Рабочие лошадки космоса

Рабочие лошадки космоса

    Gemini Американский корабль Gemini стал первым качественным рывком вперед если сравнивать с ранней космонавтикой и проложил дорогу лунной программе
    Суда серии «Альянс» «Альянс» подготавливается к стыковке. Самой известной в истории «Альянса» стала выполненная политического смысла стыковка с?американским «Аполлоном», случившаяся 17 июля 1975 года в ознаменование «разрядки напряженности». Это был последний полет корабля серии Apollo.
    Space Shuttle Всего по программе Space Shuttle было выпущено шесть аппаратов.
    Один из них — Enterprise — использовался лишь для опробований в воздухе. Challenger и первенец программы Columbia были утрачены.
    Станция Skylab На станции Skylab было очень просторно. Но аппарат с?самого начала преследовали неудачи, пока он наконец не сошел с орбиты из-за уплотнения верхних слоев воздуха по обстоятельству солнечной активности.
    На орбите — МКС Интернациональная космическая станция — совместный проект 16 государств: в ее работе и строительстве участвуют Бельгия, Бразилия, Англия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Российская Федерация, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Сподвижник Королёва Борис Черток писал годы спустя в ?собственных воспоминаниях о том большом риске, которому подвергался первый астронавт планеты, — так как из пяти состоявшихся испытательных запусков корабля «Восток» штатно прошли только три. Но время было такое — для престижа требовалось рискнуть. Американцы ответили только 20 дней спустя по окончании гагаринского старта — первый космонавт Америки совершил суборбитальный полет 5 мая 1961 года.

Повторить коммунистический успех до тех пор пока выяснилось невозможно: маломощная ракета-носитель Redstone не смогла вытянуть на орбиту кроме того маленькую капсулу Mercury, которую, по воспоминаниям космонавтов, приходилось чуть ли не надевать на себя. Все-таки королёвская ракета Р7 дала СССР важную фору. Американским «гагариным» стал 20 февраля 1962 года космонавт Джон Гленн.

Он пилотировал корабль Friendship 7 (проект Mercury), выведенный на околоземную орбиту ракетой-носителем Atlas-D. Американцам оставалось гордиться только тем, что на Mercury космонавты осуществляли посадку конкретно в капсуле, а Гагарин и ?его коллеги по «Востоку» катапультировались на высоте 7 км. От катапультного кресла в советском спускаемом аппарате скоро отказались — Королёв решил снова утереть американцам шнобель и запустить в космос первый в мире многоместный аппарат.

Потому, что времени на создание принципиально нового корабля не было, трехместный «Восход» был практически доработанным «Востоком». Мир хлопал в ладоши новым советским достижениям: первый многоместный корабль, первый полет без скафандров и,? наконец, март 1965 года — Алексей Леонов покидает «Восход-2» и ?делается первым человеком в открытом космосе. Это был, но, второй и последний пилотируемый полет «Восхода». Погиб Королёв, а тем, кто продолжил его дело, стало очевидным: «Восход» — это тупик.

В том же марте 1965 года в ?космос отправилась первая пилотируемая миссия на новом американском двухместном корабле, созданном по программе Gemini (ракета-носитель Titan). Данный космический транспорт давал возможность не только проводить долгие орбитальные полеты и выходить в? открытый космос, но и маневрировать на орбите (чего не могли ни Mercury, ни «Восток», ни «Восход»).

16 марта 1966 года экипаж, складывавшийся из будущих Дэвида Скотта Нила и лунных героев Армстронга, совершил первую в истории космическую стыковку — Gemini-8 с аппаратом-мишенью Agena VIII. Стало ясно, что американская пилотируемая программа вышла на новый уровень и ?в космической гонке в первый раз случилась смена фаворита. В СССР также, само собой разумеется, думали о новом корабле, и в первую очередь в связи с развернувшейся лунной гонкой. В вопросе о том, на чем лететь к Луне, было два подхода.

Первый? — делать новую тяжелую ракету-носитель: так как кроме того самые скромные прикидки показывали, что для лунного старта в?космос нужно будет выводить десятки тысячь киллограм нужного груза при скромных 7 т грузоподъемности у «семерки». Вторая мысль появилась в королёвском КБ — создать новый корабль под Р7 и дополнительно к нему — три разгонных блока, каковые на орбиту также выводила бы «семерка». Потом, уже на орбите, разгонные блоки и корабль предполагалось состыковать и всю эту сборку послать к Луне.

Американцы хоть и обучились орбитальным стыковкам раньше советских астронавтов, по такому пути, как мы знаем, не пошли, а стали делать тяжелую ракету, к чему в конечном счете склонились и в СССР, правда с неудачным финалом. Но мысль лунного корабля не погибла, а трансформировалась в параллельный проект орбитального корабля 7K-ОК, что позднее стал называться «Альянс». Главным преимуществом «Альянса» стал больший обитаемый количество.

Достигнуто это было не за счет значительного повышения диаметра корабля (так как «Альянс» делали под модификацию той же ракеты-носителя, что поднимала в космос «Восход» и «Восток»), а за счет добавления к спускаемому аппарату и? приборно-агрегатному отсеку бытового отсека.

Помимо этого, «Альянс», подобно Gemini, имел возможность маневрировать на орбите (владея для этого особыми двигателями) и оснащался узлом для стыковки. «Боевое крещение» родоначальника самой массовой и популярной «линейки» космических судов обернулось катастрофой. Советская космонавтика понесла первую утрату, в то время, когда в апреле 1967 года у спускаемого аппарата корабля «Альянс-1» не раскрылся парашют и пилотировавший первенца Владимир Комаров погиб.

Из трагедии были сделаны выводы, в конструкцию корабля внесли трансформации, а в 1969-м, в то время, когда в советской космонавтике ставка была сделана на развитие долгосрочных обитаемых станций (ДОС), показалась новая модификация «Альянса» — 7KT-OK. В ней стыковочный узел оснащался люком-лазом для перелезания из одного состыкованного корабля в второй. До этого такое было вероятно лишь через выход в открытый космос.

С?тех пор практически сменилось пять поколений «Альянсов» — последние доработки касались большей интеграции корабля с МКС («Альянс-ТМА», «Альянс-ТМА-М»). Не обращая внимания на все доработки, «Альянс» разумеется морально устарел, но адекватной замены ему нет до тех пор пока ни у Америки, ни у России.

Еще на заре космонавтики, в то время, когда пионеры орбитальных полетов страдали от высочайших перегрузок при баллистическом спуске, конструкторы грезили о крылатой посадке. Мечта осуществилась ровно 20 лет назад. 12 апреля 1981 года (кто поверит, что дата выбрана случайно?) шаттл Columbia отправился в первоначальный полет, открыв эру самых зрелищных в истории космических аппаратов.

Ни при каких обстоятельствах ранее не было возможности послать в космос сходу семь человек экипажа, которым наряду с этим вовсе не приходилось тесниться. Иначе, ни одна космическая программа не унесла столько судеб, как Space Shuttle. Да, главным преимуществом шаттлов есть возможность снимать с?орбиты и доставлять на Землю тяжелые крупногабаритные грузы, но таких задач никто на данный момент не ставит.

Вместе с тем челноки сыграли огромную роль в монтаже МКС, доставляя в том направлении модули, не имеющие собственных двигателей для маневрирования.

Мало ностальгии

В случае если подводить итоги полувекового соперничества отечественной и американской космонавтики, то возможно заявить, что наша страна в каком-то смысле действовала в соответствии с древнекитайской мудростью «сиди на берегу реки и?ожидай, пока мимо проплывет труп твоего неприятеля» (слова «враг» и «труп» тут, само собой разумеется, не следует осознавать практически). Американская пилотируемая программа, даже в том случае, если брать только реализованные проекты, была, без всякого сомнения, более амбициозной, а отечественная — более консервативной, вероятнее, вынужденно.

Мы в полной мере имели возможность бы летать на «Буранах», если бы в конце 1980-х было больше денег и? меньше политической неопределенности. Но вот прошли десятилетия, лунные экспедиции остались глубоко в истории, со «Скайлэбом» не сложилось, шаттлы, утратив 2/5 собственного флота, совсем уходят на покой. В? космосе трудится Интернациональная космическая станция, которая воплотила в себе отечественные наработки, в частности бесценный опыт станции «Мир».

Экипажи в том направлении и оттуда возит отечественный ветхий (ну пускай пара обновленный) хороший «Альянс». Сейчас многие склонны сказать, что мы избежали громадных трат, вызывающих большие сомнения проектов и были правы. Но все же будем честными: полувековой юбилей гагаринского полета хоть и дает нам законные предлоги для национальной гордости, все же имеет неприятный привкус воспоминаний о?несбывшемся. И хочется задать вопрос: а даст ли нам история еще один шанс хоть когда-нибудь опять первенствовать в?космосе?

Ну хоть в чем-нибудь?

Корабль «Восход»

Храбрец песни Дэвида Боуи Space Oddity — майор Том, безумный космонавт, решивший не возвращаться из космоса, — именует собственный корабль tin can, другими словами «консервная банка». Возможно, такое определение показалось бы обидным тем, кто летал в космос, но тяжело отделаться от мысли, что по крайней мере первые орбитальные аппараты были не столько судами, сколько контейнерами для доставки человека в космос.

И нужно заявить, что на заре космонавтики СССР первенствовал не только хронологически (послав на орбиту Гагарина), но и по уровню комфорта. Так как в спускаемом аппарате корабля «Восток», бывшем заодно и единственным обитаемым помещением, было куда просторнее, чем в конической капсуле американского Mercury.

К границе воздуха

    X-15
    White Knight 1 и SpaceShipOne
    На старте американская ракета-носитель Redstone с кораблем Mercury. До орбиты ему не долететь.

Ракета слабовата.

Американская космическая программа всегда была теснее связана с авиацией, тогда как у нас балом изначально правили ракетчики. Подтверждение тому — история проводившихся параллельно с запусками судов Mercury и Gemini опробований ракетоплана X-15. Данный самолет с ракетными двигателями сбрасывался с бомбардировщика B-52 и на скорости более чем 6000 км/ч уносился к границам плотных слоев воздуха.

Целью опробований было создание орбитального самолета, и ?не смотря на то, что испытания с X-15 были прекращены во второй половине 60-ых годов XX века, ракетоплан можно считать прародителем Space Shuttle. 13 ?полетов признаны в Соединенных Штатах космическими, поскольку на протяжении их исполнения аппарат поднимался выше 50 миль (80 км), что считается границей космоса по стандартам ВВС Соеденненых Штатов. С этим не согласна Интернациональная ассоциация аэронавтики, вычисляющей границей космоса линию Карамана (высота 100 км).

По этим более строгим параметрам только два полета X-15 (оба в первой половине 60-ых годов двадцатого века) официально признаны космическими суборбитальными.

Славная история станции «Мир»

Полтора десятка лет работы станции «Мир» без сомнений относятся к пиковым достижениям отечественной пилотируемой космонавтики. И основное достижение — опыт сборки большого космического объекта конкретно в космосе. Запустить на орбиту что-то большое в 1970-е годы СССР было не под силу.

У нас не было «Сатурна», а грузоподъемность самой тяжелой отечественной ракеты «Протон» ограничивалась 20 т. Как раз исходя из этого отечественные «Салюты» вдвое легче «Аполлонов», каковые к орбитальным станциям не относились. Выход был отыскан в модульной конструкции, выстроенной около базисного блока, практически мало чем отличавшегося от стандартного «Салюта» в гражданском варианте. Станция «Мир», строительство которой началось в 1986?году, включала в себя шесть пристыкованных модулей.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№102, апрель 2011).

<

h4>

РАБОЧИЕ ЛОШАДКИ

Статьи, которые будут Вам интересны: