Русская «берта»

Статья о 305-мм гаубице – вершине могущества артиллерии русской армии эры Первой Мировой. Охарактеризованы технические изюминки устройства этого замечательного орудия и процесс его установки на огневой позиции.

На вершине артиллерийской пирамиды русской армии Первой Мировой стояла 305-мм гаубица обр. 1915 г. – не только большой калибр для полевой артиллерии особенной мощности, но и творение отечественной оборонной индустрии.

Не смотря на то, что русские оружейники к концу Первой Мировой заканчивали разработку орудия 406-мм калибра (гаубица по типу французской артсистемы), но в условиях русского ТВД в таком орудии не было необходимости (стандарты позиционной войны на Русском фронте не дотягивали до западноевропейских) – и 12-дюймовка удачно справлялась со всем спектром задачам по разрушению целей любого уровня сложности.

Гаубица была сконструирована и изготовлена в 1915 г. Обуховским и Петроградским железными фабриками. Первым из них изготавливались прицельные приспособления и стволы, а вторым – лафеты с установочными частями.

Русская «берта»
305-мм гаубица совокупности Обуховского завода в боевом положении. Цифрами обозначены: 1 – ствол; 2 – люлька;
3 – прицел (левый); 4 – рукоять затвора; 5 – станок; 6 – фундаментная рама; 7 – древесное основание.

Ствол орудия – трехслойный. Скрепление – смешанное при помощи кожуха и трубы. Крутизна нарезов – прогрессивная.

Использовались поршневые затворы двух системы: системы и типов Розенберга Обуховского завода, отличающиеся только подробностями. Открывание затвора обоих типов производилось вращением рукояти по часовой стрелке; при закрывании затвора рукоять вращается в обратную сторону. Причем выстрел был вероятен только при всецело закрытом затворе, что обеспечивается особенным предохранителем.

Отличительная изюминка затвора совокупности Розенберга содержится в том, что он может раскрываться как в правую, так и в левую сторону.

Люлька орудия – массивная, фигурная металлическая отливка с коническим желобом по середине для ствола и с тремя цилиндрическими каналами, являющимися цилиндрами компрессора (два по бокам желоба) и накатника (один под желобом). При выстреле ствол откатывается по направляющим планкам люльки, с которой он связан при помощи накатника и штоков компрессора.

Лафет – упругого типа с откатом по оси канала ствола. Использовался гидравлический компрессор и воздушно-гидравлический накатник (наполняемый воздухом и веретённым маслом, сжатым до 50–65 воздухов). Подача масла в цилиндры накатника и компрессоров производится из особого бака посредством насоса, смонтированного на лафете.

Станок гаубицы воображал собой массивную клепаную конструкцию, опирающуюся на фундаментную раму. Подъемный механизм – зубчатая дуга с тормозным приспособлением, не допускающим трансформации угла возвышения при выстреле.

Приведение орудия в положение для заряжания производится при помощи подъемного механизма.

305-мм гаубица владела поворотным механизмом уникального устройства: при вращении его маховиков станок лафета поворачивается около центральной оси шарикового подпятника, причем задняя часть станка перекатывается на роликах по задней части фундаментной рамы.

Фундаментная рама – клепаная конструкция, служащая твёрдым основанием для всей совокупности: на основной ее части помещается шариковый подпятник, а по заднему срезу положены дуги, по которым перекатываются опорные ролики станка.

Фундаментная рама 305-мм гаубицы в собранном виде, скрепленная болтами
с уложенным древесным основанием

Серьёзную функцию делало древесное основание орудия – разборное, четырехрядное, служащее упругим буфером, поглощающим появляющиеся при выстреле вертикальные силы, и предохраняющее совокупность от вероятных продольных перемещений. Основание укладывалось в намерено отрываемый в грунте котлован. На дно котлована укладывается установочное кольцо фундаментной рамы, а на него – четыре последовательности брусьев древесного основания. На верхний последовательность брусьев кладется верхняя часть фундаментной рамы.

Установочное кольцо, верхняя часть и деревянное основание фундаментной рамы скрепляются между собой болтами.

Щитового прикрытия гаубица не имела.

Громадную роль игралась грамотная организация подъездных дорог, служащих для доставки совокупности от обычной ж/д колеи до огневой позиции, и для подвоза снарядов. Вес самая тяжёлой части совокупности (повозки лафета), транспортируемой на двух двухосных тележках, достигает 20 т. Ha каждую вагонетку укладывается 2 полных выстрела. Вагонетки передвигаются вручную.

Ha 1 орудие было положено 300 м узкой ж/д вагонетки и 2 колеи.

От погреба с снарядами заряды и снаряды подвозятся на вагонетке. С вагонетки при помощи особых талей боеприпасы подаются на тележку, передвигающуюся по круговому рельсовому пути. Тележку передвигают впредь до совмещения оси ее желоба с осью зарядного лотка, составляющей продолжение оси канала ствола, приведенного в положение для заряжания.

С тележки по зарядному лотку боеприпас прибойником досылается в канал ствола.

Прицельных приспособлений было два – правое для горизонтальной и левое для вертикальной наводки. Каждое из них складывается из дугового качающегося прицела с панорамой Герца и кронштейна прицела, укрепленного на цапфе люльки.

Перевозится гаубица лишь по железной дороге обычной и узкой колеи, для чего она предварительно разбирается на отдельные части: ствол, лафет, люльку, деревянное основание и фундаментную раму. Ствол с затвором и лафет перевозятся на двух двухосных тележках; люлька – на одной тележке по узкоколейному пути. Ha этих же тележках они ставятся на ж/д платформы обычной колеи.

Огневая позиция для батарей, вооруженных 305-мм гаубицами, выбирается в основном в лесу, невдалеке от линии железной дороги на слабопересеченной местности.

Переход из походного положения в боевое включает в себя следующие последовательные этапы: а) прокладка узкой ж/д колеи от огневой позиции до встречи с обычной ж/д колеей; б) перегрузка повозок совокупности с платформ обычной ж/д колеи на узкую колею; в) доставка повозок совокупности по узкой ж/д колее на огневую позицию; г) отрыв котлована для укладки древесного основания (к данной работе приступают сразу же по окончании выбора огневой позиции; д) укладка древесного основания; е) сборка совокупности; ж) укладка узкоколейного пути от погреба с снарядами до огневой позиции.

Для перегрузки матчасти с платформ использовались особенные домкраты.

По окончании доставки на огневую позицию частей артсистемы приступают к укладке древесного основания в заблаговременно отрытый котлован, воображающий собой яму с прямоугольным основанием размерами 775 на 640 см и глубиной в 2,5 м. Позади котлована укладывается прямой участок узкоколейной железной дороги, которым заканчивается подъездной путь, идущий к позиции от обычного ж/д пути.

Ha дно котлована опускается установочное кольцо, в каждое из 30 отверстий которого вставляются фундаментные болты. Затем последовательно укладываются 4 последовательности брусьев древесного основания, причем фундаментные болты пропускаются через соответствующие им отверстия в брусьях. В то время, когда укладка древесного основания закончена, на вагонетке подвозят главную часть фундаментной рамы и при помощи домкратов медлено опускают на древесное основание, следя, дабы фундаментные болты прошли через соответствующие отверстия в фундаментной раме.

Для установки станка на протяжении боковых сторон котлована ставят на городах попарно друг против друга 4 домкрата. В промежутке между домкратами настилаются поверх фундаментной рамы звенья узкой ж/д колеи. Станок устанавливается между домкратами так, дабы нижний погон шарикового подпятника находился над главной частью фундаментной рамы.

Станок верёвками подвязывается к балкам парных домкратов и с их помощью поднимается на такую высоту, дабы штыри станка вышли из отверстий в тележках для его перевозки. Затем убираются тележки и рельсы, и станок при помощи домкратов медлено опускается на фундаментную раму – так, дабы финиши фундаментных болтов вошли в отверстия для них в шариковом подпятнике. Затем на финиши фундаментных болтов навинчиваются гайки.

Станок поставлен под котлованом, и его хоботовая часть подвязана к балке домкратов

Станок опущен на фундаментную раму

Для сборки люлька и ствол гаубицы устанавливаются на собственных тележках на прямом участке узкоколейной железной дороги сзади котлована – в первых рядах люлька, а за ней ствол. По обеим сторонам ствола гаубицы снова устанавливаются попарно 4 домкрата. Балки домкратов пропускаются под стволом, что при вращении рукояток домкратов поднимается на такую высоту, дабы ось ствола расположилась на продолжении оси люльки.

Затем люльку надвигают на дульную часть ствола.

Ствол поднят на домкратах; тележки еще не убраны

Люлька надвинута на дульную часть ствола

Соединенный с люлькой ствол по рельсовому пути за верёвки перетаскивается в станок и устанавливается так, дабы цапфы люльки пришлись над ладыгами станка.

Рельсовый путь, проложенный в станке для подвоза люльки со стволом

Ствол с люлькой подтянуты над стволом, тележка, люльки и рельсовый путь в станке убраны

Длительность всех работ по переходу из походного в боевое положение составляла 2–5 дней.

Орудие собрано, установлена таль для снарядов, тележка, снарядный желоб и т. д.

Таковы главные конструктивные изюминки этого превосходного орудия, проходившего службу в Красной и русской армиях.

Все фото: Тихомиров Н. Артиллерия особенной мощности. – М., 1935.

Джо Роган и Берт Крайшер. \

Статьи, которые будут Вам интересны: