С брони танка под броню бтр

С брони танка под броню бтр

В сраженьях ВОВ бронетранспортеры (БТР) со стороны Красной Армии не принимали участие. В те годы отечественной военной индустрией такая военная техника не производилась. Один из известных армейских историков Геннадий Афанасьев в собственной монографии «Вторая мировая война.

С каждым днем» отмечает: «Советская тактика в войну претерпела громадные хорошие трансформации, но армии остро не добывало БТР, и поддерживающей советской пехоте приходилось в большинстве случаев передвигаться на танках».

В действительности, главными мех-средствами передвижения пехоты оставались машины, в атаках бойцы имели возможность принимать участие на броне танков.

Не смотря на то, что мотопехота должна была бы следовать за танками на БТРах, достигнув передового предела спешиваться и потом под прикрытием военной техники продолжать наступление в боевых порядках.

Маленькое количество таких автомобилей в страну поставляли по ленд-лизу союзники, но их, само собой разумеется, не хватало для оснащения мотострелковых батальонов танковых и механизированных соединений, и они употреблялись по большей части в боевом охранении для конвоирования маршевых и сопровождения колонн.

Производство БТР зависело в то время в первую очередь от возможностей автопрома: в войну свободных производственных мощностей для них не пребывало. В послевоенный период военные машины стали выпускаться «на базе базисных многоцелевых военных машин, во многом сохраняя агрегаты их компоновки».

Пехота на броне танков

Автомобиль завода имени Сталина, на шасси которою изготовили БТР-152

В 1948 г. на столичном автомобильном заводе им. Сталина освоили конвейерную сборку первого отечественного автомобиля с тремя ведущими осями ЗиС-151 с колесной формулой 6 х 6 и грузоподъемностью до 4500 кг.

Машина снабжалась шестицилиндровым четырехтактным ЗИС-120 мощностью 92 л.с. (количество 5,55 л), что при ее снаряженной массе 5580 кг разрешало развивать скорость до 55 км/ч.

В трансмиссии использовались пятиступенчатая коробка передач, двухдисковое сухое сцепление, двухступенчатая раздаточная коробка с механизмом отключения привода переднего моста; задние — имели личный привод с тремя карданными валами. Трансмиссия, в общем итоге, складывалась из пяти карданных валов с десятью шарнирами.

Передняя подвеска имела две продольные полуэллиптические рессоры с гидравлическими амортизаторами, задняя — обоих мостов — была на двух продольных рессорах.

Тормоза ставились на все колеса колодочные с пневмоприводом. Задние колеса были двухскатными; размер шин — 8,25-20.

Два боковых топливных бака вмещали 300 л бензина; расход горючего составлял на 100 км — 42 л.

Грузовик ЗИС-151 обширно и удачно употреблялся Ь качестве военном автомобили. Помимо этого, его шасси послужило базой для реактивных БМ-13-16, БМ-14-16, БМ-24, БМД-20, транспортно-заряжающих автомобилей разных совокупностей, топливозаправщиков, подвижных средств связи.

Летом 1946 г. в один момент с окончательной доводкой автомобиля ЗИС-151 завод им.

Сталина взял техническое задание от Главного автобронетанкового управления на создание среднего БТР «Объект 140» — именно на шасси трехосного ЗИС-151. Армейское руководство пришло к выводу, что армиям нужен колесный БТР массой до 8,5 т, талантливый перевозить 15-20 бойцов десанта. Посчитали, что колесный вариант будет более бесшумным, будучи полноприводным не уступит по мобильности и проходимости гусеничной модели, окажется менее дорогим.

Конструкция автомобили «должна была базироваться на главных агрегатах ЗИС-151 с полностью применением его трансмиссии».

БТР БТР-152В

Место водителя. Внизу виден шиток управления совокупностью регулирования давления в шинах посредством шести вен гилей для каждого колеса

Отсек десанта. Фото Н. Сойко

Главное внимание конструкторов было уделено разработке несущего бронекорпуса: от рамы отказались, что разрешило уменьшить высоту автомобили на 200 мм. Корпус сварен из страниц гомогенной брони (лобовые толщиной 13 мм, бортовые — 10 мм, кормовые -8 мм, а днища — 6 мм), имеющих рациональные углы наклона, в особенности в передней части капота и корпуса. Броня защищала от пуль, осколков мин и малокалиберных снарядов.

БТР вооружили 7,62-мм станковым пулеметом Горюнова СГ-43 с боезапасом патронов и ленточным 1250 питанием. Пулемет имел возможность устанавливаться на вертлюгах в передней части корпуса, на бортах либо в корме, в зависимости от сектора стрельбы. Патронная коробка крепилась справа у его приемного окна, гильзоулавливательный мешок -слева.

Переставлять пулемет в вертлюгах не составляло особенного труда, поскольку его масса была всего 13,5 кг.

СГ-43 приняли на вооружение в мае 1943 г. Дальность прямого выстрела составляла «по бегущей фигуре» 650 м. Но экипаж имел возможность прицельно поражать цели на расстоянии около 2000 м, не смотря на то, что убойная сила пули сохранялась на расстоянии до 3800 м при начальной скорости тяжелой пули примера 1930 г. — 800 м/с.

Стрельба велась очередями с боевой скорострельностью 250 — 300 выстр./мин., наряду с этим рассеивание пуль было очень малым, так на дальности 300 м оно составляло 140×130 мм, на 700 м — 330×310 мм.

БТР-152В1

1 — 7,62-мм пулемет СГМБ: 2 — откидное окно двери водителя; 3 — борт корпуса; 4 — амбразура; 5 — лючок заливной горловины топливного бака; 6 — дверь водителя; 7 — крышки надмоторного люка; 8 — броневая крышка ветрового стекла; 9 — броневая крыша отделения управления; 10 — сиденьядесантников; 11 — подножка корпуса; 12 жалюзи двигателя; 13 — «триплекс» ветрового стекла; 14 — передний ведущий мост; 15 — запасное колесо; 16 патронная коробка пулемета; 17 — задний ведущий мост; 18 — кормовая дверь корпуса

В передней части автомобили под капотом размещался тот же двигатель ЗИС-123, что и на автомобиле ЗИС-151, но форсированный до 110 л.с. при увеличенной степени сжатия до 6.5.

Капот спереди прикрывался бронированными жалюзи, управляемыми с места водителя, сверху имелся надмоторный люк с распахивающимися крышками.

Кабина БТР была открытой, только в ее начале имелась узкая полоса, закрывающая сверху сиденья. В лобовых страницах корпуса пребывали ветровые стекла, прикрытые броневыми крышками со смотровыми устройствами — блоками Б-1 («триплекс»).

Для выхода экипажа имелись две боковые двери с откидывающимися верхними «окнами», в десантном отсеке — широкая распашная двустворчатая.

В кузове автомобили имелись сиденья для 17 бойцов десанта.

Внешняя сообщение экипажа устанавливалась посредством УКВ радиостанции 10РТ-12.

Эта симплексная телефоннотелеграфная радиостанция предназначалась для обеспечения двухсторонней беспоисковой связи между бронеобъектами. Дальность надежной связи телефоном при работе со штыревой антенной высотой 4 м летом в дневное время составляла 14 км, зимний период — до двадцати километров; ночью дальность работы из-за помех уменьшалась до девяти километров. В движении сообщение действовала соответственно на 11 км и 15 км — днем и до семи километров -ночью.

Счетверенная зенитная пулеметная установка М55 с 12,7-мм пулеметами «Браунинг» М2НВ, смонтированная на БТР-152. Армия Израиля

БТР-152И в экспозиции музея «Линия Сталина.

Беларусь

БТР-152 был принят на вооружение Советской Армии 24 марта 1950 г. Серийное производство его наладили в июле того же года; оно длилось по 1962 г. С оружия войск СССР БТР сняли в 1993 г.

С появления в армиях БТР-152 беспомощная до этого времени от огня соперника пехота, перемещавшаяся ранее на бортах танков, сейчас перешла под защиту брони.

В 1952 г. начался выпуск БТР-152А с зенитной пулеметной установкой ЗТПУ-2, складывающейся из двух крупнокалиберных 14,5-мм пулеметов КПВ, созданной на базе ЗПУ-2 обр. 1945 г. Ее установили в десантном отделении. Стрельба имела возможность вестись на углах возвышения в диапазоне — 5° -+ 89° с боевой скорострельностью до 170 выстр./мин.

Боекомплект первоначально составлял 1200 патронов, но потом был увеличен до 2000. Для ведения огня по воздушным целям имелся коллиматорный прицел ВК-4, а для стрельбы по наземным целям -телескопический оптический прицел ОП-1-14. Экипаж БТР-152А складывался из четырех человек и мог транспортировать до шести десантников.

Серийный выпуск длился по 1955 г. Было произведено 719 единиц.

В 1952 г. зенитную мощь БТР усилили, добавив два 14,5-мм пулемета КПВ.

Машина с четырехствольной установкой ЗТПУ-4 взяла обозначение БТР-152Д. Но на полигонных опробованиях на точность стрельбы отрицательно сказались недостаточная устойчивость корпуса, перегруженность, недостаточный обитаемый количество, не смотря на то, что экипаж сократили до пяти человек. Выпустили всего четыре умелых примера автомобили.

БТР-152 на протяжении венгерских событий 1956 г.

БТР-152В модифицировали к 1955 г. На нем в первый раз применили совокупность централизованного регулирования внутреннего давления в шинах размером 12.00-18 с наружным подводом воздуха. Это разрешило существенно расширить не только проходимость автомобили, но и ее живучесть при пробития шин пулями либо осколками снарядов.

На БТР-152В частично применяли узлы и агрегаты ЗИЛ-157 и умелого автомобиля ЗИС-128.

К их числу относится двигатель «123В» с алюминиевой головкой блока цилиндров, двухкамерным карбюратором, инерционно-масляным воздухоочистителем, компрессором повышеннойпроизводительности с жидкостным охлаждением, герметизированным картером; поставили кроме этого термосифонный предпусковой подогреватель; поменяли подвеску передних колес; увеличили передаточное отношение в основных передачах ведущих мостов; спереди разместили тяговую лебедку. Пулемет заменили усовершенствованным СГМБ калибра 7,62-мм.

Боевая масса автомобили возросла до 8950 кг, но экипаж остался прошлый: два человека плюс 17 десантников.

БТР-152В выпускался до 1959 г. К этому времени было произведено 2904 единицы.

На БТР-152В1 в 1957 г. наружный подвод воздуха к шинам поменяли более надежным внутренним через ступицу колеса, поменяв наряду с этим конструкции мостов и схему прокладки трубопроводов; расширили до 1755 мм колею передних колес и до 1750 мм — задних.

Шофер взял прибор ночного видения ТВН-2, десантное отделение начало обогреваться штатным отопителем. С 1958 по 1962 г. выпустили 611 автомобилей этого типа.

БТР-152 в экспозиции музея «Линия Сталина». Белорусь

БТР-152, изготовленные до 1957 г., имели открытое десантное отделение, но по окончании известных событий в Венгрии корпус закрыли 8-мм бронированной крышей с тремя откидными створками люков.

В скатах крыши в прорезанных отверстиях поставили пулестойкие смотровые стеклоблоки «триплекс». В том месте же на скатах установили четыре кронштейна для крепления (при необходимости) пулеметов типа СГБМ. Число десантников наряду с этим сократилось до 13 человек. Эта модель носила обозначение БТР-152К.

В 1959 г. ее поменял БТР-152К1, отличавшийся устройствами внешней и внутренней подкачки шин.

По 1962 г. были изготовлены 245 БТР-152К1.

Не считая перечисленных модификаций, с 1955 по 1959 г. было произведено 272 БТР связи БТР-152С; в 1957 — 1962 гг. выпускались автомобили управления БТР-152И; в 1960 -1962 гг. — подвижные командные пункты БТР-152С1 (65 единиц). Экспортые БТР-152Э1 поставлялись в государства Ближнего Востока; южный БТР-152Ю1 и тропический БТР-152Т1 — варианты для государств Африки.

ГЛАВНЫЕ Эти СЕМЕЙСТВА БТР БТР-152

Промышленность СССР освоила выпуск более чем 15 различных моделей БТР, поставив вооруженным силам более 12 400 автомобилей.

БТР-152 отслужил в армии сорок три года — с 1950 по 1993 г. — до тех пор пока ему на смену не пришел новый плавающий БТР БТР-60П (ГАЗ-40).

В. БОРЗЕНКО

Опробование боковой брони БРДМ-2

Статьи, которые будут Вам интересны: