Особый задел — «военные действия»

В передовых государствах Запада рождение новых разработок, вооружений и открытий происходит на стыке наук, что требует системного подхода к организации этого процесса. В Российской Федерации, как мы знаем, коммунистический запас иссяк. Как успешны новые фундаментальные изучения?

Как организовано сотрудничество армейского ведомства с Русским академией наук? На эти и другие вопросы «ВПК» ответил помощник военного министра Юрий Борисов.

– Юрий Иванович, ХХI век – это новые нетрадиционные боевой техники и виды оружия. Как идет их создание? Как в целом отвечает нынешним вызовам отечественная совокупность оружия?

– В соответствии с задачами, поставленными перед Минобороны президентом РФ, развитие совокупности оружия в значительной мере ориентировано на создание как следует новых, а также нетрадиционных видов оружия (точного, лазерного, радиочастотного, кинетического, гиперзвукового, робототехнического, информационного), разработка которых во многом определяется наличием целостного научного задела (НТЗ).
Поясню, что в общем виде НТЗ является совокупностью результатов фундаментальных, прогнозных и поисковых изучений, прикладных и технологических научно-исследовательских и умело-конструкторских работ (НИОКР), выполненных в интересах модернизации существующих, производства и создания принципиально новых образцов оружия, военной и особой техники (ВВСТ).

Для каждого горизонта планирования развития ВВСТ нужно снабжать опережающую подготовку НТЗ по главным технологиям и научным направлениям, на базе которых смогут быть созданы принципиально новые виды техники либо последующие поколения средств войны в интересах обеспечения безопасности страны. Наряду с этим направляться исходить из того, что развитие ВВСТ (переход на новый качественный уровень) вероятно лишь методом отбора для реализации научно-технических достижений, отвечающих комплексу критериев и условий как по требованиям со стороны Минобороны, так и по уровню их готовности к реализации в умело-конструкторских работах.

– Сейчас наукой командует, образно говоря, Минфин, которое определяет, сколько денег и на что выделить. А в том месте желают взять большую отдачу в маленький срок. Но в фундаментальной науке так не бывает.

Как разрешается это несоответствие, как избежать просчетов планирования?

– Ввиду того что цена работ на каждой последующей стадии жизненного цикла ВВСТ возрастает приблизительно на порядок, накопление научно-технических результатов на ранних стадиях развития ВВСТ неизменно предпочтительнее, чем на более поздних. Обусловлено это тем, что, с одной стороны, отказ от реализации неэффективных проектов на ранних стадиях менее затратен, а с другой – результаты этих стадий имеют более большой потенциал широкого (универсального) применения, чем научные ответы, полученные в последующем.

Особый задел - «военные действия»К громадному сожалению, не обращая внимания на накопленную статистику, как у нас, так и в других ведущих в армейском отношении государствах многие начальники этого не знают и требуют от исследователей сиюминутных результатов, что через 5–10 лет очень плохо отражается на возможностях научно-технологического комплекса. И таких примеров из мирового опыта разработки ВВСТ предостаточно.

В будущем это ложится бременем на армейский бюджет страны, делается долгостроем и в итоге в тех изначально заложенных схемотехнических ответах теряет актуальность для исполнения боевых задач. Подобные просчеты в планировании имеется и в отечественной истории.

Чтобы не было аналогичных случаев Минобороны выстроена целостная совокупность, снабжающая сотрудничество органов армейского управления с национальными университетами, несущими ответственность за каждую стадию жизненного цикла примера ВВСТ. Особенное место занимает, само собой разумеется, Русский академия наук. Учреждения РАН, включающие научные школы, создававшиеся десятки лет и имеющие устойчивые связи с фирмами высокотехнологичных отраслей экономики, принимают яркое участие в составлении прогнозов, обосновании перспективных направлений, а также в получении новых знаний, рождении прорывных разработок, каковые в будущем становятся базой создания перспективного оружия.

– Для лучшей координации фундаментальных и прикладных изучений в области обороны в 2015 году между вашим ведомством, Федеральным агентством научных организаций и РАН было достигнута договоренность о сотрудничестве. Что это дает?

– Соглашением предусмотрены следующие формы сотрудничества:

создание совместных виртуальных лабораторий для исполнения научно-исследовательских работ оборонной направленности, применяющих имеющуюся у сторон иные ресурсы и экспериментальную базу, в интересах производства оружия на новых правилах, их создания и апробации условий действенного внедрения;
проведение изучений на базе испытательных полигонов и центров Минобороны, а также с предоставлением образцов бронетехники и имущества для научных работ оборонного характера;
участие в разработке документов для аналитического и программно-целевого обеспечения Национальной программы оружия;
подготовка предложений в проекты ГПВ и государственного оборонного заказа в части фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных изучений;
экспертиза научно-крупных проектов и технических программ по созданию ВВСТ;
привлечение ведущих ученых и экспертов в научные (научные) рекомендации различного уровня в связи с разработками и оборонными исследованиями;
информирование о наиболее значимых достижениях отечественной науки и техники в интересах обеспечения обороны и безопасности страны.
Первые настоящие результаты для того чтобы сотрудничества дало совершённое в 2016 году уточнение главных элементов, определяющих приоритетные направления создания научного задела для перспективных ВВСТ. Это прежде всего касается «Списка базисных и критических армейских разработок на период до 2025 Перечня» и «года приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых изучений в интересах безопасности обороны государства и обеспечения страны на период до 2025 года».

По итогам совместного тщательного анализа вопросов разработки новых видов ВВСТ в список армейских разработок были внесены значительные трансформации, связанные по большей части с развитием комплексов нетрадиционного оружия, гиперзвуковых летательных аппаратов, управления и систем связи. По каждой военной технологии содержится подробное описание в виде паспорта, отражающее ее направленность, критические характеристики, уровень готовности, другие параметры и ориентировочную стоимость, нужные для предстоящего применения при подготовке проектов ГПВ и гособоронзаказов. В итоге уточненный список включает девять базисных, 48 критических и 330 военных разработок.

Список приоритетных фундаментальных изучений, являющийся именно настольной книгой для учреждений РАН, которой они должны руководствоваться при формировании и обосновании собственных замыслов, кроме этого был изменен: уточнены формулировки восьми научных поднаправлений, добавлено 27 новых направлений ФППИ в области информатики, оптики и квантовой электроники армейского назначения, радиоэлектроники и радиофизики. Уточненный список включает 11 научных направлений, 56 поднаправлений и 718 направлений ФППИ. Оба документа одобрены ответом коллегии Военно-промышленной рабочей РФ 25 мая 2016 года.

Вторым значимым мероприятием в тесном сотрудничестве с экспертным сообществом РАН, технологами и генеральными конструкторами стала разработка Межведомственной координационной программы ФППИ в области обеспечения и обороны безопасности страны. Это инструмент, снабжающий сотрудничество на этапах планирования, реализации и выполнения результатов ФППИ. Программа призвана повысить эффективность изучений.

И консолидировать федеральные органы аккуратной власти, соответствующие фонды и государственные корпорации на приоритетных направлениях создания научного задела для ВВСТ.

– Чем она отличается от прошлых?

– В качестве главных первостепенных задач программы возможно выделить следующие:

формирование межведомственного списка ФППИ;
информационно-аналитическое обеспечение деятельности главных конструкторов по созданию ВВСТ и начальников приоритетных технологических направлений в части предоставления сведений о перспективах и состоянии развития отечественной технологий и науки;
разработка предложений органам аккуратной власти, госкорпорациям, РАН и научным фондам по формированию либо уточнению национальных, федеральных и ведомственных планов и целевых программ с учетом рекомендаций главных конструкторов по созданию ВВСТ и начальников приоритетных технологических направлений;
участие в информационном обмене результатами научных технологических разработок и исследований.
Структурно программа складывается из пяти подпрограмм, охватывающих все главные этапы создания научного задела для перспективных ВВСТ. направляться подчернуть, что главный вклад, включая детальную экспертизу ведущихся и планируемых ФППИ, внесли ведущие ученые РАН – академики Сергей Багаев, Радий Илькаев, Евгений Каблов, Владимир Пешехонов, ставшие начальниками соответствующих рабочих групп.

Главный хороший итог в том, что в первый раз удалось организовать межведомственный список фундаментальных, поисковых и прикладных изучений, делаемых, и планируемых по национальным, федеральным и ведомственным планам и целевым программам в области обеспечения и обороны безопасности страны. Самый широкий раздел связан именно с созданием научного задела. В нем свыше тысячи фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ оборонного либо двойного назначения, проводимых либо рекомендуемых к исполнению за счет средств русского бюджета.

– В отечественной фундаментальной науке, как и в работе РАН, куча неприятностей, о которых сказал глава государства. Как они решаются?

– Да, наровне с хорошими результатами сотрудничества с РАН существует последовательность неприятностей, оказывающих негативное влияние на эффективность создания научного задела. Они систематично обсуждаются на отечественных встречах, на протяжении которых предлагаются и согласовываются конкретные шаги по совершенствованию организационных, нормативно-правовых и проведения и методических аспектов планирования ФППИ оборонного назначения.

Среди насущных неприятностей функционирования учреждений РАН в совокупности государственного оборонного заказа стоит выделить следующие:

устаревшая техническая и лабораторно-стендовая база с позиций возможности проведения изучений, а также экспериментальных, в интересах Минобороны;
нормативно-правовые ограничения участия учреждений РАН в конкурсных процедурах на проведение НИОКР оборонного назначения;
недостаточная интегрированность научных коллективов РАН в проблематику развития совокупности оружия;
не сильный денежная мотивация молодых ученых, участвующих в работах по государственному оборонному заказу.
– Что нас ожидает в ближайшее время?

– На данный момент Минобороны России находится на завершающей стадии формирования проекта ГПВ на 2018–2025 годы, в которой мероприятиям по созданию научного задела для разработки перспективных и нетрадиционных образцов ВВСТ в интересах видов (родов армий) Армии РФ уделяется большое внимание. В новой программе ставится задача обеспечить завершение разработки и поставку в армии принципиально новых образцов гиперзвукового оружия, интеллектуальных робототехнических комплексов, ВВСТ на новых физических правилах, и многих классических средств нового поколения (Т-50, «Армата», «Курганец», МиГ-35 и др.). Парк современных ВВСТ должен быть доведен до 70 процентов.

Разработка указанных образцов потребует решения многих научно-технических задач, что не представляется вероятным без привлечения научного сообщества. В качестве самые ярких и сложных из всего их многообразия выделю следующие:

разработки, снабжающие долгое функционирование гиперзвуковых летательных аппаратов в плотных слоях воздуха в условиях действия плазмы: это требует создания новых жаропрочных сплавов четвертого поколения, термостойких радиопрозрачных обтекателей на базе отечественных керамических материалов, высокоэнергетических топлив и двигательных установок, бортового радиоэлектронного оборудования;
увеличение уровня интеллектуализации оружия, в особенности беспилотных роботизированных комплексов и летательных аппаратов армейского назначения;
силовые лазеры на базе новых активных источников и сред накачки, устройств и адаптивных зеркал их охлаждения, многофункциональных оптических покрытий.
Традиционно учреждения РАН делают порядка 40 процентов научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера, и принимают активное участие в реализации прикладных проектов по созданию перспективного вооружения и военных технологий. Уверен, что и при реализации ГПВ-2025 отвлечённые школы РАН внесут большой вклад в формирование научного задела и обеспечение обороноспособности РФ.

В зоне особенного внимания . Ответный движение. Полный фильм

Статьи, которые будут Вам интересны: