Первые бронеавтомобили уайта

Первые бронеавтомобили уайта

Даймлер и Бенц изобрели собственные автомобили в десятнадцатом веке, но надёжным и распространённым транспортным средством автомобиль стал только в ХХ-ом. Армейские сходу показали интерес к новым самодви-жущимся повозкам, собираясь использовать их для персонала и перевозки грузов, использовать для буксировки артиллерии и как шасси для нового вида оружий -бронеавтомобилей.

До начала Первой Мировой удалось создать пара десятков умелых и мелкосерийных бронемашин, но к концу 1914 г. стало известно, что ни в одной стране мира нет подходящей модели для развёртывания серийного производства броневиков. Проектировать что-либо заново было уже некогда: первый период войны был манёвренным, и бронеавтомобили требовались срочно. Конструкторы безотлагательно просматривали автопарки, сохраняя надежду выбрать самоё подходящее шасси для установки бронекорпуса.

Вот тут многие и обратили внимание на американские автошасси компании Motor Саг White. Эту компанию в середине XIX века создал узнаваемый изобретатель Томас Уайт. Она изготавливала швейные машинки, велосипеды, автомобили и паровые машины с паровыми двигателями.

В 1906 г. паровые машины «Уайт» (White) стали поступать в американскую армию. В 1909 г. начали выпуск автомашин с4-цилиндровыми двигателями внутреннего сгорания грузоподъёмностью от 750 кг до 5 т, каковые кроме этого закупались армейскими.

По окончании начала войны шасси «Уайт» много экспортировали в союзные государства Европы. Самый распространённым было однотонное шасси ТЕВО с 16-клапанным карбюраторным двигателем мощностью 28,9 л.с. и 3-ступенчатой коробкой передач.

На его базе изготовляли тягачи и лёгкие грузовики. В кузове ТЕВО размещались скамьи на 9 — 12 человек.

С 1912 г. компания начала выпуск собственного самого известного 1,5-тонного грузовика ТВС с 30-сильным двигателем, 4-ступенчатой карданным приводом и коробкой передач на задние сдвоенные колёса. Шины были литыми.

В 1914 г. ТВС поступил на вооружение американских армий в Мексике, а на протяжении Первой Мировой употреблялся экспедиционным корпусом США во Франции. В 1917 г. автомобиль ТВС послужил прототипом первого американского «стандартного грузовика» Liberty А. Распространённым был кроме этого 2-тонный длиннобазовый вариант TDC, ставший базой первого военного пожарного автомобиля.

В армии употреблялись и тяжёлые автомобили ТС, TAD, TCD и TDC грузоподъёмностью 3 — 5 т, имевшие массивную раму с полукруглой передней поперечиной, игравшей роль бампера, 4-цилиндровые двигатели мощностью 40 — 45 л.с., цепные приводы и широкие металлические колёса.

В общем итоге за войну компания White Motor Саг изготовила 18 тысяч машин.

В русской императорской армии грузовики «Уайт» показались ещё до Первой мировой.

В 1912 г. автоцистерна, изготовленная данной компанией, принимала участие в испытательном пробеге армейского ведомства. В 1915 — 1916 гг. русская армия взяла пара 76,2-мм зениток Тарнов-ского/Лендера на небронированном шасси

5-тонных грузовиков «Уайт», организовав две зенитные батареи на автомобильном ходу. С лета 1917 г. они стали одними из самые боеспособных частей. В 1917 одна зенитная батарея была включёна в состав армии Юденича и учавствовала в наступлении на Петроград…

В 1919 г. два её зенитных автомобиля «Уайт» были реквизированы в эстонскую армию, где они взяли персональные имена Sorts и Puuk.

White Armored Саг 4×2 Model 1916

Бронеавтомобиль«Мгебров-Уайт»

На Румынском фронте в составе 97-го Лифляндского пехотного полка 1916 — 1917 гг. сражались машины «Уайт» ТВС с установленными на них лебёдками конструкции Кармышева марки «Адсудза» (сокращение от слов «Адмиралтейский судостроительный завод», где их и изготовляли в 1915 г.). Всего таких автомобилей было выпущено не больше дюжины. Их применяли кроме этого для спуска и подъёма аэростатов.

США

В 1916 г. в мастерских военного арсенала США в Рок-Айленде под впечатлением военных действий в Европе был выстроен умелый бронеавтомобиль на шасси грузовика White TBC. В следующем году эта машина употреблялась частями генерала Першинга в битвах с повстанцами Панчо Вильи. В 1-й бронемоторизирован-ной батарее машину именовали Pershing Tank, не смотря на то, что её официальное наименование White Armored Car 4×2.

В 1917 г. в Соединенных Штатах на шасси White TBC был создан ещё один бронеавтомобиль на предприятии Van Dorn Iron Works в Кливленде.

Единственный изготовленныйобразец под номером 11508 проходил опробования в Форт Силл (штат Оклахома) до начала 1918 г. Автомобиль в полной мере соответствовал уровню бронеавтомобилей других государств, но в связи с окончанием войны в серийное производство не отправился.

В 1918 г. американские экспедиционные силы (A.E.F.) в Европе чувствовали острую дефицит колёсной и гусеничной военной техники. Прототип бронеавтомобиля решили создать прямо во Франции. За базу было забрано шасси грузовика White TAB.

На него установили древесный «бронекорпус» и муляжи двух диагонально расположенных башен. В разместили экипаж из 4-х человек. Спицованные колёса закрыли бронедисками.

White TBC, забронированный по проекту штабс-капитана Мгеброва, 1915 г.

Бронеавтомобиль, условно именовавшийся White AEF 4×2 Armored Саг, должен был послужить прототипом для настоящей военной машины, но за предстоящее развитие проекта никто не взялся.

Автомобиль-макет просуществовал до 1921 г., а позже был разобран.

Российская Федерация

Ещё одной страной, где изготавливали бронеавтомобили на шасси «Уайт», стала Российская Федерация. В ноябре 1914 г. отставной полковник инженерных армий Черемзин обратился в Военное ведомство с предложением создать «броневую автомобильную разведывательную команду» из нескольких бронемашин.

Полковнику были выделены четыре автомобили (3 легковых и 1,5-тонный грузовик «Уайт»), Бронировка автомобилей осуществлялась на средства торговца Меркульева по примеру французских бронеавтомобилей: бронекрыша отсутствовала, а пулемётное оружие устанавливалось за щитами.

Приёмная рабочая группа посчитала уровень бронирования недостаточным. В итоге, весной 1915 года три из четырёх бронеавтомобилей, а также «Уайт», были посланы на Ижорский завод для усиления бронирования.

Проекты перебронировки разрабатывались штабс-капитаном В.А. Мгебровым. К тому времени на заводе уже велась сборка лёгких бронеавтомобилей «Рено» по его проекту.

В большинстве случаев Мгебров бронировал автомобили и деятельно применял размещение бронелистов под громадными углами наклона. На «Уайте» конструктору удалось разместить в кормовой части цилиндрическую башню с 37-мм пушкой Гочкиса, созданную на базе лёгкой морской пушки с поменянным клиновым затвором. Протяженность ствола орудия составляла 20 калибров (740 мм).

Угол поворота башни ограничивался броне-корпусом (около 270°). направляться учитывать, что в те годы в бой бронеавтомобили шли задним ходом, что частично компенсировало невозможность ведения огня по ходу автомобили. Кроме пушки, на машине было ещё два 7,62-мм пулемёта «Максим» примера 1910 г. с водяным охлаждением ствола. Корпус бронеавтомобиля был склёпан из 4 — 7-мм страниц катаной хромоникелевой броневой стали Ижорского завода.

В отличие от бронеавтомобиля «Рено» конструкции Мгеброва, у «Уайта» радиатор размешался перед двигателем, что не разрешило сделать бронирование моторного отсека клиновидным. Для доступа к двигателю по бортам имелись маленькие люки, а крыша моторного отделения была сделана откидной на шарнирных петлях.

В отделении управления слева размещалось сиденье водителя, справа — начальника.

Для наблюдения за местностью командир и водитель располагали двумя смотровыми окнами с откидными бро-некрышками, в их нижней части приклёпывались особые бронеуголки, мешающие попаданию осколков и пуль, рикошетирующих от лобового бронелиста. В боковых скосах для командира и водителя имелось по одной амбразуре.

Пулемётное отделение венчала башня-рубка конструкции Мгеброва, имевшая в плане сложную конфигурацию, напоминавшую стилизованное сердце.

На крыше башни пребывала цилиндрическая наблюдательная башенка со смотровыми щелями. Для посадки/высадки в машину экипаж располагал тремя дверьми: одна -в правом борту отделения управления, две — в бортах цилиндрической части пулемётного отделения.

Двигатель бронеавтомобиля соответствовал базисному шасси White — карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения, рабочим количеством 3,672 л и мощностью 35 л.с.

При перемещении по шоссе бронеавтомобиль развивал скорость до 42 км/ч, по просёлку скорость падала до 18 — 20 км/ч. Ёмкость топливного бака составляла 100 л, что разрешало машине пройти по шоссе 230 — 250 км.

Подвеска — зависимая, на полуэллиптических листовых рессорах.

Главные эти бронеавтомобилей Уайта с карбюраторными двигателями жидкостного охлаждения

Колёсапереднего моста — односкатные, заднего — двускатные с литыми грузошинами и бронированными дисками.

15 сентября 1915 г. «Мгебров-Уайт» в составе 29-го автомобильного пулемётного взвода был послан в Тифлис в распоряжение Кавказской армии, действовавшей против турок. Но летом следующего года матчасть взвода, среди них и «Мгебров-Уайт», была возвращена на Ижорский завод для ремонта, по окончании чего «Уайт» опять убыл на фронт.

По окончании Октябрьской революции броневик был на стороне красных и в 1920 г. употреблялся в оборонительныхбоях на Каховском плацдарме. Информации о его предстоящей судьбе нет.

На протяжении советско-польской войны 1920 — 1921 гг. войска Советской республики обширно применяли восстановленную военную технику царской армии.

Шасси для популярных «остинов» из Англии, конечно, уже не поставлялись. Потому часть бронекорпусов при ремонте переставлялись на другие подходящие шасси. На протяжении неудачных военных действий в руки поляков в качестве трофеев попало два «остина» 1-й серии, переставленных на шасси White TBC (снаружи они отличались большей характерными колёсами и базой грузовиков White).

Франция

В 1917 г. компания Renault выстроила бронеавтомобиль, установив корпус умелого броневика SegurLorfeuvre на шасси американского 2-тонного грузовика White. К началу Первой Мировой Франция располагала 2000 шасси «Уайт» двух типов: TAB, выпускавшихся в Соединенных Штатах с 1915 по 1919 год, и ТВС, производившихся по лицензии компанией «Рено» с 1915 по 1922 год.

Шасси отличались массой и шириной. В серийном производстве бронемашин, взявших обозначение White AMD, употреблялись и те, и другие. 25 августа 1917 г. броневик «Уайт» был принят на вооружение французской армии.

Всего компанией Renault было выстроено 230 бронемашин этого типа, еще 20 — собрали на американских шасси. без сомнений, это были одни из лучших бронированных автомобилей Первой Мировой, но к началу Второй мировой войны они уже устарели.

Всецело закрытый бронированный корпус автомобили был склёпан из страниц катаной стали толщиной 8 мм. Экипаж складывался из 4-х человек: начальник (унтер-офицер), шофер переднего поста управления, шофер заднего поста управления и наводчик, обслуживавший пулемёт и пушку.

Доступ к двигателю для ремонта и обслуживания снабжали два съёмных бортовых страницы на стенках бронекапота, крепившиеся болтами к каркасу. Спереди моторное отделение закрывалось бронированным горизонтальным жалюзи с двумя неподвижными пластинами и верхней подвижной крышкой, которая поднималась на шарнирных петлях, снабжая приток воздуха к радиатору.

Сзади моторного отделения пребывало отделение управления, в котором размешались шофер (слева) и его ассистент (справа). Обзор им снабжали два лобовых окна с опускаемыми бронекрышками и два круглых смотровых отверстия в бортах с бронекрышками полукруглой формы.

«Уайт» AMD 1915 г

Французский бронеавтомобиль «Уайт» AMD

Бронемашина была снабжена вторым постом управления для перемещения задним ходом. При необходимости данный пост занимал ассистент водителя.

Наряду с этим механизм реверсивной передачи допускал на всех четырёх передачах приблизительно такие же скорости перемещения задним ходом, как и вперёд. Но задний пост управления не имел всех органов управления. Помимо этого, вождение бронемашины с кормового поста управления потребовало определённой сноровки, поскольку наряду с этим управляющие колёса пребывали позади.

Следить за местностью шофер заднего поста имел возможность через узкое кормовое окно с бронекрышкой и два боковых смотровых отверстия.

Над боевым отделением размещалась клёпаная симметричная башня кругового вращения. На её крыше имелись два люка, через каковые наводчик и командир машины имели возможность вести наблюдение за местностью.

Кроме этих люков, для обзора были предусмотрены смотровые щели с бронекрышками.

В башне противоположно друг другу были установлены 37-мм пушка SA 18 примера 1916 г. и 8-мм пулемёт «Гочкис». Помимо этого, в боевом отделении перевозился запасной пулемёт, что употреблялся для стрельбы по воздушным целям.

При необходимости он монтировался на вилочном станке, прикреплённом по левому борту на уровне лобового окна. Вести пламя из зенитного пулемёта возможно было лишь выйдя из остановившейся бронемашины. В этом случае снаряжённая патронная лента подавалась к нему через круглое смотровое отверстие в борту отделения управления.

Для входа экипажа в машину в обоих бортах имелись громадные прямоугольные двери: левая раскрывалась в сторону кормы, правая — в сторону передней части автомобили.

На бортах кормовой части корпуса размешались громадные коробки для запасных частей и инструментов. По левому борту на особых скобах крепился штатный шанцевый инструмент — кирка и лопата.

Для перемещения ночью бронемашина была снабжена громадной съёмной фарой-прожектором, крепившейся по центру над жалюзи радиатора, и парой фар меньшего размера, смонтированных у верхних углов передней стены моторного отделения. Четвёртая фара, помогавшая для освещения дороги при перемещении задним ходом, размешалась на левом заднем крыле.

В ходовой части автомобилей употреблялись древесные спицованные колёса с литыми грузошинами типа «Дюкасбль» (на задней оси находились двускатные колёса).

До середины 1930-х гг. бронеавтомобиль «Уайт» являлся главной ударной силой французских бронекавалерийских армий во Франции, Марокко, на Ближнем Востоке а также в Шанхае. К началу осени 1939 г. в Северной Африке оставались еще 57 бронеавтомобилей White с «родным» шасси.

Последний раз они принимали участие в сражении в 1941 г. на Ближнем Востоке в составе 6-го и 7-го бронекавалерийских полков. Сохранилось пара фотографий, на которых немцы с удивлением разглядывают трофейные бронеавтомобили с древесными спицованными колёсами.

В октябре 1918 г. в Москву на ещё недостроенный завод АМО начали поступать с фронта разрушенные трёхтонные грузовики «Уайт». За 1919 г. поступило 250 трёхтонок ЕС и TAD.

Автомобили эти по тем временам считались достаточно хорошими. Но у двигателей был большой недочёт — довольно часто лопались нижние крышки шатунов. Американцы делали их из латуни.

Бронирование машин на Ижорском заводе. Слева — «Мгебров-Уайт»

1940 г. Германские воины разглядывают захваченный броневик White времен Первой Мировой с древесными спицованными колёсами

Утративший сообщение с валом шатун вызывал, в большинстве случаев, полное разрушение картера и блока двигателя. Такие аварии на долгое время ломали десятки нужных стране автомобилей. Запасных частей для «Уайта» уже не оставалось, и исходя из этого для ремонта грузовиков на заводе АМО была организована отливка и механическаяобработка блоков и картеров. Дело это выяснилось тяжёлым: чертежей не было, работу было нужно делать по «натуре».

Более 300 отлитых блоков было нужно отбраковать на различных этапах механической обработки, перед тем как удалось взять прекрасные результаты. При восстановлении грузовиков на АМО от ветхих моторов употреблялись лишь шатуны, коленчатые и распределительные запчасти; было освоено производство водяных и масляных насосов, спроектирован новый радиатор типа ФИАТ более рациональной конструкции с успешным креплением к раме.

Кроме того карбюраторы типа Zenith для этих двигателей начали изготовлять у себя — на 4-м национальном автомобильном заводе в Москве — бывшей фабрике Ильина.

Четырёхцилиндровые двигатели «Уайт-АМО» мощностью 30 л.с. при 1400 об/мин. выпускались в Москве до 1924 г. Их устанавливали на отремонтированные дрезины и грузовики.

В один момент с мотором завод освоил второй большой узел трёхтонки — коробкупередач.

Её практически было нужно заново конструировать. Коробка «Уайта» отличалась сложностью устройства: четыре передачи вперёд, из которых третья была прямой, а четвёртая — повышающей. Скопировать её не удалось, потому амовцы сделали четырёхступенчатую коробку с четвёртой прямой передачей.

По окончании капремонта на АМО 3-тонные грузовики White TAD получали так много новых нехарактерных линия, что по праву именовались «Уайт-АМО».

Занимался капремонтом грузовиков White и Ярославский автомобильный завод. Концепция его первенца Я-3 формировалась под влиянием White TAD.

13 августа 1924 г. завод АМО на шасси отремонтированного 1,5-тонного White ТВС выстроил автобусный кузов конструкции И.Ф. Германа и сдал его в эксплуатацию в Столичное коммунальное хозяйство.

Военный работа автомобили кончилась, начались мирные будни.

Л. КАЩЕЕВ

Тот самый броневик Ильича (Машины Знаменитостей)

Статьи, которые будут Вам интересны: