Первые бронеавтомобили вермахта

Первые бронеавтомобили вермахта

Скромный бюджет рейхсвера в начале 30-х годов не разрешил германской армии обзавестись перспективными четырехосными бронеавтомобилями. Предпочтение взяли более простые и недорогие образцы, созданные на базе стандартных трехосных грузовых шасси (6×4), оборудованных дополнительными задними постами управления.

14 февраля 1930 года в Министерстве оружий произошло заседание, на котором было решено продолжить начатые во второй половине 20-ых годов XX века опыты с 1,5-тонными шасси коммерческих грузовиков, чтобы выяснить пригодность этих автомобилей для на их базе бронеавтомобилей. Объектом внимания были следующие трехосные шасси: G-3 компании Daimler-Benz AG, G-31 компании Bussing-NAG и М-206 компании Magirus.

Первым испытали G-3, которое воображало собой модификацию серийного коммерческого шасси и имело громадную базу (3200+950 мм) при массе 2,2 тонны. В кормовой его части смонтировали дополнительный механизм управления, что применяли при езде задним ходом. Около обеих рулевых колонок пребывали конические передачи, соединенные карданным валом.

Посредством этого устройства действия рулей синхронизировались. Передняя рулевая колонка размешалась под громадным углом наклона, разрешавшим ей вписаться в конфигурацию кузова.

На шасси G-3 установили броне-корпус массой 2,3 т, что сконструировала компания Deutsche Werke AG в Киле. Так показался первый прототип бронеавтомобиля с колесной формулой 6×4.

Машина была вооружена одним 7,92-мм пулеметом MG 13, расположенным во вращающейся башне.

Опробования продемонстрировали, что передняя ось перегружена, а через чур громадная база отрицательно сказывалась на проходимости автомобили. Совокупность охлаждения двигателя была неэффективной, требовалось расширить объём и поверхность радиаторов минимум на 20 процентов.

В марте 1931 года компания Daimler-Benz представила модификацию G-3, первоначально именовавшуюся G-4, а с мая 1931 года — G-За. Новое шасси уже не имело недочётов прошлого. Помимо этого, оно отличалось усиленной подвеской, а коробка передач имела реверс, разрешавший двигаться задним ходом на тех же передачах, что и при езде вперед.

Цена серийного коммерческого шасси компании Daimler-Benz составляла 19 000 рейхсмарок, цена же армейского варианта G-За достигала 24 340 рейхсмарок.

В один момент шли опробования шасси G-31p компании Bussing-NAG. Компания Magirus с опозданием подключилась к конкурсу, представив собственную конструкцию — М-206р.

Оба этих шасси кроме этого оснащались дополнительным постом управления, разрешавшим двигаться задним ходом, не разворачивая автомобили. Шасси компаний Bussing-NAG и Magirus имели две приборные доски, тогда как у Daimler-Benz приборная доска устанавливалась лишь в первых рядах.

Шасси М-206р выгодно отличалось от соперников тем, что разрешало двигаться с однообразной скоростью как вперед, так и назад, а установленный перед задней осью особый каток облегчал преодоление препятствий.

В ноябре 1932 года Министерство оружий заказало 37 экземпляров шасси G-За и 16 экземпляров G-31p. Позднее было заказано и пара М-206р.

Трехосные бронеавтомобили выпускались в трех вариантах, различавшихся оборудованием и вооружением.

Бронекорпуса для автомобилей спроектировали и производили на компании Deutsche Werke AG в Киле. Автомобили на базе шасси Magirus отличались конфигурацией передней части капота и крыльями передних колес.

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (6-Rad):

1 — посадочный люк; 2 — башня; 3 — лючок для стрельбы из личного оружия; 4 — пулемет MG 13; 5 — пушка Kwk 30; 6 — откидной колпак над местом механика-водителя; 7 — верхний башенный люк; 8 —откидной колпак над местом кормового механика-водителя; 9 — фара со светомаскировочной насадкой; 10 — смотровой лючок; 11 — кормовой башенный люк; 12 — кормовой посадочный люк

Первый вариант трехосного бронеавтомобиля сперва имел наименование Kfz.67, которое скоро поменяли на schwerer Panzerspahwagen Sd.Kfz.231.

По окончании того, как во второй половине 30-ых годов XX века на вооружение были приняты четырехосные бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (8-Rad), ветхим трехосным автомобилям присвоили обозначение Sd.Kfz.231 (6-Rad).

Корпус бронеавтомобиля, рассчитанный на защиту от пуль со металлическим сердечником, и от осколков, планировал из катаных страниц брони толщиной 8—14,5 мм. Страницы крепились к каркасу из металлического профиля и размешались под громадным углом наклона, что увеличивало пулестойкость.

В передней части корпуса размешалось моторное отделение, а в центральной и задней частях — боевое. Экипаж складывался из четырех человек: начальника, стрелка и двух механиков-водителей.

На крыше боевого отделения на шариковой опоре устанавливалась башня, сваренная из таких же броневых страниц, что и корпус. Вращалась она вручную. В правой части лобового страницы башни в подвижной бронировке были смонтированы 20-мм пушка KwK 30 L/55 и 7,92-мм пулемет MG 13.

Угол вертикального наведения составлял от минус 2 до плюс 12°, горизонтального — 360°. Боекомплект составляли 200 патронов и 1300 выстрелов к пулемету.

Один из прототипов компании Daimler-Benz оснащался дополнительным пулеметом MG 13, что монтировался в шаровой установке справа от механика-водителя. Но серийные автомобили для того чтобы пулемета не имели.

Экипаж Sd.

Kfz.231 поддерживал сообщение с другими автомобилями только посредством флажков, радиооборудование на машине отсутствовало.

Второй вариант бронеавтомобиля был подобен первой модели, но дополнительно комплектовался коротковолновой радиостанцией Fu.Spr.Ger.«a» и рамочной антенной, крепление которой к корме и башне корпуса не затрудняло вращения башни.

Первоначально данный вариант именовался Kraftwagen (Fu) Kfz.67а, а Позднее машине присвоили обозначение schwerer Panzerspahwagen (Fu) Sd.Kfz.232, а во второй половине 30-ых годов XX века — Sd.Kfz.232(Fu) (6-Rad). Высота автомобили вместе с антенной составляла 2870 мм.

Последняя модификация трехосного бронеавтомобиля — автомобиль связи schwerer Panzerfunkwagen Sd.Kfz.263. Во второй половине 30-ых годов XX века к этому обозначению добавили (б-Rad). Бронеавтомобиль не имел вращавшейся башни и оснащался лишь одним пулеметом MG 13. Форма рамочной антенны была другой, чем у Sd.Kfz.232.

В задней части неподвижной надстройки размешалась дополнительная телескопическая антенна. На Sd.Kfz.232 устанавливали радиостанции большего радиуса действия. Экипаж автомобили — пять человек.

Высота Sd.Kfz.263 составляла 2930 мм.

Первые трехосные бронеавтомобили изготавливались фабриками компании Daimler-Benz AG в Унтертюркхайме и Мариенфельде. В первой половине 30-ых годов XX века рейхсвер начал приобретать автомобили, собранные заводом компании Bussing-NAG в Брауншвейге. Годом позднее к выпуску подключился завод компании Magirus AG (Киль), ограниченный выпуск был организован и на компании Deutsche Edelstahlwerke (Ганновер).

Производство трехосных бронеавтомобилей завершили во второй половине 30-ых годов XX века, выпустив 123 автомобили Sd.Kfz.231 и 232 (б-Rad), и 28 экземпляров Sd.Kfz.263 (6-Rad).

Первые бронеавтомобили Sd.Kfz.231 и 232 (6-Rad) поступили в части рейхсвера уже в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Автомобили принимали участие в маневрах германской армии, проводившихся в тот год.

Перед глазами приглашенных гостей, среди которых был и президент Германии генерал-фельдмаршал фон Гинденбург, в первый раз по окончании заключения Версальского контракта предстали тяжелые бронеавтомобили.

Денежные возможности рейхсвера в первой половине 30-ых годов двадцатого века не разрешали заказать большую серию бронеавтомобилей, исходя из этого компания Daimler-Benz постаралась заинтересовать собственной машиной и германскую полицию, но напрасно.

Обстановка кардинальным образом изменилась в первой половине 30-ых годов XX века — по окончании того, как к власти пришел Гитлер. Для него на полигоне был организован показ разных родов армий. В числе других перед фюрером прошли моторизованные части, среди них и взвод тяжелых бронеавтомобилей, произведших на Гитлера яркое впечатление, и он всегда повторял: «Это как раз то, что нам необходимо!».

Заказ на бронеавтомобили увеличили, но предназначались они лишь для подготовки личного состава и рассматривались только в качестве временного варианта.

Тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz.231, 232 и 263 (6-Rad) с 1935 года поступали на вооружение разведывательных частей формируемых танковых, легких и моторизованных дивизий вермахта.

До начала Второй мировой трехосные бронеавтомобили принимали участие в аншлюсе Австрии в марте 1938 года, в оккупации Судетской области в осеннюю пору 1938 года, а также в оккупации Чехии и Моравии в марте 1939-го.

Не обращая внимания на то, что во второй половине 30-ых годов XX века в части вермахта начали поступать новые четырехосные бронеавтомобили, трехосные автомобили успели поучаствовать в сентябрьской кампании 1939 года (в составе 1 -й легкой дивизии, и 1-й, 2-й, 3-й и 4-й танковых дивизий).

На протяжении кампании было утрачено около дюжины таких бронеавтомобилей — узкая броня не защищала кроме того от польских противотанковых ружей.

Два бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (6-Rad) были приспособлены для езды по ЖД колее и действовали как дрезины в составе германского бронепоезда № 3.

Трехосные бронеавтомобили принимали участие в битвах во Франции (май —июнь 1940 года).

В первой половине 40-ых годов двадцатого века пара таких автомобилей оставалось в составе 4-й, 6-й и 10-й танковых дивизий вермахта. Последние исправные Sd.Kfz.231 и 232 (6-Rad) были выведены из состава линейных частей только в первой половине 40-ых годов XX века. Позднее их применяли для подготовки новобранцев, и направляли в милицейский части, дислоцированные на оккупированных территориях. В Польше, на территории так именуемого генерал-губернаторства, германские милицейский части применяли Sd.Kfz.231 еще летом 1944 года.

Бронеавтомобили Sd.Kfz.231 — обычные для собственного времени автомобили. В первой половине 30-х годов похожие броневики оказались и в других государствах: Англии, США, Советском Альянсе. Главными недочётами Sd.Kfz.231 были: отсутствие привода на передний мост, через чур не сильный двигатель и перегруженное шасси. Все это без шуток ограничивало возможности автомобили. Попытки установить сдвоенные передние колеса либо надеть на задние колеса гусеничную ленту были неудачными.

А вот шасси компании Magirus, оснащенные дополнительным роликом, отличались лучшей проходимостью. Экипажи бронеавтомобилей прекрасно знали, что их автомобили не приспособлены для езды по пересеченной местности. Лишь в необыкновенных обстановках бронемашинам разрешалось съезжать с жёсткого покрытия. О езде по не сильный грунту не могло быть и речи.

Не обращая внимания на все недочёты трехосные бронемашины оправдали возлагаемые на них надежды.

Перед тем как в армии начали поступать их четырехосные собратья, с их помощью удалось подготовить кадры для разведывательных частей танковых дивизий.

М. БАРЯТИНСКИЙ

Самоходки и бронетранспортеры Вермахта

Статьи, которые будут Вам интересны: