Шесть клонов «карла»

Шесть клонов «карла»

Середина 1930-х гг. Политическое управление окрепшей Германии жаждет реванша за поражение в Первой мировой. Руководство Вермахта, форсированно перевооружая армию, требует поставок замечательных бетонобойных орудий, сохраняя надежду в скором времени без особенных задержек преодолеть с их помощью линию Мажино.

В конце 1935 г. компания «Рейн-металл-Борзиг» в Дюссельдорфе приступила по заданию армейских к созданию сверхтяжёлой самоходной мортиры для «разрушения долгосрочных фортификационных сооружений» с толщиной цементной стены не меньше 900 мм. На протяжении разработки проекта технические условия много раз изменялись и лишь в августе 1937 г. Управление оружия Вермахта выдало окончательное задание, в соответствии с которому орудие должно было иметь калибр 600 мм, массу боеприпаса около 2000 кг, дальность стрельбы — до четырех километров.

Неспециализированная масса мортиры предполагалась равной 97 т.

Сначала прорабатывался «сборный» вариант орудия, планировавший из 7 — 8 частей массой не более 9 т, конкретно на огневой позиции. Набор составленных частей должен был доставляться на место грузовым транспортом. Но для его сборки -приведения в боевое положение — требовалось не меньше шести часов. Исходя из этого в окончательном варианте решили создать самоходный лафет, что разрешило бы сократить время подготовки к стрельбе до получаса.

Помимо этого, обеспечивалось передвижение установки и её манёвренность.

Будущая мортира стала называться Gerat 040 («Герет», «Инструмент 040»), неофициально она именовалась как Karl («Карл»); в Советском Альянсе с 1944 г. использовалось обозначение СУ-600. В тайном справочнике Вермахта «Германские вооружённые силы», изданном в 1941 г., она фигурировала в виде «…прибор 040» с тяжёлой бетонобойной гранатой.

Только в сентябре 1942 г. в издании германского Генштаба Die Wermacht («Вермахт») были приведены рисунок и две фотографии установки.

Самоходная артиллерийская установка типа «Карл». Масса автомобили -126 т, расчёт -16 человек, протяженность — 11,15 м

600-мм мортира установки. Масса орудия — 69 т, протяженность — 5068 мм, либо 8,44 клб, дальность стрельбы тяжёлым бетонобойным боеприпасом — до 4,3 км

В октябре 1939 г. компания «Рейнметалл» близко приступила к созданию самоходного лафета на базе шасси серийного среднего танка Pz. Kpfw.IV, имевшего массу 25 т. Первые ходовые опробования состоялись в мае 1940 г. Действительно, на машине был макет, по габаритам и массе всецело соответствовавший натурному орудию.

На гусеничном шасси была размещена сварная коробчатая надстройка из броневых страниц, поделённая усиливающими поперечными стенками -рёбрами жёсткости — на три отсека.

В переднем отсеке был двигатель, в середине центрального — устанавливалось орудие.

Отметим сходу, что компанией были изготовлены и армейскими взяты шесть установок типа «Карл» во время с ноября 1940-го по август 1941 г. Любая из них по традиции приобретала собственное личное имя. Так, поочерёдно показались: № 1 Adam («Адам»), позднее переименована в Baldur («Бальдр»), № 2 Eva («Ева»), позднее названа Wotan («Вотан»), № 3 Odin («Один»), № 4 Thor («Тор»), № 5 Loki («Локи»), № 6 Ziy («Циу»).

Для них двигатели употреблялись двух типов: дизельные MB 507С на установках №№ 3, 4, 5 и бензиновые МВ 503А — на №№ 1, 2, 6, каковые потом были заменены теми же дизелями.

12-цилиндровый рядный двигатель МВ 507С компании «Даймлер-Бенц» жидкостного охлаждения мощностью 750 л.с. при расходе горючего 120 л/ч и его запасе в 1200 л, машина со скоростью 6 км/ч имела возможность пройти за 100 км.

Трансмиссии были кроме этого двух типов.

На №№ 1, 3 и 6 — механическая четырёхскоростная (три вперёд и одна -задняя), на №№ 2, 4 и 5 — гидромеханическая. Двухступенчатый планетарный механизм поворота имел пневматический сервопривод. Подвеска первых двух автомобилей «Ева» и «Адам» имела восемь покрытых резиной опорных катков на борт, укреплённых на торсионах и 113 траков высотой по 170 мм.

Ведущее колесо пребывало спереди.

На установках более поздних выпусков на торсионах находились одиннадцать металлических катков на борт, высота траков была увеличена до 240 мм при их числе 94. Ширина гусеничной ленты — 500 мм, её контактная протяженность — около 7000 мм.

При массе всей установки 123 000 кг удельное давление на грунт составляло 1,76 кг/см2.

При занятии огневой позиции самоходка должна была перед стрельбой опускаться дном на грунт для обеспечения устойчивости при выстреле, для чего в корме имелся механизм опускания рычажного действия. Перевод в боевое положение из походного занимал около десяти мин..

САУ «КАРЛ»

На установках была поставлена мортира калибра 600 мм. По хорошему определению — это «артиллерийское орудие с маленьким стволом для навесной стрельбы, предназначенное для разрушения очень прочных оборонительных сооружений и для поражения целей, укрытых за стенками либо в окопах». Стволом установленной мортиры служил нарезной моноблок длиной 5068 мм, либо 8,44 калибра, замок был клиновой горизонтальный.

Для открытия огня ствол нужно было поднимать на уголвозвышения 55° — 70°. Горизонтальный угол наведения составлял всего 4°, в противном случае приходилось разворачивать всю машину. По окончании каждого выстрела ствол возвращали в горизонтальное положения для заряжания очередным боеприпасом. Механизмы наведения трудились вручную.

Исходя из этого скорострельность орудия была низкой, всего один выстрел в десять мин..

Нужно подчернуть, что для погашения отдачи мортиры конструкторы применили двухступенчатую совокупность, при которой происходил не только откат самого ствола в люльке, но и всего орудия в корпусе автомобили. Неспециализированный откат составлял 920 мм, наряду с этим масса орудия равнялась 69 000 кг.

Первоначально для мортиры был создан тяжёлый бетонобойный боеприпас массой 2170 кг и с 280 кг (по другой информации, 350 кг) взрывчатого вещества (ВВ). Имея начальную скорость 220 м/с, он имел возможность пробить цементную стенке толщиной до 3,5 м на расстоянии от 2800 до 4300 м. Диапазон поражения варьировался установками соответствующего вертикального угла и порохового заряда наведения. В 1942 г. был создан более лёгкий бетонобойный боеприпас массой 1700 кг, имевший 220 кг ВВ.

При начальной скорости 283 м/с он имел возможность поражать цели на удалении от 4200 до 6600 м, но пробивная его свойство по цементной стенке уменьшилась на целый метр. С повышением дальности уменьшилась и точность попадания в цель. Так, по итогам испытательных стрельб в марте 1942 г. отклонение боеприпаса от цели на большой дальности составило 94х17 м.

Существовал кроме этого фугасный боеприпас с дальностью до 6700 м.

Боекомплект «карлов» складывался из восьми выстрелов раздельно-гильзового заряжания, каковые перевозились на гусеничных транспортёрах снарядов — транспортно-заряжающих автомобилях (ТЗМ), специально для этого созданных на шасси танков Pz.Kpfw.IV. Эти автомобили имели 2,5-тонный кран для укладки и снятия выстрелов на лоток мортиры.

Неразорвавшийся тяжёлый бетонобойный боеприпас. Масса — 2170 кг, заряд взрывчатого вещества — 350 кг, начальная скорость боеприпаса — 220 м/с. Севастополь. Июнь 1942 г.

Самоходный лафет имел возможность употребляться только при маневрировании установки без переходов на какое количество-нибудь громадное расстояние из-за относительно малого запаса хода. Исходя из этого они должны были перевозиться по шоссе на трейлерах в разобранном виде. Ещё сложнее была перевозка по железной дороге: установка вывешивалась между особыми пятиосными балочно-крановыми платформами; она приподнималась над рельсами замечательными гидравлическими домкратами.

Неспециализированный вес таковой совокупности с «загружённой» на неё установкой превышал 180 т.

На огневые позиции «карлы» выходили с двумя транспортно-заряжающими автомобилями, загруженными четырьмя боеприпасами любая. Механик-водитель разворачивал машину своим ходом в нужном направлении и после этого опускал её дном на грунт.

Затем ТЗМ доходили и становились рядом. Боеприпас одной из них краном перемещался на лоток мортиры и досылался в казённик механическим досылателем; клиновой затвор закрывал ствол, что затем механизмом с ручным приводом поднимался на определённый угол наведения; после этого дополнительно производилась правильная горизонтальная наводка. По окончании выстрела расчёт опускал ствол в горизонтальное положение для заряжания.

Скорострельность составляла один выстрел в десять — пятнадцать мин..

Мортиры «Карл» состояли на вооружении батарей 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особенной мощности Вермахта. В июне 1941 г. две мортиры 1-й батареи 833-го дивизиона «Ева» и «Адам» были доставлены по железной дороге в размещение 17-й армии Группы армий «Центр» в район Перемышля.

Первая из них вела пламя по фортификационным сооружениям отечественной «Линии Молотова»: при помощи атаки 295-й пехотной дивизии смогла выпустить четыре боеприпаса. А вот «Еве» не повезло: при подходе к огневой позиции у неё «полетела» гусеница и она в обстреле на принимала участие.

Но скоро военное армейское руководство, руководствуясь «отсутствием подходящих целей для самоходных мортир на этом месте фронта», отозвало установки обратно в Германию.

Две другие мортиры 2-й батареи, «Один» и «Тор», были использованы при захвате Брестской крепости в составе 4-й армии. Они прибыли кроме этого на ЖД составах по частям и планировали по ночам 19-21 июня. Их разместили на позициях к западу от Брест-Литовска в районе Тересполя.

Назначенные цели — Северный форт и цитадель.

22 июня мортира «Тор» произвела три выстрела, при четвёртом боеприпас перекосило в стволе. «Один» выстрелил четыре раза, пятый боеприпас был с недостатком в бронзовом направляющем пояске. В обоих орудиях они застряли так, что «затворы нереально было закрыть».

Но расчёты на следующий сутки смогли разрядить орудия, извлечь застрявшие боеприпасы и 24 июня стрельба была продолжена: «Тор» выпустил шесть снарядов, «Один» — одиннадцать; всего за эти дни — 31.

ТЗМ САУ «КАРЛ»

Транспортно-заряжающая машина установки с подъёмным краном. На ней перевозились четыре боеприпаса.

Гусеничное шасси — на базе танка Pz.Kpfw.IV

САУ типа «Карл» и транспортно-заряжающая машина на огневойпозиции

Укладка боеприпаса краном ТЗМ на лоток мортиры «Циу». Варшава,август 1944 г.

Обстрел восставшей Варшавы мортирой «Циу». дыма и Облака пыли шириной 300 м поднимались на высоту до 170 м. Август 1944 г.

Мортира «Тор» готова вести пламя по Севастополю. Июнь 1942 г.

Осмотрев по окончании захвата цитадели произведённые разрушения, армейские эксперты поняли, что «массивные кирпичные стенки толщиной два метра разлетались на куски и проваливались вовнутрь. Во дворе цитадели в весьма жёстком грунте появились воронки 15 м шириной и 5 м глубиной». Очевидцы отмечали: «… разрывы создавали пыли и облака дыма шириной 300 м и высотой 170 м».

В донесении генерала артиллерии Бранда указывалось, что пламя батареи «имел сильный физический и деморализующий эффект…

Воздействие было нужным и признано очень действенным». В рапорте начальника 833-го дивизиона полковника Шмидта так сообщалось об применении мортир: «… в отношении баллистики и конструкции Geraet 040 всё в порядке. Стало известно, что содержание таблиц стрельбы правильно и эффект от выстрелов хороший».

Проможете прочесть на данном сайте. Нужно подчернуть, что об применении мортир под Перемышлем и у Брест-Литовска в открытых документах имеются разногласия.

В некоторых указано, к примеру, под Перемышлем действовали «Ева» и «Адам», в других, напротив, что они принимали участие в бомбардировке Брестской крепости.

4 марта 1942 г. 833-м дивизионом был взят приказ о передислокации в Группу армий «Юг» под Севастополь. Указывалось, например, что район сборки установок был на расстоянии 4 км от линии фронта.

Из этого прибывшие мортиры «Один» и «Тор» своим ходом скрытно подбирались по ночам к огневым позициям, создавали пара выстрелов и снова отходили в тыл. Их целями были стационарные батареи береговой обороны 30-я и 35-я, пребывавшие в фортах «Максим Горький I и II», закрывавших вход в бухту.

Начиная с 2 июня обстрел вёлся по 30-й батарее По 7 июня было выпущено 122 бетонобойных и фугасных боеприпаса.

В следствии, батарея была всецело выведенной из строя, были уничтожены трёхметровые бетонные подземные казематы, стёрты с лица земли её 305-мм орудия. Но германскими артиллеристами с удивлением было отмечено, что до 40% снарядов либо по большому счету не взрывалось, либо разрывалось на пара больших частей без осколков.

Следующее применение установок относится только к августу 1944 г., в то время, когда мортира «Циу» принимала участие в подавлении Варшавского восстания, обстреливая восставшие районы города.

Наконец, с началом наступления союзников в Нормандии ко мне были переброшены пара орудий «карл», действовавших в оборонительных операциях. Но их ожидала тут плачевная будущее.

Так, «Тор» уже летом 1944 г. серьёзно была повреждена авиацией. «Локи» и «Ева» были подорваны собственными расчётами, как и «Один», из-за неосуществимости своевременно эвакуировать их от скоро наступавших союзников, которым достались только их покалеченные корпуса. Но, согласно другой информации, эти мортиры между 21 апреля и 11 марта были повреждены на протяжении перевозки по железной дороге и в таком виде попали к американцам.

Одна из мортир была захвачена войсками СССР и называющиеся «Адам» и по сей день хранится в Музее бронетанковой техники в подмосковной Кубинке.

Будущее остальных орудий осталась малоизвестной: вероятнее, они были стёрты с лица земли немцами где-то при отступлении.

В. ТАЛАНОВ

Танец Карлы для Амина Клон 125 серия HD

Статьи, которые будут Вам интересны: