Британия одевается в броню

Британия одевается в броню

Кконцу XIX века Англия осталась единственной из основных морских держав, все еще игнорировавших одну из главных тенденций в крейсерском кораблестроении — рвение прикрыть «тружеников океана» бортовой броней. Броненосные крейсера строили уже все: Франция, полностью отказавшаяся от палубной схемы защиты; Российская Федерация, чьи бронированные гиганты, — «Рюрик», «Российская Федерация» и «Громовой» произвели столько шума в коридорах Адмиралтейства, что его услышал «кораблестроительный подчинённый» Британии — Италия.

Показались суда этого класса и за океаном, В США. И в быстро набиравшей скорость в военной гонке на море Германии уже закладывались замечательные и прекрасно защищенные боевые единицы.

Положение становилось, образно выражаясь, легко неприличным, не смотря на то, что «владычица морей» имела возможность позволить себе не через чур торопиться. Эксперты думали, что громадные «коробки», такие, как «диадемы» либо «Пауэрфул» с «Терриблом», сопернику будет весьма и весьма непросто утопить в артиллерийском бою, не обращая внимания на отсутствие бортовой брони.

В общем, в их аргументах находился здравый суть: при малых расстояниях боя (а ожидалось, что они будут не более двух миль) толстые наклонные скосы броневой палубы защищали артиллерийские погреба и механизмы кроме того лучше, чем вертикальные плиты равной толщины. Ну а порванную фугасными боеприпасами бортовую обшивку капитаны и английские адмиралы помой-му имели возможность себе позволить, поскольку это их соперникам было нужно бы бегать от королевских крейсеров, каковые при чего имели возможность отыскать место для ремонта в бессчётных базах.

Тем более что у конструкторов и моряков в памяти оставалась история с «первыми блинами» — «Уорспайтом» и «Империесом» и семеркой «Орландо», броневой пояс которых в следствии строительной перегрузки был всецело под водой, перевоплотив их в ухудшенных бронепалубников. Сказывалась и позиция главного конструктора флота, сэра Уильяма Уайта, вычислявшего узенький пояс не более чем лишней обузой для крейсера.

Но соображения и подобные доводы натыкались на множество «в случае если».

А вдруг бой случится-таки в самых удаленных частях земного шара, куда еще не дотянулась долгая рука английской короны? Либо же полученный от затоплений незащищенных отсеков крен не разрешит крейсеру продолжить погоню, вынудит скинуть скорость либо, хуже того, по большому счету не разрешит применять собственную артиллерию? А что если это случится кроме того в собственных водах, но на виду линейного флота соперника, что успеет добить раненый корабль?

Шансы аналогичного финала возрастали по мере все большего внедрения скорострельной артиллерии среднего калибра В случае если раньше возможно было ожидать немногочисленных попаданий, своевременно ликвидируя последствия каждого, то бессчётные шести-, пяти- и четырехдюймовки имели возможность в течение получаса основательно издырявить «шкуру» кроме того для того чтобы «слона», как громадный «Пауэрфул».

В общем, неприятность назрела. Ее ответ выяснилось на удивление несложным и легким.

Дело в том, что в отличие от судов вторых наций большие английские крейсера 1-го класса строились так «просторно», что методом не через чур громадных упрочнений в них удалось втиснуть еще и броневой пояс. К тому же новая сталь с громадным содержанием никеля, закаленная по способу Круппа, разрешила применить плиты меньшей толщины и, значит, при той же массе брони расширить высоту броневого пояса. Сейчас кроме того при перегрузки борт выше ватерлинии имел надежное прикрытие.

Как уже говорилось, Уайт отправился по несложному пути, забрав за прототип первого британского «панцирника» нового поколения «Диадему». в течении 60% длины корпуса в центральнойего части, защищая автомобили, погреба и котлы боезапаса, простирался броневой 152-мм пояс высотой практически 3,5 м. С кормы и носа броневую коробку замыкали траверзы 127-мм толщины.

Конечно, папубную защиту было нужно сделать уже; она составляла сейчас всего 37 мм, но форма оставалась прошлой — ее скосы у бортов спускались к нижней кромке пояса, а в средней части поднимались вверх на манер панциря черепахи. В носу, где дыры постоянно представляли громадную опасность, нежели в корме, кроме этого имелась бортовая броня, не смотря на то, что намного более узкая — всего 51 мм. Считалось, что ее хватит против фугасных снарядов.

В задней части солидное 76-мм прикрытие взяло рулевое отделение. Заодно с новой схемой защиты на крейсерах типа «Кресси» избавились от самый осуждаемого недочёта «диадем»: отсутствия «пробивающей» артиллерии На них снова вернули ставшие уже классическими 234-мм орудия в башенных установках в корме и носу В итоге броненосные первенцы имели такое же оружие, как громадный «Пауэрфул», но притом были на две с лишним тысячи тысячь киллограм легче, да к тому же несли броневой пояс.

А пара увеличенная мощность автомобилей разрешила избавиться от неспешности «диадем», подняв скорость до 21 узла. Любопытно, что столь бессчётные и нужные усовершенствования «стоили» всего лишнюю тысячу тысячь киллограм водоизмещения — около 8%.

Потому, что преимущества корабля с бортовой броней были очевидными, британцы разом покончили с постройкой через чур ненадежно защищенных бронепалубных гигантов.

Действительно, тут же появилась некая неприятность с официальным назначением крейсеров I ранга нового типа. Мастодонты водоизмещением практически как у стандартного броненосца того времени сейчас несли практически такую же броню (серия выстроенных чуть ранее «облегченных» броненосцев типа «Канопус» имела все то же 152-мм бортовое бронирование, не смотря на то, что и более толстую броневую палубу), исходя из этого появился соблазн «приписать» их к главным силам флота.

Вправду, «Кресси» и последующие громадные броненосные крейсера номинально предназначались в качестве разведывательных сил линейных эскадр, пригодных к маленьким стычкам с броненосцами неприятеля Но риск взять 12-дюймовый боеприпас оставался громадным, а не сильный по калибру артиллерия вряд ли имела возможность нанести большой вред солидно защищенному сопернику. Очень большое общее число новых крейсеров 1-го класса показывает, что Адмиралтейство преследовало в первую очередь все ту же классическую цель — борьбу с подобными боевыми единицами соперника везде и неизменно, в эскадренном строю либо в одиночных стычках в дальних морях.

В следующей серии броненосных крейсеров, типе «Гуд Хоуп», четко проявились все эти несоответствия. Адмиралтейство пошло на предстоящее повышение водоизмещения, стремясь придать новым судам более высокие боевые качества.

Но настоящей прибавкой стала лишь скорость В случае если лучший из предшественников, «Хог», сумел достигнуть на опробованиях 22 узлов (а нехороший, головной «Кресси», лишь 20,8 узла), то все «гуд хоупы» на первых же пробах легко превысили 23 узла, а рекордсмен «Дрейк» развил в одном из пробегов более чем 24,5 узла — прекрасный итог для 1903 года. Ценой этих достижений стали дополнительные 2200 т водоизмещения; действительно, конструкторам удалось добавить еще четыре 6-дюймовки, сравняв оружие с окончательным вариантом «белых слонов» «Пауэрфула» и «Террибла».

Фактически однообразным у этих двух типов гигантов были и водоизмещение, и главные размерения. Преимуществами являлись бортовая защита (полностью повторявшая «Кресси») и более высокая скорость.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
Англичан в новых крейсерах устраивало фактически все, не считая самого главного суда для того чтобы размера никак не могли быть недорогими и, значит, их количество кроме того у богатейшей империи мира было ограниченным.

В это же время потенциальные соперники — Российская Федерация, Франция, Германия — строили крейсера меньшего размера, каковые, однако, стали бы через чур страшными соперниками для британских «второклассников», к примеру, русские 6-тысячники — «Варяг», «Аскольд», «Богатырь». В следствии в стратегии защиты морских дорог у Англии оказалась важная брешь, которую требовалось безотлагательно закрыть новым типом крейсеров.

И ответ был вправду своевременным По особому дополнению к программе 1898 — 1899 годов предусматривалась постройка первой пары «крейсеров-защитников», неспециализированное число которых должно было достигнуть двух десятков. Конструкторы пошли по привычному пути, забрав за прототип все тот же успешный «Кресси», пересмотрели приоритеты Первой жертвой пала фактически броневая защита.

Толщину плит бортового пояса уменьшили в полтора раза, пострадала и защита артиллерии Провалились сквозь землю и 234-миллиметровки, уступив место 6-дюймовкам в двухорудийных башнях с электроприводом. Принятое ответ выяснилось неудачным, башенные орудия имели меньшую скорострельность, а точность стрельбы была не на высоте. По оценкам экспертов, такая двухорудийная установка по эффективности равнялась одиночному палубному либо казематному орудию.

Справедливости для стоит подметить, что подобные неудачи являлись неспециализированными для всех первых образцов среднекалиберных двухорудийных башен, достаточно отыскать в памяти отечественные неприятности с «Олегом» и «Богатырём». Потом инженерам удалось неспешно вылечить все «детские заболевания», и спаренные башенные установки стали хорошим типом оружия крейсеров. Но на это требовалось время и время.

88. Броненосный крейсер «Кокрейн» (Англия, 1907 г.)

Строился на верфи ВМФ в Пемброке. Водоизмещение 13 550 т, большая протяженность 154,08 м, ширина 22,40 м, осадка 7,92 м Мощность двухвальной паросиловой установки 23 000 л.с., скорость 23 узла. Оружие: шесть 234-мм, четыре 190-мм и двадцать шесть 47-мм орудий, три 457-мм торпедных аппарата. Бронирование: основной пояс — 76 — 152 мм, верхний пояс —152 мм, палуба — 25 — 37 мм, траверзы — 51 мм и 152 мм, башни—114—190 мм, барбеты—152 мм, рубка — 254 мм.

Всего в 1906—1907 гг. выстроено четыре крейсера: «Уорриэр», «Кокрейн», «Наталь» и «Ахиллес». «Уорриэр» погиб в мае 1916 г. в Ютландском бою, «Наталь» — от внутреннего взрыва в декабре 1915-го, «Кокрейн» в следствии навигационной аварии в 1918-м, «Ахиллес» сдан на слом в 1921 г.

89. Броненосный крейсер «Дрейк» (Англия, 1903 г.)

Строился на верфи ВМФ в Пемброке.

Водоизмещение 14 150 т, большая протяженность 162,61 м, ширина 21,74 м, осадка 7,92 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 30 000 л.с., скорость 23,5 узла. Оружие: два 234-мм, шестнадцать 152-мм, четырнадцать 76-мм и три 47-мм орудия, два 457-мм торпедных аппарата Бронирование, пояс — 51 — 152 мм, палуба — 25 — 37 мм (63 мм над румпельным отделением), траверзы—127 мм, башни и барбеты—152 мм, казематы—127 мм, рубка — 305 мм.

Всего в 1902—1903 гг. выстроено четыре крейсера: «Дрейк», «ГудХоуп», «Кинг Левиафан» и «Альфред» «Гуд Хоуп» погиб в ноябре 1914 г. в сражении при Коронеле, «Дрейк» — в октябре 1917 г. от торпед германской подлодки U-79, остальные сданы на слом в 1920 г.

90. Броненосный крейсер «Хэмпшир» (Англия, 1905 г.)

Строился на верфи ВМФ в Чатаме. Водоизмещение 10 850 т, большая протяженность 144,32 м, ширина 20,88 м, осадка 7,32 м Мощность двухвальной паросиловой установки 21 000 л.с., скорость 22 узла. Оружие: четыре 190-мм, шесть 152-мм, два 76-мм, восемнадцать 47-мм орудий, два 457-мм торпедных аппарата. Бронирование: пояс — 51 —152 мм, палуба — 19 — 51 мм, траверз— 127 мм, башни— 127 мм, барбеты — 152 мм, казематы—152 мм, рубка — 305 мм.

Всего в 1905 г. выстроено шесть крейсеров «Хэмпшир», «Энтрим», «Арджайл», «Карнарвон», «Девоншир» и «Роксборо», «Хампшир» погиб на мине в июне 1916 г., «Арджайл» в следствии навигационной аварии в октябре 1915 г., остальные сданы на слом в 1921 — 1922 гг.

Названные именами графств Англии, новые защитники торговли привели к очередной волне критики, частично в полной мере обоснованной.

Одновременно с этим частные компании, в первую очередь известный Армстронг, сумели вместить в то же водоизмещение (а «каунти» никак не было возможности назвать мелкими; их размер приближался к десяти тысячам тысячь киллограм) большое количество больше вооружения и брони. Так, выстроенные для Японии «асамы» имели практически в два раза громадную массу бортового залпа (772 кг против 408) и наряду с этим намного более замечательную броню — 178-мм пояс против 102-мм.

Но Адмиралтейство не имело возможности отказаться от основных собственных требований его «охотники» неизменно должны были быть мореходными, скоростными, дальними и иметь крепкий корпус. Во всех этих не всегда заметных на первый взгляд элементах «подлинные англичане» превосходили снаружи весьма примечательный и эффектный экспортный вариант И вправду, уже на протяжении русско-японской войны скорость армстронговских «изделий» на практике не превышала 18 узлов, в то время как «графства» достаточно бодро бегали и 10 лет спустя, в Первую мировую, развивая время от времени более 24 узлов Их бронирование выяснилось в полной мере достаточным в дуэльных поединках с германскими крейсерами, вооруженными 105-мм орудиями.

Так, «Кент» в сражении с германским «Лейпцигом» около Фолклендских островов в 1914 году взял более 40 попаданий, но отделался лишь легкими повреждениями, всецело «разделав» собственного соперника. Подобно «Корнуолл» поступил с «Нюрнбергом», понеся еще меньшие утраты.

Однако для «громадного боя» первые «каунти» не годились, в первую очередь из-за отсутствия замечательных орудий.

Исходя из этого в следующей серии конструкторы предприняли попытку исправить недочёт, снабдив «Девоншир» и его «сестричек» новыми 190-мм пушками в одноорудийных башнях Две из них заменили неудачные спарки в корме и носу, и вдобавок несколько разместили в носовых казематах, очень сильно заливавшихся водой на полном ходу. На крейсера вернули 6-дюймовый пояс, но, наконец, провалились сквозь землю ненужные в сражении с равным соперником трехдюймовки, настойчиво устанавливавшиеся на всех прошлых типах, включая «кенты» В следствии удалось уложиться в дополнительную тысячу тысячь киллограм водоизмещения, но в число убытков, увы, попала скорость.

Не смотря на то, что на опробованиях фактически все «каунти» второй серии развили около 23 узлов, на работе они не были так резвы. В следствии в сражении у Фолкпендов «Карнарвон» на большом растоянии отстал от своих «младших братьев» и отличился в качестве самая бесполезной единицы английской эскадры.

Оба типа «Каунти» стали последними громадными крейсерами, выстроенными под управлением сэра Уайта. В начале XX века его в качествеглавного конструктора флота поменял деятельно поработавший на Армстронга Филипп Уоттс.

Это не замедлило сказаться на внешнем виде и стиле английских крейсеров, в первую очередь именно броненосных. Первенцами Уоттса стала пара — «Блэк Принс» и «Дюк оф Эдинборо». Сохранив четыре классические трубы, снаружи они стали заметно ниже предшественников.

С палубы совсем провалились сквозь землю фактически все «излишества»: замечательный фальшборт, раструбы вентиляционных шахт, переходы и мостики. Так новый основной конструктор желал снизить площадь цели и не допустить разрывы фугасных снарядов на всех «выступающих предметах». Претерпела трансформации и артиллерия, как по составу, так и по размещению.

Сейчас ее базу составляли 234-мм орудия в одиночных башнях, в корме и носу и попарно по бортам Уоттс отнюдь не являлся любителем двухэтажных казематов, ставших визиткой У.Уайта, справедливо полагая, что «нижний этаж» постоянно будет мокрым. Но он попал в ту же ловушку: проект предусматривал десять шестидюймовок, каковые требовалось как-то разместить. Единственным пригодным местом стал обширныйказемат в центре корпуса.

В принципе, он заметно увеличивал площадь целого бронирования борта, что являлось явным плюсом. Но, потому, что высота надводного борта сократилась на целую палубу если сравнивать с предшественниками, целый каземат попал практически в совершенно верно такое же положение, как пресловутые «влажные» казематы нижнего этажа у судов Уайта. И вправду, на работе при нехорошей погоде волны довольно часто не только заливались в амбразуры, но и вольно гуляли по «крыше» (она же верхняя палуба в средней части корпуса).

Действительно, большой полубак разрешал замечательно держать на том же беспокойстве высокую скорость Наконец-то британские броненосные крейсера взяли полный пояс по ватерлинии. В корме и носу он утоньшался до 76 мм, но простирался сейчас от форштевня до ахтерштевня Притом погреба и машины в средней части корпуса прикрывались дополнительно еще и траверзами, конечно, достаточно узкими (51 мм).

Уоттс постоянно старался придерживаться принципа эквивалентности защиты, в то время, когда суммарная толщина всех преград для боеприпаса на любых направлениях оставалась бы приблизительно однообразной.

Носившие во всем печать высокой рациональности, крейсера Уоттса не избежали одного очень необычного конфуза.

Всецело вытравив последние трехдюймовки, основной конструктор зачем-то оставил на надстройках а также на башнях главного калибра два с лишним десятка маломощных и уже совсем ненужных 47-мм скорострелок. Не смотря на то, что их полная непригодность для борьбы с эскадренными миноносцами совсем выяснилась лишь в русскояпонскую войну (а «Блэк Принс» и его «систершип» заложили в 1903 году), обстановка не оставляла сомнений и до проверки практикой.

Более того, расположенные совсем открыто, они имели мало шансов сохраниться по окончании артиллерийского боя, в то время, когда атаки на поврежденный корабль становились самые вероятными. Но, новые крейсера уже в полной мере четко предназначались для действий в составе «громадного флота», где при таких условиях о их безопасности должны были заботиться малые крейсера и собственные эсминцы.

Неудачный «мокрый» каземат смотрелся неотёсанным мазком на неспециализированном фоне уоттсовской рациональности Исходя из этого на следующих четырех единицах данной полусерии, заложенных в конце 1903 — начале 1904 года, «Уорриэр», «Наталь», «Кокрейн» и «Ахиллес», казематная броня осталась, но орудийные порты провалились сквозь землю, уступив место четырем 190-мм орудиям, кроме этого размещенным в одиночных башнях по бортам между установками главного калибра Сейчас суда имели возможность действенно применять всю собственную артиллерию фактически в любую погоду, да и состояла она к тому же лишь из пушек, пробивающих броню большой толщины. В лице «уорриэров», казалось бы, Британия взяла, наконец, сильный броненосный крейсер, в полной мере пригодный для действий вместе с менее быстроходными броненосцами.

Но в истории кораблестроения неоднократно складывалась обстановка, в то время, когда целые классы судов, обычно старательно «вылизанные» и доведенные чуть ли не до совершенства, из нужных боевых единиц первой линии. Как раз так случилось с броненосными крейсерами. Их практически «вымели» с ведущих позиций новые линкоры-линейные крейсера и дредноуты, а другого места в боевых порядках флота им так и не нашлось.

Исходя из этого неудивительно, что британские «поясные» крейсера I класса на протяжении Первой Мировой были только мишенями и жертвами, продемонстрировав минимальную эффективность Из 22 единиц на дно отправилась практически добрая половина — девять, унеся с собой около четырех с половиной тысяч людей. Из них лишь «Гуд Хоуп» погиб в сражении с германскими «одноклассниками» у Коронеля (продемонстрировав, кстати, что его защита была все же не сильный против германских 210-мм орудий) Тройку «Кресси», «Абукир» и «Хоуг», почему-то выбранную Адмиралтейством для дозора в Ла-Манше, последовательно потопила в течение часа ветхая и маленькая германская подлодка U-9, записав на собственный счет одну из самые блистательных побед среди субмарин Второй жертвой подводного неприятеля стал «Дрейк».

В Ютлан

Почему КЛОНОВ переодели в броню ШТУРМОВИКОВ? | Star wars

Статьи, которые будут Вам интересны: