Система пво северной америки (часть 3) — «военные действия»

Система пво северной америки (часть 3) - «военные действия»Во второй половине 50-ых годов XX века в рамках двухстороннего соглашения, подписанного кабинетами министров США и Канады, было создано объединенное американо-канадское руководство ПВО Американского континента (NORAD — North American Air Defence Command). На момент создания NORADруководило действиями Руководства военно-воздушной обороны ВВС Соеденненых Штатов (USAF Air Defense Command), Канадским авиационным руководством (Canadian Air Command), Силами ПВО ВМС (Naval Forces CONAD/NORAD) и Руководством военными силами ПВО (Army Air Defense Command). Штаб NORAD находится в противоатомном убежище в укрепленном бункере, в горы Шайенн в штате Колорадо, в окрестностях города Колорадо-Спрингс.

Главный вход в командный центр NORAD
Пика собственного могущества NORAD достигло в первой половине 60-х годов. Тогда в интересах данной структуры на территории США и Канады функционировали много наземных радиолокаторов, в море и в воздухе несли дежурство десятки самолётов ДРЛО и судов радиолокационного дозора, на американской и канадской территории было развернуто более полутора сотен ЗРК, а американо-канадский парк истребителей перехватчиков превышал 2000 единиц. Всё это громоздкое дорогостоящее хозяйство предназначалось для защитыпримерно от 200 советских стратегических бомбардировщиков.
Как уже говорилось в двух первых частях, в середине 60-х по окончании постановки в СССР нескольких десятков МБР как раз они, а не бомбардировщики, стали представлять главную угрозу для континентальной части США. Вот как в отношении советской ядерной угрозы и развёртывания новых и необходимости содержания совокупностей ПВО высказался глава МинОбороны США Джеймс Шлесинджер:
… если они (NORAD) не смогут обезопасисть собственные города от стратегических ракет, то не следует кроме того пробовать создать защиту от маленькой советской бомбардировочной авиации…

Однако всецело от защиты собственных воздушных границ американцы не отказались. На смену дозвуковым перехватчикам F-86D, F-89 и F-94 пришли сверхзвуковые F-101 Voodoo, F-102 Delta Dagger, F-106 Delta Dart, F-4 Phantom II. Первые сверхзвуковые F-102, ставшие потом одними из самых распространенных истребителей ВВС Соеденненых Штатов, приступили к несению боевого дежурства в середине 1956 года.

Залповый пуск УР AIM-4 Falcon с истребителя-перехватчика F-102А

F-102 примечателен тем, что он первенствовал серийным сверхзвуковым истребителем с треугольным крылом. Помимо этого, он стал первым перехватчиком, интегрированным в применения оружия и единую систему наведения SAGE. Всего ВВС Соеденненых Штатов взяли более 900 перехватчиков F-102.

Эксплуатация этих самолётов длилась до 1979 года.
Что касается «Вуду», то их работа в ВВС Соеденненых Штатов была не через чур продолжительной. Первые перехватчики F-101B начали поступать в эскадрильи ПВО в начале 1959 года. Но военных они устроили неполностью, поскольку в ходе эксплуатации были распознаны бессчётные недочёты.

Больше всего нареканий позвала совокупность управления огнем, потому, что она не соответствовала современным требованиям.

Учебно-тренировочный пуск «ядерной» НАР AIR-2A с простой БЧ с борта перехватчика F-101F

Генералам Руководства военно-воздушной обороны было из чего выбирать: уже во второй половине 60-ых годов XX века количество эскадрилий, вооруженных перехватчиками F-101B, сократилось с 15 до 6. Но в национальной гвардии США эти автомобили задержались до 1983 года. В течение продолжительного времени «Вуду» были главным перехватчиком в Королевских ВВС Канады. Первые перехватчики, одноместные CF-101B и двухместные CF-101F, достигли боеготовности в Канаде в первой половине 60-ых годов двадцатого века.

В Королевских ВВС Канады самолёты состояли на вооружении пяти авиационных эскадрилий. Для компенсации «естественной убыли» в лётных происшествиях и выработки лётного ресурса в ноябре 1970 года с базы хранения Дэвис-Монтан были взяты 66 «новых» CF-101. Наряду с этим канадцы вернули в Соединенных Штатах 56 предельно изношенных CF-101В и CF-101F.

Как уже говорилось в 1-й части, в состав оружия канадских перехватчиков входили авиационные ракеты с ядерными боеголовками. Формально эти ракеты считались американскими, иКанада декларировала собственный безъядерный статус.
В ВВС Канады «Вуду» в роли перехватчиков эксплуатировались до 1984 года. В целом стоит признать, что канадцы выбирали для оружия собственных эскадрилий ПВО не самые успешные самолёты. Для канадских ВВС в качестве многоцелевого истребителя, среди них и для исполнения задач ПВО, был выбран F-104 Starfighter.

Модификация СF-104S (CL-90) строилась по лицензии на предприятии Canadair ЛТД. Эта машина имела довольно много неспециализированного с западногерманским F-104G. Всего компанией Canadair для ВВС Канады было выстроено 200 СF-104.

Пуск 70-мм НАР с борта канадского истребителя СF-104

По окончании списания в Канаде истребителей F-101 «Старфайтеры» на некое время остались в этом государстве единственным типом боевого самолёта, талантливым делать задачи ПВО. Во второй половине 80-ых годов XX века все СF-104, бывшие в лётном состоянии, были переданы Турции. За годы эксплуатации «Старфайтеров» в Королевских ВВС Канады в авиакатастрофах погибло 25 пилотов.

Справедливости для стоит заявить, что если сравнивать с «Вуду» у «Старфайтера» был более универсальный состав оружия: для поражения воздушных целей в его арсенале имелись: 20-мм шестиствольная пушка M61A1 и УР AIM-9 Sidewinder с тепловой головкой самонаведения. В военных действиях во Вьетнаме, где американцы пробовали применять против МиГов истребители F-101 и F-102 с УР AIM-4 Falcon, выявилось превосходство «Сайдвиндеров» над «Фалконами». Исходя из этого ракеты AIM-4 в Канаде использовались лишь на CF-101B/F.

Но, классические для американских и канадских перехватчиков 70-мм НАР FFAR в составе оружия также сохранились.
Предстоящим развитием F-102 Delta Dagger стал F-106 Delta Dart. Первая модификация F-106A поступила в октябре1959 года. За два года было выстроено 277 одноместных F-106A и 63 двухместныхF-106B. Это многократно меньше количества выстроенных F-101 иF-102, но, благодаря модернизации и постоянным доработкам F-106 оставался на работе более 20 лет.

Окончательное их списание из частей Национальной Гвардии США случилось во второй половине 80-ых годов двадцатого века.

F-106A сопровождает коммунистический дальний бомбардировщик Ту-95. Снимок сделан в первой половине 80-ых годов XX века, неподалеку отсеверо-восточного побережья США наоборот полуостроваКейп-Код
Такая продолжительность несения работы, не обращая внимания на относительную немногочисленность, была связана с несколькими событиями. В истребителе «Дельта Дарт» удалось избавиться от многих недочётов, характерных «Дельта Даггеру». Наряду с этим скорость полёта F-106 увеличилась до 2455 км/ч (2,3М), при боевом радиусе около 2000 км. Самолёт владел весьма хорошими разгонными чертями, потолок 17680 м он набирал за 450 секунд.

Перехватчик пользовался успехом среди пилотов, это был несложной в управлении и приятный для полётов самолёт. В пик собственной популярности F-106 находились на вооружении 13 эскадрилийКомандования военно-воздушной обороны ВВС Соеденненых Штатов. Ко всему этому на «Дельта Дарте» было установлено очень идеальное кроме того по меркам середины 80-х годов БРЭО. Из всех истребителей-перехватчиков «сотой» серии именно на F-106 были максимально реализованы возможности автоматизированной совокупности наведения «Сэйдж».

управления и Компьютеризированная система наведения огнем, установленная на F-106, осуществляла вывод в район цели, руководила всем процессом, начиная от захвата цели до пуска ракет. Пилоту оставалось только разрешить пуск ракет и осуществлять взлёт и посадку. Второй увлекательной изюминкой этого перехватчика было размещение двух НАР класса «воздух-воздух» с ядерной боевой частью AIR-2 Genie во внутренних контейнерах.

Основываясь на боевом опыте, взятом в Юго-Восточной Азии, начиная с 1973 года, строевые F-106 на протяжении проведения заводских ремонтов начали оснащаться 20-мм шестиствольной авиационной пушкой M61A1.
До появления истребителей 4 поколения самым идеальным перехватчиком в американских ВВС был F-4 Phantom II. Первоначально клиентом этого самолёта являлись ВМС, но под давлением военного министра Роберта Макнамары, желающего стандартизировать истребительный парк и снизить эксплуатационные затраты, «Фантом» приняли на вооружение в ВВС. Первые истребители, известные как F-110A, поступили на вооружение вноябре 1963 года.

Скоро самолёт переименовали в F-4С. Сравнительные опробования с F-106 показали, что «Фантом» способен нести большее количество ракет воздушного боя. Его БРЛС имела возможность обнаруживать цели на дальности на 25 % большей, наряду с этим эксплуатация «Фантома» обходится на треть дешевле.

А самое основное, не обращая внимания на то, что БРЭО «Фантома» не было так глубоко интегрировано в совокупность наведения перехватчиков «Сэйдж», возможности РЛС и оружия разрешали обстреливать бомбардировщики соперника на большем расстоянии.

Пуск AIM-7 Sparrow с борта F-4Е

«Фантом» стал первым в мире серийный истребителем, несущим ракеты воздушного боя среднего радиуса действия. В состав его оружия кроме4 УР ближнего боя AIM-9 Sidewinder имели возможность входить 4 ракеты средней дальности AIM-7 Sparrow с полуактивной радиолокационной ГСН. Начиная с 1963 года, велось производство модификаций AIM-7D/Е с дальностью пуска в «лоб» более тридцати километров.

Ракеты «Спарроу» в середине 60-х оснащались стержневой боевой частью весом 30 кг и неконтактными взрывателями. По сравнению со стандартной УР американских перехватчиков AIM-4 Falcon, ракета AIM-7 Sparrow владела намного лучшими боевыми чертями. По окончании того как на модификации F-4Е в БРЭО перешли на более компактную и лёгкую радиоэлектронную элементную базу в носовой части самолёта освободилось место для встроенной 20-мм шестиствольной пушки.

До этого снаряды и авиационная пушка подвешивались в особой гондоле на внешней подвеске под фюзеляжем.

Не смотря на то, что F-4 Phantom II в ВВС Соеденненых Штатов употреблялся больше как истребитель-бомбардировщик и на протяжении Вьетнамской войны стал известен в роли истребителя завоевания превосходства в воздухе, в эскадрильях ПВО для него также нашлась работа. В 60-80-е годы «Фантомы» много раз поднимались навстречу советским дальним бомбардировщикам Ту-95, приближавшимся к восточному побережью США на протяжении тренировочных полётов.

Высокие лётные эти, в сочетании с замечательным оружием и идеальным бортовым радиоэлектронным комплексом обеспечили этому самолёту завидное долголетие. Последние F-4 Phantom II в Соединенных Штатах были списаны в начале 90-х. Всего американские ВВС взяли 2874 «Фантома».
Как уже говорилось в первой части, в Соединенных Штатах на развитие совокупности ПВО во время с середины 50-х до начала 60-х израсходовали миллиарды долларов. Вся территория США была разбита на секторы ПВО, находившиеся в зоне ответственности региональных командных центров.

Деление территории США на секторы ПВО

Но кроме того для американской экономики содержание и создание многоуровневой совокупности контроля воздушной обстановки, бессчётных перехватчиков и ЗРК было важным бременем. Особенно дорогостоящей была эксплуатация десятков судов дальнего самолётов и радиолокационного дозора ДРЛО ЕС-121. Как мы знаем, что развертывание всех элементов NORAD стоило дороже, чем Манхэттенский проект.

Хотя сократить издержки, которые связаны с получением радиолокационной информации далеко от своих берегов, в Соединенных Штатах в конце 50-х — начале 60-х велось строительство пяти «радиолокационных пикетов» на базе морских нефтяных буровых платформ. Радиолокационные платформы, узнаваемые кроме этого как «Техасские башни», стационарно устанавливались в открытом море на удалении нескольких сотен километров от Восточной части прибрежной полосы США и Канады.

«Техасская башня»

На «Техасских башнях» употреблялись замечательные РЛС AN / FPS-24 и AN / FPS-26, укрытые от непогоды пластиковыми куполами. Доставка сменного персонала, топлива и припасов осуществлялась судами снабжения ВМС США. В первой половине 60-ых годов XX века одна из радиолокационных башен была уничтожена на протяжении сильного шторма, что послужило предлогом для вывода их с дежурства.

Последняя «Техасская башня» была дезактивирована в первой половине 60-ых годов двадцатого века. В действительности главной причиной отказа от морских платформ радиолокационного дозора стала их неактуальность, поскольку фиксировать пуски МБР они не могли. Из-за повреждений две платформы были затоплены.
DEW-система и линия «Сэйдж» являлись неотъемлемым элементом глобальной совокупности ПВО Северной Америки NORAD. Работа совокупности автоматизированного наведения перехватчиков и обработка радиолокационной информации, поступающей с разных РЛС, осуществлялась вычислительными комплексами AN /FSQ-7 на ламповой элементной базе.

Созданная компанией IBM вычислительная совокупность была самой громоздкой из в то время, когда или выстроенных. Вычислительный комплекс из двух трудящихся параллельно AN /FSQ-7 весил 250 тысячь киллограм и содержал около 60000 электровакуумных ламп (49000 в компьютерах), потребляя до 3 МВт электричества. Производительность ЭВМ составляла около 75 000 операций в секунду. Всего было выстроено 24 единицы AN /FSQ-7.

Предстоящим развитием AN /FSQ-7 стали совокупности обработки данных оборонного назначения AN / FSQ-8 , AN/GPA-37 и AN / FYQ-47.

Элемент вычислительного комплекса AN /FSQ-7 совокупности SAGE

Применение ламповых ЭВМ для того чтобы размера было очень дорогостоящим наслаждением, тем более что для передачи системы и поддержания обработки данных с учётом низкой надежности первых вычислительных совокупностей требовалось дублирование и многократное резервирование.
Эксплуатация модернизированных ламповых ЭВМ длилась до начала80-х годов, их совсем списали по окончании отказа от централизованной автоматизированной совокупности наведения перехватчиков «Сэйдж». По окончании того как совокупность «Сэйдж» была признана устаревшей, в конце 70-х годов началась разработка твердотельной совокупности боевого управления AN / FYQ-93, основанной на одном главном компьютере Hughes H5118ME и двух периферийных Hughes HMP-1116. Эксплуатация AN / FYQ-93 началась в первой половине 80-ых годов XX века и продолжалась до 2006 года.

В отличие от аппаратуры «Сэйдж», новая БИУС не снабжала автоматизированное наведение перехватчиков, а лишь отображала воздушную обстановку и показывала её в другие региональные командные центры NORAD.

По окончании отказа от несения постоянного боевого дежурства самолётами ДРЛО и судами радиолокационного дозора главная нагрузка по выдачеинформации о воздушных целях и наведение перехватчиков были возложены по большей части на стационарные наземные РЛС. Радиолокаторы AN / TPS-43 и AN / TPS-72, имеющиеся в распоряжении военных подразделений ПВО, дислоцированных в Соединенных Штатах, не занимались постоянным освещением воздушной обстановки и развёртывались лишь на учениях либо в кризисных обстановках.
В 70-е годы американская радиолокационная сеть опиралась на РЛС AN / FPS-24, AN / FPS-26,AN / FPS-35 и предстоящие варианты развития AN / FPS -20 — AN / FPS-66 , AN / FPS-67, AN / FPS-93. В середине 70-х на Аляске, в Канаде и в континентальной части США функционировало около 250 радиолокаторов средней и громадной мощности. Финансирование канадских радиолокационных постов осуществлялось из бюджета США.

Строительство стационарной РЛС AN / FPS-117 в Канаде

В середине 80-х на вооружение американских армии была принята трёхкоординатная РЛС AN / FPS-117 с АФАР. Модификации данной станции стали широко распространены как в радарной сети оповещения NORAD, так и среди союзников США. Дальность обнаружения высотных целей у РЛС AN / FPS-117 может быть около 470 км. В середине 80-х на смену DEW-линии на Аляске и в Канаде пришла Совокупность предупреждения «Север» (North Warning System — NWS).

Базу данной совокупности составили РЛС AN / FPS-117 иAN / FPS-124.

Стационарная РЛС AN / FPS-117

Радиолокатор AN / FPS-117, употребляющийся в составе совокупности «Север», создан экспертами компании «Локхид-Мартин» на базе РЛС AN/TPS-59, состоящей на вооружении КМП США. Радиолокаторы семейства AN/FPS-117 отличают увеличенная мощность излучения, разные линейные размеры АФАР, и расширенные возможности по обнаружению тактических и оперативно-тактических ракет.

Антенна стационарной РЛС AN / FPS-117 под радиопрозрачным куполом

В отличие от AN / FPS-117 станция типа AN / FPS-124 с дальностью обнаружения 110 км изначально разрабатывалась как стационарная для применения на крайнем севере. Особенно громадное внимание при создании данной станции было уделено возможностям по обнаружению маловысотных целей.

Стационарная РЛС AN / FPS-124

Благодаря замене высокоавтоматизированной РЛС AN / FPS-124 станций, выстроенных в 60-70-е годы, удалось повысить надёжность функционирования совокупности контроля воздушной обстановки в полярных широтах и многократно снизить эксплуатационные затраты. Радиолокаторы AN / FPS-117 иAN / FPS-124 совокупности «Север» устанавливаются на капитальные цементные основания, приёмопередающие антенны для предохранения от негативных метеорологических факторов закрываются радиопрозрачными куполами.

Схема размещения на территории США и зоны и Канады обнаружения РЛС AN/FPS-117 (красным цветом) и станций обнаружения низколетящих целей AN/FPS-124 (синим цветом)
В случае если РЛС AN / FPS-117 обычно употребляются самостоятельно, то станции меньшей дальности типа AN / FPS-124 развёрнуты в составе комплексных радиолокационных постов. Цепь таких постов до сих пор, не смотря на то, что и в меньших масштабах, чем в прошлом, существует на территориях Аляски, Гренландии и Канады. Обмен информации в рамках совокупности «Север» осуществляется по кабельным линиям и спутниковым и радиорелейным каналам связи.Пара лет назад компания Lockheed Martin взяла$20 млн. на модернизацию РЛС, входящих в совокупность «Север».

Радиолокационный пост на Аляске в составе РЛС AN / FPS-117 иAN / FPS-124

Сейчас на континентальной части США функционирует приблизительно 110 стационарных радиолокационных постов. Приблизительно 15% из них — это ветхие армейские станции типа AN / FPS-66 и AN / FPS-67. Остальные — РЛС типа ARSR-1/2/3/4 (Air Route Surveillance Radar – радар наблюдения воздушного маршрута), отличающиеся аппаратной частью, программным обеспечением и вычислительными средствами.

Их совместно применяют ВВС Соеденненых Штатов и Федеральное управление гражданской авиации США (FAA — Federal Aviation Administration).

РЛС ARSR-1E

самые современные станции ARSR-4 являются гражданским вариантом трёхкоординатной РЛС AN/FPS-130 производства «Нортроп-Грумман». Дальность обнаружения ARSR-4 больших высотных целей достигает 450 км. На дальности до 100 км станция способна обнаруживать цели, летящие на предельно малой высоте.

Благодаря высокой надёжности радарные посты ARSR-4 трудятся в автоматическом режиме, передавая данные по каналам связи. Для защиты от осадков и ветра РЛС ARSR-4 размещаются под радиопрозрачным куполом диаметром 18 метров. С 1992 по 1995 год в Соединенных Штатах было развернуто 44 РЛС двойного назначения ARSR-4. Они трудятся и реализовывают двусторонний обменв заинтересованностях NORAD и единой совокупности наблюдения за воздушным пространством ПВО-УВД JSS (JSS — Joint Surveillance System).

В середине 90-х цена одной станции типа ARSR-4 в зависимости от места постройки составляла $13-15 млн.

РЛС ARSR-4

По состоянию на середину 2015 года в совокупности NORAD употреблялись стационарные радиолокаторы AN / FPS-66 и AN / FPS-67, AN/FPS-117, AN/FPS-124, ARSR-1/2/3/4 и мобильныестанции AN/TPS-70/75/78. Мобильные радиолокаторы, в большинстве случаев, не несут постоянного дежурства и являются собственного рода резервом на случай выхода из строя стационарных РЛС либо при необходимости усиления воздушного контроля на каком то направлении. Армейские радары обслуживают 10 тысяч солдатах, около половины из них – национальные гвардейцы.

В возможности предусмотрено оснащение американских армии новыми обзорными станциями — 3DELLR и многофункциональной AN/TPS-80, и продление и модернизация срока эксплуатации существующих РЛС.

Продолжение направляться…

По данным:
https://fas.org/nuke/guide/США/airdef/an-fps-20.htm
https://fas.org/nuke/guide/США/airdef/an-fps-124.htm
http://www.lockheedmartin.com/us.html

Превосходство США / Крылатая ракета AGM-158 JASSM Подавление ПВО, других целей и бункеров

Статьи, которые будут Вам интересны: