«Пасынки» флотов фюрера и дуче

«Пасынки» флотов фюрера и дуче

Европейские фашистские империи, Италия и Германия, демонстрировали совпадение заинтересованностей по многим проблемам. Не являлось исключением и строительство ВМФ. Оба «вождя» — фюрер и дуче — жаждали иметь замечательные суда в вероятно большем количестве. А вот «непредставительским» классам — в частности, эскортным силам — не уделялось никакого внимания.

Обе державы вступили во всемирной конфликт фактически с полным отсутствием специальных боевых судов, пригодных для борьбы и конвоирования с подводными лодками.

Действительно, как это ни необычно, как раз сторожевики появились в числе первых боевых судов, выстроенных при Гитлере Первая и единственная серия — F-боты — заметно отличалась от своих собратьев подобного назначения, создававшихся в других государствах. При достаточно маленьком водоизмещении (чуть больше 700 т) они отличались сильным оружием из 105-мм пушек с тяжелыми (18-кг) боеприпасами, и громадной скоростью — 28 узлов.

Отсутствие торпедных аппаратов не разрешало классифицировать их как эскортные миноносцы, тем более, что их таковыми не считали и сами немцы, присвоившие типу туманное обозначение «эскадренного эскорта». На деле они были чисто экспериментальными судами, наряду с этим весьма неудачными. Дело в том, что германские проектировщики решили применить на них перспективные котлы с большим давлением пара и заодно испытать обводы для будущих эсминцев.

И то и другое в данном проекте себя полностью не оправдало. Высокопроизводительные котлы с громадным числом автоматики были уместны на тех классах судов, для которых скорость являлась решающим элементом, — к примеру, на тех же эскадренных миноносцах либо крейсерах (не смотря на то, что, как мы знаем из истории, моряки Кригсмарине много намучились с этими установками). Но для эскортных судов главным качеством энергетической установки постоянно оставались неприхотливость и надёжность.

размера экономии и Соображения веса постоянно отходили на второй план — не напрасно союзники ставили на собственных шлюпах, фрегатах и корветах любыемашины, от дизелей до уже полностью устаревших к тому времени паровых автомобилей. Основное — дабы корабль охранения имел возможность постоянно дать необходимый движение, и уж совсем недопустимо, дабы он тормозил собственный эскортируемое «стадо» из-за аварий в механизмах! А именно это и происходило с F-ботами практически в каждом походе.

Неудачными были и «миноносные» обводы: волны заливали палубу с носа до кормы. В общем, для исполнения конвойной работы суда были полностью негодными.

В попытках сделать из них хоть что-то нужное половину (F-1 — F-4 и F-6) перестроили, удлинив корпус на 4,5 м, доведя тем самым полное водоизмещение до 1150 т. На трех из них (F-1, F-З и F-6) заодно продлили полубак до самой кормы, сделав их гладкопалубными. В следствии появилось большое количество дополнительных помещений, и переименованные соответственно в «Либелле», «Хай» и «Кениген Луизе», они до конца собственной карьеры служили в качестве судов-тендеров.

Два последних погибли под бомбами союзников, а «Либелле», переименованный в «Ягд», по окончании войны сначала являлся плавучим штабом для германской рабочей группы по разминированию, а после этого был передан Франции, где его скоро послали на слом. Подобная будущее постигла F-8 и F-10, доставшиеся соответственно американцам и англичанам.

Еще один сторожевик, F-2. кроме этого попавший в руки британцев, был разрешён войти на дно на протяжении учений флота около не сильный-Флоу, как и его собрат F-7, доставшийся СССР и ставший кораблем-целью В-225.

По окончании первых военных удач, приведших к захвату Норвегии, Дании и Франции, перед Кригсмарине поднялась не планировавшаяся сначала задача налаживания прибрежных охраны и коммуникаций побережья оккупированных территорий.

Английские и советские подводные лодки, торпедные катера и авиация союзников становились все большей и большей угрозой. Конструкторы безотлагательно доработали предвоенный проект канонерских лодок, создав «быстроходный сторожевик» типа G. На бумаге он смотрелся очень амбициозно: сильное артиллерийское оружие дополнялось современным гидролокационным и противолодочным оборудованием. «Изюминкой» являлось наличие пускай легкого и примитивного, но все же вертолета, в будущем — одного из основных неприятелей подводных лодок.

Но, не обращая внимания на все преимущества проекта, верфи Германии не могли отыскать возможностей и выделить ресурсы для его реализации. Реально работы производились лишь на G-1, постройка которого стартовала только в конце 1942 года. Но в июле 1943-го британские бомбардировщики перевоплотили предполагаемого первенца германских эскортных сил в обломки вместе с эллингом, в котором он был.

Для G-2, G-5 и G-6 удалось собрать некое количество материалов, но дело не дошло кроме того до закладки.

Итак, история эскортных судов фюрера завершилась полным фиаско. Но «мародерство» на судостроительных фабриках поверженных государств выяснилось куда успешнее. Основным источником быстроходных сторожевиков (Schnelle Geleitfahrzeuge, либо сокращенно SG) стали французские верфи.

Так, четверка плавбаз гидросамолетов, бывшая в состоянии готовности приблизительно на треть, подверглась большой перестройке. На них показались 105-мм пушки, бомбомёты и зенитные автоматы. Вся четверка деятельно принимала участие в военных действиях; до конца войны дожили лишь два корабля.

Кроме этих больших единиц в движение отправилась и всяческая «мелочь».

Перестройке подверглись, например, французские авизо — 900-тонные суда с дизельными моторами, разрешавшими (согласно расчетам) развивать движение до 20 узлов. На любой из них ухитрились установить несколько 105-миллиметровок и до двадцати зенитных автоматов. Все четыре, вошедшие в строй (SG-14, -15, -21 и -22), погибли на протяжении войны.

Подобная будущее постигла и довольно большой (2300 т) сетевой заградитель «Гладиатор», числившийся как «корвет ПВО» SG-18 и потопленный в Тулоне в следствии налета авиации союзников в феврале 1944 года.

Среди захваченных немцами судов самые ценными были голландские прибрежные эскортные суда программы 1938 года (время от времени их именуют кроме этого канонерскими лодками).

По данной программе предполагалось выстроить семь единиц, владевших хорошими тактико-техническими чертями. Разработчикам проекта удалось совместить замечательное оружие (спаренные 120-мм полуавтоматические установки в бронированных башенках, 40-мм противолодочные бомбомёты и автоматы) с весьма приличной броневой защитой: 60-мм поясом и 35-мм палубой, что не резко отличается от бронирования таких крейсеров, как коммунистический «Киров» либо итальянский «Больцано»!

Двигательная установка должна была складываться из дизелей компании «Бэбкок энд Уилкокс» мощностью 3500 л.с., а проектная скорость равняться 18 узлам.

33. Корвет «Апе», Италия, 1943 г.

Выстроен компанией «Навальмеканика». Водоизмещение стандартное 660 т, полное 730 т. Протяженность громаднейшая 64,35 м, ширина 8,71 м, осадка 2,53 м. Мощность двухвальной дизельной установки 3500 л.с., скорость 18 узлов. Оружие: одно 100-мм универсальное орудие, семь 20-мм автоматов, один 450-мм двухтрубный торпедный аппарат, десять бомбометов. Всего в 1942—1943 годах выстроено 45 единиц, часть из которых достроена немцами.

34. Эскортный корабль F-1, Германия, 1936 г.

Выстроен на верфи «Германия». Водоизмещение стандартное 715 т, полное 1030 т. Протяженность громаднейшая 76,1 м, ширина 8,8 м, осадка 2,59 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 14 000 л.с., скорость 28 узлов.

Оружие: два 105-мм орудия, четыре 37-мм и четыре 20-мм автомата. Всего в 1935—1936 годах выстроено десять единц (Р-1 — Р-10).

35.

Эскортный корабль G-1, Германия (проект), 1942 г.

Строился на верфи «Штюлькен» вГамбурге. Водоизмещение стандартное 1360 т, полное 1750 т. Протяженность громаднейшая 87 м, ширина 11м, осадка 3,43 м. Мощность трехвальной паротурбинной установки 6750 л.с., скорость 21 узел. Оружие: четыре 105-мм орудия (две спаренные установки, потом заменены на две одиночные), четыре 37-мм и восемь 20-мм автоматов, вертолет, четыре бомбомета и бомбосбрасыватели.

Планировалось выстроить 24 единицы (G-1 — G-24), но реально заложен лишь головной корабль.

До начала войны удалось заложить лишь три сторожевика, у голландцев так и не успевших взять заглавия. Эксперты Кригсмарине деятельно приступили к их вводу в строй сразу после захвата Нидерландов в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Потому, что британские дизели, конечно же, остались за Ла-Маншем, им было нужно установить менее замечательные моторы, разрешавшие развить всего 15,5 узла.

Всецело германским стало и зенитное оружие. Деятельно употреблявшиеся по окончании вступления в строй, сторожевики типа «К» в конце войны понесли большие потери. К-1 и К-2 погибли от авиации союзников. К-2 позже удалось поднять, но на протяжении буксировки он снова затонул.

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века корабль подняли снова, но его состояние выяснилось таким плохим, что его тут же послали на слом. Только К-3 пережил плен и возвратился к своим настоящим хозяевам. Переименованный в «Ван-Спейк», он в первой половине 50-ых годов XX века приобрел новые автомобили и пребывал в строю в качестве эскортного корабля до 1960 года.

Но трофейных судов все равно не хватало для прикрытия бессчётных конвоев. Исходя из этого в движение пошли и чисто гражданские суда. Так, к примеру, в качестве эскортников нашли использование кроме того фруктовозы — довольно малые суда голландской, германской, британской и французской постройки.

На них ставили два-три 105-мм орудия и два десятка зенитных автоматов. Излишне сказать, что эти неповоротливые «калоши» мало доходили для борьбы с подводными лодками (при номинальной скорости до 15 узлов им запрещалось развивать больше 11—12), но в какой-то степени они имели возможность обезопасисть собственных подопечных от атак с воздуха.

Но, «банановозы» принадлежали к собственного рода злите конвойных сил Фашисткой германии.

Для охраны от подводных лодок на Балтике, Северном море и в норвежских водах скоро было нужно мобилизовать все, что держалось на плаву и имело возможность вынести установку артиллерии без риска затонуть от собственных выстрелов: каботажные пароходы, дрифтеры и траулеры, громадные мотоботы. В большинстве собственном они приобретали гордую классификацию «UBoot Jager» — охотник за подводными лодками (сокращенно «Uj»), но на деле в поединке с субмаринами их шансы на победу смотрелись очень вызывающими большие сомнения.

На Средиземном море положение с эскортными силами было весьма похожим. Адмиралы дуче были не более расторопными, чем их германские сотрудники. К началу Второй мировой в их распоряжении выяснилось всего четыре корабля, пригодных для хотя бы довольно полноценной борьбы с подводными лодками и конвоирования транспортов.

В это же время Италия еще до войны спроектировала несколько хороших сторожевиков — действительно, не для собственного флота, а для иранского.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века Персия, с которой усиленно заигрывали фактически все ведущие европейские державы, при обновлении флота склонилась к услугам дуче. Заказ включал постройку четырех малых катеров, шести громадных дизельных патрульных катеров, королевской яхты и, наконец, двух шлюпов — «Бабр» и «Паланг». На последних итальянские инженеры в первый раз применили довольно замечательные дизели, взяв нужный опыт, использованный потом в годы войны.

Но будущее обоих судов была одинаково печальной: в августе 1941 года английские флот и армия вошли в южный Иран, и шлюпы шаха затонули под огнем британского шлюпа «Шорхэм» и австралийского «Ярра».

По окончании начала войны итальянцы сумели-таки отыскать неплохой для себя вариант.

Они решили сосредоточиться на постройке маленьких, соответственно — недорогих единиц, производство которых возможно было развернуть много кроме того при очень скромных возможностях собственной индустрии. Справедливо рассудив, что в Средиземном море совсем необязательно применять океанские сторожевики, итальянцы ограничили дальность плавания корветов типа «Апе» 3000 миль — этого «за глаза» хватало для самых дальних коммуникаций.

Наряду с этим состав вооружения и технические решения были продуманы очень шепетильно. Так, в дополнение к главной дизельной двигательной установке имелась пара электромоторов мощностью всего по 150 л.с. и аккумуляторная батареи — в точности как на подводной лодке! Сторожевик имел возможность двигаться практически очень тихо на скорости 5—6 узлов в течение трех часов, пристально и без всяких помех прислушиваясь к тому, что творится под водой.

В следствии подводный соперник терял собственный основное преимущество — меньшую шумность собственных двигателей если сравнивать с преследующим его надводным кораблем. Оружие 600-тонного корвета включало все нужное: и 100-мм орудие, и зенитные автоматы, и, конечно же, бомбометы для глубинных бомб, и — что очень необычно — 450-мм торпедный аппарат.

Последний мог быть нужен и в борьбе с находящейся в надводном положении субмариной (особенно при бесшумном подкрадывании), и создавал определенную угрозу, пускай хотя бы гипотетическую, любому надводному судну неприятеля.

Хороших результатов и на деле добились корветы. Первые из них, вошедшие в строй за год до капитуляции Италии, успели потопить четыре английских субмарины, что на фоне более чем скромных удач флота дуче выглядит громадной победой.

По окончании падения оккупации и фашистского режима немцами северной Италии (где строились фактически все боевые суда) корветы типа «Апе» были и под флагом Кригсмарине. Первая пара, уже вступившие в строй «Камочио» и «Антилопа», взяли номера Uj-6081 и Uj-6082. Они погибли совместно: августовской ночью 1944 года их послал на дно американский эсминец «Эндикот».

Не считая них, немцы реквизировали еще два готовых корвета и достроили еще девять. Большая часть из них погибли под бомбами авиации союзников, и вдобавок одна пара, Uj-202 и Uj-208 (начатые постройкой как итальянские «Бомбарда» и «Туфетто»), попала под обстрел двух английских эскортных миноносцев типа «Хант». Немцы собирались продолжать программу применения судов бывшего союзника.

Еще восемь единиц пребывали в последних стадиях достройки, а затопленные итальянцами в первой половине 40-ых годов двадцатого века «Персефона», «Эутерпа» и «Эгерия» были подняты и поставлены на ремонт. Но ни одному из них не удалось послужить новым хозяевам. Высадка союзников на Апеннинах скоро покончила с применением «чужого хороша».

На долю бывших обладателей еще осталась чертова дюжина корветов, прослуживших в послевоенном флоте Италии до начала 1970-х годов и пользовавшихся очень хорошей репутацией.

В. КОФМАН

Бенито Муссолини. судьба и Жизнь. Седьмая серия