портах.

Путь на Средиземноморье проложила «U-21» под руководством известного Отто Херзинга, благополучно достигшая Катарро, доказав тем самым возможность перехода лодок на столь громадные расстояния около Европы … именно практически сразу после конфискации австрийского заказа.

За «U-21» потянулись другие «немки». Всего за 1914 -1916 годы в Адриатику прибыли аж 66 единиц, громадные — своим ходом (таковых было 12 штук), разборные прибрежные UB и UC — по железной дороге.

Очень иронично то, что все они стали… как бы австрийскими! Действительно, чисто формально; обстоятельство заключалась в необычной дипломатическо-юридической хитрости. Дело в том, что Италия продолжительно, до конца мая 1915 года, оставалась нейтральной, а после этого вступила в войну лишь с Австро-Венгрией. Но не с Германией, до объявления войны которой прошёл весь год.

И на данный срок германские субмарины взяли австрийские обозначения и подняли флаг империи Габсбургов, что разрешало им проводить атаки, не считаясь с нейтралитетом Италии. Притом на субмаринах оставались германские экипажи, а руководили ими признанные асы подводной войны могучего северного соседа. Только в ноябре 1916 года продолжение данной, шитой белыми нитками маскировки стало ненужным. Немцы подняли собственные знамёна и совсем вышли из тени.

Австрийцы замечательно осознавали, что их применяют в унизительной роли ширмы. Последовали слёзные просьбы к союзнику хоть чем-то заменить конфискованные субмарины. И немцы пошли навстречу, передав весной 1914 года несколько крошек типа UB-1: «UB-1» и «UB-15», после этого перевезли в разобранном виде по железной дороге в Полу, где достаточно скоро собрали.

Новые хозяева переименовали их в «U-10» и «U-11». Управлению флотом Австро-Венгерской империи оказались по душе и сами лодки и особенно та скорость, с которой их удалось взять. Результатом новых просьб стала поставка ещё трёх «малышек»: «U-15», «U-16» и «U-17». Так немцы отделались пятью мелкими и примитивными лодками вместо для того чтобы же числа конфискованных громадных.

А «лоскутная империя» снова оставалась с ущербным прибрежным подводным флотом.

Подлодка «U-52», Австро-Венгерская империя, проект 1916 г.

Строилась на верфи «Стабилименто Текнико Триестино» в Триесте.

Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение надводное/подводное -848/1136 т. Размеры: протяженность 76 м, ширина 6,79 м, осадка 3,47 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до 45 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 2480 л.с. и 2 электромотора мощностью 1200 л.с.

Скорость надводная/подводная -15,5/9 уз. Оружие: четыре 450-мм торпедных аппарата (по 2 в корме и носу), два 100-мм орудия. Экипаж — 40 чел.

Было заказано 4 единицы, «U-52» — «U-55», реально заложены были лишь две

Действительно, Германия не планировала оставить собственного союзника совсем уж «безлошадным». Но — за деньги.

Летом 1915 года личная компания «Везер», признанный к тому времени строитель субмарин, заключила с австрийскими сотрудниками из Триеста, «Кантиере Навале», соглашение о постройке по лицензии усовершенствованных «малышек» типа UB II. Потому, что расплачиваться всё равняется было нужно бы флоту, постройка сулила прибыль и, конечно, началась классическая грызня между обоими «головами» империи. В этом случае венгры ухватили половину, будущие «U-29» — «U-32».

Их взялась поставить компания «Ганц унд Данубиус», главные фирмы которой размешались… в Будапеште. Довольно далеко от морского побережья! Исходя из этого сборку было нужно однако проводить на филиале Ганца в Фиуме.

Неприятностей хватало не только у венгров. Австрийская «Кантиери Навале» также страдала от недочёта квалифицированных рабочих необходимого оборудования и рук. Попытка создать цепочку поставщиков по примеру германской в условиях империи привела лишь к пародии.

Агенты всегда задерживали подробности и оборудование, и мелкие лодки строились недопустимо продолжительно, многократно продолжительнее, чем в Германии. Они начали входить в строй только в 1917, причём последней стала именно «австрийская» «U-41». Ей же в собственности вызывающая большие сомнения честь появляться последней субмариной, вошедшей в состав «лоскутного» флота.

В случае если такая печальная история произошла с малыми лодками, то ясно, что случилось с более амбициозным лицензионным проектом.

Тогда же, летом 1915 года, фаворит подводного судостроения «Германияверфт» дала согласие передать Австро-Венгерской империи чертежи в полной мере современной субмарины надводным водоизмещением 700 т. И снова в «двуединой» последовали долгие политические манёвры, итог которых стал сокрушающим: обе единицы достались венгерской «Ганц унд Данубиус». Результат очевиден.

К моменту капитуляции, в ноябре 1918 года головная «U-50» по отчётам компании якобы была практически готова, но проверить это уже не предоставлялось вероятным. Её вместе с совсем неготовой напарницей за номером 51 послали на разделку новые обладатели, союзники. Примечательно, что за месяц с маленьким до того флот выдал заказ на постройку ещё двух единиц того же типа, кстати, взявших номера 56 и 57, но их опоздали кроме того заложить.

Номерная «дырка» с 52-го по 55-й предназначалась для ещё одной попытки развернуть производство субмарин. В этом случае формально чисто отечественных. Не смотря на то, что в проекте А6 компании «Стабилименто Технико Триестино» достаточно отчётливо проглядываются, как несложно додуматься, технические решения и германские идеи.

Завлекает внимание замечательное артиллерийское оружие — две 100-миллиметровки. Но, о недостатках и преимуществах этих субмарин возможно лишь предполагать. К моменту окончания войны они пребывали практически в том же положении, что и в момент заказа: на стапеле имелись лишь части киля и стопка страниц обшивки.

Как и при с 700-тонными лодками, заказ на ещё две единицы, «U-54» и «U-55», выдали в сентябре 1918 года — издевательство над собой и здравым смыслом.

К сожалению, далеко не последнее. Не смотря на то, что постройка лицензионных UB II у «Кантиере Навале» шла ни шатко ни валко, через год по окончании получения заказа компания возжелала строить намного более большие и сложные технически UB III. Тот же «Везер» с радостью реализовал все нужные бумаги на собственный вариант проекта.

Излишне сказать о том, что парламенты и Венгрии и правительства Австрии (а их в двуединой монархии имелся полный двойной набор) вошли в привычный «ближний бой» за заказы. Израсходовав на переговоры и бесполезные дебаты драгоценное время, стороны «повисли на верёвках». Вызывающая большие сомнения победа по очкам досталась австрийцам, урвавшим шесть лодок заказа; на ещё четыре взяли венгры.

И не смотря на то, что в отличие от собственных разработок в наличии имелся полный вся рабочих документация и комплект чертежей, эти лодки так и не коснулись поверхности воды. На момент капитуляции готовность кроме того самый продвинувшейся в постройке головной «U-101» не достигла и половины. Четырёх заложенных «мучениц» разобрали, а остальные, по сути, фигурировали лишь на бумаге.

И тут последний заказ на дополнительные три единицы, «U-118» — «U-120», выдали в том же сентябре 1918 года.

В это же время, уязвлённые «недостачей» в две единицы, венгры потребовали собственной доли. Не хотя связывать себя заключённым соперниками соглашением с «Везером», пресловутый «Ганц унд Данубиус» обратился к «Германияверфт». Соперникам было нужно, по сути, дела два раза брать одинаковый проект UB III, в чуть разной фирменной проработке -«двуединость» проступила тут во всей собственной красе.

Результат у них был приблизительно однообразным: венгерская компания заложила шесть единиц, но их готовность на роковой ноябрь 1918-го была ещё меньшей, чем у «Кантиере Навале».

Не обращая внимания на явную неспособность собственных горе-производителей, под конец войны правительство империи щедро раздавало заказы. Дабы венграм не было горько, им в сентябре заказали для постройки субмарины под номерами со 111 по 114.

А дабы жалко не было и австрийцам, их снова созданная компания «Аустрияверфт» была осчастливлена заказом на ещё одну тройку UB III под номерами 115, 116 и 117. От всех этих щедростей остались лишь сами номера; никого из лодок за оставшиеся полтора-два месяца до окончания войны опоздали кроме того заложить. На том историю австро-венгерских субмарин, как видно, в большинстве собственном не законченных либо чисто виртуальных возможно завершить. По всей видимости, окончательно.

Замечая за бессмысленной грызнёй и беспомощными потугами в стане собственного главного союзника, Германия постаралась хоть как-то скрасить обстановку. Но не без пользы для себя. В конце 1916 года немцы внесли предложение приобрести несколько единиц того же типа UB II из уже имеющихся на Адриатике — за наличные в золоте. В казне империи гулял сквозняк, но на лодки деньги нашлись.

Приобретение «UB-43» и «UB-47» состоялась, не смотря на то, что немцы честно и с некоторым презрением к «побирушкам» признавались, что избавляются от устаревшей техники. Австрийцы взяли очень сильно изношенные суда, и это при не сильный ремонтнотехнической базе.

Подлодка «U-14», Австро-Венгерская империя, 1915 г.

Бывшая французская «Кюри».

Строилась на верфи ВМС в Тулоне, перестроена на госверфи в Поле. Тип конструкции — однокорпусный. Материал корпуса — сталь.

Водоизмещение надводное/подводное — 401/552 т. Размеры: протяженность 52,15 м, ширина 3,6 м, осадка 3,2 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до тридцати метров. Двигатель: 2 дизеля мощностью 960 л.с. и 2 электромотора мощностью 1320 л.с. Скорость надводная/подводная — 12,5/9 уз. Оружие: 7 450-мм торпедных аппаратов (1 в носу, 2 бортовых, 4 решётчатых совокупности Джевецкого); на протяжении войны установлено одно 37-мм орудие, потом заменено на 88-мм. Экипаж -28 чел.

В конце 1914 г. «Кюри» потоплена у входа в Полу, после этого была поднята, перестроена и вошла в строй австро-венгерского флота в 1915. Два раза модернизировалась. По окончании войны возвращена Франции, пребывала в строю до 1929 г. в 1930-м сдана на слом

Необходимо подчеркнуть, что при всех этих, мягко говоря, проблемах, маленький австро-венгерский подводный флот храбро сражался, достигая заметных удач, но и неся утраты, действительно, каковые в десятки раз уступали нанесённому ими союзникам ущербу. По обрисованным выше обстоятельствам каждая единица представляла собой громадную сокровище, и лодки, по возможности, шепетильно ремонтировали и модернизировали. Первой мерой в начале 1915 года стала установка пушек.

Ясно, что на совсем не больших субмаринах разместить что-либо важное было очень затруднительно. И первоначально ограничились 37-миллиметровками. Причём кроме того в этом случае появились сложности.

Так, на самых ветхих (из действующих) «немках» «U-3» и «U-4» эту «артиллерию» разместили на каком-то огрызке тумбы конкретно на совсем не приспособленной к тому маленькой надстройке, так что заряжать и стрелять из пушчонки приходилось или стоя сбоку на палубе, растянувшись во целый рост, или лёжа на выступе надстройки и лишь по курсу. Однако, обе лодки храбро вступили в боевые действия.

Их ожидала принципиально различная будущее. «U-4» уже в ноябре 1914 года разрешила войти на дно собственную первую жертву, маленький парусник. В феврале следующего года к нему прибавились ещё три, в этом случае захваченных и посланных в собственный порт. А после этого началась настоящая охота «U-4» на крейсера. В мае её целью стал маленькой итальянский «Пулья», которому повезло увернуться от торпеды.

В следующем месяце под её выстрел из-под воды попал английский новый и полезный крейсер «Дублин», что к тому же защищали пара эсминцев. Данный весьма полезный для союзников на Средиземноморье корабль чуть удалось спасти. А на следующий месяц его ожидала самая громкая победа: у острова Пелагоза «U-4» под командой Рудольфа Зингуле подкараулила итальянский броненосный крейсер «Джузеппе Гарибальди» и разрешила войти его ко дну двумя торпедами.

После этого её жертвой стало … судно-ловушка «Пантеллерия», не справившееся со своей задачей и удачно торпедированное. Ближе к Январю лодка снова перешла на «англичан», с которыми везло немного меньше: и устаревший бронепалубный «Даймонд» и новый лёгкий крейсер типа «Бирмингем» благополучно избежали попаданий. В конце 1915 года субмарину снова усилили, установив 66-мм орудие в дополнение к мало нужной 37-миллиметровке, и она переключилась на торговые суда.

Имел место лишь один «крейсерский рецидив»: попытка нападать итальянский лёгкий крейсер «Нино Биксио», с тем же результатом, что и британцев. Но торговые суда следовали на дно одно за вторым. Примечательно, что без участия новой пушки: собственные жертвы «U-4» настойчиво топила торпедами. Она благополучно прослужила до конца войны, став самая «долгоживущей» субмариной австро-венгерского флота.

По окончании окончания войны её постигла неспециализированная для лодок побеждённых будущее. По итогам раздела она была передана Франции, где отправилась на металл.

Совсем вторая участь выпала «U-3», которая завершила собственную краткую боевую карьеру уже в августе 1915-го.

Пробуя нападать итальянский вспомогательный крейсер «Чита ди Катанья», она сама попала под таран собственной цели, погнувшей ей перископ. Было нужно всплывать, но на поверхности уже ожидал французский миноносец «Бизон», наградивший «U-3» ещё парой «шрамов». Субмарина опять погрузилась и легла на грунт, где экипаж ремонтировал повреждения, а начальник, Карл Штранд, выжидал. Прошли чуть меньще суток, Штранд счёл, что «француз» не начнёт ждать так продолжительно, и рано утром всплыл на поверхность.

Но начальник «Бизона» был не меньше упорным, миноносец был тут как тут и открыл огонь. «U-3» затонула вместе с третью частью экипажа, а остальные служивые попали в плен.

Столь же разными были судьбы австрийских «холландов». «U-5» начала так же лихо, выйдя в первых числах Ноября недалеко от мыса Стило на целую эскадру французских линкоров, но промахнулась. Но в апреле следующего года она выстроила успех собственных германских сотрудников по охоте за дозорными крейсерами.

И приблизительно в тех же условиях: ничему не обучившиеся на опыте собственных союзников, французы держали столь же тщетный и уязвимый дозор из громадных крейсеров, пренебрегающий мерами предосторожности. И под торпеду «U-5» сам пришёл броненосный крейсер «Леон Гамбетта», затонувший с адмиралом и большей частью экипажа. А в августе около «любимой» точки применения флотов обеих сторон, острова Пелагоза, она потопила итальянскую подлодку «Нереиде».

А следующим летом жертвой стал итальянский вспомогательный крейсер «Принчипе Умберто», перевозивший войска. На нём погибло около 1800 человек. И это всё не считая торговых судов.

На субмарине два раза поменяли «артиллерию».

Сперва 37-миллиметровка уступил место 47-мм, а позже и 66-мм пушке. Но последнее улучшение уже не пригодилось. В мае 1917 года успех поменяла «U-5». На протяжении рутинного учебного выхода она подорвалась на мине практически на виду собственной базы.

Лодку подняли, но ремонтировали продолжительно, более года. На том её боевая работа и завершилась. Злопамятные итальянцы по окончании войны продемонстрировали трофей на своём параде Победы, а позже на слом.

«U-6» была куда как менее удачливой, не смотря на то, что на её счету числится французский миноносец «Ренодэн», потопленный в марте 1916 года.

В мае того же месяца лодка запуталась в сетях созданного союзниками противолодочного барьера, перегораживавшего выход из Адриатики в Средиземное море, известного как Отрантский барраж. Экипаж продолжительно мучился, но наконец-то ему было нужно затопить собственный корабль и сдаться в плен.

«Беспризорной» уайтхедовской «U-12» выпала более громкая и нелегкая судьба.

Её единственный начальник, светский красавец и смельчак Эгон Лерх (ему приписывали роман с внучкой императора) в последних месяцах 1914 совершил, пожалуй, самая важную атаку австрийского флота. Его целью стал французский новейший линкор «Жан Бар». Из двух выпущенных торпед попала лишь одна, к тому же в носовую часть офомного корабля.

Повторить залп с примитивной лодки было легко нечем, и подбитый гигант благополучно ретировался. Но до конца войны: больше ни один французский линкор не входил в «австрийское море» а также не приближался к Адриатике.

Так один торпедный выстрел подлодки решил вопрос о господстве на море: в другом случае австрийцам, вероятнее, было нужно бы иметь дело с главными силами двух государств, Италии и Франции, любая из которых владела более сильным линейным флотом.

Погибла «U-12» на протяжении отчаянной операции. В августе 1916 года Лерх решил пробраться в гавань Венеции и «навести в том месте порядок». Быть может, это ему и удалось бы, субмарина была уже совсем близко от цели, но наткнулась на мину и скоро затонула. Никто не спасся.

Итальянцы подняли лодку в том же году, благородно похоронив храбрецов с воинскими почестями на кладбище в Венеции.

Как отчаянно критической была в Австро-Венгерской империи обстановка с подводным флотом, свидетельствует история с французской лодкой «Кюри». Мы уже говорили, что эта не самая успешная по конструкции субмарина в декабре 1914 года постаралась пробраться в основную базу флота неприятеля, предвосхитив авантюру Лерха.

С тем же результатом. «Кюри» безнадёжно запуталась в противолодочной сети на входе в Полу на манер «ІІ-6», и её постигла та же будущее. Лодка всплыла и была потоплена артиллерией, а практически целый экипаж попал в плен.

Близость базы разрешила австрийцам скоро поднять трофей с солидной 40-метровой глубины.

Повреждения были легко устранимыми, и лодку решили ввести в строй. На это ушло более года, но итог был более чем удовлетворительным. Австрийцы заменили дизели на отечественные, заметно перестроили надстройку и установили 88-мм пушку — самую замечательную в собственном подводном флоте.

Так «француженка» стала «австриячкой» под скромным обозначением «U-14». Скоро её принял под руководство один из самые известных подводников «лоскутной монархии», Георг фон Трапп. Ему и его команде удалось совершить на трофее дюжина боевых походов и потопить дюжину неприятельских судов неспециализированной вместимостью под 46 тыс. т, а также итальянский «Милаццо» в 11 500 т, ставший самым громадным судном, потопленным австровенгерским флотом.

По окончании войны лодку вернули французам, каковые не только возвратили ей начальное имя, но и довольно продолжительное время, около десяти лет, держали в строю. Более того, бывшие хозяева не без печали признали, что по окончании австрийской модернизации «Кюри» стала лучшей единицей во французском подводном флоте!

Достаточно удачно действовали и выстроенные по лицензии и полученные от немцев «малышки».

Тут уместно подметить, что в большинстве случаев в самом консервативном компоненте армии, на флоте, в «двуединой монархии» процветал изрядный интернационализм. Кроме австрийских немцев, многие офицеры являлись словенцами и хорватами из адриатической Далмации: кконцу войны руководил флотом венгр адмирал Миклош Хорти, а самый результативным подводником стал представитель одной из самых сухопутныхнаций империи чех Зденек Худечек.

Он взял «U-27», вступившую в строй лишь весной 1917 года и совершившую первые из собственных десяти боевых походов под руководством австрийского немца Роберта фон Фернланда. Всего жертвами лодки пали три десятка судов, действительно, в большинстве собственном совсем маленьких. Весьма на большом растоянии от германских рекордов, но для столь маленького промежутка времени весьма хорошо.

А учитывая массу неприятностей, как технических, так и национальных, разваливших монархию Габсбургов, успехи подводников Австро-Венгерской империи в полной мере заслуживают уважения.

В. КОФМАН

Кольский 2011: Аэропорт

Статьи, которые будут Вам интересны: