Путешествия постранным землям: sci-fi

Путешествия постранным землям: sci-fi

В конце 2009 года в одном из конференц-залов Лос-Анджелеса писатель, продюсер, режиссер и трое ученых обсуждали съемки фильма «Тор», одна из первых сцен которого — грандиозная битва на далекой планете ледяных великанов. Режиссер рассказывал, как видит эту сцену, а физик-теоретик из Калифорнийского технологического института объяснял, почему это никуда не годится. «Они хотели, чтобы поверженные падали с края плоской круглой планеты, — говорит Кэррол, — но ведь это просто бессмысленно.

Откуда возьмется сила тяготения, которая будет увлекать вниз великанов? Природу гравитации понимают сейчас многие, фильм просто осмеют».

Продюсер Кевин Фейдж принял сторону физиков, и планету ледяных великанов сделали привычно сферической (но с огромными ущельями, чтоб было куда падать). Фильм от этого выиграл. Кэррол в прошлом уже консультировал съемочные группы фильма «Трон: Наследие» и детективного сериала «Кости».

Сферическая планета не единственное, что появилось в «Торе» по совету ученого. По сюжету Тора ссылают из мира богов на Землю. Режиссеру показалось, что предложенная сценаристами в качестве средства межпланетных путешествий «кротовая нора» слишком уж отдает 1990-ми.

Кэррол предложил использовать другой научный термин для этого астрофизического эффекта, и в фильме Тор попадает на Землю с помощью «моста Эйнштейна-Розена». Что это за явление, зрителям разъясняет астрофизик Джейн Фостер (Натали Портман). Актриса произносит текст, подготовленный Кэрролом.

Кинобизнес обращался за советами к ученым с момента своего зарождения. Но когда съемки научно-фантастических фильмов стали приносить солидную прибыль, это стало насущной необходимостью. Если в 1990-х в ежегодный тор-50 самых кассовых фильмов попадало в среднем шесть фантастических лент, то в первом десятилетии 2000-х таких фильмов было уже около половины.

За новыми идеями кинематографисты все чаще обращаются к специалистам — химикам, физикам, биологам. «Чем глубже фильм связан с реальностью, тем больше он нравится зрителям», — говорит вице-президент компании Inferno Entertainment Д. Гугенхейм. Ученые охотно идут навстречу Голливуду, так как видят в этом возможность лучше ознакомить публику с научными проблемами и поднять в ее глазах авторитет своей профессии. «О том, что представляет собой современная наука, люди узнают из кинофильмов, — говорит

Кэррол, — и я хочу, чтобы эта картина соответствовала действительности».

Для удобства информационного обмена между Голливудом и научным сообществом в 2008 году была создана специальная «биржа» — Science & Entertainment Exchange. За первый год ее работы ученые бесплатно проконсультировали Голливуд по 70 проектам. К сентябрю 2011 года совместных проектов насчитывалось уже 350.

Среди них — сериалы «Грань» и «Теория большого взрыва», фильмы «Зеленый фонарь» и «Морской бой».

«Ученые наделены таким воображением, которое и не снилось нам в Голливуде, — говорит Джеффри Сильвер, продюсер фильмов «Терминатор: Да придет спаситель» и «300 спартанцев», — и если еще недавно я говорил, что некоторые вещи случаются только в кино, то теперь говорю, что есть вещи, случающиеся только в науке».

Нынешний кинозритель стал осведомленным и придирчивым. «Если публика видит явный разрыв между логикой сюжета и теми законами, которые действуют в мире, — говорит Гугенхейм, — она этого вам не простит». Интернет разнесет насмешки зрителей по всему миру, а это может сказаться на кассовых сборах.

Ученых больше волнует другое. Они считают, что накладки в сюжете наносят ущерб научной грамотности населения. В фильме «Послезавтра» мы видим, как всего за неделю на Земле наступает новый ледниковый период. На самом деле такое событие должно растянуться по крайней мере на десятилетия. Когда в фильме «К-19» говорится о том, что вот-вот взорвется ядерный реактор, это не вполне точно.

На самом деле поврежденный реактор при аварии такого типа, что произошла на К-19, скорее, расплавится.

Ученым также хочется, чтобы образ их коллег в кино больше соответствовал действительности. Пока, по мнению реальных ученых, эти персонажи редко бывают правдоподобными. С ними согласен и Джеймс Кэмерон: «Обычно работников науки изображают как фанатиков, неудачников или просто злодеев, — говорит он. — В «Аватаре» же я хотел восславить интеллект и страсть настоящего ученого».

Так появился образ биолога Грейс.

Порой режиссеры игнорируют рекомендации ученых ради художественного эффекта. В «Парке Юрского периода» Спилбергу не понравились «правильные» зубы тираннозавра, и в результате и у чучела, и у компьютерной модели клыки стали намного острее. В фильме «2012» режиссеру Роланду Эммериху потребовалось грандиозное наводнение, затопляющее всю Землю.

Он признавал, что это нереально, но предложил геологам пофантазировать: «Все мы понимали, что этого быть не может, но решили расписать, как бы это выглядело, если бы все-таки произошло».

Ученых согревает мысль о том, что фильмы стимулируют у людей интерес к науке. «Я могу написать книгу со строгими объяснениями физических явлений. Ее прочтут несколько тысяч, — говорит Кэррол. — А можно поучаствовать в создании киногероини, которую потом сыграет Натали Портман, и ее увидит 10 млн зрителей».

Сейчас Кэррол консультирует на съемках картины «Доктор Стрэндж». Главный герой — нейрохирург, который не может оперировать из-за поврежденных в автокатастрофе рук и, изучая магию в поисках исцеления, становится величайшим магом Земли. Задача Кэррола — придумать, что же будет сдерживать могущество Стрэнджа. «Скучным получится фильм, если он рассказывает о мире, где может происходить абсолютно все, — говорит он. — Настоящая драма начинается тогда, когда наука ставит пределы возможностям супергероя».

10 фантастических фильмов, наиболее корректных в научном отношении

    «Чужой», 1979
    «Бегущий по лезвию», 1982
    «Столкновение с бездной», 1998
    Gattaca, 1997
    «Особое мнение», 2002

Редко, но бывает, что в голливудских фильмах нет или почти нет научных ляпов. Посоветовавшись со специалистами, мы выбрали десять блокбастеров, в которых практически все достоверно с научной точки зрения.

1. «2001: Космическая одиссея» (1968)

Американский институт кино признал этот фильм Стэнли Кубрика, снятый по рассказам Артура Кларка, лучшей научно-фантастической лентой в истории Голливуда. В самом начале фильма герой совершает рутинный перелет на орбитальную станцию. На борту его космического челнока красуется логотип PanAm. Мысленно поменяйте его на надпись SpaceX и вы поймете: уже в 1968 году режиссеру было ясно, что со временем космические полеты перейдут в область частного бизнеса.

История о том, как в бортовом компьютере HAL 9000 разрастается системный сбой, тоже выглядит очень правдоподобной.

Мнение специалиста Робототехник Дэниэл Х. Уилсон: «Искусственный интеллект никогда не сможет решать абсолютно все встающие перед ним проблемы. Различные уровни секретности — вот та ловушка, которая способна добросовестного и предсказуемого ученика превратить в убийцу».

2. «Чужой» (1979)

Обычно космический корабль в фантастических фильмах — сплав изысканных интерьеров и супернавороченной техники. На корабле из фильма «Чужой» все по-другому. Буксир «Ностромо» — это переплетение вечно подтекающих трубопроводов, замусоренные кают-компании и отсеки для анабиоза.

Мнение специалиста Астронавт Том Джонс:

«Затрапезный вид корабля показывает нам перспективу на будущее, когда космос превратится в промышленное предприятие. Это будет часть привычной производственной среды, иногда рутинной, иногда опасной. Космические корабли станут похожи не на научно-исследовательские лаборатории, а, скорее, на океанские буровые».

3. «Бегущий по лезвию» (1982)

Лос-Анджелес, 2019 год. Выращенные в лаборатории репликанты — генетические двойники людей, чье предназначение тяжело работать и быстро умереть, — ударяются в бега. Вряд ли этот сюжет сейчас выглядит реалистичным.

Но общий фон и множество технических деталей делают фильм, снятый 30 лет назад, очень современным. Уродливый мегаполис, где происходят погони и схватки, весьма правдоподобно отражает грозящий нам урбанистический и экологический кошмар. Мрачные небеса над городом непрерывно изливаются дождем — подразумевается, что это результат углекислотных выбросов, изменивших климат Земли.

Мнение специалиста Редактор Popular Mechanics Эрик Софдж:

«Летающие автомобили больше похожи на настоящие, чем подобная техника из других фантастических фильмов. «Спиннеры» с вертикальным взлетом и посадкой — почти полная аналогия прототипу беспилотника AirMule компании UrbanAero».

4. «Столкновение с бездной» (1998)

Еще в 2007 году активно обсуждался вариант отправить к астероиду-убийце космический корабль, который должен оттянуть непрошеного гостя с опасного курса. Сюжет фильма полностью соответствует технике перехвата, принятой на вооружение в те годы. Сейчас NASA пересматривает эту доктрину.

Мнение специалиста Астронавт Том Джонс:

«Картина смотрится почти как учебник. Я не ожидал увидеть фильм, в котором столь точно будет показано, как бороться с астероидной угрозой».

5. «Штамм «Андромеда»» (1971)

В экранизации романа Майкла Крайтона Пентагон запускает в космос спутник для обнаружения вирусов внеземного происхождения, чтобы использовать их как биологическое оружие. Спутник падает на Землю, вирус вырывается на свободу, стремительно мутирует и убивает всех на своем пути.

Мнение специалиста Микробиолог Джошуа Лидерберг еще в 1962 году предупреждал:

«Доставка на Землю внеземных образцов подвергает нас опасности заражения инопланетными организмами. Могут распространиться болезни, которые уничтожат человечество».

6. «Терминатор» (1984)

Гипотетическую ситуацию, когда роботы восстают против человечества, в академических кругах почти официально называют «сценарий Терминатора».

Мнение специалиста Робототехник Дэниэл Х. Уилсон:

«Эта идея в самом фильме подана на удивление корректно. Оборонная сеть Skynet не одержима жаждой власти и не имеет собственных злобных намерений — просто сложная компьютерная система дала сбой».

7. «Парк юрского периода» (1993)

Отправная точка сюжета — динозавров клонируют, используя для этого кровь, извлеченную из желудков сохранившихся в смоле комаров — вполне согласуется с генетическими теориями, высказывавшимися в начале 1990-х. Больше всего в фильме поражают сами доисторические твари.

Мнение специалиста Палеонтолог Роберт Т. Баккер:

«Декораторы, работавшие над чучелами динозавров, продемонстрировали лучшие познания в морфологии животных, чем многие профессора».

8. «Контакт» (1997)

Своей достоверностью этот фильм обязан астрофизику Карлу Сагану, который и был автором романа, легшего в основу картины. Он хорошо понимал, как работают антенные решетки радиотелескопов и как можно применять математику для расшифровки инопланетных языков. Даже самые драматичные сцены, когда Джоди Фостер несется по «кротовой норе» на какую-то далекую планету, могут служить наглядными иллюстрациями к квантовой механике.

Мнение специалиста Астронавт Том Джонс:

«Фильм на удивление точно соответствует тому, что мы знаем о физике и что, возможно, когда-то будет реализовано на практике».

9. «Гаттака» (1997)

В фильме дана картина искаженных донельзя социальных отношений. Биотехнологии достигли такого уровня, что производство «идеальных» людей поставлено на поток. Все генетические дефекты легко расшифровываются, и на основе этой информации люди делятся на «годных» и «негодных».

Мнение специалиста Редактор Popular Mechanics Эрик Софдж:

«К счастью, мы еще далеки от такого общества нео-фашизма, но научные возможности генетической «сортировки» людей уже вырисовываются. К примеру, организаторы конкурса Archon Genomics XPRIZE обещают премию в $10 млн ученым, разработавшим методику, которая позволит расшифровать 100 геномов человека не более чем за десять дней, причем стоимость расшифровки каждого генома не должна превышать $10 000?.

10. «Особое мнение» (2002)

Основной посыл фильма — что экстрасенс может предсказывать преступления — выглядит абсурдно. Зато в фильме очень реалистично показаны технические мелочи. Автомобили без водителей уже стали реальностью, скоро мы привыкнем и к сканированию радужки глаза, и к индивидуализированной целевой рекламе. Полный эквивалент одного из «фантастических» аппаратов в нынешней реальной жизни — голографическая операционная система.

Лекторы, рассказывающие о проблемах взаимодействия человека и компьютера, очень любят демонстрировать кадры, где Том Круз руками подталкивает висящие в воздухе голографические изображения, чтобы указать им, куда двигаться.

Мнение специалиста Редактор Popular Mechanics Эрик Софдж:

«Скоро в продаже появится программа HoloDesk для работы с технологией обогащенной реальности — в демоверсии мы уже видели, как пользователь буквально хватает руками виртуальные объекты».

10 научно-фантастических фильмов, отличающихся особой научной некорректностью

    «Армагеддон», 1998

В этих блокбастерах извращен смысл научных открытий, а те факты, которые должны вызывать подлинную тревогу, представлены как безобидные детские сказочки.

1."Армагеддон» (1998)

NASA посылает бригаду нефтеразведчиков на летящий к Земле астероид, чтобы взорвать его ядерным зарядом.

НАУЧНЫЙ ЛЯП

Даже объект размером с Техас не обладает силой притяжения, способной удержать на своей поверхности вездеходы. Анекдотическая деталь: в одном из кадров герой Брюса Уиллиса работает в безвоздушном пространстве с поднятым щитком шлема.

2. «Черная дыра» (1979)

Космический бот попадает в зону самого разрушительного явления, какое только может быть во Вселенной: в черную дыру.

НАУЧНЫЙ ЛЯП

Герои не распадаются вместе с кораблем на элементарные частицы. Вместо этого они любуются психоделическими картинками, а потом вылетают из «дыры» невредимыми.

3. «Матрица» (1999)

Машины используют человеческое тело для получения тепловой энергии.

НАУЧНЫЙ ЛЯП

Если просто сжигать калории, которые поедает человек, тепла получится больше.

4. «Ванильное небо» (2001)

Фильм построен на сложном переплетении фантазий и реальности. Герой 150 лет провел в криогенном сне, в то время как его мозг продолжал функционировать.

НАУЧНЫЙ ЛЯП

После самоубийства героя заморозили далеко не сразу, в то время как связи нейронов головного мозга начинают разрушаться всего через несколько минут после смерти.

5."Земное ядро" (2003)

В аппарате из уникального материала герои прорываются к центру Земли и даже возвращаются обратно.

НАУЧНЫЙ ЛЯП

Не будем даже говорить о «спецсплаве». Аппарат с пробоиной сразу же заполнился бы раскаленной магмой.

6. «Послезавтра» (2004)

Теория наступления нового ледникового периода получила здесь абсурдную трактовку.

НАУЧНЫЙ ЛЯП

Неподвластные законам физики волны ледяного воздуха из стратосферы замораживают всех землян.

7. «Я — легенда» (2007)

Эпидемия нового вируса превращает людей в вампиров. Герой использует собственную кровь для изготовления вакцины.

НАУЧНЫЙ ЛЯП

Чтобы в крови появились антитела, нужно сначала самому заразиться болезнью.

8. «Индиана Джонс и Царство хрустального черепа» (2008)

Герой оказывается в зоне ядерного взрыва во время испытаний.

НАУЧНЫЙ ЛЯП

Индиана Джонс спасается, спрятавшись в холодильнике.

9. «2012» (2009)

Таяние ледников становится причиной глобального потопа.

НАУЧНЫЙ ЛЯП

На Земле нет такого количества воды, чтобы устроить эту библейскую катастрофу.

10. «Ангелы и демоны» (2009)

Грамм украденного из лаборатории антивещества переправляют в Ватикан.

НАУЧНЫЙ ЛЯП

Нелепостей в романе и фильме так много, что для их описания на сайте ЦЕРНа создан специальный раздел.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№112, февраль 2012).

<

h4>

VOYAGE TO THE PREHISTORIC PLANET // Full Science Fiction Movie // Basil Rathbone // English // HD

Статьи, которые будут Вам интересны: