«Толстокожий зверь»
История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, в то время, когда в генштабе английской армии создали техническое задание на танк А.20. Им предполагалось заменить уже пребывавший в серийном производстве и поступавший в армии тяжелый пехотный танк Мк II «Матильда» (А. 12). Потребность в новой, еще более замечательной военной машине появилась, по-видимому, по очень несложной причине.
Началась Вторая мировая война, английские армии отправились на континент и перед ними снова появились ощетинившиеся стволами орудий упрочнения «Линии Зигфрида». Достаточно ознакомиться с техзаданием на А.20, чтобы выяснить: ужас перед позиционной войной с Германией был у британского военного управления уже генетическим.
Итак, предполагалось, что новая военная машина должна была иметь лобовую броню не меньше 60 мм, что снабжало ей защиту от 37-мм германских противотанковых орудий, и развивать скорость около 16 км/ч. Оружие— две 2-фунтовые пушки и спаренные с ними пулеметы Besa— планировалось разместить в спонсонах по бортам танка. Наконец, для лучшего преодоления вертикальных препятствий гусеница должна была охватывать корпус автомобили.
Что же получалось в следствии? Да легко танк периода Первой Мировой, выполненный на более большом техническом уровне (все-гаки 20 лет прошло)! Справедливости для нужно подчернуть, что существовали и другие варианты оружия, отличавшиеся от изложенного как калибром, так и размещением орудий. Но, альтернативу спонсонам разработчики техзадания видели лишь в установке одного орудия в башне, а другого—в лобовом странице корпуса (по примеру французского тяжелого танка B1dis).
Пехотный танк «Черчилль VII»:
1 — 75-мм пушка; 2 — башня; 3 — огнетушитель; 4 — ящик для снаряжения; 5 — траки запасные; 6 — люк катастрофический; 7 — люк заряжающего; 8 —люк начальника; 9 — пулемет спаренный; 10 — пулемет курсовой; 11 —люк для наблюдения; 12 — контейнер с сигнальными флажками.
В итоге договор на постройку и окончательную разработку проекта четырех прототипов был заключен в декабре 1939 года с Вулвичским фирмой и Королевским арсеналом Harland and Wolff ЛТД. из Белфаста.
В качестве силовой установки предполагалось применять или 300-сильный дизель, или новый 12-цилиндровый бензиновый мотор Meadows. Что касается трансмиссии, то альтернативы конструкции врач Х.Е.Меррита не нашлось. Прототип без вооружения и башни готовься к середине 1940 года.
Первые же поездки по полигону не могли не позвать пессимизма. Двигатель Meadows DAV не развивал требуемой мощности, нечетко трудилась трансмиссия и, что самое основное, они не имели никаких возможностей, потому, что по окончании вооружения и установки башни масса танка достигла бы 37,5 т вместо 32 по техзаданию.
В этот самый момент, как запрещено кстати, подсуетилась компания Vauxhall Motors, предложив для нового танка собственный 12-цилиндровый двигатель Bedford мощностью 350 л.с., представлявший собой, по сути, спаренные и прекрасно отработанные в эксплуатации и производстве одноименные шестицилиндровые автомобильные моторы. Мысль понравилась, и заказ передали на Vauxhall вместе с двумя полуготовыми прототипами А.20. Работа над новым прототипом, взявшим индекс А.22, велась стремительными темпами, чертежи поступали в цеха практически с доски.
Это был июль 1940-го, шла «Битва за Британию», немцы подготавливались к броску через Ла-Манш.
Прототип А.22 изготовили в осеннюю пору, а его опробования длились до конца 1940 года. Первые же 14 серийных танков, взявших армейское обозначение Mk IV, покинули цеха Vauxhall Motors только в июне 1941-го.
Новая военная машина стала называться «Черчилль», потому, что, как и глава правительства Англии, была «толстокожим зверем».
Еще на протяжении проектирования танка начала складываться так называемая производственная несколько, в которую вошли 10 британских компаний, производивших «Черчилли» впредь до декабря 1945 года. За это время было произведено 5640 боевых автомобилей этого типа.
Конструктивно танк первой серий ной модификации Mk IV «Черчилль I» воображал собой очень уникальную машину. Корпус танка был сделан в форме прямоугольной сварной коробки. За счет охвата гусеницами корпуса британским конструкторам удалось сделать его равным ширине танка. Это обеспечило достаточно свободную компоновку агрегатов и узлов в автомобили и комфортные условия работы экипажа.
Большая толщина брони корпуса составляла 101 мм, башни — 89 мм.
Оружие танка, на первый взгляд, было достаточно замечательным. Не имея в первой половине 40-ых годов двадцатого века никакой второй танковой пушки, не считая 2-фунтовой, британцы разместили ее в башне в спаренной установке с 7,92-мм пулеметом Besa. Для танка массой 37,9 т этого, по-видимому, казалось мало, и в лобовом странице корпуса, слева от механика-водителя, установили 3-дюймовую гаубицу.
Огневые возможности последней, но, были очень сильно ограничены выносом вперед направляющих колес. Благодаря этого сектор стрельбы гаубицы, как и сектор обзора водителя, составлял 30—32°. Боекомплект орудий складывался из 150 выстрелов для пушки и 58 —для гаубицы.
Двенадцатицилиндровый горизонтально-оппозитный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Bedford «Twin-Six» мощностью 350 л.с. при 2200 об/мин разрешал машине развивать скорость до 27 км/ч. Большего от танка сопровождения пехоты и не требовалось.
Трансмиссия включала в себя однодисковый основной фрикцион сухого трения Borg and Beck, механическую четырехскоростную коробку передач Merrit-Brown Н4, объединенную в один агрегат с дифференциальным механизмом поворота, и бортовые передачи.
Механизм поворота снабжал разворот на месте, легкость управления при перемещении и высокую для тяжелого танка маневренность. Управление машиной облегчалось за счет применения сервомеханизмов с гидроприводом.
CHURCHILL V
Моторно-трансмиссионное отделение изолировалось от боевого особой броневой перегородкой, что значительно понижало утраты экипажа при пожаре двигателя и, иначе, сохраняло целыми двигатель и трансмиссию при взрыве боекомплекта.
Ходовая часть применительно к одному борту складывалась из 11 необрезиненных сдвоенных опорных катков малого диаметра, ведущего колеса заднего размещения и направляющего колеса.
Поддерживающие колеса отсутствовали, их функции, как и на танках Первой Мировой, делали особые направляющие. Подвеска — личная балансировочная на цилиндрических пружинных рессорах.
В полной мере конечно, что в конструкцию танка в ходе серийного производства вносились бессчётные трансформации, каковые, действительно, не затронули в целом ни компоновку, ни ходовую часть, ни двигатель, ни трансмиссию. По большей части они свелись к установке разных вариантов оружия.
Так, на модификации «Черчилль II» вместо гаубицы в лобовом странице корпуса установили второй пулемет Besa. У выпущенных в ограниченном количестве танков помощи «Черчилль ICS» и в башне, и в корпусе были установлены 3-дюймовые гаубицы, у «Черчилль IICS» такая гаубица была установлена в башне, а 2-фунтовая пушка— в корпусе.
С февраля 1942 года начался выпуск модификации «Черчилль III», вооруженной 6-фунтовой пушкой Mk III в сварной башне поднятого размера. «Черчилль IV» отличался от прошлой модели методом изготовления башни — она была литой. На большинстве этих автомобилей установили 6-фунтовую пушку Mk V с более долгим стволом.
Используемые на «Черчиллях» английские 2- и 6-фунтовые пушки имели значительный недочёт — в их боекомплектах не было осколочно-фугасных снарядов.
Последнее событие заметно снижало эффективность применения танков помощи пехоты. На протяжении боев в Северной Африке на 120 «Черчиллей IV» 21-й танковой бригады вместо штатных 6-фунтовых установили американские 75-мм пушки М3, спаренные с пулеметами Browning, в маск-установках, позаимствованных у танков «Шерман». Чтобы унифицировать боекомплект, в корпусе вместо пулеметов Besa кроме этого установили Browning. Эти автомобили взяли обозначение NA 75 (NA — North Africa).
Говоря о перевооружении, направляться подчернуть, что до конца 1942 года все танки ранних моделей взяли башни с 6-фунтовыми пушками. Наряду с этим вместо орудий в корпусе устанавливались пулеметы Besa.
В боекомплектах линейных танков отсутствовали осколочно-фугасные боеприпасы. Данный их недочёт призваны были компенсировать танки помощи «Черчилль V», представлявшие собой «Черчилли IV», вооруженные 95-мм гаубицей с боекомплектом 47 выстрелов.
Установка пушки:
1 — маска; 2 — кронштейн прицела; 3 — налобник прицела; 4 — устройство противооткатное; 5 — люлька; 6 — гильзоулавливатель; 7 — мешок для стреляных гильз; 8 — привод полуавтоматики; 9 — механизм подъемный; 10 — привод ножного спуска.
Узел подвески опорного катка
Размещение лючков на днище корпуса:
1 — лючок доступа к коробке передач; 2 — люк моторного отделения, инспекционный, прямоугольный; 3 — люк моторного отделения, инспекционный, центральный; 4 — люк моторного отделения, правый центральный; 5 — люк моторного отделения, правый задний; 6 — лючок для слива горючего; 7 — люк в отделении управления, эвакуационный; 8 — лючок слива воды из левого радиатора; 9 — лючок слива воды из правого радиатора; 10 — лючок штепсельного разъема; 11 — отверстие в моторном отделении, сливное.
Модификация «Черчилль VI», наконец-то взявшая новую британскую 75-мм пушку Mk V, показалась только в конце /943 года.
Но, пушка эта имела очень плохие баллистические характеристики и уступала германским танковым орудиям подобного калибра. Не имея возможности расширить мощь оружия, британцы пошли по пути усиления броневой защиты. Так показалась модификация «Черчилль VII», у которой лобовую броню корпуса довели до 152 мм, башни -до 95 мм. Конструкция башни стала смешанной: борта выполнялись из катаных листков, крыша была литой. Масса автомобили возросла до 41 т, скорость снизилась до двадцати километров/ч.
Было нужно усилить элементы ходовой части — подвеску и гусеницы. Вариант для того чтобы танка с 95-мм гаубицей стал называться «Черчилль VIII».
Это были последние производственные модели танка «Черчилль».
Последующие варианты, впредь до «Черчилль XI», представляли собой более ранние модели, в той либо другой степени доведенные до их уровня.
Первой боевой операцией с участием «Черчиллей» стал рейд на Дьепп 19 августа 1942 года. В нем участвовали 28 боевых автомобилей модификаций I, II и III из 14-го канадского армейского танкового полка.
Лишь шесть танков смогли вступить в бой (остальные затонули вместе с десантными судами либо были подбиты при преодолении полосы прибоя), и все они к концу дня погибли.
Пара танков «Черчилль III» в составе 1-й танковой дивизии были опробованы в битвах у Эль-Аламейна, причем одну машину немцы подбили из 88-мм зенитной пушки.
Потом «Черчилли» во все возрастающих количествах поступали в Северную Африку и начиная с февраля 1943 года в составе 25-й армейской танковой бригады учавствовали в битвах в Тунисе.
Танки «Черчилль IV» (NA 75) состояли на вооружении только одного соединения— 21-й армейской танковой бригады и в ее составе прошли всю итальянскую кампанию.
Во вторжении на Европейский континент летом 1 944 года принимали участие две бригады, вооруженные танками «Черчилль VII» и VIII — 43-я военный и 6-я гвардейская военный танковые. Обе бригады вступили в бой в середине июля.
направляться подчернуть, что на вооружении танковых армий британской армии вторых пехотных танков в то время уже не было.
«Черчилли» 9-го Королевского танкового полка и 147-го Хэмпширского полка Королевского механизированного корпуса поддерживали английскую пехоту при прорыве «Линии Зигфрида» в феврале 1945 года.
Единственной зарубежной армией, взявшей на протяжении Второй мировой танки этого типа, стала Красная Армия.
В СССР в рамках программы ленд-лиза были посланы 344 военных машины модификаций III и IV, из которых до места назначения добрались лишь 253 единицы. Первые 10 танков прибыли в СССР в июле 1942 года. «Черчилли» равно как и тяжелые ганки производства СССР, поступали в отдельные гвардейские танковые полки прорыва. В каждом полку по штату надеялось иметь 21 танк.
Боевой дебют «Черчиллей» на советско-германском фронте прошёл в ходе Сталинградской битвы.
В разгроме окруженной германской группировки принимали участие 47-й и 48-й отдельные гвардейские танковые полки прорыва. Использовались «Черчилли» и в Курской битве. В частности, в составе 5-й гвардейской танковой армии в битвах под Прохоровкой имелись 15-й и 36-й гвардейские полки прорыва. 5 августа 1943 года «Черчилли» 34-го отдельного гвардейского танкового полка первыми ворвались в Орел.
Танки этого типа вести войну на Ленинградском и Волховском фронтах, освобождали Выборг и Киев. Последние битвы на советско-германском фронте «Черчилли» провели в составе 82-го танкового полка. В сентябре 1944 года полк освобождал острова и Таллин Моонзундского архипелага.
Советские танкисты оценивали британскую машину достаточно сдержанно. По броневой защите «Черчилль» превосходил коммунистический тяжелый танк КВ, но уступал ему по огневой мощи.
По средней скорости и запасу хода перемещения они были равноценны. Вместе с тем отмечались низкая проходимость (удельное давление — 0,94 кг/см2) и нехорошая обзорность, в особенности у механика-водителя. Значительным недочётом была конструкция ходовой части.
Охват гусеницей корпуса стал причиной резкому увеличению поражаемости лобовой ветви гусениц. Практически все подбитые танки имели попадания в лобовые ветви. Помимо этого, набивание снега на салазки верхней ветви зимний период приводило к поднятию гусеницы выше погона башни и заклинивание последней.
Опорные катки собственными ребордами в распор прилегали к тракам, отчего и катки, и гусеницы скоро изнашивались. В целом ходовая часть для 40-тонной автомобили не отличалась недостаточной прочностью. Вместе с тем положительно оценивалась легкость управления машиной.
В Англии на базе танка «Черчилль» строилось много автомобилей особого назначения: мостоукладчиков, БРЭМ, огнеметных и саперных танков.
Главная масса этих автомобилей вплоть до конца войны была сосредоточена в 79-й танковой дивизии и активно использовалась в военных действиях.
В первой половине 40-ых годов XX века предпринималась попытка оснастить «Черчилль» «долгой рукой» — в башню танка модификации VII установили 17-фунтовую пушку. Потому, что масса автомобили возросла до 50 т, было нужно снова усилить подвеску и гусеницы. Скорость снизилась до 16 км/ч.
Работа над танком, взявшим обозначение А.43 «Тёмный принц» (время от времени его еще именуют «Супер Черчилль»), началась в январе 1944 года. Первые же шесть прототипов поступили на войсковые опробования в мае 1945 года. Серийное производство данной автомобили, у которой мощь оружия соответствовала броневой защите, так и не началось.
Война в Европе кончилась, а помимо этого, предпочтение было дано танку А.41 «Центурион», рассматривавшемуся армейским управлением Британии в качестве главной военной машины на возможность.
С оружия британской армии «Черчилли» были сняты в конце 40-х годов. В военных действиях в Корее в первой половине 50-ых годов XX века принимали участие огнеметные танки «Черчилль-крокодил», а саперные «Черчилль AVRE» послевоенной модификации состояли на вооружении впредь до 1965 года.
М.
БАРЯТИНСКИЙ