Все четыре колеса…

В статье рассматривается краткая история происхождения автомобильных армий России в участие и предвоенный период в этом ходе отдельных национальных и военных деятелей.

Как мы знаем, Первая мировая явилась катализатором повсеместного индустриального развития. В малейшие сроки оказались и приобретали предстоящее развитие совсем новые военной техники и виды вооружения. Необычный огромный скачок из прошлого в будущее совершило поколение 50-х годов XIX века, из которого вышло большая часть генералов Первой мировой: от лошадей к машинам, телефонам и самолётам.

Применительно к России таким генералом стал министр обороны (1909–1915 гг.), генерал-адъютант В. А. Сухомлинов, несправедливо преданный забвению в советской историографии великой войны. В это же время министр обороны очень многое сделал для пользы отечественных армии. В данной маленькой статье мы коснемся одного из многих качеств его деятельности – моторизации русской армии.

Все четыре колеса…
Интернациональный пробег на Приз Императора Николая II. Распоряжался на старте
узнаваемый энтузиаст русского автомобилизма – почетный глава Киевского
клуба автолюбителей, Министр обороны генерал от кавалерии Владимир Александрович Сухомлинов.
16 июня 1910 г. (http://dartzkombat.com).

В Российской Федерации увлечение автомобилизмом пришло из зарубежа: в мае 1903 г. по примеру французских, германских и британских организаций было создано «Российское Автомобильное Общество». Сначала на новое увлечение наблюдали скорее как на забаву, нежели как на важное дело, занимающее определенное место в экономическом, общекультурном развитии и военном страны. Переосмысление происходило неспешно. 10 октября 1909 г. Николай II даровал Обществу наименование «Императорского».

Это означало коренной поворот во взорах правительственных сфер на автомобилизм – за ним наконец признали национальное значение.

Сухомлинов имел возможность замечать и оценить использование машин в деле еще в 1902 г. на протяжении маневров под Курском, где он возглавлял штаб Южной армии генерала Куропаткина. Тут в первый раз проявилось его благосклонное отношение к вопросу моторизации армии. В будущем, возглавив войска Киевского военного округа, Сухомлинов выступал в роли энтузиаста автомобильного дела.

В 1906 г. при ярком участии Владимира Александровича при штабе округа были созданы первые в Российской Федерации направления армейских водителей, каковые готовили «толковых, прекрасно опытных дело, дисциплинированных автолюбителей». В 1908 г. Сухомлинов стал первым главой созданного киевского клуба автолюбителей (ККА), а с основанием в 1912 г. Царскосельского автомобильно-спортивного клуба (ЦСАСО) являлся его почетным участником.

Высочайший смотр в Новом Петергофе по окончании Испытательного пробега штабных
и санитарных машин, 1912 г. Перед нами – «четыре кита» армейского автомобилизма русской армии,
слева направо: начальник Учебной автомобильной роты полковник П. И. Секретев, глава ОВОСО ГУГШ
генерал Ф.Н. Добрышин, глава ГУГШ генерал от кавалерии Я. Г. Жилинский
и Министр обороны генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов.
На заднем замысле – штабные машины «Руссо-Балт С 24/30» (http://russianarms.mybb.ru)

В 1908 г. Сухомлинов отмечал огромное отставание отечественных армии в плане современного технического оснащения если сравнивать с зарубежными армиями, в которых они в далеком прошлом нашли использование. К примеру, в русско-японскую войну 1904–1905 гг. в действующих армиях насчитывалось всего около 20 машин. Первый по-настоящему боевой автомобиль испытали в русской армии лишь в 1906 г. – блиндированный (защищенный металлический броней) «Шарон, Жиардо и Вуа» с пулеметной башней, обкатанный во французской армии еще в 1903 г. Но тогда опробования в армии скоро свернули – прежде всего это разъяснялось недостаточным финансированием Армейского министерства, а во-вторых, в командных кругах верили в том, что армии необходимы «простые повозки на крепких осях».

В то время, когда Сухомлинов представил в Армейский совет замысел по испытанию и закупке 20 машин с целью применения их в армиях, члены совета засомневались в том, что таковой «сложный и хрупкий инструмент» будет приемлем для отечественной армии. «А генерал Скугаревский по большому счету потребовал, дабы чтобы не было излишнего пользования машинами их держали под замком», – отмечал в удивлении Владимир Александрович.

В 1910 г. в рамках программы новой организации армии по распоряжению министра обороны В. А. Сухомлинова в Отделе армейских сообщений Главного управления Генштаба было создано Автомобильное отделение, на которое возлагалась функция снабжения автомобильной имуществом и техникой. На базе автомобильных команд ЖД батальонов, расквартированных в европейской части России, были организованы 8 автомобильных рот.

Но самое основное, что с мая 1910 г. была установлена совокупность управления автомобильной работой. Всеми организационными и техническими вопросами автомобильного дела в русской армии сейчас ведал Отдел армейских сообщений Главного управления Генштаба. 16 мая 1910 г. был подписан приказ о формировании 1-й Учебной автомобильной роты.

Нужно осознавать, что под стандартным строевым заглавием «рота» в стране показался первый испытательный, исследовательский и учебный центр, потом преобразованный в первую в Российской Федерации Военную автомобильную школу.

Николай II, министр обороны В. А. Сухомлинов и офицеры Учебной автомобильной роты.
Петербург, 1913 г. (http://forum.kazakia.info).

Всего же к началу Первой Мировой в распоряжении императорской армии пребывало 418 грузовых, 259 легковых, две санитарные, 32 автомобили запасного назначения и 101 мотоцикл. Это, само собой разумеется, более чем скромная цифра, но ее необходимо оценивать в сравнении. В германской армии в начале войны было лишь 83 грузовика, большая часть из которых вышли из строя при переходе через Арденны – техника была еще не хватает идеальна чтобы помогать войне.

За четыре предвоенных года в Империю была ввезена 21 000 машин, большая часть из которых могла быть изъята при войны на потребности армии в соответствии с утвержденного 17 июля 1914 г. «Положения о военно-автомобильной повинности». Действительно, наряду с этим нереально было избежать разномастности автомобильного парка, что не имело возможности не сказаться на проблеме обеспечения запчастями.

К тому же массовая мобилизация автотранспорта затруднялась и тем, что отсутствовала нужная инфраструктура снабжения горючим в поле. На подготовленность отечественного транспорта к новой войне, само собой разумеется, воздействовали технологическая зависимость от Европы, низкий уровень образования, в особенности технического, среди резервистов, нехорошее уровень качества ремонтной базы и дорог.

Напоследок, возвращаясь к персоналии, напомним, что, поддерживая технические новшества в армии, генерал Сухомлинов явился настоящим покровителем армейского автомобилизма. Его прямое содействие развитию и созданию автомобильных армий России тяжело переоценить.

Ералаш №16 \

Статьи, которые будут Вам интересны: