«Белые слоны» и «серые лошадки»

«Белые слоны» и «серые лошадки»

Для Британии 90-е годы XIX столетия были в один момент временем тревоги и триумфа. С одной стороны, ее флот так же, как и прежде имел возможность противопоставить каждому кораблю любого соперника два, в противном случае и три собственных. Иначе — империя каждую несколько лет прирастала новыми народами и территориями; за столь широким хозяйством требовался постоянный присмотр.

Возросло и число «государств-завистников», талантливых причинить владычице морей проблемы при конфликта.

К числу основных «потенциальных недоброжелателей» сейчас относилась и Российская Федерация. Быстро развивающаяся огромная страна подготавливалась деятельно отстаивать собственные интересы, каковые в течении XIX века часто пересекались с английскими. Исходя из этого постройка у нас громадных океанских броненосных крейсеров — сперва «Рюрика», а после этого «России», «Громобоя» — позвала в Адмиралтействе настоящую панику.

Хорошие и достаточно сбалансированные «эдгары» уже не годились для обуздания «русских гигантов». Они вряд ли имели возможность выдержать бой с более большим, столь же прекрасно вооруженным и скоростным кораблем. Мало кроме этого доходили для данной цели не хватает быстроходные, перегруженные и уже начинавшие устаревать броненосные «орландо».

При появления «Рюрика» либо «России» на морских торговых дорогах британские «торговцы» выяснялись в тяжелом положении, причем оказать помощь им армейским морякам королевы Виктории было бы затруднительно. Кроме того при погоне за броненосцами-рейдерами последние имели возможность от них легко оторваться.

Потенциальную угрозу следовало отражать.

Но как? И тут сознание собственного величия — «никто не имеет возможности выстроить крейсер больше, чем мы» — сыграло с Адмиралтейством плохую шутку. Под давлением со стороны адмиралов основной конструктор флота Уильям Уайт создал громадный крейсер в полной мере в собственном духе, с артиллерией и бронированной палубой.

Заложенные по этому проекту в 1895 году «Пауэрфул» («Могущественный») и «Террибл» («Грозный») вправду смотрелись «грозными», но были не столь могущественными. Они продолжительно числились самыми долгими кораблями ВМФ в мире, а по водоизмещению соответствовали полноценным эскадренным броненосцам. Но при всем при том оставались не в полной мере адекватно вооруженными и не хватает защищенными.

Их основная артиллерия усилилась если сравнивать с экономными «эдгарами» всего на несколько шестидюймовок. Действительно, сейчас это были скорострельные орудия, размешавшиеся в бронированных казематах. Артиллерию дополняла дюжина трехдюймовок — необычное ответ, потому, что эти пушки «винтовочного» для тех лет калибра очевидно не годились для боя с русскими броненосными крейсерами.

Еще более нерациональным являлся третий калибр — дюжина 47-миллиметровок на надстройках и марсах была совсем ненужна против показавшихся 200 — 300-тонных «истребителей». Уже при постройке новые гиганты взяли прозвище «белых слонов» — любимых животных восточных правителей, дорогих и священных, но негодных для людей и— перевозки обычной работы грузов.

В случае если оружие британских «слонов» огромного размера являлось легко не сильный, то бронирование смотрелось экстравагантным. Для прикрытия долгого корпуса требовалась броневая палуба, масса которой перевалила бы за полторы тысячи тысячь киллограм — добрая половина водоизмещения крейсера прошлого десятилетия! Наряду с этим Адмиралтейство заявило о ужасной — в 152 мм—толщине скосов.

Такая наклонная броня вправду имела возможность бы обезопасисть не только от 6- и 8-дюймовых снарядов, но и от главного калибра броненосцев. Но громкая заявка была несложным надувательством. Реально скосы были уже в полтора раза кроме того в самой толстой части, дополнительно утончаясь в оконечностях до скромных 51 мм в носу и 76 мм в корме, в районе рулевой автомобили.

Британцам удалось сохранить это событие в тайне не только до конца карьеры собственных суперкораблей, но и на все следующее столетие! В принципе, и 102-мм скосы в полной мере доходили для крейсерских боев; а в проектном обличье гиганты смотрелись бы еще более нелепыми. Но, нелепостей у них и без того хватало: к примеру, весьма необычно смотрелась на огромном и совсем небронированном корпусе боевая рубка из стали толщиной 12 дюймов.

Но ни за что не следует сказать о «пауэрфулах» как об полностью неудачных судах. Так, непременно хорошим в проекте являлась фирменная разработка Уайта — всецело бронированная артиллерия, чего столь не хватало на русских крейсерах. Но и тут основной конструктор ввел новшество, ставшее в свое время настоящим бичом английских судов.

Речь заходит о двухэтажных шестидюймовых казематах. Такая их конструкция разрешала сэкономить на дополнительном бронировании крыши и пола, снабжала удобство подачи снарядов. Сами спарки казематов размешались на громадном расстоянии друг от друга, что соответствовало теории рассредоточения орудий.

Но линия стрельбы из нижних казематов страшно понизилась. Вести из них пламя на беспокойстве становилось затруднительным: вода часто заливала амбразуры, и цель не всегда удавалось замечать через гребни волн. И в случае если при весьма высоком корпусе «пауэрфулов» данный недочёт не казался значительным, то двухэтажная конструкция, к сожалению, перекочевала без трансформаций на большинство куда более броненосцев Уайта и низких крейсеров.

Кроме того в военное время при океанских переходах порты нижних казематов приходилось наглухо задраивать.

Потому, что бронепалубные колоссы предназначались для охоты на океанских просторах, им требовались высокая скорость и хорошая мореходность. С целью достижения 22-узлового хода, так и оставшегося непокоренной вершиной для «блейков», английские инженеры пошли на нелюбимые ими не хватает проверенные новинки.

Одной из них стали водотрубные котлы, разрешавшие скоро развести пары и начать преследование. Для энергетической установки огромной по тем временам мощности было нужно установить 48 новейших для «Бритиш Нейви» котлов Бельвилля. Но итог внедрения, в неспециализированном-то, вправду нужного новшества создал больше неприятностей, нежели преимуществ, по крайней мере, в первое время. Производители не имели опыта в их изготовлении, а механики и кочегары — в эксплуатации.

Для вывода всей «фабрики» на поддержания и полный режим большого давления требовалось большое мастерство. В итоге обе единицы, выстроенные, в принципе, весьма скоро, всего за два года, совершили вне строя еще практически столько же времени, пока на них доводили до ума механическую часть. На проводившихся раз за разом опробованиях не получалось достигнуть проектного хода. Наконец конструкторы пошли на ухищрение, удлинив дымовые трубы.

В итоге, машины и котлы удалось освоить; крейсера продемонстрировали желаемую скорость и в течении собственной работы реально имели возможность поддерживать громадный движение в течение нескольких суток.

Что касается мореходности, то с ней неприятностей не наблюдалось. Борт гигантов был выше, чем у любого другого боевого корабля того времени, впредь до появления громадных авианосцев и линкоров.

Наряду с этим гладкопалубный корпус имел столь плавные и пропорциональные формы, что снаружи суда смотрелись кроме того красивыми. К отрицательным сторонам для того чтобы решения относился громадный размер цели: на маленьких расстояниях промахнуться в для того чтобы монстра было, пожалуй, нереально. Но имелось одно побочное преимущество: широкий корпус заключал в себе множество помещений, что и выяснило самоё удачное использование «белых слонов» за всю их карьеру.

В то время, когда во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века разгорелась война с бурскими республиками, «Пауэрфул» и «Террибл» экстренно загрузили на борт целую военного бригаду и на полной скорости доставили ее в Южную Африку. Они поспели именно своевременно чтобы снять блокаду, в которую попал английский гарнизон в Ледисмите. В той же роли быстроходного войскового транспорта «Террибл» выступил в годы Первой Мировой.

В остальном работа самых громадных бронепалубных крейсеров прошла серо и скучно. Адмиралтейство скоро убедилось в нерентабельности содержания в боеготовности в мирное время таких колоссов с экипажем более 900 человек. Их модернизировали в 1902 — 1904 годах, добавив четыре 6-дюймовки.

Все казематы сейчас стали двухэтажными, и борт «пауэрфулов» сейчас напоминал замечательную крепостную стенке с последовательностями эркеров, из которых грозно торчали стволы.

Довооружение не помогло: быстро развивающееся кораблестроение порождало новых фаворитов, и гигантов послали в резерв. Однако грех было бы никак не применять огромные и прочные «коробки».

В следствии карьера бывших суперкрейсеров затянулась на три десятка лет, по большей части в роли учебных судов, находившихся на приколе в порту.

Как и десятилетием раньше, при со через чур громадными и дорогими для собственного времени «блейками» (сейчас они представлялись карликами на фоне «слонов»), британцы опять наступили на те же грабли, заявив громадные претензии, но выстроив всего две единицы. То, что серия не имела шансов на продолжение, стало очевидным уже в ходе их постройки.

И снова последовало похожее ответ: строить «числом» более недорогой аналог. В то время, когда «Пауэрфул» еще пробовал достигнуть на опробованиях недосягаемых 22 узлов, на национальных и частных верфях состоялась закладка сходу восьми крейсеров типа «Диадем». Начальный корабль вспоминал таким большим, что конструкторам без неприятностей удалось сэкономить 3000 тысячь киллограм водоизмещения ценой маленького понижения скорости и понижением корпуса на одну палубу.

Бронирование по большей части осталось на том же уровне. Что касается оружия, то конструкторы в первый раз покусились на «священную корову» всех громадных крейсеров королевы Виктории, заменив каждое из 234-мм орудий в корме и носу на несколько 6-дюймовок. Такое оружие в сочетании с утонченной до 114 мм броней казематов светло свидетельствовало о неприспособленности этих все еще весьма больших 11-тысячетонных судов для сражения с русскими броненосными крейсерами.

Броню соперника сейчас нечем пробивать. К тому же необычное размещение шестидюймовок (из шестнадцати орудий вести пламя на борт имела возможность ровно добрая половина) еще как-то имело возможность оправдываться усилением огня при преследовании (согласно расчетам на корму и нос имели возможность стрелять шесть пушек, практически — максимум — четыре). Но для преследования, например, русских быстроходных 6000-тонников «диадемы» не доходили по скорости.

Не смотря на то, что все единицы превысили на опробованиях проектные 20,5 узла, они уступали продемонстрированным «Варягом», «Аскольдом» либо «Богатырем» 23 узлам и более. В общем, Англия обогатилась очень вызывающим большие сомнения и наряду с этим дорогим приобретением, что много раз отмечали эксперты того времени. Не смотря на то, что «диадемы», в общем, хорошо продемонстрировали себя в рутинной работе, они, в сущности, оставались теми же «белыми слонами», лишь в более легкой весовой категории, нежели их старшие братья-монстры.

Узнаваемая формула — быть стремительнее тех, кто больше, и посильнее тех, кто меньше — реализовалась тут с точностью до напротив. «Малые белые слоники» не могли оторваться от более больших соперников и не имели приличных шансов на победу в сражении с посильнее вооруженными броненосными рейдерами.

48. Броненосный крейсер «Рюрик» (Российская Федерация, 1892 г.)

Строился на Балтийском заводе в С.-Петербурге корабельным инженером Н. Долгоруковым.

Водоизмещение 11 930 т, протяженность громаднейшая 132,6 м, ширина 20,2 м, осадка 8,25 м, Мощность двухвальной паросиловой установки 13 588 л.с., большая скорость 18,84 узла. Оружие: четыре 203-мм, шестнадцать 152-мм, шесть 120-мм, десять 47-мм одноствольных, двенадцать 37-мм пятиствольных, две 64-мм десантные пушки, шесть торпедных аппаратов. Бронирование: палуба 51 — 76 мм, рубка 152 мм, борт 203 — 254 мм.

Всего в 1890 — 1900 гг. выстроено 3 единицы: «Рюрик», «Российская Федерация», «Громовой». «Рюрик» героически погиб 14 (1) августа 1904 г. в сражении с японской эскадрой. «Российская Федерация» и «Громовой» в конце 1918 г. переданы на хранение, в 1922 г. реализованы на слом в Германию.

49. Бронепалубный крейсер «Пауэрфул» (Англия, 1897 г.)

Строился компанией «Виккерс».

Водоизмещение 14 200 т, протяженность 164,11 м, ширина 21,64 м, осадка 7,35 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 25 000 л.с., большая скорость 22 узла. Оружие: два 234-мм и двенадцать 152-мм (по окончании модернизации 1902 — 1904 гг. — шестнадцать) и двенадцать 76-мм скорострельных орудий, двенадцать 47-мм малокалиберных пушек, четыре 457-мм торпедных аппарата. Бронирование: палуба 51 мм (102 мм на скосах), башни и казематы 152 мм, подачи 51 мм, рубка 305 мм.

Всего в 1897 — 1898 гг. выстроено 2 единицы: «Пауэрфул» и «Террибл». Сданы на слом в 1929 и 1932 гг. соответственно.

50. Бронепалубный крейсер «Ариадна» (Англия, 1902 г.)

Строился компанией «Томпсон». Водоизмещение 11 000 т, протяженность 140,98 м, ширина 21,03 м, осадка 7,75 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 16 500 л.с., большая скорость 20,5 узла.

Оружие: шестнадцать 152-мм и двенадцать 76-мм скорострельных орудий, три 47-мм малокалиберные пушки, три 457-мм торпедных аппарата. Бронирование: палуба 51 мм (102 мм на скосах), казематы 114 мм, подачи.51 мм, рубка 305 мм.

Всего в 1898— 1903 гг. выстроено 8 единиц: «Диадем», «Эмфитрайт», «Ариадна», «Андромеда», «Аргонавт», Европа», «Найоби» и «Спэртиат». «Ариадна» потоплена германской подлодкой в июле 1917 г., остальные сданы на слом в 1920— 1922 гг., не считая «Спэртиата», прослужившего до 1932 г., и «Андромеды», совсем исключенной из перечней в 1956 г.

51. Бронепалубный крейсер «Эклипс» (Англия, 1898 г.)

Строился на верфи ВМФ в Портсмуте.

Водоизмещение 5600 т, протяженность 113,70 м, ширина 16,31 м, осадка 6,27 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения при естественной тяге 8000 л.’с, скорость 18,5 узла, при форсировке 9600 л.с., большая скорость 19,5 узла. Оружие: пять 152-мм, шесть 120-мм орудий, восемь 76-мм и шесть 47-мм скорострельных орудий, три 457-мм торпедных аппарата. Бронирование: палуба 37 мм (на скосах до 76 мм), гласис автомобилей 152 мм, рубка 152 мм.

Всего в 1896 — 1898 гг. выстроено 9 единиц: «Эклипс», «Дайана», «Дидо», «Дорис», «Айзис», «Джюно», «Минерва», «Тэлбот» и «Венус». «Дорис» сдан на слом в 1919 г., «Дидо» — в 1926-м, остальные в 1920 — 1921 гг.

Ясно, что строить не столь уж нужные единицы в громадных сериях являлось накладным кроме того для практически всемогущей империи. Исходя из этого высококлассные крейсера дополнялись серыми «рабочими лошадками» 2-го класса, кроме этого заметно подросшими в середине 1890-х годов.

Бессчётные уайтовские «аполло» и «астреи» подверглись совсем честной критике за слабость оружия. Встреча один на один со строящимися в то время новыми русскими крейсерами не сулила им ничего хорошего. Исходя из этого следующие серии приблизились по водоизмещению к шести тысячам тысячь киллограм, в первую очередь за счет усиления оружия.

Но результат снова был не через чур утешительным. Желание обеспечить замечательный пламя по корме и носу стало причиной тому, что из 11 пяти- и шестидюймовок на борт имели возможность стрелять лишь 6 — столько же, сколько на предшественниках. Увеличение мощности автомобилей всецело «съело» повышение размеров.

В следствии «Дидо» разгонялись всего до 20 — 21 узла: лучше, чем предусматривалось проектом, но безнадежно с позиций погони за новыми русскими либо французскими рейдерами. Положение усугублялось консервативными цилиндрическими котлами, не разрешавшими экстренно поднять пары. Реально улучшились лишь мореходные качества — за счет более большого борта.

Плохие скоростные качества в значительной степени компенсировались надежностью, умеренной ценой и достаточно адекватной защитой от артиллерии среднего калибра. Компромисс куда более разумный, нежели бронепалубные «первоклассники»; они, по крайней мере, не претендовали на «усмирение» русских громадных рейдеров, оставаясь нужными для поиска и охраны конвоев более не сильный соперников.

Приблизительно такой же мощью владели четыре единицы типа «Эррогант», предназначенные для совместных действий с броненосцами в составе основных сил. Характерным занимательным отличием стало их специальное назначение:лишь эти английские серийные крейсера предназначались для активного применения таранной тактики.

Нужно заявить, что англичане основательно запоздали: по окончании единственного успешного применения тарана в сражении у Лиссы прошло 20 лет, и самые дальновидные эксперты уже предлагали отказаться от «рудиментарного отростка» в носу. Все же конструкторам удалось достигнуть выдающихся результатов в деле увеличения маневренности.

Уменьшив отношение длины к ширине и установив в носу дополнительный руль, они добились того, что «эрроганты» имели возможность развернуться практически на пятке: диаметр циркуляции составлял всего 350 м — чуть больше трех длин корпуса (в два раза меньше, чем у собственных «обычных» сотрудников). Собственную роль сыграл и срезанный дейдвуд— «ниша» в корме, разрешавшая повысить эффективность руля. Сам таран смотрелся внушительным, не смотря на то, что до многометровых французских ему все равно было на большом растоянии.

Неизменно обожавшие надёжность и прочность британцы не преминули создать массивную конструкцию, скрепленную с корпусом бессчётными элементами комплекта и дополнительно защищенную двухдюймовой броней в течении 12 метров. Еще одним знаком назначения, нужно сообщить, изрядно тяжелым, стала боевая рубка из 229-мм брони. (Считалось, что на корабле, вышедшем в таранную атаку, может выйти из строя артиллерия, но никак не командование и управление.) Новые водотрубные котлы, в первый раз установленные на английских «второклассных» крейсерах, снабжали этим необычным судам тактическую маневренность, но мало оказывали влияние на скорость, чуть превышавшую 19 узлов.

Их назначение постоянно оставалось пара туманным: предполагалось, что по большей части они станут разведчиками при эскадре, а при решительного боя разрешат войти в движение собственный «оружие третьего рода» (в случае если вычислять первым и вторым торпеды и артиллерию).

Оружие разведчиков-таранов оставалось как у «Дидо» за тем исключением, что число 6-дюймовок в корме уменьшилось с двух до одной (что ясно для нацеленного вперед тарана).

Ясно, что особое назначение стало полным нонсенсом с повышением реальных дистанций и скорострельности орудий боя. К Первой мировой разве что самоубийца имел возможность бы сохранять надежду поразить соперника ударом тарана в дневном сражении. К тому времени четверка уже превратилась в тройку: «Гладиатор» погиб в трагедии в 1908 году.

Но один из оставшихся, «Виндиктив», прославился в сражении. Он стал главной боевой единицей в неповторимой попытке заблокировать очень сильно укрепленный немцами бельгийский порт Зеебрюгге в 1918 году, дабы воспрепятствовать выходу в рейдерство базирующихся в том месте подводных лодок.

Спешно переоборудованный до неузнаваемости, с огромными сходнями для десанта, палубой, заложенной мешками с песком, довооруженный бессчётными пулеметами, он неожиданно появился из темноты у мола, усеянного германскими огневыми точками. Не обращая внимания на большие потери и тяжёлые повреждения среди экипажа и десанта, собственную задачу ему удалось выполнить. По крайней мере, никакой вины «Виндиктива» в общем провале операции нет.

Ему посчастливилось возвратиться в собственный порт, но ветхий и очень сильно поврежденный корабль восстанавливать уже не было никакого смысла. Минимально подлатав его, британцы решили применять тот в следующей операции по блокированию. Бывший таран закончил собственный путь одним из блокшивов, временно закупорившим Остенде.

Адмиралтейство, не удовлетворенное очевидно недовооруженными «дидо», приказало заменить смесь пяти- и шестидюймовок на однородную и более замечательную артиллерию, что и было сделано на следующей серии из 3-х единиц типа «Хайфлайер». В остальном «свежеиспеченные» «рабочие лошадки» всецело повторяли собственных предшественников. Исключением были еще новые водотрубные котлы.

В общем, крейсера являлись в полной мере сбалансированными (не смотря на то, что все еще очевидно второклассными) во всех чертях, не считая через чур малой для самого финиша века скорости. Попытки поменять обстановку за счет прогресса в механике были через чур робкими: следующая пара, «Челленджер» и «Инкаунтер», все равно смотрелась тихоходной со собственными 21 узлами, достигнутыми ценой лишних 200 тысячь киллограм водоизмещения.

Нельзя сказать, что британцы не пробовали исправить недочёты собственных серых, не смотря на то, что и надежных созданий эры Уайта. Все «дидо» (не считая «Экпипс») в годы русско-японской войны взяли однородное оружие из одиннадцати скорострельных 6-дюймовок; подобное переоборудование прошли одновременно с этим экзотические крейсера-тараны. Все они оставались в боевом строю на протяжении «Громадной войны», не смотря на то, что, конечно же, на третьих ролях.

Второстепенную работу несли и их огромные «старшие братья» (к тому же не все). Бронепалубные «белые слоны» всецело сошли со сцены, уступив место новым классам — разведчикам и броненосным крейсерам-скаутам.

В.

КОФМАН

Владимир Высоцкий — Песня про белого слона

Статьи, которые будут Вам интересны: