Самая тяжелая дубинка русского «бога войны»
В двадцатом веке отечественная артиллерия громадной и особенной мощности все более скатывалась к разряду второстепенных видов оружия. И не смотря на то, что к августу 1914 года она опережала всю землю по числу полевых 76-мм пушек, в первый раз со времен Ивана III не имела тяжелой артиллерии. Николай II и окружавшие его генералы Куропаткин и Сухомлинов, и ведавший артиллерией князь Сергей Михайлович свято придерживались французской концепции, утверждавшей, что война возможно побеждена посредством одних только 76-мм пушек.
Поражение в войне 1904—1905 годов пара поколебало это вывод, и в следствии была создана немногочисленная корпусная артиллерия, в состав которой вошли 107-мм пушки примера 1910 года и 152-мм годов и 1909 гаубицы 1910 образца. Причем по собственной мощности эти орудия доходили более к дивизионной, чем к корпусной артиллерии. В 1911 году Николай II совсем упразднил тяжелую (осадную) артиллерию, складывавшуюся из орудий примера 1867 года.
Новые полки тяжелой артиллерии Николай II собирался сформировать в первой половине 20-ых годов двадцатого века, а перевооружение крепостей с годов и тяжёлых 1867 орудий 1877 образца на новые планировалось провести в 1930 (!) году.
Первая мировая через несколько месяцев по окончании ее начала из маневренной превратилась в позиционную. Безотлагательно пригодилась тяжелая сухопутная артиллерия.
Но русская промышленность не создавала сухопутных орудий калибра 203 мм и выше (не считая трех десятков полустационарных 305-мм гаубиц примера 1915 года). Исходя из этого царское правительство безотлагательно начало закупку тяжелых орудий за границей. Увы, как правило был куплен «металлолом».
Сокровище французских орудий примера 1878 года была вызывающей большие сомнения.
А все тяжелые японские орудия было нужно послать в крепости, очень удаленные от линии фронта, потому, что они по большому счету были небоеспособными. Лучше всех продемонстрировали себя 203-мм британские гаубицы типа «VI» компании Виккерса. Но у них был значительный недочёт — они были тяжелы и трудноперевозимы.
Сразу после окончания гражданской войны управление РККА решило создать собственную 203-мм гаубицу с лучшей баллистикой, чем у гаубицы «VI», но с возможностью применения ее снарядов.
Трофейные танки сильно поразили начальников РККА, и было предложено поставить новую 203-мм гаубицу на гусеничный движение.
203-мм гаубица Б-4
Орудийная повозка Бр-10 со стволом
203-мм гаубица Б-4 в боевом положении при угле возвышения 45°
На совещании Артиллерийского комитета 11 декабря 1926 года было вынесено ответ: «Поручить КБ Арткома в 4—6-месячный срок создать проект 203-мм гаубицы громадной досягаемости…» Письмом от 22 марта 1927 года Артиллерийский комитет предписал КБ Арткома составить неспециализированные проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы артиллерийского резерва Командования и 152-мм пушки.
Возглавил проектирование 203-мм гаубицы А.А.Лендер, а по окончании его смерти — А.Г.Гаврилов.
Проект гаубицы Б-4 был закончен 16 января 1928 года. Рассматривалось два варианта: с дульным тормозом и без него, но с баллистикой и одинаковыми телами орудий. Предпочтение отдали стволу без дульного тормоза.
Рабочие чертежи качающейся части гаубицы разрабатывались КБ Арткома, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу — конструкторским бюро завода «Коммунист».
Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 изготовили на заводе «Коммунист» в начале 1931 года. В июле— августе 1931 года на НИАПе совершены стрельбы для подбора зарядов к Б-4, а в первой половине 30-ых годов двадцатого века «Коммунист» начал серийное производство гаубиц.
В этом же, 1932 году совершили модернизацию гаубицы Б-4, разрешившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет наложили более долгий (на три калибра) и прочный ствол. Орудия со ветхим стволом взяли наименование «Б-4 малой мощности» (ММ), а с новым стволом —«Б-4 громадной мощности» (БМ). Гаубицы отличались и по устройству казенника: его борода у БМ позади имела вид прямоугольника с острыми краями, а у ММ делана выводы кверху и скруглена.
Иных внешних отличий орудия не имели.
Дабы не возвращаться более к гаубицам ММ, скажем, что они неспешно на протяжении заводских ремонтов переделывались в вариант БМ, и уже в послевоенное время о них не было слышно. Единственный сохранившийся пример ММ находится на данный момент в Одессе на территории армейского училища.
Официально 203-мм гаубица Б-4 была принята на вооружение 10 июня 1934 года.
В первой половине 30-ых годов XX века производство Б-4 началось на заводе «Баррикады» (сейчас ЦКБ «Титан»), но до Января этого года успели сделать только одно орудие, но и его не смогли сдать. Первые две Б-4 завод «Баррикады» сдал только в первом полугодии 1934 года.
Корректировка на фабриках «Баррикады» и «Большевик» конструкции гаубицы применительно к своим производственным возможностям стала причиной выпуску двух фактически разных орудий.
Для разрешения данной ситуации во второй половине 30-ых годов XX века выпустили единые чертежи. Но, "Наверное," полной унификации производства гаубиц фабрикам добиться не удалось. К тому же во второй половине 30-ых годов XX века производство Б-4 было развернуто еще на одном заводе — новокраматорском. — новинки мирового кинопроката.
До 1936 года канал ствола гаубицы Б-4 имел ширину поля нареза 3 мм, а ширину нареза 6,974 мм.
Во второй половине 30-ых годов двадцатого века по распоряжению Артиллерийского управления ширину поля увеличили до 3,974 мм, а ширину нареза уменьшили до 6,0 мм. По окончании отстрела первых гаубиц с поменянной нарезкой в АУ пошли жалобы на омеднение ствола. Но АУ ответило, что лучше омеднение, чем срыв полей нарезки, и распорядилось продолжить выпуск орудий с новой нарезкой.
Первоначально стволы гаубиц ММ и БМ выпускались лишь скрепленными.
Умелые лейнеры к Б-4ММ были изготовлены на заводе «Коммунист» в апреле 1934 года. Первый лейнированный ствол Б-4БМ изготовили в конце 1934 года и потом производство скрепленных и лейнированных стволов Б-4БМ шло параллельно. Но завод «Баррикады» до 1 сентября 1938 года не сделал ни одного лейнированного ствола.
203-мм гаубица Б-4 в боевом положении при угле возвышении 0°
Лафетная повозка гаубицы Б-4 при раздельной возке
Не обошли Б-4 опыты с нарезными боеприпасами. В первой половине 30-ых годов XX века завод «Коммунист» взял заказ на разработку умелого ствола Б-4 для стрельбы такими боеприпасами. Параметры нарезов ствола: крутизна постоянная — 12 калибров, количество — 48, глубина 2,0 мм, ширина нареза 9,0 мм, ширина поля 4,29 мм.
Изготовление нового ствола затянулось, и стрельбы из него начались только в конце 1936 года.
В декабре 1936 года на НИАПе из умелого ствола Б-4 велись стрельбы нарезными боеприпасами массой 172,5—174,4 кг длиной в 6,25 калибра, несущие 22,2 кг взрывчатого вещества. На боеприпасах имелись нарезы глубиной 1,9 мм.
Но по многим причинам, среди которых были рассеивание и неудовлетворительное заряжение снарядов, опыты с нарезными боеприпасами прекратили.
Гаубицы Б-4 учавствовали в Финской войне 1939—1940 годов. На 1 марта 1940 года на финском фронте их насчитывалось 142 единицы, на протяжении боев четыре было утрачено либо вышло из строя: одна в декабре 1939 года и три в январе — феврале 1940 года.
Война продемонстрировала, что Б-4 очень громоздки, труднотранспортируемы и не хватает замечательны. Так, дабы развернуть гаубицы на угол 30°, требовалось 15—20 мин. и физические упрочнения двух расчетов. А для разрушения стены финского ДОТа нужно было попадание в одну и ту же точку как минимум двух снарядов. Расчеты с огромным упрочнением подтаскивали 17-тонную махину на расстояние 200 м —лишь с этого расстояния имели возможность расстрелять ДОТ.
Каковы были утраты расчетов, сказать не приходится.
К 22 июня 1941 года в Красную армию имелось всего 849 гаубиц Б-4, из которых 41 нуждалась в капитальном ремонте.
В 1938—1939 годах предпринималась попытка ввести 203-мм гаубицы в корпусные артиллерийские полки («полки второго типа»)— по шесть гаубиц в дивизион.
Но к началу войны Б-4 были выведены из корпусной артиллерии и оставались лишь в гаубичных артиллерийских полках громадной мощности РВГК. По штату (от 19 февраля 1941 года) полк складывался из четырех дивизионов трехбатарейного состава. В каждой батарее числилось два орудия; соответственно одна гаубица считалась взводом. Всего в полку было 24 орудия, 112 тракторов, 242 автомобиля, 12 человека и 2304 мотоциклов личного состава (из них 174 офицера).
К 22 июня 1941 года в составе РВГК насчитывалось 33 артиллерийских полка с гаубицами Б-4. Всего по штату во всех полках РККА должно было числиться 792 орудия, а практически состояло только 727.
С 22 июня по 1 декабря 1941 года утрачено 75 Б-4, в тот же период армиями от индустрии получено 105 гаубиц.
На протяжении войны пара Б-4 попало к немцам.
Так, в городе Дубно они захватили 529-й гаубичный артполк громадной мощности. Из-за отсутствия тягачей отечественные армии кинули в исправном состоянии 27 гаубиц. Часть из них поступила на вооружение германской армии называющиеся 20,3-см Н.503 (г). К марту 1944 года на Восточном фронте немцев употреблялось восемь таких гаубиц, выстрелы к каким комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и германских зарядов.
Масса полного германского заряда составляла 15,4 кг.
В связи с малой мобильностью Б-4 большая часть гаубичных полков громадной мощности в первой половине 40-ых годов двадцатого века было отведено в тыл. Это сберегло матчасть для активных действий на протяжении наступательных операций 1943— 1945 годов.
В Советской Армии Б-4 до конца войны состояли лишь в артиллерии РВГК. К 1 мая 1945 года в тридцати бригадах и четырех отдельных полках насчитывалось 760 единиц Б-4.
не сильный местом гаубицы Б-4 была гусеничная ходовая часть.
В походе лафет Б-4 копался раздельно — на гусеничном шасси и раздельно — ствол на особой ствольной повозке. Ствольные повозки базировались на гусеничном (Б-29) и на колесном ходу (Бр-10).
При эксплуатации ствольных повозок Б-29, изготовленных заводом «Коммунист», всегда выходили из строя траки на гусеницах. Тяговое упрочнение Б-29 с места достигало 1250 кг. Для сравнения: колесная повозка Бр-10 со стволом имела тяговое упрочнение 250 кг.
При гололедице повозку Б-29 имели возможность тащить только два трактора «Коминтерн» цугом — у одного трактора гусеницы проскальзывали. Колесные же повозки застревали на нехороших грунтовых дорогах.
В отчете о сравнительных опробованиях ствольных повозок Бр-10 и Б-29 от 7 августа 1938 года не без основания записано: «Обе повозки нехороши и не отвечают предъявленным требованиям».
Во второй половине 30-ых годов XX века пермскому заводу № 172 поручили создать колесный лафет на гусеничном ходу для триплекса (203-мм гаубица Б-4, 152-мм пушка Бр-2 и 280-мм мортира Бр-5), взявший индекс М-50. Но управление завода игнорировало заказ и к началу лета 1941 года так ничего и не сделало.
В конце 1953 года за разработку колесного хода для Б-4 в инициативном порядке взялись конструкторы КБ завода «Баррикады» во главе с Г.И.Сергеевым.
Разработка технического проекта нового лафета закончилась в апреле 1954 года, а уже в декабре 1954 года две умелые повозки с установленными на них 203-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 отправились на опробования. Новый колесный движение приняли на вооружение в 1955 году, 203-мм гаубица на новом лафете взяла индекс Б-4М, 152-мм пушка — Бр-2М, а 280-мм мортира — Бр-5М.
203-мм гаубица Б-4М в боевом положении (без бруса и растяжек)
Модернизация в основном заключалась в замене гусеничного хода колесным, что разрешило существенно расширить манёвренность и подвижность этих орудий, повысить живучесть ходовой части и, что самое основное, осуществлять нераздельную транспортировку орудий на одной повозке.
Баллистические характеристики модернизированных орудий и выстрелы к ним не изменялись.
Транспортировались Б-4М и Бр-2М с оттянутым стволом штатным тягачом АТТ.
Громаднейшая скорость возки: по шоссе —до 35 км/ч, по булыжнику и грунтовым дорогам—до двадцати километров/ч, по пересеченной местности, пашне—до 15 км/ч.
На расстоянии 3—5 км орудия возможно было перевозить с неоттянутым стволом со скоростью 8—10 км/ч.
В боевом положении орудие устанавливалось на два поддона и закреплялось растяжками.
Из походного положения в боевое и обратно орудие переводилось конкретно в орудийном окопе.
В совокупность артиллерийского оружия РККА на 1933—1937 годы были включены 203-мм дивизионная мортира и 203-мм дивизионная гаубица. Эти орудия имели возможность значительно усилить мощь отечественной армии и снять с Б-4 несвойственные ей задачи, к примеру, расстреливать в упор финские ДОТы (в первой половине 40-ых годов двадцатого века) либо принимать участие в уличных битвах в других городах и Берлине (в 1945-м).
Было создано пара опытных образцов 203-мм дивизионных мортир и 203-мм корпусных гаубиц. Но против них выступили приверженцы минометов в Главном артиллерийском управлении, в следствии чего эти орудия так и не поступили на вооружение.
По окончании войны в НИИ-58 под управлением В.Г.Грабина было создано пара артиллерийских совокупностей громадной и особенной мощности, не имевших равных за границей. Но все работы по тяжелой артиллерии прекратили во второй половине 50-ых годов XX века по инициативе Н.С.Хрущева.
И в то время, когда в середине 60-х годов ученые-ядерщики обучились помещать ядерный заряд в артиллерийский боеприпас калибра 203 мм, то стало известно, что стрелять-то им не из чего. И было нужно делать ядерный боеприпас под старуху Б-4.
баллистика и Боеприпасы Б-4
Тактико-техническая черта 203-мм гаубицы Б-4 громадной мощности
СТВОЛ
Калибр, мм……………………………………. 203,4
Протяженность ствола, мм/клб……………………5087/25
Протяженность канала, мм……………………………. 4894
Протяженность нарезной части, мм………………. 3981
Протяженность хода нарезов, клб……………………..20
Число нарезов…………………………………….64
Глубина нареза, мм…………………………….2,0
Ширина нареза, мм……………………………6,0
Ширина поля, мм……………………………..3,97
Масса ствола с затвором, кг……………..5200
ЛАФЕТ
Угол ВН, град……………………………….0—60°
Угол ГН, град…………………………………….±4°
Протяженность отката переменная, мм … 850—1400
Высота линии огня, мм…………………….1920
Ширина хода
(на середине траков), мм………………….1910
Протяженность совокупности
в боевом положении, мм………………….9365
Ширина совокупности
с боевом положении, мм………………….2490
Ширина трака, мм……………………………..460
МАССОВАЯ СВОДКА, кг
Откатные части со стволом…………….. 5440
Качающаяся часть………………………….. 7900
Лафет………………………………………….. 12 500
Совокупность в боевом положении…………17 700
Масса лафетной повозки
с передком…………………………………..13 800
ОРУДИЙНАЯ ПОВОЗКА Бр-10
Масса безлюдной повозки, кг около……..5400
Масса повозки Бр-10
со стволом, кг………………….. около 10 600
ОРУДИЙНАЯ ПОВОЗКА С КОЛЕСАМИ ТРАКТОРНОГО ТИПА
Масса повозки со стволом, кг……………………………..9590
ОРУДИЙНАЯ ПОВОЗКА Б-29
(на гусеничном ходу)
Масса повозки без ствола, кг………………………около 7700
Масса повозки со стволом, кг…………………..около 12 900
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ Эти
Расчет, чел……………………………………………15
Скорострельность, выстр/мин………………..1/2
Скорость возки по дорогам, км/ч…………5—15
Время перехода из походного положения в боевое………….от 45 мин. до 2-х часов
А. ШИРОКОРАД