Правь, британия, под водами…

Правь, британия, под водами...

В Англии, «настрогавшей» в трёх типах: А, В и С практически пять десятков потомков заокеанского «Холланда», задумались о двух вещах. Во-первых, им хотелось выйти из довольно-таки унизительной зависимости от бывшей колонии (напомним, «Виккерс» платил за каждую субмарину, выстроенную на его верфях, обладателю прав — американской «Электрик Боут Компани»), Во-вторых, Адмиралтейство желало иметь не только глубоко оборонительные прибрежные варианты подводных лодок, но и субмарины, талантливые атаковать противника на большом растоянии от своих баз.

Так ещё в конце 1906 года показались начальные намётки проекта, ставшего, в итоге, не только первой вправду чисто британской субмариной, но ещё и прототипом для огромного большинства последующих «океанских охотников». Основательно поднаторевшие в собственном деле английские кораблестроители сумели совершить громадный скачок вперёд. Но путь к тому отнюдь не был усыпан розами.

Не смотря на то, что головную единицу нового типа D, заложили в мае 1907 года, постройка затянулась. Уж больно большое количество новшеств желали положить в собственный продукт специалисты «и» инженеры Виккерса «Ройял направляться».

Сначала было очевидным, что «атакующей» субмарине нужна громадная дальность.

Это, со своей стороны, потребовало большого повышения водоизмещения. Оно и увеличилось — более чем в два раза, что решило, например, проблему запаса горючего. Но имевшиеся бензиновые двигатели всех типов были через чур капризными и прожорливыми. Требовались более надёжные и экономичные, и тут вне конкуренции были новомодные дизели. Помимо этого, иметь единственный двигатель на подводном корабле, отправляющемся в дальний поход на семь дней, смотрелось через чур рискованным.

Что же, одновальная установка уступила место двухвальной. А потребная мощность обеспечивалась парой агрегатов, как дизелями, так и электромоторами для подводного хода. В общем, британцы пришли к тому же выводу, что и Спирс за океаном, причём фактически одновременно и независимо от «законодателей моды».

Ещё одним крайне важным новшеством стало применение внешних балластных цистерн.

Ранее использовавшиеся внутренние в то время исчерпали себя: на громадной лодке вес принимаемой воды становился очень большим, силу его давления принимали на себя и переборки, имевшие не через чур удачную для этого форму. Большая часть прочности (и веса) корпуса непроизводительно уходила на то, дабы «удержать» личный балласт.

Сейчас же цистерны разместили по бокам, снаружи прочного корпуса, имевшего прошлую форму, круглую (близкую к круговой) в сечении.

Само собой разумеется, не через чур красивые «мешки»-блистеры не украшали подлодку, но разрешали «одним выстрелом уложить целую свору зайцев» — разрешить сходу пара неприятностей. Весьма удачная цилиндрическая форма прочного корпуса, сейчас предназначенная лишь для нужного груза, легко принимала внешнее давление воды в цистернах: фактически, оно не отличалось от давления внешней среды.

Помимо этого, без особенных неприятностей удалось расширить запас плавучести более чем в двараза — с 10% у «холландов» до 25% у подлодок нового типа. В следствии менее страшными становились вероятные аварии и возрастали шансы для аварийного всплытия при частичных повреждениях. Заодно субмарина получала заметно улучшенные мореходные качества, каковые, как отмечалось, определялись в первую очередь тем самым запасом плавучести.

И уже совсем попутно решалась такая «пустяковая» неприятность, как хронический недочёт нужного места в корпуса, часть которого ранее занимали цистерны. Сейчас возможно было улучшить условия обитания экипажа и расширить его численность — меры, легко нужные для осуществления дальних походов. В общем, целые пользы.

Подлодка D-4, Англия, 1909 г.

Строилась компанией «Виккерс» в Барроу. Тип конструкции — полуторакорпусный, с внешними балластными цистернами. Водоизмещение подводное/надводное 500/600 т. Размеры: протяженность 49,38 м, ширина 6,25 м, осадка 3,35 м. Материал корпуса: сталь. Глубина погружения — до тридцати метров. Двигатель: 2 дизеля мощностью 1200 л.с. и 2 электромотора мощностью 550 л.с. Скорость надводная/подводная — 14/10 уз.

Оружие: три 450-мм торпедных аппарата — два в носу и один в корме (6 торпед) и одно 76-мм орудие. (Первые 3 единицы орудия не имели.) Экипаж: 25 чел. В 1907 — 1911 гг. выстроено 8 единиц: от D-1 до D-8. Ещё 2 единицы, D-9 и D-10, достраивались как тип Е. D-2, D-4, D-5 и D-6 погибли в годы 1-й всемирный войны. D-1 расстреляна в качестве мишени в конце 1918г.

Остальные сданы на слом в 1921 г.

Подлодка D-7. Заложена Н.М.

Dockyard в Четхеме 14.02.1910 г., спушена на воду в 1911 г., вступила в строй 14.12.1911 г. Исключена из перечней 19.12.1921 г. и разобрана на металл

Подлодка Е-1 (тип Е, серия 1), Англия, 1913 г.

Строилась на национальной верфи в Чатэме.

Тип конструкции — полуторакорпусный, с внешними балластными цистернами. Водоизмещение подводное/надводное — 652/795 т. Размеры: протяженность 53,65 м, ширина 6,86 м, осадка 3,66 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения-до 30 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 1600 л.с. и 2 электромотора мощностью 840 л.с., скорость надводная/подводная — 14,2/9,75 уз. Оружие: четыре 450-мм торпедных аппарата: по одному в корме и носу и по каждому траверзу (8 торпед). На Е-2 ещё и одно 102-мм орудие. Экипаж: 31 чел.

В 1913 — 1914 гг. выстроено 10 единиц: 8 для Британии, от Е-1 до Е-8, и 2 для Австралии, АЯ-1 и АЯ-2. Е-1 и Е-8 затоплены командой на Балтике в 1918 г., Е-3, Е-5, Е-6 и Е-7 погибли в годы 1-й всемирный войны, как и обе австралийские. Остальные сданы на слом в 1921 г.

Не осталось забытым и оружие.

Число торпедных труб увеличилось за счёт добавления аппарата в корме, для чего было нужно заметно модифицировать всю заднюю часть корпуса. А носовую несколько разместили не бок о бок, как ранее, а приятель над втором — обычный для типов вариант, причём не только британских, что разрешало сделать носовую оконечность субмарины более «стройной», улучшив её ходовые качества за счёт меньшего сопротивления.

Вообще-то изначально предполагалось установить ещё одну несколько торпедных аппаратов (доведя их число до 5), стреляющих в направлении, перпендикулярном оси лодки. Мысль вообще-то понятна: при её осуществлении оказалась теоретическая возможность стрелять по сопернику практически с любого направления, не прицеливаясь намерено всей лодкой. Реально же быстро ограничивалась скорость, на которой возможно произвести выстрел, дабы торпеда не сломалась при выходе из аппарата.

Помимо этого, «прицеливание боком» кроме этого выяснилось не через чур эргономичным и потребовало хорошего навыка. Но, для типа D все эти мысли остались чисто умозрительными: размеры не разрешили внедрить такое храброе (и спорное) размещение.

Но в первый раз на английской лодке показалась артиллерия, причём достаточно замечательная.

Британцы справедливо сделали вывод, что пушка в случае если и не защитит от сколь-нибудь приличного неприятеля, но может оказаться крайне полезной в качестве орудия нападения на невооружённые торговые суда, досмотр которых предполагался уже в то время ответственным вариантом применения субмарины. В качестве пушки выбрали трёхдюймовку (в английском обозначении — 12-фунтовку, по весу боеприпаса) с длиной ствола 40 калибров и унитарным патроном.

Орудие в походном положении скрывалось в надстройки и выдвигалось в рабочее положение особым механизмом, приводимым в воздействие сжатым воздухом. Устройство остроумное, но появлявшееся через чур неуклюжим. В годы войны нередкие поднятие и убирание орудия (при каждом появлении судна, которое к тому же не всегда оказывалось, неприятельским) изматывали расчёт и приводили механизм в негодность.

На последующих типах (и очень на долгое время) от технически прогрессивного ответа отказались: пушки на субмаринах устанавливали на несложных тумбах, разрешавших начать стрельбу практически сразу после всплытия. Но вторая неприятность, которой «новаторы» весьма опасались, была не столь уж и ужасной. Речь заходит о постоянном нахождении орудия в воде (надстройка для него не была влагонепроницаемой).

Не обращая внимания на изрядную коррозию от постоянного действия «солевого раствора», подводники достаточно скоро наладились «консервировать» пушку при погружении и расконсервировать перед стрельбой.

Успешным были и механические новшества. Не смотря на то, что и тут не обошлось без определённого конфуза: разработка собственного дизеля Хорнсби-Экройда потерпела неудачу.

В итоге было нужно брать лицензию на производство 4-тактного двигателя у известной компании «MAN», признанного фаворита в производстве дизелей в течение многих последующих десятилетий. А конфуз пребывал в том, что компания эта была германской. По сути, британцы были обязанными тому самому будущему сопернику, «гуннам», с которыми всего через пара лет им было нужно вступить в воистину смертельную схватку.

К тому же воспроизводство германских моторов (а английские конструкторы возжелали внести в них собственные трансформации) столкнулось со сложностями, пара задержавшими ввод в строй единиц типа D.

Однако, с проблемами удалось совладать. Хорошо обстояло дело и с «электрической частью».

аккумуляторная батареи нового типа разрешали лодке оставаться под водой в течение всего яркого времени дней, всплывая для подзарядки лишь ночью. Очень важный ход вперёд, потому, что, как мы не забываем, тип С данной возможности был лишён. И это при том, что относительный вес батарей снизился до менее 15 % от подводного водоизмещения если сравнивать с более чем 20% на типе С. Весьма хорошо смотрелась и дальность, удвоившаяся если сравнивать с предшественницами.

Хорошо обстояли дела и со мореходностью и скоростью. На поверхности лодки имели возможность достаточно с уверенностью держать 14 узлов, а под водой движение достигал 10 узлов, пускай и на непродолжительное время.

Серьёзным улучшением стали и новые радиостанции. Изобретение Маркони-Попова сначала пробовало обосноваться на боевых субмаринах, но передатчиков и характеристики приёмников оставались очень скромными.

Дальность работы станций зависела в первую очередь от высоты антенны, которая на подводной лодке никак не могла быть большой по самой конструкции. Однако, на типе D удалось достигнуть 30-мильной дистанции уверенного приёма — хорошей итог для «рации» на субмарине. Не смотря на то, что и не безвозмездно: мачту для антенны и саму антенну приходилось сворачивать перед погружением, так что обмениваться информацией приходилось лишь в надводном положении.

Но по-настоящему революционным (пускай лишь для английского флота) стал следующий тип Е. В сущности, именно он может претендовать на звание первой «действительно английской» субмарины. По сути дела, эта разработка 1910-х годов была такой успешной, что явилась базой всех последующих типов на десятилетие, впредь до послевоенного времени.

Не смотря на то, что размеры лодок Е не через чур увеличились если сравнивать с предшественницами, фактически все характеристики заметно «подтянулись».

В первый раз английские субмарины взяли хоть какое-то разделение на отсеки с применением влагонепроницаемых переборок. В случае если же быть правильным, то двумя, что кроме того не снабжало сохранения плавучести при пробоине в среднем, самый объёмном отсеке. Однако, кроме того такое скромное разделение разрешало в некоторых случаях спасти пускай не сам подводный корабль, то хотя бы часть его команды.

В лодках без влагонепроницаемых переборок при пробоине в большинстве случаев гибли все люди, не считая случайно появлявшихся в рубке при перемещении на поверхности.

В отличие от «первого блина», дизели на лодках нового типа были, на удивление, практичными, неприхотливыми и надёжными. Их так и использовали до конца войны на последующих типах, справедливо полагая, что хороших коней на переправе не меняют.

А «лошадки» вправду показали себя с лучшей стороны. Пара субмарин, данных Австралии, отправилась в том направлении своим ходом. И благополучно дошла, без поломок. И без ремонта заступила на работу. Более того, одна из них, АЕ-2, ухитрилась отмахать более чем 30 тысяч миль, перед тем как её дизелям пригодилось «лечение».

Тип Е владел ещё одной приятной изюминкой: лодки были очень технологичными. Сразу после начала Первой Мировой не без активнейшего участия Уинстона Черчилля, занимавшего в то время пост Первого Морского лорда — морского министра Англии, парламент скоро принял Чрезвычайную программу усиления флота, по которой, например, предполагалось максимально скоро выстроить 38 новейших лодок. «его» завод и Виккерс в Барроу уже не имел возможности совладать со столь огромным заказом, и Адмиралтейство роздало «подарки» всем компаниям, каковые готовься взяться за столь новое для них дело.

Вызвалось практически два десятка, и ни у одной из них не появилось принципиальных трудностей при исполнении заказа. Выстроенные на самых различных фабриках лодки фактически не отличались ни по качеству работ, ни по чертям.

Подлодка АЕ2, выстроенная Англией для Австралии

Субмарина E20, вооружённая 6-дюймовой гаубицей

Подлодка Е-11 в камуфляжной раскраске

Но, новым субмаринам были характерны не одни лишь инженерные удачи.

Нашлась и собственная ложка дёгтя. На типе Е эксперты Адмиралтейства по оружию наконец-то осуществили собственную мечту кругового торпедного обстрела, снабдив лодки четырьмя аппаратами, стрелявшими во все стороны. К трубам в корме и носу добавились 2 траверзных аппарата в середине корпуса.

Помой-му превосходно: откуда не оказался бы соперник, застать субмарину неожиданно было нереально. Она постоянно могла произвести выстрел в считанные секунды, не разворачиваясь к сопернику носом либо кормой. На деле же это кажущееся преимущество оборачивалось значительным недочётом. В цель могло быть отправлено не более одной торпеды, другими словами неприятелю угрожала только одиночная «металлическая рыбка». Соответственно, это быстро снижало эффективность атак, в особенности со больших расстояний.

Англичане постарались экстренно улучшить обстановку, начав устанавливать на 2-й серии (по окончании первого десятка, из которого несколько единиц взяла Австралия) по два аппарата в носу. Сейчас лодки имели возможность угостить цель двумя торпедами, но лишь в том случае, если данной цели произойдёт появляться перед субмариной.

Помимо этого, сами британские 450-мм торпеды несли не через чур большой боевой заряд, что имел возможность потопить лишь ветхий корабль.

В итоге удачно поражённые серьёзные новые цели, такие, как линейный крейсер «Мольтке», легко избегали смерти, ограничиваясь только повреждениями. Именно по неудачному опыту этого «торпедного ежа» британцы заключили о необходимости расширить как число труб в носу (прицеливание «естественным образом» выяснилось куда более эргономичным, чем «спиной»), и создать намного более замечательные торпеды.

И более правильные: при номинальной дальности в 6 км уже начиная с половины данной дистанции попасть продуктом «Королевского артиллерийского завода» становилось нерешаемой сверхзадачей — так существенно торпеда отклонялась от прямой линии.

Пока же было нужно обходиться тем, что имелось. Важным подспорьем не через чур замечательным и надёжным торпедам стала лодочная «артиллерия». Изначально тип Е предполагалось вооружать одним 102-мм орудием.

Как раз его и взяли единицы первой серии. После этого, в связи с установкой второго торпедного аппарата и изменившимся распределением веса, последовали опыты с более лёгкими 57-миллиметровками, 40-мм «пом-помом» — увеличенным «родственником» пулемёта «Максим», и, наконец, ставшей стандартной скорострельной трёхдюймовкой (76-мм). Но, британцы ни при каких обстоятельствах не забывали об опытах, иногда очень экстравагантных.

Так, Е-20 взяла ни большое количество ни мало, 6-дюймовую гаубицу! Но и данный вариант не стал рекордным. Весной 1916 года Е-22 переоборудовали в … гидроавианосец. Пускай с авиагруппой всего в два истребителя компании «Сопвич». Предназначались они для перехвата германских цеппелинов, очень сильно досаждавших британцам и на море и на суше. Лодка должна была занять позицию в Северном море, спустить на воду собственную «авиацию» и ожидать появление грозных гигантов.

Считалось, что неожиданная атака в открытом море, где воздушного неприятеля никак не ожидалось, может стать успешной. На деле же по окончании нескольких походов столь креативную идею было нужно отставить. Цеппелины настойчиво не желали ловиться на эту удочку. Ни одной атаки «сопвичам» так и не удалось осуществить.

Но, дел у «Е» и без этого более чем хватало. Именно на данный тип субмарин пришлась главная часть упрочнений Британии на протяжении Первой Мировой в её «подводном разделе». Из 57 единиц по тем либо иным обстоятельствам в тяжёлые 1914 — 1918 годы погибло 28 — фактически добрая половина. Но и сделать они смогли много. Они вести войну во всех морях, ставших ареной военных действий. Но самые впечатляющими стали их приключения на удалённых театрах.

Мы уже говорили о первых попытках ветхих британских субмарин форсировать Дарданеллы и войти в Мраморное море. Но уже в апреле на остров Умное, где англичане создали временную базу, подтянулись и новейшие на то время лодки типа Е. И предстояло им очень многое претерпеть, но и очень многое сделать.

Первой «на дело» вышла Е-15, но вот именно тут «первый блин» вышел безотносительным комом.

Капитан-лейтенант Броди руководил своим судёнышком не через чур удачно. Течением лодку снесло на мель, причём находящуюся прямо под пушками форта Дарданос. Турки не преминули тут же открыть по ней пламя. Начальник пал одним из первых, и всего за пара мин. корпус Е-15 превратился в полные развалины.

Но британцы, считая эти собственные субмарины громадным достижением, вовсе не желали, дабы в руки соперника попали кроме того их останки. Последовал приказ — стереть с лица земли «подранка».

Для его исполнения было нужно предпринять чрезвычайные меры, которых вряд ли заслуживала какая-либо вторая лодка. Первой задачу постаралась выполнить ночью «старуха» В-6, но бесполезно: турки её нашли и обстреляли, не разрешив прицелиться. Следующую попытку предприняли представители ещё одного нового рода оружия — гидросамолёты. Но и их бомбы легли на большом растоянии от цели. На следующую ночь со своим «номером» вышли два эсминца, но таковой травиальный движение был и вовсе провальным.

Освещённые прожектором и обстрелянные сильнейшим огнём, они разумно сочли за лучшее быстро отойти.

Утром в дело кинули уже ставшего известным к тому времени Холбрука на В-11. Не повезло и ему.

Придя на место и подняв перископ, кавалер Креста Виктории понял, что находится в «молоке». Из-за сильного тумана он не смог разглядеть ничего и повернул вспять, кроме этого не сделав приказ. Потом последовала в буквальном смысле слова «тяжёлая артиллерия»: броненосцы «Маджестик» и «Трайэмф» постарались стереть с лица земли многострадальный корпус Е-15 с надёжной дистанции.

И снова без результата.

Лишь спустя семь дней задачу наконец удалось выполнить. В очередную чёрную ночь два катера с этих самых броненосцев, оснащённые торпедными аппаратами, смело пробрались практически в глотку к неприятелю. Уже у самой цели их кроме этого нашли.

Дело решилось практически в одну 60 секунд: турки включили прожекторы, и один из них случайно осветил многострадальный корпус Е-15. Один из катеров выпустил две торпеды, обе попали — дело было сделано. Но наряду с этим головной катер погиб под огнём. Его напарник смог снять и благополучно «отвезти к себе» всех людей.

Возня около несчастной «тайной субмарины» на этом не закончилась.

Наутро британцы выслали авиаразведку, донесшую о полном уничтожении несчастной лодки, но руководство засомневалось в полной надёжности «аннигиляции». Вечером снова в пролив отправилась В-6 и чуть сама не погибла, сев на мель приблизительно в сотне метров от Е-15. Турки не преминули открыть огонь, но «старухе» повезло больше, чем её более продвинутой (но и более глубоко сидящей) «родственнице».

В-6 сумела возвратиться, воочию убедившись, что от Е-15 остались лишь бесформенные обломки. Примечательно, что за это приключение начальник «бэшки» Робинсон взял высшую приз — Крест Виктории.

Второй «заход» представительниц типа Е в Мраморное море кроме этого был катастрофическим. Жертвой в этом случае стала австралийская лодка АЕ-2. Бесполезно нападав по дороге турецкий броненосец «Тургут Рейс», она смогла форсировать Дарданеллы.

В Мраморном море ей снова повезло встретить броненосец, на этот раз «Барбарос Хайреддин». И снова атака была бесплодной. Как и пара последующих.

Австралийская лодка расстреляла практически все торпеды и уже планировала возвращаться, в то время, когда внезапно случайно выскочила на поверхность перед форштевнем турецкого миноносца «Султанхисар», не преминувшим тут же послать её на дно.

Но британцы в очередной раз показали собственное упорство.

Спустя всего пара дней по окончании АЕ-2 через Дарданеллы прорвалась Е-14. (Она кроме того успела встретиться со своей несчастливой австралийской «сестричкой» перед тем, как та погибла.) На этот раз лодке и её начальнику капитан-лейтенанту Бойлу сопутствовал успех. На дно отправилась сперва турецкая канонерка, а после этого жертвой стал транспорт с армиями (не смотря на то, что последнему удалось выброситься на берег — пресловутые английские торпеды не смогли потопить кроме того торговое судно).

Основное, Е-14 смогла благополучно возвратиться. А её начальник стал очередным кавалером Креста Виктории. Потом (в июне 1915 года) эта субмарина совершила ещё один поход в Мраморное море, в этом случае стёрши с лица земли только пара шхун огнём собственной 57-миллиметровки.

В мае же её поменяла Е-11 под руководством капитан-лейтенанта Нэсмита, ставшего настоящим триумфатором. От торпед его лодки друг за другом шли ко дну транспорты вперемежку с канонеркой «Пеленк-и-Дерия». Нэсмит осмелел так, что вошел прямо в бухту Костантинополя и торпедировал транспорт, стоящий конкретно у причала адмиралтейства в Галате. (Вообще-то он искал линейный крейсер «Гебен», он же «Явуз Султан Селим», но с этим ему не везло).

Однако, эффект столь наглых действий смотрелся сильным: руководство неприятеля временно прекратило перемещение войсковых транспортов по Мраморному морю. Всего за 11 дней Е-11 потопила канонерку и шесть транспортов, а также две войсковых, кроме ещё одного, выбросившегося на берег.

Действительно, и у самой данной субмарины были все шансы провалиться сквозь землю бесследно.

На обратном пути, при проходе через турецкое минное заграждение в Дарданеллах, Е-11 прихватила с собой мину, зацепившуюся за носовой руль глубины. Всплыть на минном поле было нельзя: верная смерть. Но Нэсмит не утратил самообладания, погрузился на большую глубину и медлительно вывел собственную лодку с заграждения — с болтающейся над ней миной. После этого бравый начальник путём продувки цистерн и резкого манёвра ухитрился скинуть собственный страшный груз.

Не страно, что он стал третьим обладателем Креста Виктории среди английских подводников, «хозяйствовавших» в турецких уделах.

Менее удачливыми были начальники Е-7 и Е-12, «поднявшиеся на вахту» в чужом море с середины июня. Они потопили только по паре пароходов и маленьких парусников.

Любопытно, что правильный счёт их побед так и не удалось установить, потому, что часть жертв тонула либо на мель в поверхностном месте, и потом эти судёнышки достаточно легко «оживляли». А выполнить такую работу, как с Е-15, никакой возможности не имелось. Действительно, за Е-7 числится ещё и потопление транспорта с снарядами и, основное, обстрел порохового завода вблизи Константинополя.

Это, в неспециализированном-то, малозначимое и материально несущественное событие (57-мм боеприпасы имели возможность разве что мало повредить средних размеров строение) привело к чудовищной панике в городе. Все предприятия и учреждения остановили работу в ожидании неминуемого английского десанта, а многие обитатели собственный скарб на тележки и ринулись в сторону от берега!

Но, главные удачи были ещё в первых рядах. Их авторство в собственности всё тому же храброму и удачливому Нэсмиту и его Е-11.

Во втором, августовском походе жертвами стали последовательно канонерка и транспорт «Пейк-и-Шевкет». (Кстати, турки их позже подняли.) Но после этого последовала настоящая победа. В поле зрения перископа попал броненосец в сопровождении эсминца. Это был счастливо ускользнувший от АЕ-2 «Барбарос Хайреддин», употреблявшийся на этот раз в очень своеобразной роли транспорта снарядов и… денег для выплат армиям на фронте.

Первые и стали для него роковыми: по окончании попадания торпеды сдетонирова-ли пара тысяч снарядов и гранат, и пробовавший выброситься на мель ветхий корабль (и снова английские торпеды были через чур не сильный) перевернулся и затонул, унеся с собой большую часть экипажа. Раззадорившись результатом, Нэсмит решил потопить ещё и эсминец, выручавший людей с «Хайредина». Но на этот раз торпеда прошла мимо.

Казалось бы, верх настойчивости на грани с наглостью. Нет, за лодками типа Е числятся и ещё более вызывающие действия. Та же Е-11 на несколько с Е-14 подошла к берегу полуострова Галлиполи, в том месте, где единственная дорога, ведущая к позициям турецких армий проходила вблизи береговой черты, по окончании чего обе субмарины начали обстреливать войска!

Одна трёхдюймовка и тем более 57-миллиметровка не могли нанести особенного ущерба, но, однако, перемещение по дороге закончилось. А через несколько дней турки установили пара батарей полевой артиллерии, каковые отгоняли лодки сходу, как они оказались на поверхности.

Прекрасные приключения английских подводников длились.

При одном из обстрелов, на этот раз транспорта, на Е-11 вышел из строя орудийный станок -буквально, так, что отвалился ствол. Но кроме того таковой поломкой Нэсмита и его команду остановить было нереально. Е-11 отошла в укромный уголок Мраморного моря, и экипаж приступил к слесарным работам. Моряки решили сделать новый орудийный станок из остатков ветхого, орудуя самым примитивным инструментом.

И так как это им удалось! Трёхдюймовка снова получила свойство стрелять. И упорному Нэсмиту тут же в очередной раз повезло: Е-11 наткнулась на конвой из буксира, тащившего пять лодок, в сопровождении миноносца «Ярхисар». Нервы у турок не выдержали: по окончании начала стрельбыконвоир постыдно сбежал, и кавалер Креста Виктории записал на собственный счёт ещё несколько судёнышек.

После этого он покусился уже на … железную дорогу в самом уязвимом её месте, избрав мишенью мост-виадук. К счастью для турок, каменное основание виадука выяснилось не по зубам слабенькой, в сущности, пушке. Но цель казалась такой заманчивой (так как при разрушении моста сообщение на долгое время прекращалось), что в движение пошли настоящие диверсионные способы.

Ночью к виадуку подвели заряд, и к утру железная дорога была парализованной. (У Нэсмита нашлись собственные последователи на ниве борьбы с железными дорогами. Такой же «фокус» позднее постарался выполнить с другим мостом старший ассистент Е-2, но пропал без вести, не добившись результата.

А Е-11 продолжала собственные подвиги. Подлатавшись и пополнив запасы, она и в третий раз пробралась в уже «родное» Мраморное море, учинив в том месте настоящий погром.

Нэсмит топил парусники и пароходы то артогнём, то торпедами. Не миновал этого на этот раз и миноносец «Ярхисар», успевший уйти на протяжении прошлого «вояжа» Е-11. Для таковой маленькой цели мощности 450-мм торпеды в полной мере хватило: она разломила корпус пополам, утопив кораблик с большей частью экипажа.

Субмарина Е-11 выход в море

Экипаж субмарины Е-11.Подлодка Е-11- самая успешная субмарина Англии в Первой мировой. Заложена Vickers Limited в Барроу 13.07 1912 г., вступила в строй 14.10.1914 г. Исключена из перечней 07.03.1921 г.

Полные сведения о итогах этого успешного рейда так и не узнаны до сих пор.

На счёт Нэсмита кроме «Ярхисара» записали 11 пароходов и три с половиной десятка маленьких парусников и… очередной поезд. (Но часть из них туркам удалось поднять и снова ввести в строй.) Опыт переняли и другие начальники. Е-12 и Е-2, вооружённые более солидными 102-мм орудиями, пара раз обстреливали войска Турции а также вступали в бой с полевыми батареями! Причём, как пишут британцы, в полной мере удачно.

Как раз в Мраморном море предполагалось опробовать и совсем замечательное оружие — 152-мм гаубицу, установленную на Е-20, но данной лодке не повезло. По замыслу руководства она должна была функционировать совместно с французской субмариной «Тюркуаз», но ту потопили при форсировании пролива. И, что хуже, на «француженке» нашли бумаги с указанием места и времени рандеву.

И в том направлении вместо «напарника» явился неприятель: германская UВ-14 без неприятностей выпустила торпеду по ничего не подозревавшей английской субмарине и послала её на дно. Начальник той же германской лодки сумел до того стереть с лица земли ещё и Е-7, не смотря на то, что в тот раз действовал с катера, применяя некоторый прообраз глубинных бомб — заряды, спускаемые с борта и взрываемые на заданной глубине. (Нужно заявить, что Е-7 не имела возможности ни уйти, ни сопротивляться, запутавшись в противолодочных сетях.)

Всего же Мраморное море стало местом упокоения четырёх представительниц типа Е: Е-7, Е-14, Е-15 и Е-20. Кое-какие другие подлодки взяли важные повреждения. Так, Е-12 была поражена несколькими боеприпасами в мостик и рубку, но, к счастью для неё, прочный корпус сохранился, и субмарина благополучно возвратилась в базу.

Но, каждые жертвы для того чтобы рода стоили свеч. За кампанию в Дарданеллах, продолжавшуюся всего восемь месяцев, английские лодки артиллерией и торпедами потопили два броненосца, два миноносца, пять канонерок, 41 пароход и практически две много(!) парусников, пускай и маленьких. Не говоря уже об упомянутом выше «бесчинстве» на суше. Выдающийся итог, причём подавляющая часть удач приходится на долю как раз типа Е.

Но, Мраморное море выяснилось не единственным театром боевых действий, где преуспели английские субмарины. Второй их «песочницей для игр» (по большей части смертельных) стало Балтийское море. В октябре 1914 года Адмиралтейство решило оказать помощь России, послав на Балтику три подводные лодки типа Е: Е-1, Е-9 и Е-11. Субмаринам предстояло ночью пройти датские проливы и дойти до Либавы, нападав на проходе германский флот.

На первый взгляд, таковой поход смотрелся ещё более страшным, чем упражнения в Дарданеллах. Однако, Е-1 и Е-9 благополучно совершили его. А вот Е-11 под руководством уже известного нам Нэсмита пройти не удалось, причём она чуть не потопила по неточности нейтральную датскую подлодку. Лодке было нужно возвратиться — для того, чтобы потом прославиться в Мраморном море.

Позднее, в 1915 году британцы направили В том же направлении ещё две субмарины, Е-8 и Е-13. На этот раз лишь Е-8 добралась до России.

На Е-13 перестал работать компас, и она села на мель в датских территориальных акваториях. В том месте её и прикончил германский эсминец, несмотря на нейтралитет Дании. Потом лодку сняли с мели и интернировали до конца войны. После этого проторённой дорожкой проследовали Е-18 и Е-19, не смотря на то, что первой из них было нужно плестись через всё море на одном винте, утратив второй на мели.

Немцы сходу почувствовали присутствие «заклятых неприятелей»: английские лодки показали недюжинную активность, создавая угрозы в Балтийском море, считавшемся немцами в западной части «домашним». Командующий германским флотом на Балтике принц Генрих в одном из собственных распоряжений кроме того объявил, что уничтожение английской подлодки он будет рассматривать как равносильное уничтожению русского броненосного крейсера.

Настоящий счёт германских кораблей ВМФ, потопленных субмаринами типа Е на Балтике, включает броненосный крейсер «Принц Адальберт», разрешённый войти на дно Е-8 под руководством Гудхарта, и ветхие бронепалубные крейсера «Ундине» и «Хела», с которыми расправились соответственно Е-19 и Е-9. Помимо этого, были потоплены пара мелких судов и десятков пароходов. Возможно, излишне сказать, что все начальники взяли собственные высокие призы, как отечественные, так и российские.

Но оба последних заслуживают отдельного упоминания. Начальник Е-19 Кроми известен по большей части тем, что был потом убит советскими чекистами на протяжении ликвидации «заговора послов». Он пал на лестнице английского консульства в Петрограде, появлявшись единственным, кто пробовал обезопасисть представительство собственной страны с оружием в руках, за что и прославился в отечественной литературе как «рыцарь без упрёка и страха».

А руководивший Е-9 Макс Хортон благополучно прошёл всю войну и считается в Англии лучшим подводником собственной страны всех времён.

Но сами субмарины-победительницы поделили участь ранее погибшей Е-18. 3 апреля 1918 года экипажи Е-8, Е-9, Е-19 и Е-1 взорвали собственные лодки по приказу руководства, которое опасалось, что они попадут в руки деятельно наступавших германских армий по условиям Брест-Литовского мирного контракта, что Адмиралтейство никак не устраивало.

Та же будущее постигла трёх оставшихся «старух» типа «С», попавших на Балтику по окончании продолжительной одиссеи, включавшей доставку их на транспортах на русский Север с последующим переводом по совокупности каналов к месту работы.

Но наибольшее число сгинувших «Е» (не меньше дюжины) приходится на родное Северное море. Причём большинство из них пропало бесследно, разумеется, подорвавшись на германских минах. Но и им удалось послать на дно пять германских субмарин и несколько эсминцев.

К сожалению, британцам не удалось увенчать собственные удачи из-за низкого качества торпед. В апреле 1918 года при последнем выходе Флота Открытого Моря линейный крейсер «Мольтке» взял попадание с Е-42. Торпеда попала отменно: в середину корабля, но не причинила большой ущерб. «Мольтке» возвратился в порт под собственными автомобилями. Обидный прокол. Тем более, что данный линейный крейсер становился успешной целью для лодок типа Е уже во второй раз.

Тремя годами раньше его торпедировала Е-1 на Балтике, также только легко «надкусив». Однако, немцы вследствие этого попаданием отменили действия собственного флота под Ригой, а начальник Е-1 Лоуренс взял Георгиевский крест прямо из рук царя. Суммируя всё, деятельность этих «рабочих лошадок» Ройял Нэйви, пускай не самых сильных и не самых успешных среди «сотрудников» собственного времени в различных государствах вправду возможно признать очень и очень успешной.

Что касается типа D, то его представительницы всю войну оставались поблизости от родных берегов. Они помой-му предназначались для атаки германских судов, но практически им было нужно служить в качестве собственного рода средства «подвижной береговой обороны». Ближе к концу войны — не без успеха. В конце 1917 и начале 1918 года жертвами D-4 и D-7 пали их две германские лодки.

Но и те удачно отвечали: D-4 потопила UВ-72, а «немка со следующим номером, «73», через месяц с маленьким разрешила войти торпедой ко дну D-6. Ещё три лодки серии погибли раньше. D-2 и D-5 — в ноябре 1914 года, не смотря на то, что и по различным обстоятельствам: одна от действий германского сторожевика при вылазке к вражескому побережью, в устье реки Эмс, вторая приняла смерть на мине. А D-3 по большому счету утопил дружественный французский дирижабль, спутавший её с лодкой соперника.

В итоге, войну пережили лишь три единицы из семи, отправившиеся на слом в первой половине 20-ых годов двадцатого века, как и добрая половина сохранившихся к тому времени их старших подруг типа Е.

Правь Британия.

Статьи, которые будут Вам интересны: