Поединок брони и снаряда
Закат танковых армий неизбежен — к такому выводу пришли многие армейские эксперты в конце 30-х годов. Обстоятельством тому было появление бессчётной противотанковой артиллерии, талантливой скоро переносить пламя с одной цели на другую и поражать 30—40-мм лобовую броню всех типов этих грозных автомобилей. Не смотря на то, что поединок снаряда и брони победил последний, конструкторы продолжали поиск резервов живучести танков и, казалось, нашли выход из тупика.
Так, делая ставку на быструю войну, гитлеровские инженеры создали быстроходные автомобили с орудиями 37—55-мм калибра и двумя-тремя пулеметами. Но высокая подвижность (до 55 км/ч) обеспечивалась за счет не сильный броневой защиты. К примеру, главный танк германской армии Т-Ш имел скорость 45 км/ч, 37-мм пушку, три пулемета, 30-мм лобовую и 15-мм бортовую броню.
Считалось, что высокая подвижность и масса огня смогут парализовать противотанковую оборону соперника, разрешат танковым частям пробраться в глубь подвергшейся нападению страны, захватить ее жизненные центры раньше, чем будет организовано важное сопротивление.
Во Франции ударились в другую крайность: генерал Гамелен обосновывал, что танки будут остановлены противотанковым оружием, как пехота была остановлена пулеметами в 1914 году.
Армейский теоретик Шовино уверял, что замаскированные пушки, и мины, усеивающие путь боевых автомобилей, одержат верх над самой идеальной техникой. «Для чего строить танки, — восклицал Шовино, — в случае если боеприпас в 75 мм, ценой в 150 франков легко уничтожает танк, что стоит миллион франков!».
США подошли к началу второй мировой с легким танком М3 «Генерал Стюарт» и средним — марки также М3 «Генерал Грант», Недостаточная толщина брони, громадная высота автомобилей, позванная применением авиационных звездообразных двигателей, низкая неудачное размещение и огневая мощь оружия на «Гранте» (в три яруса) стали причиной снятию этих танков с оружия уже в первые месяцы войны и поискам нового варианта.
В Англии в предвоенные годы создавались танки двух типов: «крейсерские», имеющие .орудие и лёгкое бронирование калибром 40—75 мм, и «пехотные», равные крейсерским по оружию, но с улучшенной броневой защитой, что существенно утяжеляло их, отражаясь на подвижности проходимости и машин. К пехотным танкам относились «Валентайн III», «Черчилль-Мк1». Крейсерские танки перед войной существовали лишь в умелых вариантах.
Крутой поворот во взорах на боевые чертей танков в СССР случился в конце 30-х годов, по окончании того, как на протяжении гражданской войны в Испании, в конфликте с Финляндией отыскала широкое использование противотанковая артиллерия. Во целый рост встал вопрос о необходимости усиления броневой защиты этих увеличения и машин калибра танковых пушек для действенной борьбы с противотанковой артиллерией.
Рис. 1. Первый коммунистический танк противоснарядного бронирования Т-46-5.
Рис. 2. Умелый двухбашенный тяжелый танк СМК.
Рис. 3. Тяжелый танк КВ-1.
Р и 4. Артиллерийский танк КВ-2.
Рис. 5. Тяжелый танк КВ-1с.
Во второй половине 30-ых годов XX века советские конструкторы создали опытный образец танка противоснарядного бронирования Т-46-5 (рис. 1) весом 28 т. Его 60-мм броня защищала от снарядов 37-мм пушек, а на дальностях более чем 1000 м и от огня 76-мм орудий. Работа над данной машиной содействовала накоплению опыта постройки танков с противоснарядной броней. Конкретно за Т-46-5 последовал проект тяжелого танка Т-100 и однотипного с ним СМК («Сергей Миронович Киров», рис.
2).
Над конструкторами все еще довлели традиции, в соответствии с которыми для тяжелых танков предусматривалось иметь от трех до пяти башен. Действительно, на новых автомобилях их осталось лишь по две.
СМК имел вес 58 т при толщине брони 60 мм, вооружался двумя орудиями (45 и 76 мм) и пулеметами. Приблизительно такое же бронирование и вооружение имел Т-100. Умелые модели решено было испытать в сражении: сейчас войска СССР штурмовали очень сильно укрепленные позиции белофиннов на Карельском перешейке. Танки СМК, Т-100 и КВ привел в наступающие части командир роты испытателей танков Петр Климентьевич Ворошилов.
В районе укрепленного пункта Сума умелые тяжелые автомобили с уверенностью преодолевали противотанковые препятствия, не обращая внимания на пламя противотанковой артиллерии, давили блиндажи и пулемётные гнёзда, в упор расстреливали артиллерийские позиции.
Маршал СССР К. А. Мерецков, в армиях которого действовали новые танки, писал позднее: «КВ прошел через финский укрепленный район, но подбить его финская артиллерия не сумела, не смотря на то, что попадания в него были.
Фактически мы взяли неуязвимую по тому времени машину». КВ (рис. 3) отличался от СМК и Т-100 более высокой подвижностью, меньшими размерами, более замечательным орудием, не смотря на то, что калибры их были однообразными.
Его оружие в первый раз для тяжелого танка было размещено в одной башне и складывалось из 76-мм пушки и трех пулеметов.
Рис. 6. Тяжелый танк КВ-85:
1 — опорный каток (12 шт.), 2 — направляющее колесо (2 шт.), 3 — поддерживающий ролик (6 шт.), 4 — колпак вентилятора башни, 5 — колпак перископа, 6 — ввод антенны, 7, 8 — поручни корпуса (5 шт.), 9 — ведущее колесо (2 шт.), 10 — кронштейн надгусеничной полки (10 шт.), 11 — запасные траки (4 шт.), 12 — поручни башни (2 шт.), 13 — выхлопные патрубки, 14 — топливные баки.
В будущем база танков Т-100 и СМК была использована для замечательных самоходно-артиллерийских установок.
Одна из таких умелых автомобилей на базе Т-100 учавствовала в битвах под Москвой в осеннюю пору 1941 года.
Серийный танк противоснарядного бронирования КВ-1 (описание и чертежи см. в «М-К» № 9, 1970 г.) создан во второй половине 30-ых годов двадцатого века в конструкторском бюро, которым руководил Ж. Я. Котин. Ведущим конструктором данной автомобили был инженер Н. Л. Духов.
Первые образцы КВ-1 имели толщину броневых страниц 75 мм, но уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века совершили некую модернизацию танка, из-за которой его лобовую броню усилили дополнительным броневым страницей, неспециализированная толщина брони составила 110 мм. Скорость автомобили с новым двигателем В-2К, форсированным до 600 л. с., достигала 37 км/ч. На базе КВ-1 летом 1940 года был создан так называемый «артиллерийский танк» КВ-2 (рис. 4) со 152-мм гаубицей — пушкой и огнеметный танк КВ-8, вооруженный огнеметом и 45-мм пушкой.
В начале ВОВ КВ были грозной силой для танков неприятеля. Они выходили на поединки с соперником, превосходящим их по численности в 8—10 раз.
Два раза Герой Советского Союза генерал танковых армий З. К. Слюсаренко вспоминает, что в батальоне тяжелых танков, которым он руководил в первые месяцы войны, начальник автомобили лейтенант А. Кожемячко за сутки боя стёр с лица земли 8 фашистских танков, 10 вездеходов с автоматчиками и приволок на буксире исправный вражеский танк. На броне КВ танкисты насчитали в тот сутки около 30 вмятин от снарядов.
Были случаи, в то время, когда танки выходили из боя, имея до 200 попаданий, но ни один из снарядов не пробивал броню.
Удачи КВ так встревожили гитлеровских генералов, что в осеннюю пору 1941 года в армии была направлена директива, запрещавшая германским танкистам вступать в поединки с советскими тяжелыми автомобилями. Для борьбы с КВ нацисты использовали 88-мм зенитные орудия, и орудия громадных калибров.
Во время битвы под Москвой 1-я гвардейская танковая бригада захватила пара орудий с надписью на броне: «Стрелять лишь по КВ». Орудие советского танка калибром 76-мм с уверенностью поражало фашистские тяжелые автомобили «рейнметалл» и средние Т-III и Т-IV. Пулеметное оружие КВ-1 употреблялось кроме этого очень действенно: один пулемет был спарен с пушкой, пламя из второго (курсового) вел стрелок-радист, а для отражения неожиданных атак с тыла служил пулемет, установленный в кормовой нише башни.
Рис. 7. силуэты и Сравнительные размеры танков периода 1939—1942 годов.
Учитывая передовые тенденции в танкостроении, в Америке и Англии стали по-иному доходить к проектированию бронированных автомобилей.
В первой половине 40-ых годов XX века выпустили пехотный танк «Черчилль-Мк-7» с толщиной брони лобового страницы 152 мм, а борта — 95 мм. Но он очень сильно проигрывал в подвижности КВ-1, развивая большую скорость всего 28 км/ч. Выпущенные в 1941—1942 годах танки США «Шерман» — М4 и М4А1 относились к средним, но по подвижности практически равнялись отечественному КВ — их большая скорость не превышала 39 км/ч.
Наряду с этим бронирование «Шермана» составляло 76 мм в лобовой’ части и 38—45 по бортам. Больше была лобовая броня этих автомобилей марки М4А2 выпуска 1942 года. Она достигала 100 мм.
Не обращая внимания на последовательность хороших качеств, КВ имел и значительные недочёты. По подвижности он существенно уступал ранним советским конструкциям. Ненадежность трансмиссии довольно часто ломала его кроме того без боевых повреждений. Слабей была огневая мощь орудия.
Пушка калибром 76 мм очевидно не соответствовала возможностям данной прекрасно бронированной автомобили.
Артиллерийские конструкторы еще во второй половине 30-ых годов двадцатого века вычисляли вероятным устанавливать в тяжелый танк как минимум 85-мм пушку с предстоящим переходом на калибр 107 и потом 122 мм. Имеющаяся же на вооружении КВ-1 76-мм пушка Ф-32 была кроме того существенно не сильный 76-мм пушки Ф-34 среднего танка Т-34.
Так, в случае если первая задача — создать противоснарядную защиту была решена, то вторая — обеспечить танк перспективным орудием — еще не снималась с повестки дня.
Учитывая слабость танковых пушек у главных автомобилей соперника Т-III и Т-IV, было решено пара снизить броневую защиту корпуса КВ-1. А проанализировав самые вероятные места попадания снарядов, на новой модификации КВ-1с (рис.
5) толщину брони распределили следующим образом: шнобель корпуса сверху — 75 мм, шнобель корпуса снизу — 60—75, борт корпуса — 60—65, корма — 60 мм. На башне распределение брони было следующим: маска орудия — 95 мм, лоб башни — 110, борт башни — 100 мм.
За счет уменьшения некоторых страниц корпуса танк стал легче и маневреннее. А скоро были совершены конструктивные улучшения и в ходовой части.
Серия была выпущена в весьма маленьком количестве, поскольку скоро на эту машину установили литую башню новой конфигурации с 85-мм орудием Д5-Т85 Если сравнивать с КВ-1с пулеметное оружие не изменилось, но мощь огня 85-мм орудия уравнивала новый танк КВ-85 (рис. 6) с показавшимися позднее тиграми «и» германскими «пантерами». На башне КВ-85 монтировалась командирская башенка с круговым обзором, что существенно улучшало возможность наблюдения за управлением и полем боя огнем.
Серия КВ обеспечила советские танковые армии тяжелыми автомобилями на первых этапах войны. Последний танк данной серии КВ-85 по праву считался лучшей тяжелой машиной начала ВОВ. КВ-85 вместе с Т-34 и Т-70 принимали участие в отражении наступления немцев под Курском летом 1943 года, в то время, когда Гитлер постарался достигнуть перелома в войне, вводя в бой много танковых и механизированных соединений.
В следствии провала операции «Цитадель» нацистская армия потерпела сокрушительное поражение.
К ПОСТРОЙКЕ МОДЕЛИ
Танки ЕВ-85 по сравнению со собственными предшественниками финиша 30-х годов отличались более законченной отделкой башни листов и броневых корпуса, более качественным литьем.
Корпус имеет увеличенный прилив под погон башни. Окраска корпуса защитного цвета. В защитный цвет окрашиваются все люки, кронштейны па моторной части, дополнительные баки, надгусеничные полки, кронштейны. Сферическая часть установки пулемета в лобовой броне, подфарник и фара — тёмные.
Запасные траки — тёмного цвета (под битум).
Башня имеет прилив и сложную конфигурацию под установку кормового пулемета. Как в большинстве случаев, призмы смотровых устройств имитируются оргстеклом. Шаровая установка пулемета — тёмная (вороненая). На башне белой краской наносится трехзначный либо двухзначный номер. В годы войны было принято писать наименование танка, присвоенное в части, к примеру: «Щорс», «Александр Невский» и др.
Опорные катки железные, без резинового обода, окрашены в защитный цвет.
А. БЕСКУРНИКОВ