«Преступление» камилла пелетана

«Преступление» камилла пелетана

В начале этого века среди публичных и политических деятелей Франции только немногих реакционная пресса преследовала с злобой и таким упорством, как Камилла Пелетана. Информируя всяческие небылицы о неряшливости морского министра (данный пост Пелетан занимал в 1902—1905 годах), газеты умалчивали, но, о главном.

Приверженец подводного флота, Пелетан выступал против строительства дредноутов и этим угрожал нанести большой ущерб воротилам французского металлургического треста, жаждущим взять заказы на линкорную броню.

Интриги как раз этих воротил и породили ту «министерскую чехарду», которая стала причиной хаосу в строительных работах французского подводного флота.

Происхождению этого хаоса содействовало и противоборство двух лагерей — приверженцев так называемых ныряющих и чисто подводных лодок.

Оказалось так, что опробования чисто подлодки «Ла Морз» и ныряющей лодки «Нарвал» (15) были совершены практически в один момент. И успешность этих опробований сделала борьбу особенно ожесточенной.

Морское министерство стояло за ныряющие, а публичное вывод — за чисто подводные лодки. Газета «Матен» начала кроме того сбор средств на постройку электрических подлодок, родоначальницей которых была лодка «Жимнот» (13), сооруженная во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века.

Но морской министр Лакруа, считая ныряющие лодки более перспективными, решил выстроить серию из 8 лодок типа «Нарвал».

Во выполнение этого решения в Шербуре были заложены четыре лодки по проекту Лобефа, отличающиеся от «Нарвала» только увеличенным водоизмещением 157/213 т вместо 117/202 т и уменьшенным запасом плавучести (26% вместо 42%). Но Лакруа не удалось довести собственный план до конца: уже во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века его на должности морского министра поменял Ланессан. И следующие четыре лодки серии — «Фарфаде» (36), «Корриган», «Гном» и «Лютин», спроектированные Мога, были чисто электрическими.

На средства, собранные по подписке газетой «Матен», были выстроены еще две чисто электрические подводные лодки — «франсез» и «Элжирьен», спроектированные Ромазотти. Помимо этого, Ланессан настоял на постройке 20 мелких (70,5/73,6 т) подводных лодок прибрежного действия типа «Наяда». У этих судов был небольшой запас плавучести, как у чисто подводных лодок, и двойной двигатель — бензольный мотор, и аккумуляторная батареи — как у ныряющих лодок.

Они была неудачными и не взяли одобрения моряков.

Новый морской министр Пелетан качал собственную деятельность заказом двух лодок Лобефа с дизель-электрическими установками. Выстроенные в 1903 году «Эгрете» и «Сигонье», в течение пяти лет плававшие лишь под аккумуляторная батареями из-за отсутствия надежных дизелей, были очень успешными судами.

Лобеф был так не сомневается в правильности избранного им направления, что в 1904 году, не ждя опробования этих лодок, создал проект более большой двухвинтовой ныряющей лодки водоизмещением 351/491 т. Лодки «Сирсе» были также дизель-электрическими. Но, в то время, когда Пелетан задумал выстроить целую подводную эскадру из 34 больших лодок, Лобеф не решился остановить собственный выбор на дизеле.

36. «Фарфаде» (Франция, 1901 г.);

37. «Плювиоз» (Франция, 1907 г.);

38. «Лагранж» (Франция, 1917 г.);

39. «Горгона» (Франция, 1915 г.);

40. «Морис Калло» (Франция, 1921 г.).

Первые 18 лодок новой серии — лодки типа «Плювиоз» (37) — были на четыре метра дольше, чем «Сирсе» по причине того, что вместо дизелей на них была установлена более громоздкая паросиловая установка, увеличившая водоизмещение этих судов до 398/550 т. Лодки типа «Плювиоз» спускались на воду в течение 1907—1910 годов.

Только по окончании того, как французская индустрия освоила производство надежных дизелей, приступили к постройке последних 16 лодок серии — лодок типа «Брюмер». Они спускались на воду в течение 1911—1913 годов.

Не смотря на то, что лодки типа «Брюмер» и «Плювиоз» еще тяжело было вычислять настоящими судами открытого моря, французские моряки оценивали эту громадную серию как успех. И в этом громадная заслуга Пелетана, что первым осознал важность создания громадных соединений однотипных лодок.

К 1910 году французский подводный флот имел возможность претендовать на первое место в мире. Удачи подводного плавания во Франции имели возможность бы быть еще громадными, если бы Томсон, преемник Пелетана, не увлекся нескончаемыми опытами.

Не весьма сведущий в технике, Томсон поддержал идею эскадренной подлодки, талантливой сопровождать линкоры и учавствовать в больших сражениях.

Такие лодки не должны были уступать линкорам в скорости и мореходности хода, другими словами должны были развивать не меньше 20 узлов. В 1906 году был заявлен конкурс, из-за которого показались четыре экспериментальные лодки. Лучшая из них — «Архимед» — продемонстрировала на опробованиях подводную скорость всего 15,2 узла. Надежды на создание эскадренной лодки очень сильно пошатнулись, но стало ясно, что водоизмещение лодок возможно увеличивать, не опасаясь ухудшения маневренности.

В 1909 году был заявлен новый конкурс, из-за которого заложили две эскадренные пароэлектрические лодки конструктора Симоно; «Густав аккумуляторная» и «Нереида» водоизмещением в 849/1098 т; две пароэлектрические лодки конструктора Хюттера — «Дю-пюи-де-Саня» и «Лом» водоизмещением 833/1298 т; четыре дизель-электрические лодки Хюттера типа «Лагранж» (38) водоизмещением 920/131В т; две дизель-электрические лодки Симоно—«Жоссель», «Фультон» водоизмещением 870/1247 т.

В один момент длились разработки так называемых лодок береговой обороны, водоизмещение которых кроме этого неуклонно возрастало.

Так, в 1913 году сошли на воду «Клоринда» и «Корнель» водоизмещением 413/567 т. За ними в 1914—1917 годах последовали В лодок типа «Амфитрита», отличающихся только громадным запасом плавучести — 414/609 т. Водоизмещение трех лодок следующей серии: «Беллона», «Гермиона» и «Горгона» (39) — было еще больше — 523/788 т.

По окончании начала Первой Мировой все усилия французской индустрии были направлены на производство боеприпасов и оружия для сухопутной армии.

Единственными подводными судами, заложенными уже на протяжении войны, были два минных заградителя — «Морис Калло» (40) и «Поль Шали» водоизмещением соответственно 931/1298 т и 884/1191 т. Но эти суда вступили в строй по окончании войны и не принимали участия в военных действиях.

Г. СМИРНОВ

Camila Cabello & Grey — Crown (from Bright: The Album) [Official Audio]

Статьи, которые будут Вам интересны: