The washington post: у самого интригующего космического аппарата америки есть невероятные корни времен холодной войны — «военные действия»

В середине января американское космическое агентство NASA решило подписать пара больших контрактов с частными компаниями космической отрасли. Среди других договор взяла компания Sierra Nevada Corporation, предлагающая проект многоразового космического аппарата Dream Chaser. Скоро показались сведения о вероятном появлении аналогичного соглашения между Sierra Nevada Corporation и Космическим агентством ЕС.

До тех пор пока эксперты обсуждают перспективны таких соглашений, в зарубежной прессе показались увлекательные публикации на тему происхождения проекта Dream Chaser.

16 февраля американское издание The Вашингтон Пост разместило статью Кристиана Дэвенпорта «The unlikely Cold War origins of America’s most intriguing spacecraft» («У самого интригующего космического аппарата Америки имеется немыслимые корни времен Холодной войны»). Создатель данной публикации отыскал в памяти историю проекта Dream Chaser, и разглядел более ранние события, сопровождавшие программы освоения космического пространства. Как видно по заголовку, К. Дэвенпорт пришел к увлекательным выводам.

Собственную статью создатель The Вашингтон Пост начинает с напоминания о событиях прошлого. 1982 год. Русские очевидно что-то замышляют.

Коммунистический корабль в Индийском океане приложив все возможные усилия пробует поднять из воды что-то. Что именно добывают моряки – выяснить не получается. Австралийскому самолету-разведчику удалось засечь необычные действия советского корабля, и сделать пара снимков данной операции.

The washington post: у самого интригующего космического аппарата америки есть невероятные корни времен холодной войны - «военные действия»
Прототип аппарата Dream Chaser. Фото Wikimedia Commons

Австралийские разведчики передали полученные фотографии своим американским сотрудникам из ЦРУ. Те, со своей стороны, привлекли к работам экспертов НАСА. Лишь совместная работа нескольких ведомство разрешила установить истину и определить, чем как раз занимался коммунистический корабль в Индийском океане. Как выяснилось, советские моряки поднимали из воды аппарат БОР-4.

Это был дистанционоуправляемый самолет, созданный для проверки совокупностей тепловой защиты. Согласно данным НАСА, данный аппарат был создан на одном из ранних этапов разработки советского многоразового космического аппарата.

К. Дэвенпорт считает, что фотографии 1982 года могли быть утрачены и забыты историками. Однако, в середине января космическое агентство заявило о сотрудничестве с несколькими частными организациями в рамках их новых проектов. Среди других, помощь НАСА возьмёт космический аппарат Dream Chaser.

Исходя из основного внешнего вида, создатель именует это изделие «курносым аппаратом, происходящим от забытого советского космического самолета» (a snub-nosed craft derived from that lost Soviet space plane).

Получение помощи NASA есть громадным достижением для компании Sierra Nevada, и открывает новую главу в истории маленького и занимательного космического аппарата. Возобновление проекта Dream Chaser при помощи НАСА сейчас будет толчком для возобновления работ по многоразовой космической технике. Пара частных компаний возьмут дополнительное финансирование от космического агентства, что разрешит им продолжить работы.

Результатом этого будет создание полноценного средства доставки на орбиту грузов либо астронавтов. К. Дэвенпорт напоминает, новые суда должны доставить людей на орбиту уже в конце текущего десятилетия.

Завершив описание текущих удач частных компаний космической отрасли, создатель The Вашингтон Пост снова возвращается к истории. Изучив имеющиеся изображения советского аппарата БОР-4, американские эксперты создали личный эскизный проект аналогичной техники. Анализ данной разработки продемонстрировал, что таковой аппарат должен иметь высокие характеристики и прекрасно продемонстрировать себя на протяжении эксплуатации.

Как позднее писали историки НАСА, коммунистический проект открыл глаза американским ученым.

В течение долгого времени эксперты ВВС США трудились над проектом подобной техники, талантливой выполнять многократные полеты в космос. Со временем к подобным работам присоединилось NASA с проектом HL-20, в базе которого лежали пара фотографий советского аппарата. Предполагалось, что главной задачей для того чтобы «космического самолета» будет экстренная эвакуация космонавтов с космических станций.

Однако, проект HL-20 столкнулся с другими проблемами и недостатком финансирования иного характера, в следствии чего был закрыт.

До определенного времени проект HL-20 оставался забытым, а выстроенный пример этого аппарата оставался не у дел. Обстановка изменилась только в середине двухтысячных годов. В то время Марк Сиранджело, начальник одной из частных компаний космической отрасли, позднее вошедшей в состав Sierra Nevada Corporation, занимался проработкой концепции перспективного космического аппарата. Определив о проекте HL-20,М. Сиранджело добился возможности заметить прототип.

Единственный выстроенный пример простаивал в углу одного из ангаров НАСА под брезентом и его вид очевидно сказал, что про это изделие в далеком прошлом забыли. Пример около десяти лет был в подвешенном состоянии: его планировали отправить на свалку, но до этого так и не дошло.

Макет аппарата HL-20. Фото Wikimedia Commons

Не обращая внимания на нехорошее состояние замеченного примера, начальник компании космической отрасли заинтересовался им и продолжил работы в этом направлении. Новый проект компании Sierra Nevada предлагалось основывать на существующих разработках. Новый проект стал называться Dream Chaser и был предложен НАСА. По окончании завершения эксплуатации судов Space Shuttle разработка нового проекта продолжилась с удвоенными силами, а также при помощи космического агентства.

Так, NASA положило в Dream Chaser около 360 миллионов долларов.

К. Дэвенпорт напоминает, что национальная денежная помощь уже разрешила нескольким частным компаниям продолжить разработку новых проектов космической техники и переместить их с мертвой точки. К примеру, компании SpaceX и Blue Origin при национальной помощи создают и строят ракеты-носители, каковые смогут взлетать и садиться пара раз, тем самым снижая цена эксплуатации.

Совместное предприятие компаний Boeing и Lockheed Martin, United Launch Alliance (ULA), занимается разработкой ракеты-носителя с возвращаемыми двигателями. Это указывает, что по окончании сброса ступени все ее агрегаты будут падать вниз, а двигатели смогут спускаться на парашютах. На определенной высоте их будут ловить особые вертолеты с особенными крюками, каковые смогут безопасно возвращать дорогие и сложные изделия на землю.

В последних числах Февраля компания Virgin Galactic собирается представить широкой публике новый вариант проекта SpaceShipTwo. Аппарат этого типа предлагается запускать в космос не с почвы, а с воздуха. Особый самолет-носитель будет поднимать космический аппарат с ракетным блоком на высоту 50 тыс. футов, где будет начинаться его независимый полет.

Садиться SpaceShipTwo сможет на простые взлетно-посадочные полосы.

Проект Dream Chaser объединяет кое-какие главные идеи, применяемые в новых проектах многоразовой космической техники. Космический аппарат этого типа предлагается запускать при помощи особой ракеты-носителя с соответствующими креплениями на головной части. Возвращаться на Землю и садиться он будет подобно ветхим «Шаттлам».

Затем аппарат снова сможет совершить полет.

Пара лет назад, напоминает создатель, были кое-какие сомнения в возможности ответа задач. Аппарат Dream Chaser имеет относительно маленькие габариты и по своим размерам уступает списанным Space Shuttle. Возможность замены последнего первым могла быть предлогом для сомнений. По окончании объявления требований по созданию пилотируемого аппарата для перевозки космонавтов эти подозрения подтвердились. По итогам анализа проектов из конкурса выбыли две разработки, среди них и Dream Chaser.

Компания-разработчик не легко восприняла эту новость.

В 2014 году космическое агентство запустило новый конкурс, целью которого сейчас было создание многоразового аппарата для перевозки грузов. Всего за пара месяцев, до января 2015 года, следовало переработать имеющийся проект и представить новый вариант космического аппарата.

Аппарат БОР-4. Фото Buran.ru

В этом случае компания Sierra Nevada Corporation не только справилась с задачей, но и смогла победить конкурс NASA. Sierra Nevada примет участие в новой программе, к которой так же привлечены компании SpaceX и Orbital ATK. Обозримой перспективе они должны будут завершить создание собственных космических грузовиков, и показать их возможности на практике.

Ориентировочно в конце 2019 года перспективная техника обязана доставить на МКС запас продовольствия, научное оборудование и иные припасы. Управление компании-разработчика проекта Dream Chaser в скором времени собирается не только развивать грузовой вариант аппарата, но и снова предложить НАСА проект совокупности для перевозки людей.

Ссылаясь на портал Ars Technica, К. Дэвенпорт информирует, что авторы проекта Dream Chaser показали интерес не только к HL-20, но и к его советскому прототипу БОР-4. Еще в 2005 году М. Сиранджело ездил в Россию и виделся со экспертами, участвовавшими в разработке данной совокупности. Американский конструктор поведал русским сотрудникам, что их разработка живёт , чем очень сильно поразил их.

Начальник нового проекта дал обещание, что в первоначальный полет Dream Chaser возьмет на борт перечень инженеров, участвовавших в его создании, и разрабатывавших БОР-4 и HL-20.

М. Сиранджело в одном из собственных интервью сказал, что пара лет назад умер один из разработчиков проекта БОР-4. Его дочь написала американскому конструктору письмо, в котором говорилось, что для бывшего советского инженера было крайне важно, дабы на борту нового корабля находился перечень всех участников проекта.

***

Публикация издания The Вашингтон Пост «The unlikely Cold War origins of America’s most intriguing spacecraft» очень увлекательна, потому, что раскрывает подробности нового проекта, узнаваемые лишь историкам и специалистам космической отрасли. Однако, изложенные в ней сложная история и факты новой разработки смогут быть увлекательны и широкой общественности. Подобный закрученный сюжет, в котором соединены пара проектов из двух государств, имел возможность бы стать базой для хорошей книги.

Вправду, современный проект многоразового космического аппарата Dream Chaser восходит к более раннему HL-20, что, со своей стороны, являлся американской попыткой изучить особенности советской совокупности БОР-4. Напомним, с конца шестидесятых до середины восьмидесятых годов годов советская индустрия создала и испытала пара аппаратов серии БОР («Беспилотный орбитальный ракетоплан»), являвшихся масштабными макетами самолета совокупности «Спираль». До определенного времени зарубежные разведки не обладали подробными данными о проекте БОР, но обстановка изменилась летом 1982 года.

БОР-4 по окончании полета. Фото Buran.ru

3 июня 1982 года на полигоне Капустин Яр состоялся запуск ракеты-носителя «Космос-3М» с нужной нагрузкой в виде аппарата «Космос-1374», воображавшего собой изделие БОР-4. Космический аппарат выполнил суборбитальный полет длительностью 1,25 витка около Почвы, по окончании чего приводнился в Индийском океане неподалеку от Кокосовых островов. Советские суда со особым оборудованием нашли приводнившийся аппарат и подняли его из воды.

На протяжении данной операции их увидел австралийский противолодочный самолет P-3, результатом чего стало появление первых фотоснимков новой советской разработки.

Потом изучение взятых фотоматериалов стало причиной появлению проекта HL-20, на базе которого в середине двухтысячных создали новый аппарат Dream Chaser. Коммунистический проект «Спираль», со своей стороны, не был реализован в исходном виде, но поспособствовал появлению космического корабля «Буран».

Подобная «преемственность поколений» воображает определенный интерес, и есть предлогом для критики. Практически, идеи, показавшиеся еще в шестидесятых годах прошлого века в Советском Альянсе, только на данный момент смогут дойти до полноценного использования на практике, но реализуются экспертами США. Тут возможно было бы задать вопрос, из-за чего советские наработки не нашли применения в собственной стране, но по окончании некоторых трансформаций используются зарубежными компаниями?

Вряд ли ответ на данный вопрос будет несложным и приятным.

При всех минусах аналогичной обстановке нельзя не подчернуть, что управление компании Sierra Nevada с уважением относится к создателям прошлых проектов, ставших базой для нового аппарата Dream Chaser. Так, на протяжении первого полноценного космического полета в знак признательности планируется взять на борт перечень всех людей, каковые принимали участие в создании проектов, лежащих в базе Dream Chaser, а также советских экспертов.
Статья «The unlikely Cold War origins of America’s most intriguing spacecraft»:
https://washingtonpost.com/business/economy/for-maker-of-the-dream-chaser-life-changes-with-one-phone-call/2016/02/10/c17d9eec-cc4f-11e5-88ff-e2d1b4289c2f_story.html

Sousa — Вашингтон Пост March

Статьи, которые будут Вам интересны: