Первые броненосные

Первые броненосные

Первый британский броненосец «Уорриор» своим возникновением в первой половине 60-ых годов XIX века поменял военно-морской «табель о рангах» самым радикальным образом. Он и другие бронированные фрегаты практически в одночасье вымели со сцены как древесные линкоры, так и собственных не смотря на то, что и вооруженных замечательной артиллерией, но незащищенных собратьев. Обычные крейсера, по сути, стали новыми линейными кораблями.

Неудивительно, что у конструкторов скоро показалась мысль выполнить ту же операцию с боевыми единицами меньших размеров.

В Франции и броненосных флотах Англии все боевые суда, имевшие металлический пояс по ватерлинии, в то время именовались броненосцами — на всякий случай. К примеру, наровне с десятитысячетонниками «Уорриором», «Ахиллесом», «Минотавром», «Эйджинкортом» и «Нортумберлендом», в основных силах королевского флота значились и такие «карманные» кораблики, как 1350-тонный «Энтерпрайз» и 1750-тонный «Рисерч».

Дажв крейсерами их именовать было некорректно: ни по скорости (9 — 10 узлов), ни по мореходности и дальности они совсем не доходили для рейдерской работы. Определенное смятение в умах инженеров и адмиралов стало причиной тому, что британцам было нужно изобрести для них совсем уж необычный класс судов — броненосные шлюпы.

Немногим больше соответствовали крейсерским спецификациям бронированные корветы.

Первый из них, 3250-тонный «Фэйворит», вошедший в строй еще во второй половине 60-ых годов XIX века, оставался низкобортным, а его оружие складывалось из восьми гладкоствольных (!) 100-фунтовок. Неудачник прослужил всего 10 лет до отправки в резерв, где он простоял еще столько же перед тем, как отправиться на слом. Имевший центральную батарею, «Паллас» (3660 т, 1866 г.) на первый взгляд в полной мере соответствовал рейдерским чертям, имея скорость более 13 узлов и нарезную 178-мм артиллерию.

Но, выстроенный практически по личной инициативе известного кораблестроителя Э.Рида, корабль являлся уникальным специальным тараном. По сути дела, единственным настоящим крейсером из ранних рангоутных броненосцев была лишь «Пенелопа». Данный корвет с узким броневым поясом и бронированной центральной батареей имел большой борт и хорошую мореходность.

Но размещение артиллерии не содействовало решениюкрейсерских задач: батарейные восьмидюймовки не могли стрелять по корме и носу, где действовали лишь три 127-миллиметровки, каковые по большому счету сняли на протяжении модернизации во второй половине 70-ых годов XIX века. Кроме того из для того чтобы краткого описания видно, что британцы не были столь уж неправы, не присваивая гордого крейсерского звания своим малым бронированным судам.

Французы, как и британцы, также предпочитали в вызывающих большие сомнения случаях именовать собственные бронированные крейсера броненосцами. Первый таковой полукрейсер, «Бельикез», заложили два года спустя по окончании ввода в строй «Уорриора», но он воображал собой не сильный древесный корабль водоизмещением 3700 т, имевший наряду с этим полный броневой пояс по ватерлинии толщиной 150 мм и батарею со 120-мм броней, в которой размещались по четыре 194-мм и 164-мм нарезных казнозарядных орудия.

Еще две 164-мм пушки пребывали на верхней палубе и являлись главным оружием в нехорошую погоду и при погоне, потому, что батарейные порты возвышались над водой всего на 2 м и довольно часто заливались волнами. Спустя два года за этим одиночкой последовала громадная для Франции серия из 7 единиц типа «Альма». Первоначально предполагалось ввести на них очень прогрессивную для того времени схему размещения артиллерии: четыре 164-мм орудия по углам центральной батареи.

Уже на протяжении постройки схему поменяли на еще более передовую, заменив неспециализированный каземат на четыре отдельные барбетные установки. Но по окончании более тщательного расчета весов конструкторы засомневались в возможности уменьшения остойчивости и покинули лишь два барбета; четыре орудия по старинке разместили в батарее.

И «Бельикез», и «Альма» с компанией взяли еще один вид оружия, на долгое время ставший отличительной чертой французских крейсеров.

Выдававшийся на три метра вперед древесный таран был обшит несколькими слоями металла и воображал собой в полной мере большую опастность. Увы, убедиться в этом было нужно не неприятелю. В июле 1877 года «Тетис» удачно таранил собственный систершип «Рейнъ Бланш». К счастью, оба корабля удалось спасти.

Во второй половине 60-ых годов девятнадцатого века французы достаточно последовательно повторили прошлую серию, увеличив водоизмещение до 4600 т, дабы хоть как-то устранить основной недочёт собственных «крейсеров» — поднять большую скорость, которая чуть превышала 11 узлов. Тройка «Ла Галисоньер», «Триомфан» и «Викторьез» развила на работе около 12,7 узла.

Вторым улучшением стал более большой калибр орудий: «галисоньеры» несли по шесть 240-мм орудий вместо 164-мм (при том же размещении — два в барбетах и четыре в батарее), плюс к тому одно 194-мм погонное орудие и шесть 138-миллиметровок на верхней палубе.

Предстоящее улучшение в том же направлении— повышение скорости — показала следующая пара, «Байяр» и «Тюренн».

Для собственного времени (а вошли в строй они лишь в первой половине 80-ых годов XIX века) материал корпуса (все то же дерево) стал уже совсем архаичным, в противоположность размещению артиллерии. Все четыре 240-мм орудия модели 1870 года размещались в барбетах, причем два из них в первый раз на крейсерах размешались в диаметральной плоскости: один — в середине корпуса и второй — в корме, и вдобавок два — бок о бок ближе к носу. Оружие дополнялось парой 194-мм (погонным и ретирадным) и шестью 138-мм орудиями.

Так же в первый раз на французском крейсерском судне показалась 50-мм броневая палуба, закрывавшая сверху броневой пояс, толщина которого достигала в середине корпуса 250 мм. Скорость возросла до 14,5 узла, но увеличилось и водоизмещение, достигшее 6000 т. В общем, французские броненосные крейсера неспешно возвращались на круги сбоя, в ряды броненосцев, так и не став настоящими рейдерами либо «уничтожителями рейдеров».

У «жалкого племянника великого дяди», Наполеона III, не нашлось ни жажды, ни теории для войны на море. А провал 1871 года по большому счету покинул разбитую империю в экономических и политических проблемах.

Как это ни необычно, но ни Англия, ни Франция в 1860-е годы кроме того не постарались создать полноценный броненосный крейсер.

И в первый раз мысль для того чтобы корабля показалась в Российской Федерации. Отцом броненосного крейсерского флота можно назвать адмирала A.A.Попова. Он имел богатый опыт дальних походов и прекрасно осознавал, как полезным может оказаться в военное время сильный океанский корабль, талантливый при необходимости вступить в бой с любым из бессчётных фрегатов либо корветов соперника и выйти из этого боя, сохраняя свойство к предстоящему рейдерству.

А для этого очень желательным являлся полный броневой пояс, закрывавший ватерлинию. Во второй половине 60-ых годов девятнадцатого века A.A. Попов представил проект радикальной переделки древесного фрегата «Генерал-адмирал», на котором предполагалось покинуть лишь шесть орудий, но большого калибра, заменить всю нижнюю часть корпуса на металлическую с металлической же броней.

Но фрегат был так пораженным гнилью, что предпочли строить новый корабль.

24. Броненосный крейсер «Дмитрий Донской», Российская Федерация, 1885 г.

Строился на верфи Нового Адмиралтейства в Петербурге. Водоизмещение 5800 т. Протяженность по ватерлинии 90,43 м, ширина 15,85 м, осадка 7,85 м. Мощность одновальной паровой установки 7000 л.с., скорость 16 уз.

Бронирование: пояс 152— 120 мм (броня «компаунд»), палуба 51 мм. Оружие: два 203-мм, четырнадцать 152-мм и четыре 87-мм орудия, 14 малокалиберных револьверных пушек, пять 381-мм торпедных аппаратов. В 1895 г. модернизирован с установкой новой скорострельной артиллерии: шести 152-мм, десяти 120-мм, шести 47-мм и десяти 37-мм орудий. Всего в 1884— 1885 гг. выстроено 2 единицы, пара отличавшихся составом и конструкцией оружия: «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах».

Оба погибли в Цусимском сражении 28 мая 1905 г.

25. Броненосный крейсер «Пенелопа», Англия, 1868 г.

Строился на верфи ВМС в Пемброке. Водоизмещение 4470 т. Протяженность по ватерлинии 83,2 м, ширина 15,24 м, осадка 5,15 м. Мощность одновальной паровой установки 4760 л.с., скорость 12,75 уз.

Бронирование: пояс — 152 мм, батарея — 152 мм. Оружие: восемь 203-мм и пять 127-мм дульнозарядных нарезных орудий. В 1897 г. выведен из состава флота и перевоплощён в плавучую колонию в Южной Африке. Сдан на слом в 1912 г.

26. Броненосный крейсер «Генерал-адмирал», Российская Федерация, 1875 г.

Строился на Невском заводе в Петербурге. Водоизмещение 5030 т. Протяженность по ватерлинии 87,12 м, ширина 14,63 м, осадка 7,37 м. Мощность одновальной паровой установки 4470 л.с., скорость 12,3 уз.

Бронирование: пояс 152— 127 мм. Оружие: шесть 203-мм, два 152-мм и четыре 87-мм орудия. Потом добавлены восемь 37-мм револьверных пушек и два 381-мм торпедных аппарата.

Всего в 1875 — 1877 гг. выстроено 2 единицы: «Генерал-Герцог» и «адмирал Эдинбургский». В 80-х гг. XIX в. оба перевооружены, в 1892 и 1896 гг., соответственно, приобрели новые машины и котлы. Служили в качестве учебных судов до 1909 г., после этого переоборудованы в минные заградители «Нарова» и «Онега».

27. Броненосный крейсер «Нортхэмптон», Англия, 1878 г.

Строился компанией «Нэйпир».

Водоизмещение 7630 т. Протяженность по ватерлинии 88,1 м, ширина 18,29 м, осадка 7,58 м. Мощность двухвальной паровой установки 6100 л.с., скорость 13,25 уз. Бронирование: пояс 229— 152 мм, палуба 51 мм. Оружие: четыре 254-мм и восемь 229-мм нарезных орудий, шесть 20-фунтовых гладкоствольных пушек. Всего в 1878— 1881 гг. выстроено 2 единицы: «Нортхэмптон» и «Нельсон». В 90-х гг.

XIX в. оба модернизированы и перевооружены, но скоро оба посланы в резерв. «Нортхэмлтон» сдан на слом в 1905 г. и «Нельсон» — в 1910 г.

Потому, что в качестве главной задачи предполагалось личное рейдерство, особенное внимание обращалось на скорость хода, автономность и мореходность. Использование бракетного метода комплекта разрешило сократить вес корпуса до 30% (у первого металлического «англичанина» «Инконстанта» данный показатель доходил до 50%).

Из этого стало возмможно выделить более чем 400 т на бронирование. Калибр орудий ограничили 203 мм, потому, что считалось, что вспомогательные крейсера (каковые много имела возможность выставить при войны Англия) не смогут нести ничего тяжелее 6-дюймовок. Ввиду того, что количество орудий ограничивалось всего четырьмя стволами, для большого повышения угла обстрела их установили на поддерживающих борт полукруглых площадках — спонсонах.

Сейчас из 8-дюймовок имели возможность вести пламя практически по корме и носу, не опасаясь за целостность все столь же обильного такелажа. Новый «Генерал-адмирал» так же, как и прежде нес практически 2,5 тысячи кв. метров парусов — вторых способов обеспечить громадную длительность плавания в те времена не существовало.

Успешный опыт решил судьбу другого корабля, «томившегося» почти 10 лет на том же Невском заводе.

Заложенный еще в 1865 году «Минин» (однотипный с парусно-паровым броненосцем «Князь Пожарский») должен был претерпеть много трансформаций, многие из которых, к счастью, остались лишь на бумаге. На протяжении постройки Технический комитет российского морского ведомства внес предложение перевоплотить его в актуальный тогда башенный броненосец. Но смерть в шторм низкобортного прототипа — английского «Кэптена» — вынудила приостановить все работы.

Лишь в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века А.А.Попов настоял на очередной переделке, в этом случае — в океанский крейсер по примеру уже вышедшего на опробования «Генерал-адмирала». Строителям было нужно потрудиться: всю надводную часть борта разобрали и сделали по новому проекту, подводную часть обшили медью и деревом, сняв предварительно броневой пояс, что установили снова лишь во второй половине 70-ых годов XIX века, перед самым вводом в строй.

Британцы взирали на русские бронированные океанские рейдеры безо всякого энтузиазма.

Их появление означало серьезную опастность для «владычицы морей». Исходя из этого Адмиралтейство распорядилось противопоставить паре «Генерал-адмирал» — «Герцог Эдинбургский» (второй корабль серии по иронии судьбы взял столь экзотическое для отечественного флота наименование в честь визита английского принца) собственную, лишь более замечательную. Так в Ройял Нэйви показались настоящие броненосные крейсера «Нельсон» и «Нортхэмптон».

Заметно более большие, они несли более замечательное оружие и пара превышали по скорости собственных оппонентов. Их проект во многом базировался на первом полноценном английском броненосном крейсере «Шэннон», заложенном в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века, практически в один момент с «Генерал-адмиралом». Данный высокобортный трехмачтовый корабль имел бронированные толстый пояс (229 — 152 мм), палубу а также рубку (229-мм).

Сами британцы говорят, что «обстоятельство его появления в составе флота пара туманна». Однако исходная цель его создателей ясна: Британия нуждалась в боевых единицах, предназначенных для работы в удаленных уголках огромной империи, достаточно сильных чтобы сокрушить не сильный броненосцы вероятных соперников, и достаточно стремительных для погони за ними и другими неприятельскими судами.

Не смотря на то, что «Шэннон» пользовался славой недовооруженного корабля, артиллерия из двух 254-мм и семи 229-мм нарезных дульнозарядных орудий (простых для британцев в те времена) смотрелась достаточно убедительно. В сущности, он в полной мере имел возможность потягаться с «Генерал-адмиралом» либо «Мининым» с весьма хорошими шансами на победу.

Но Российская Федерация не остановилась на достигнутом.

В первой половине 80-ых годов XIX века все тот же неутомимый А.А.Попов представил проект улучшенных судов приглянувшегося класса. Не смотря на то, что «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» уступали «нельсонам» по водоизмещению, но по чисто дальности хода и крейсерским качествам скорости покинули соперников на большом растоянии сзади. Бронирование в первый раз выполнялось из сталежелезных плит «компаунд», сопротивление которых превышало металлические на четверть.

Отечественные адмиралы предпочли иметь больше орудий, не смотря на то, что и пара меньшего калибра, справедливо полагая, что одинокому рейдеру серьёзнее скоро подавить более не сильный соперника и попытаться уйти от более сильного. По ходу постройки на обоих судах успели внедрить всяческие новшества, но на каждом собственные. Так, «Мономах» взял двухвальную машинную установку, а «Донской» — закрытую сверху батарею. В первый раз крейсера оборудовали постоянными гребными винтами вместо подъемных.

В следствии они стали фактически чисто паровыми боевыми судами: при ходе под парусами винты оказывали скорость и — значительное сопротивление оставалась маленькой.

«Мономах» выстроили в рекордный для России срок — за 20 месяцев. В этом случае британцы не постарались создать собственный симметричный ответ. Но это не означало, что «просвещенные мореплаватели» не обратили на русскую угрозу никакого внимания.

Наоборот: в то время, когда «Мономах» вышел в собственный первое заграничное плавание на Дальний Восток, на всем пути его всегда сопровождал один из новейших английских броненосцев. В 1884—1885 годах отношения двух государств оставались весьма напряженными, и потенциальные соперники довольно часто шли с заряженными орудиями и открытыми артиллерийскими портами.

В тот раз обошлось без кровопролития.

Но лучшим русским броненосным крейсерам предстояла продолжительная карьера. Большинство их работы прошла в тихоокеанских водах, рядом с страшным соседом — скоро наращивающей мускулы Японией. В том месте же и закончилась их карьера.

Проделав еще раз привычный маршрут Кронштадт — Дальний Восток, на этот раз в составе 2-й Тихоокеанской эскадры З.П.Рожественского, они стали участниками несчастливой для нас Цусимской битвы. «Владимир Мономах» взял попадание торпедой и был затоплен на следующее утро. А вот на долю «Донского» выпал тяжелый, но славный жребий.

Уже по окончании боя основных сил прослуживший к тому времени около 20 лет русский крейсер сумел отбиться от шести соперников — легких и запасных крейсеров, не смотря на то, что взял наряду с этим много попаданий. В отличие от своих бронепалубных собратьев, таких как «Светлана» либо «Новик», «Донской» сумел сохранить плавучесть и ход, очень убедительно доказав обоснованность теории рейдера с всецело бронированной ватерлинией.

Из жаркого боя он вышел непобежденным и лишь ввиду полной безнадежности обстановки был затоплен командой на следующее утро. Последний бой «Донского», совсем несправедливо забытый и редко упоминаемый историками, принадлежит к самые выдающимся страницам русском морской славы.

В.

КОФМАН

Броненосцы Ironclads

Статьи, которые будут Вам интересны: