Наследники миноносцев
В60-е годы XX века концепции применения ВМС в гипотетической третьей всемирный войне советским и западным экспертам виделись совсем по-различному. Так, к примеру, адмиралы из Пентагона основной силой флота вычисляли ударные авианосцы, а бессчётные надводные суда вторых классов так или иначе рассматривались только как средство их, авианосцев, защиты. В СССР же перед надводным флотом ставились пара иные задачи — прежде всего бороться с авианосными соединениями, и вражескими ядерными субмаринами вблизи собственных берегов.
Но по мере повышения дальности полета стартовавших с подлодок баллистических ракет вторая задача становилась менее актуальной, и снова создаваемые советские суда все больше ориентировались на первую. «Убийцы авианосцев» — каким лишь носителям крылатых ракет не присваивалось это пара заносчивое прозвище! В годы «холодной войны» так именовали и ядерные подлодки нескольких проектов, и крейсера, и ракетные эсминцы…
Однако здесь очевидно просматривается рвение выдать желаемое за настоящее: в действительности «пробить» одними ракетами эшелонированную оборону американских авианосных групп было бы не так-то легко. Однако эта достаточно несложная по плану теория массированного удара (ракеты должны лететь дальше, а их число в залпе — быть как возможно больше) в значительной мере определяла эволюцию советского ВМФ в течении трех последних десятилетий его истории.
Влияния «ударной ракетной теории» не избежали кроме того малые надводные суда. В случае если на Западе возродившиеся в 1960-е годы корветы предназначались только для эскортных целей, то у нас кораблестроители пошли своим методом. Наровне с МПК (см. «Моделист-конструктор» № 11 за 2004 г.) в СССР появился принципиально новый класс малых ракетных судов (МРК), не имевший аналогов за границей.
Они предназначались для нанесения ракетных ударов по соединениям вражеских судов в открытом море на довольно маленьком удалении от своих берегов.
МРК если сравнивать с катерами имели лучшую мореходность, несли более замечательные ракеты и оснащались средствами загоризонтного целеуказания; от эсминцев и громадных ракетных судов они отличались значительно стоимостью и меньшими размерами.
Так, не смотря на то, что западные эксперты и относили МРК по собственной классификации к корветам, в конечном итоге это были скорее миноносцы — с той только отличием, что их главным оружием вместо торпед стали управляемые ракеты.
Разработка первого МРК проекта 1234 началась в Ленинграде в 1965 году. Сначала в документации он значился ракетным катером, но весьма не так долго осталось ждать стало ясно, что под него направляться создавать новый класс.
Если сравнивать с предшественником, ракетным катером проекта 205, стандартное водоизмещение увеличилось в 3,5 раза и перевалило за 600 т. Но и боевые возможности многократно возросли. Вместо двух — четырех ракет П-15 с дальностью стрельбы 80 км суда проекта 1234 несли шесть новейших ракет П-120 «Малахит» с дальностью полета 115 км. Для собственного времени очень внушительно смотрелись и зенитные средства самообороны — ракетный комплекс «Оса-М» и спаренная 57-мм автоматическая артустановка.
Под стать им было и радиоэлектронное оборудование; в его состав, например, в первый раз вошли штатные совокупности радиоэлектронной борьбы. Все оружие имело возможность употребляться на беспокойстве до 5 баллов включительно — весьма хороший показатель для корабля катерных обводов и «небольшого» водоизмещения.
Головной МРК «Буря» был заложен в Ленинграде в январе 1967-го и по окончании всесторонних опробований был включен в состав Черноморского флота в первой половине 70-ых годов XX века.
Всего на фабриках в Ленинграде, Владивостоке и Рыбинске выстроили 47 судов этого типа, а также 10 на экспорт для ВМС Индии, Алжира и Ливии. В отечественном флоте они унаследовали имена довоенных сторожевых судов типа «Ураган» (также, по сути, являвшихся миноносцами) — «Вихрь», «Шторм», «Шквал», «Град» и т.п.
Последние 20 серийных МРК, начиная с «Буруна», отличались усиленным артиллерийским оружием: на них вместо 57-мм орудия установили по одному 76-мм и шестиствольному 30-мм орудию (проект 12341). Экспортные суда вместо ракет «Малахит», считавшихся тайными, оснащались четырьмя контейнерами с ПКР П-20, воображавшими собой модификацию обширно распространенных во всем мире ракет П-15.
Два представителя нового «дивизиона нехорошей погоды» погибли в открытом море — среди судов постройки второй половины прошлого века такое видится нечасто. 25 марта 1986 года ливийский корвет «Эан Загут» (бывший МРК-15) был потоплен американскими самолетами с авианосцев «Ко-рал Си» и «Саратога» на протяжении демонстративного «наказания» строптивого правителя М.Каддафи (операция «Пламя в прерии»).
Корабль поразили две управляемые авиабомбы «Рокай», а после этого — ракета «Гарпун», выпущенная штурмовиком «Интрудер» с дистанции 9 миль. (Кстати, в отечественной литературе потопление ливийского корвета в большинстве случаев приписывается американскому крейсеру «Йоркта-ун», но это — явная неточность. «Йоркта-ун» вправду ночью 25 марта выпустил две ПКР «Гарпун» в найденную радаром цель и рассказал о ее уничтожении. Но позднее стало известно, что никаких настоящих объектов в указанном квадрате в ту ночь не было.
Один из американских адмиралов, разбиравших данный инцидент, высказал предположение, что «Йоркгаун» нападал… свору перелетных птиц!)
В следующем году погиб еще один МРК — коммунистический тихоокеанский «Муссон».
16 апреля 1987 года на протяжении учебных стрельб в Японском море на него самопроизвольно навелась ракета «Малахит», употреблявшаяся в качестве боеприпаса-мишени и выпущенная однотипным кораблем «Вихрь». «Муссон» постарался сбить ее, успев дать очередь из 57-мм пушки и выстрелив обеими ракетами «Оса-М», но это не дало результата. Ракета-мишень не смотря на то, что и была без боевой части, но, попав в надстройку, вызвала сильные разрушения и пожар.
Корабль горел пара часов и в итоге затонул на громадной глубине в 33 милях от острова Аскольд. По не добрый иронии судьбы, эта катастрофа стала единственным фактом применения ПКР «Малахит» по настоящей цели. Она подтвердила высокую недостаточную живучесть и эффективность ракеты судов с надстройками из алюминиевого сплава.
79. Небольшой ракетный корабль «Буря» (проект 1234), СССР, 1970 г.
Выстроен в Ленинграде на верфи Приморского судостроительного завода.
Водоизмещение стандартное 610 т, полное 700 т. Протяженность громаднейшая 59,3 м, ширина 11,8 м, осадка 3 м. Мощность трехвальной дизельной установки 30 000 п.с., скорость 35 узлов. Оружие: 6 ПКР П-120 «Малахит», 1×2 ПУ ЗРК «Оса-М», 57-мм автоматическое орудие. Всего в 1970— 1992 гг. выстроено 47 пара различающихся единиц, а также 10 — на экспорт для ВМС Индии, Алжира и Ливии.
80. Небольшой ракетный корабль МРК-5 (проект 1240), СССР, 1978 г.
Выстроен в Ленинграде на верфи Приморского судостроительного завода. Водоизмещение стандартное 342 т, полное 430 т. Протяженность громаднейшая 49,8 м, ширина 10,2 м, осадка 2,8 м (с поднятыми крыльями). Мощность дизель-газотурбинной установки 36 000 л.с., скорость 57 узлов. Оружие: 4 ПКР П-120 «Малахит», 1×2 ПУ ЗРК «Оса-М», один шестиствольный 30-мм автомат. По окончании завершения опробований на Балтике переведен на Черное море, списан в первой половине 90-ых годов XX века.
81. Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» (проект 1239), СССР, 1989 г.
Выстроен в г. Зеленодольске. Водоизмещение полное 1050 т. Протяженность громаднейшая 63,9 м, ширина 17,2 м, осадка 3,3 м. Мощность дизель-газотурбинной установки 66 600 л.с., скорость 50 узлов. Оружие: 8 ПКР «Москит», 1×2 ПУ ЗРК «Оса-М», одна 76-мм артустановка и два шестиствольных 30-мм автомата.
Всего в 1989 — 1992 гг. выстроено две единицы.
82. Небольшой ракетный корабль (экраноплан) «Лунь» (проект 903), СССР, 1987 г.
Выстроен в г. Неприятном. Водоизмещение полное 380 т. Протяженность громаднейшая 73,3 м, ширина (размах) 44 м, осадка 2,5 м. Тяга турбореактивных двигателей 104 000 кгс, скорость 270 узлов. Оружие: 6 ПКР «Москит», одна спаренная 23-мм артустановка. Всего выстроено две единицы (второй экраноплан — в варианте спасателя).
В случае если МРК проекта 1234, как уже говорилось, не имели аналогов в мире, то их последователи — суда с динамическим принципом поддержания КДПП (на подводных крыльях и воздушной подушке) — собственной необычностью по большому счету ввергли зарубежных специалистов в состояние крайнего удивления. Еще бы: 432-тонный МРК-5 (проект 1240, кодовое наименование «Ураган»), оснащенный глубокопогруженными титановыми подводными крыльями, на опробованиях развил движение практически 60 узлов, а катамаран на воздушной подушке «Бора» (проект 1239) водоизмещением более 1000 т — 53 узла (около 100 км/ч)!
На Западе ничего аналогичного не было, да и нет до сих пор.
Фактически говоря, создание этих вправду неповторимых и самых быстроходных в мире судов стало следствием прошлого заблуждения, словно бы бы высокая скорость обеспечит судам принципиально новые боевые возможности. Да, никто не спорит, что в течение предшествующих десятилетий борьба за скорость являлась одной из главных задач кораблестроителей, но по окончании Второй мировой обстановка быстро изменилась.
Появление радиолокаторов, реактивной авиации и управляемых ракет, а после этого — спутниковых загоризонтного обнаружения и систем разведки целей стало причиной тому, что маневренность армейского корабля за счет скорости больше не игралась особенной роли. Неудивительно, что за последние полвека эта черта у снова строившихся судов уже не росла, а скорее напротив — понижалась. Но в СССР многие влиятельные чины эту тенденцию настойчиво игнорировали.
И рвение к «сверхбыстроходности» кораблей ВМФ будоражило их умы еще весьма долго.
Разработка чертежей корабля на подводных крыльях проекта 1240 велась в ленинградском КБ «Бриллиант» с середины 1960-х годов. В качестве прототипа был выстроен натурный пример — пассажирское судно «Тайфун», на котором в 1969 — 1970 годах отрабатывались совокупности глубокопогруженных машинально управляемых крыльев и винторулевого комплекса.
Конкретно проект «Ураган» удалось воплотить в металл лишь во второй половине семидесятых годов прошлого века, в то время, когда по окончании затянувшихся опробований в состав Черноморского флота вошел Краснознаменный МРК-5. Он был оснащен подъемными крыльями из титаного сплава (в поднятом положении переднее крыло имело «самолетный» размах и придавало кораблю футуристический вид) и уникальной движительной установкой, включавшей две пары тандемных гребных винтов на кормовых крыльях и два водомета для перемещения в водоизмещающем положении.
Гребные винты полного хода вращались через угловой редуктор двумя газовыми турбинами, водометы малого хода — дизелями. Оружие складывалось из четырех ударных ракет «Малахит», ЗРК «Оса-М» и шестиствольного 30-мм автомата АК-630.
МРК-5 пребывал в умелой эксплуатации до 1990 года.
Он продемонстрировал хорошие ходовые качества (развивал скорость более 50 узлов на пятибалльной волне), но надежность громоздкой крыльевой совокупности была не на высоте.
Корабль проекта 1239 «Бора», первоначально имевший только литерноцифровое обозначение МРК-27, смотрелся еще необыкновеннее. По схеме он воображал собой двухкорпусное скеговое судно на воздушной подушке (СВП), либо, как его еще именовали, катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.
Высокая скорость этого КДПП достигалась благодаря уменьшению сопротивления перемещению за счет воздуха, нагнетаемого под плоское дно, ограниченное по бортам продольными килями (скегами). В носовой и кормовой частях дна устанавливались эластичные ограждения, подобные использовавшимся на простых СВП. Разработке окончательного проекта кроме этого предшествовало создание широкомасштабной модели-прототипа.
Исследовательские и проектно-конструкторские работы растянулись на много лет, но их итог превзошел все ожидания: корабль оказался воистину неповторимым и не имеющим себе равных. Из-за внушительного вооружения и солидного водоизмещения «Бору» и последовавший за ним «Самум» отнесли к судам 2-го ранга (вместо 3-го) и из МРК перевели в созданный намерено под них класс ракетных судов на воздушной подушке (РКВП).
Основное ударное оружие «Боры» — восемь сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит». Не считая них, имеется ЗРК «Оса-М», 76-мм и 30-мм автоматические артустановки. Очень современное радиоэлектронное оборудование включает восемь радиолокационных станций различного назначения и комплекс средств радиоэлектронной борьбы.
На данный момент оба выстроенных корабля — «Бора» и «Самум» — находятся в составе Черноморского флота.
И «Бору», и «Ураган» со всем основанием возможно назвать настоящими шедеврами инженерной мысли, но их тактическое назначение оставалось неясным. Из-за довольно маленького радиуса действия они не имели никаких преимуществ перед авиацией берегового базирования.
Причем, несмотря на их выдающуюся скорость, самолет все равно достигал заданного района куда стремительнее и к тому же имел больше шансов возвратиться невредимым. В случае если к этому добавить огромные затраты на эксплуатацию и создание КДПП, то станет ясно, из-за чего в серию они не пошли, и никто на Западе не рискнул повторить отечественный опыт.
Суда проектов 1239 и 1240 наглядно показали возможности отечественной науки и техники, но по критерию «цена— эффективность» их оценка выглядит малопривлекательной.
Но, венцом вызывающей большие сомнения концепции сверхбыстроходного специального (другими словами не многоцелевого) корабля направляться назвать все же не их. Борьба за скорость достигла собственного апогея в проекте экраноплана «Лунь», кроме этого отнесенного к классу МРК.
Грандиозная программа создания целого семейства «полукораблей-полусамолетов» растянулась на три десятилетия, но так и не стала женой рамки экспериментальных образцов, прозванных за границей «каспийскими монстрами». Огромный «Лунь», конечно же, впечатляет, но его возможности вряд ли смогут оправдать баснословную цена проекта.
Скептики, утверждавшие, что эквивалентная по цене эскадрилья тяжелых штурмовиков выполнит поставленные перед боевым экранопланом задачи более действенно, появлялись-правы. В итоге «его» собратья и Лунь так и остались в единичных экземплярах.
С.
БАЛАКИН