Танк, рождённый в зимнюю войну

Танк, рождённый в зимнюю войну

Советско-финляндская война началась 30 ноября 1939 г. и закончилась 12 марта 1940-го. Всё это время отечественным частям приходилось преодолевать упрочнения «линии Маннергейма», созданной на Карельском перешейке. Эта «линия» стала местом самые значительных военных действий.

Расстилаясь по фронту на 135 км, она имела глубину обороны около 95 км. Основная линия обороны складывалась из опорных пунктов, лишь в пределах которых было возведено 800 древесно-земляных долговременных сооружений огневых и 280 огневых Дзотов сооружений (ДОТов). Все они, кроме этого как и остальные позиции, прикрывались сперва противопехотными заграждениями из десятков последовательностей колючей проволоки на цементной базе.

За ними следовали противотанковые препятствия, насыщенные эскарпами и рвами. Пространства между ними в огромных количествах были вынуждены надолбами в пара полос. Танки не могли тут пройти, а пехотинцам приходилось преодолевать бессчётные заграждения обычно под трёх-четырёхслойным огнём, дабы подорвать их. Такую тяжёлую задачу иногда разрешали танки Т-28, огнём собственных 76,2-мм пушек разрушая надолбы.

Они кроме этого имели возможность бороться с маленькими ДЗОТами.

Но главные осложнения воображали ДОТы. Многие из них имели толщину цементных стен, доходившую до двух метров и 1,5-метровую крышу. самые мощные представляли собой бетонные сооружения, складывавшиеся из утопленных в почву боевых казематов, соединённых подземным убежищем-казармой.

Число их пулемётных амбразур имело возможность доходить до 4 — 6, и ещё одной-двух орудийных с 76-мм пушками. Из них простреливались непосредственные подступы и ближние, вёлся фланкирующий пламя, преграждая путь к соседним огневым точкам. С фронта пробить такие сооружения имеющимися средствами было фактически нереально. Нужны были замечательные орудия разрушения.

В середине декабря на вооружение РККА был принят 48-тонный тяжёлый танк КВ «Клим Ворошилов» с 76-мм пушкой. До этого опытный образец танка участвовал в военных действиях: его послали на Карельский перешеек для проверки во фронтовых условиях, безотлагательно сняв с полигонно-заводских опробований. Первый бой он принял 18 декабря 1939 г. и продемонстрировал хорошие боевые качества.

В число задач, делаемых им на поле боя, входило, например, «разрушение цементных сооружений». Но, как направляться из боевых донесений, «стрельба по ДОТам хороших результатов не дала». Исходя из этого Армейский Совет Северо-Западного фронта признал необходимость усиления оружия нового танка пушкой до 152-мм. Согласно точки зрения армейских экспертов, таковой калибр имел возможность «бороться» с важными упрочнениями соперника.

В январе 1940 г. СКБ-2 ленинградского Кировского завода взяло распоряжение правительства на исполнение для того чтобы задания.

Танковая башня обязана соответствовать параметрам 152-мм пушки, казённая часть и противооткатные устройства должны размещаться в ней. Внутренние количества башни КВ-1 были для этого недостаточны. Исходя из этого конструкторам было нужно создавать новую башню с громадным жизненным пространством.

Её именовали «громадной башней», в отличие от находившейся на КВ-1 «малой башни». В ней установили гаубицу М-10Т с длиной ствола 23,1 кпб. Башня с гаубицей взяла индекс МТ-1.

Полноразмерный макет КВ-2 с настоящими элементами в Музее бронетехники «Боевая слава Урала». Верхняя Пышма, Свердловская область

Тяжёлый танк прорыва КВ-2. Масса — 52 т, бронирование лобовой части и бортов корпуса, башни — 75 мм. Оружие: 152-мм пушка-гаубица М-10Т, три 7,62-мм пулемёта ДТ

Танк КВ-2:

1 — 152-мм пушка М-10Т; 2 — маска пушки; 3 — бронеколпак прицела; 4 — отверстие для стрельбы из личного оружия; 5 — башенный прибор наблюдения; 6 — башня танка; 7 — кормовой 7,62-мм пулемёт; 8 — поддерживающий каток; 9 — направляющее колесо; 10 — опорный каток; 11 — ведущее колесо; 12 — башенный люк; 13 — бронеколпак вентилятора; 14 — люк загрузки снарядов; 15 — люк моторного отсека; 16 — люк доступа к трансмиссии; 17 — выхлопной патрубок; 18 — жалюзи забора воздуха; 19 — крышка люка стрелка-радиста; 20 — прибор наблюдения механика-водителя; 21 — амбразура лобового 7,62-мм пулемёта; 22 — смотровой лючок механика-водителя; 23 — передняя наружная фара; 24 — амбразура кормового пулемёта; 25 — кормовой люк монтажа пушки; 26 — выходные жалюзи воздуха

Опытный образец танка КВ-2. Отличается наклоном переднего броневого страницы башни. Ствол пушки с заглушкой для предотвращения попадания в него осколков и пуль

Башня первых серий и прототипа танка КВ-2

Уже 10 февраля были произведены умелые стрельбы, появлявшиеся очень успешными, и скоро пара опытных образцов нового танка КВ-2 были посланы на фронт. Они принимали участие в военных действиях с 18 декабря до окончания войны.

В отчёте, составленном руководством по окончании «боевых опробований», указывалось, например, что КВ-2 «являются замечательным средством уничтожения противотанковых орудий, полевой артиллерии, и вторых огневых точек, находящихся в укрытиях… Способны проделывать проходы в надолбах из камня, врытых в почву, артогнём прямой наводкой». В этот самый момент же отмечено: «…броня танков не пробивалась бронебойными боеприпасами с предельно родных расстояний 100 — 250 м».

Распоряжением Совета народных комиссаров СССР и ВКП(б) за № 548-232сс от 5 марта 1941 г. танк был принят в производство на Ленинградском Кировском заводе. По замыслу уже в 1940 г. требовалось изготовить 50 таких автомобилей и в следующем году должны были перейти на крупносерийный выпуск уже 250 единиц.

Армейским руководством КВ-2 рассматривался в качестве танка прорыва очень сильно укреплённых полос, и для усиления замечательным артиллерийским огнём участвующих в боевых операциях подразделений лёгких и средних танков.

Исходя из этого КВ-2 вооружили гаубицей, имеющей навесную траекторию стрельбы, что столь принципиально важно при наступательных военных действиях, в то время, когда соперник обороняется и нужно разрушать его упрочнения, вытеснять из траншей, блиндажей, в отличие от оборонительных действий, в то время, когда нужны настильные траектории встречного огня в упор. В итоге, на танк поставили замечательную пушку-гаубицу М-10Т.

Осколочно-фугасный боеприпас ОФ-530 массой 40 кг таковой пушки на расстоянии 1500 м пробивал 72-мм броню при угле встречи 60°.

При его фугасном взрыве в грунте средней плотности образовывалась воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м. При установке взрывателя на осколочное воздействие осколки разлетались на площади 2100 м2 — до 70 м по фронту и до тридцати метров в глубину. Кумулятивный боеприпас 53-в первых рядах-540 пробивал 250 мм броню под углом встречи 90°, 220 мм — при 60°, 120 мм — при 30°. Боекомплект гаубицы складывался из 36 выстрелов раздельно-гильзового заряжания.

В военных источниках имеются различные точки зрения об применении при ведении огня КВ-2 бетонобойных снарядов Г-530. Указывается, что танки во время «Зимней войны» удачно их использовали как при стрельбе по долгосрочным огневым точкам, так и при проделывании проходов среди надолбов, разрушая их.

Другие издания возражают, ссылаясь на возможность при выстрелах заклинивания башни из-за отката и большой отдачи, помимо этого, от сотрясения имели возможность пострадать агрегаты и узлы моторно-трансмиссионной группы. Но по большому счету, в соответствии с управлению работы, стрельба имела возможность вестись лишь на уменьшенном заряде Ж-536, а на полном заряде категорически запрещалась. Но так как масса и ОФ-530, и Г-530 была однообразна — 40 кг.

По той же причине стрельба дозволялась лишь при остановках -с места.

Пушка М-10Т была создана на базе полевой гаубицы М-10; при доводке до танковой пушки её ствол укоротили до 23,1 клб, другими словами она была короткоствольной. Пушка имела поршневой затвор, почему было нужно намерено ввести «замкового», что стал шестым по счёту участником экипажа. В его обязанности входило заряжание пушки: сперва раскрывался затвор, боеприпас укладывался на люльку, после этого вдвигался в камору орудия и досылался прибойником — затвор захлопывался.

По горизонтали наведение производилось поворотом башни, причём в зафиксированном положении на пара градусов в горизонтальном секторе возможно было «доводить» до цели саму пушку. Вертикальные углы наводки пушки — от -3° до +18°. Скорострельность составляла 2 -3 выстр./мин.

При стрельбе экипаж пользовался телескопическими прицелами ТОД-9 при прямой наводке и перископическим ПТ-9 — при ведении огня с закрытых позиций, начальник имел возможность кроме этого пользоваться командирской панорамой ПТ-К. Ночью устройства имели подсветку.

Вес качающейся части пушки -2300 кг.

Её цапфы устанавливались в подшипниках рамки, закреплённой в амбразуре башни. Погон башни в крыше боевого отделения равнялся 1535 мм.

Башни серийных КВ-2 пара отличались по конфигурации друг от друга. Первоначально устанавливалась МТ-1 «Мотовилихинская танковая первая», спроектированная и изготовленная на пермском Мотовилихинском заводе.

Она была огромных для танков размеров, высотой в рост человека — 1790 мм. Борта сваривались из 75-милли-метровых катаных броневых плит, крыша — толщиной 30-мм, а маска пушки — 110 мм. Танк с таковой мощной пушкой и тяжёлой башней был тяжелее исходного практически на 10 т и имел массу 52 т.

В башне размещались четыре члена экипажа: слева от пушки пребывали наводчик и заряжающий, справа — начальник и замковый, ассистент заряжающего.

В крыше башни имелся посадки и люк выхода, в её корме — люк для загрузки снарядов, в задней стенке ещё один — для разборки и монтажа пушки, закрытый броневой крышкой на болтах. Наблюдение за местностью имело возможность вестись через две смотровые щели с защитными «триплексами» в бортах башни и зеркальные устройства наблюдения в её кормовой части.

Имелись прикрытые броневыми пробками отверстия для стрельбы из личного оружия.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

Все три 7,62-мм пулемёта ДТ не были стационарными и перевозились в укладках. При ведении военных действий два из них устанавливались на кронштейнах в лючках башни — один, спаренный с пушкой, спереди, второй — в корме.

Ещё один в качестве курсового ставился в лобовом странице подбашенной коробки слева от механика-водителя. Над лючками имелись отверстия в броне для прицеливания. Пулемёты снабжались прицелами ПУ от снайперской винтовки с трёхкратным повышением.

Выстрелы боекомплекта были поделены на части. Боеприпасы, упакованные в кассеты, размещали на полу боевого отделения, а заряды к ним — в нише башни и в отделении управления.

Позднее — с ноября 1940 г. -стали применять так именуемую «пониженную» башню, пара меньшую по размерам и массе, но всё равняется они оставались впечатляющими. Так, башня имела внутренний количество с этими габаритами: протяженность — 2400 мм, ширина — 1745 мм, высота — 1550 мм, протяженность отката при выстреле равнялась 810 — 860 мм.

Башня от грунта отстояла чуть ли не «на уровне второго этажа» -крыша её пребывала на высоте 3250 мм, а высота линии огня пушки составляла 2510 мм.

«Пониженная» башня отличалась от начальной вертикально поставленными броневыми страницами передней части, тогда как у прежней они были наклонными.

Не считая занимавших собственные места в башне членов экипажа, ещё двое размещались в передней части танка.

Механик-водитель размешался по центру перед башней, а стрелок-радист — слева от него; над ним был ещё один круглый люк входа-выхода. Имелся кроме этого катастрофический люк в днище для экстренного покидания автомобили.

В боевой обстановке механик-водитель имел возможность пользоваться смотровым прибором в бронированном лючке на лобовом бронелисте. При перемещении на марше лючок с прибором сдвигался вперёд и не мешал ему наблюдать на дорогу.

Стрелок-радист трудился на коротковолновой телефоно-телеграфной радиостанции 71-ТК-З, действовавшей в диапазоне частот 4,0 -5,625 Мгц. С её помощью устанавливалась сообщение телефоном на дальности до тридцати километров на стоянке и 15 км — на ходу, а в телеграфном режиме на стоянке — до 50 км. передатчик и Приёмник выполнялись в виде отдельных аппаратов. Антенна — выдвижная штыревая, высотой 4 м. Масса всего набора составляла 60 кг.

Экипаж автомобили имел возможность пользоваться внутренним переговорным устройством ТПУ-4бис, разрешавшим подсоединение к радиостанции для внешней связи.

Танк с развёрнутой к корме пушкой. Справа в лобовом странице корпуса находится курсовой пулемёт стрелка-радиста, в центре — лючок с прибором наблюдения механика-водителя. В корме башни виден кормовой пулемёт

Корма башни. По центру находится люк для монтажа пушки, слева от него — амбразура кормового 7,62-мм пулемёта.

Под башней — выхлопной патрубок двигателя

Один из первых образцов танка перед опробованиями. 1940 г.

Башня КВ-2 поражала уже своим размерами — высота её равнялась 1,79 м. Внутренние габариты башни: протяженность — 2400 мм, ширина -1745 мм. Для сравнения: стоящий рядом человек имел рост около двух метров. Башня танка — экспонат частного музея конструктора В. Верёвочкина, Новосибирск

Башня КВ-2 со следами бессчётных попаданий.

Но боеприпасы германских противотанковых пушек 47-мм Pak 36(t), 50-мм Pak 38 не могли причинить ей особенного вреда. Страшны были только 88-мм боеприпасы зениток Flak 18

трансмиссия и Двигатель танка устанавливались в кормовой его части. Дизель В-2К был такой же, как и на КВ-1: 12-цилиндровый водяного охлаждения, четырёхтактный \/-образный. Его большая мощность — 600 л.с. при 2000 об/мин, эксплуатационная немного ниже -500 л.с. при 1800 об/мин.

Топливные баки общим объёмом 615 л пребывали и в боевом отделении, и в кормовом отсеке.

КВ-2 имел механическую трансмиссию с главным многодисковым фрикционом сухого трения, двумя кроме этого многодисковыми бортовыми фрикционами, двумя бортовыми планетарными редукторами. Коробка передач — механическая с пятью передачами вперёд и одной назад.

Тормоза — ленточные плавающие.

Подвеска танка — торсионная, складывалась из шести двускатных опорных и трёх поддерживающих катков с каждого борта. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами пребывали позади, направляющие -соответственно в первых рядах.

Гусеничная лента имела 90 одногребневых траков шириной 700 мм.

Сам корпус КВ-2 мало чем отличался от КВ-1. Кроме этого планировал на базе катанных броневых страниц толщиной 30 — 75 мм.

В мае 1941 г. танк решили снабдить длинноствольной пушкой, увеличив так мощь оружия. Постарались установить на нём 107-мм пушку Ф-32 (ЗИС-6) В. Грабина, созданную первоначально для танков КВ-3 и КВ-5. Её бронебойный боеприпас с начальной скоростью 830 м/с на дистанции 600 м пробивал 120-мм броневую плиту с наклоном 60°.

Но из-за неудовлетворительной кучности стрельбы, малой живучести ствола, по причине того, что пушка имела унитарные выстрелы с их длиной и большой массой, опробования не увенчались успехом.

Танк КВ-2 выпускался на Ленинградском Кировском заводе в 1940 — 1941 гг. Всего было произведено 330 — 344 единицы (по различным данным). Все они принимали участие в военных действиях на фронтах ВОВ и были весьма действенным оружием. У них просто не выяснилось хорошего соперника.

Своим огнём танки поражали любую военную технику, имевшуюся на то время в Вермахте. Попадания же германских снарядов противотанковых пушек 47-мм Pak 36(t), 50-мм Pak 38 не причиняли им какое количество-нибудь большой ущерб. Сражаться с ними были способны лишь 88-мм зенитные орудия Flak 18.

Из всех выпущенных Кировским заводом КВ-2 до наших дней дожил только один. Данный танк есть экспонатом Центрального музея Армии в Москве. В посёлке Сафоново недалеко от Мурманска в Музее Воздушных сил находится натурная модель КВ-2, выстроенная на базеКВ-1 для съёмок в фильме «Танк Клим Ворошилов».

В Верхней Пышме (Свердловская область) в Музее бронетехники «Боевая слава Урала» стоит полноразмерный макет сподлинными элементами КВ-2.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУШКИ М-10Т

Масса качающейся части, кг……………2300

Протяженность ствола, клб…………………………….23,1

Протяженность отката, мм……………………..810 — 860

Начальная скорость

боеприпаса ОФ-530, м/с…………………………436

Большая дальность, м………….14 000

Скорострельность, выстр./мин………..2 — 3

Углы вертикального наведения,

град………………………………………….-3 — +18

Боекомплект………………………..36 снарядов

Масса боеприпаса, кг……………………………….40

ниссан микра ниссан микро-530

на 1500 м, мм……………………………….72/60°

Заряжание……………..раздельно-гильзовое

Затвор………………………………….поршневой

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА КВ-2

Экипаж, чел…………………………………………..6

Масса, кг……………………………………….52 000

Протяженность, мм………………………………………..6950

Ширина, мм……………………………………..3320

Высота, мм………………………………………3250

Клиренс, мм………………………………………430

Бронирование корпуса, мм:

лобовой части…………………………………..75

борта………………………………………………..75

кормы………………………………………..60 — 75

днища………………………………………..30 — 40

крыши……………………………………….30 — 40

Бронирование башни, мм:

лобовой части…………………………………..75

борта………………………………………………..75

кормы……………………………………………….75

крыши………………………………………………40

маски орудия…………………………………..110

Оружие:……..152-мм танковая гаубица

М-10Т обр. 1938/40 г., 3×7,62-мм пулемёта

Боекомплект……………………..снарядов — 36,

7,62-мм патронов — 3087

Двигатель………………………дизельный В-2К,

12-цилиндровый

четырёхтактный V-образный жидкостного охлаждения

Мощность, л.с.:

большая……………………………600 л.с.

при 2000 об/мин

эксплуатационная……………………………500

при 1800 об/мин

Горючее…………………………….дизельное ДТ,

газойль марки «Э».

Подвеска……..личная торсионная

Трансмиссия………………основной фрикцион

многодисковый сухой, (ферродо по стали), бортовые фрикционы -многодисковые сухие, бортовые редукторы — планетарные, пятиступенчатая коробка передач

Тормоза……………….ленточные плавающие,

феррадо

Скорость, км/ч:

по шоссе…………………………………………..34

по пересечённой местности………………16

Ёмкость топливных баков, л……………….615

Запас хода, км:

по шоссе…………………………………………250

по пересечённой местности…………….150

Преодолеваемые препятствия, м:

вертикальная стена……………………….0,87

ширина рва………………………………………2,7

брод…………………………………………………1,6

подъём, град……………………………………..36

Радиостанция……………………………..71 -ТК-3

Алексей Исаев — Миф о поражении СССР в Зимней войне

Статьи, которые будут Вам интересны: