Белый пушкин донецкого художественного музея — «военные действия»

Белый пушкин донецкого художественного музея - «военные действия»
Любой музейный экспонат не только передает красоту творения рук людских, но и имеет собственную занимательную историю. И довольно часто так происходит, что, проходя мимо того либо иного произведения искусства, мы не знаем, как оно показалось на свет и кто был его автором. Определив эти сведенья, мы можем шире, уже вторыми глазами посмотреть на ту либо иную картину, скульптуру, сейчас по-настоящему оценив работу их создателя.

В данной заметке мы постараемся поведать историю одного для того чтобы изваяния, которое хранится в Донецком музей изобразительного исскуства.
Медный вес Пушкина
В Донецке установлено пара монументов великому русскому писателю и поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Среди них самый известен медный бюст авторства видного донецкого скульптора Наума Гинзбурга, расположенный на проспекте Пушкина за строением Донецкого академического драмтеатра.

Кстати, в середине 80-х годов прошлого века донецкие архитекторы желали сделать данный участок проспекта тематическим, посвященным Пушкину и его литературным персонажам. Действительно, тогда что-то в этом направлении не сложилось, и последняя на сегодня скульптурная композиция классику русской литературы показалась в Донецке в июне 2006 года около ресторана «Пушкинъ», в начале одноименного проспекта.

Автором данной сидящей медной скульптуры весом в 500 кг есть уроженец Горловки Константин Чудовский. Но сейчас обращение отправится не о них.
Бюст А.С. Пушкина из экспозиции Донецкого музея изобразительного исскуства
Балансовая цена бюста
на данный момент в конце главного экспозиционного зала Донецкого музея изобразительного исскуства возможно заметить бюст Александра Сергеевича Пушкина из белого мрамора. Эта работа попала в поле отечественного зрения, в принципе, какой-то незаметностью. Около нее имеется только маленькая табличка, где легко написано, что это А. С. Пушкин. Кроме этого указан год (1937), в то время, когда данный бюст был сделан.

И наконец – создатель работы – скульптор Б. Н. Иванов (1902–1941). Как раз год смерти изготовления и довоенный год бюста автора и привёл к интересу копнуть историю белого Пушкина дальше. Была, она хороша того, дабы о ней определили как возможно больше людей.
Музейные работники сказали, что белый Пушкин попал в тогдашний город Сталино по распоряжению Министерства культуры Украинской ССР. Дирекцией художественных выставок Минкульта УССР данный бюст был передан создававшейся тогда Сталинской галерея , что и было зафиксировано официальным актом от 7 июля 1960 года. Практически он был среди первых экспонатов коллекции Донецкого областного музея изобразительного исскуства.

Его балансовая цена на то время оценивалась в десять тысяч полновесных советских рублей.
Вот такова история появления в Донецке этого бюста. А автором его, как выяснилось, был скульптор, ставший настоящим храбрецом в первоначальный, самый ужасный, год ВОВ.
Воды Черного моря
О Борисе Николаевиче Иванове известно не так уже и большое количество. Более-менее полно его биография раскрыта в изучении искусствоведа Михаила Пекаровского.
Появился Борис Иванов 9 апреля 1902 года в Петербурге в семье военврача. молодость его выпала на Гражданскую войну и Революцию. Живя с 1916 года в Киеве, он принимал участие в революционном перемещении.

Он распространял листовки среди воинов, отправлявшихся на фронты Первой Мировой.
В годы Гражданской войны будущий скульптор сражался в рядах Красной армии. Сперва был пулеметчиком в отряде известного начальника Василия Боженко, после этого служил на бронепоезде «Красный ураган». В 1919–1921 годах был пулемётчиком и сигнальщиком Днепровской военной флотилии. По окончании завершения Гражданской войны продолжил военно-морскую работу на тральщике Черноморского флота «В.

И. Ленин». В эти годы Борис Иванов занимался разминированием вод Черного моря.
Борис Иванов
Первый директор
Но в первой половине 20-ых годов XX века жизнь армейского моряка изменилась кардинальным образом. Он поступает на учебу в Одесский художественный университет. Мы сейчас не знаем, кто тогда рассмотрел в нем талант скульптора. Вероятнее, будучи моряком, Борис Николаевич делал какие-то работы.

По большому счету, нужно подчернуть, что морская и речная темы прошли через всю его жизнь. «Отечественный родной флот воспитал меня, – писал Иванов в собственной автобиографии. – И я желаю приложить максимумальные усилия, дабы хоть сколь-нибудь отблагодарить за это своим творчеством».
Так или иначе, но во второй половине 20-ых годов XX века Иванов завершил собственный обучение в Одессе у известного мастера Бориса Яковлева, что занимался и внутренним оформлением мавзолея Ленина на Красной площади в Москве. Дипломной работой молодого скульптора был «Военмор». Но творческой работой по окончании окончания Одесского художественного университета Борис Иванов на опытном уровне начал заниматься не сходу. Ему было нужно принимать участие в коллективизации на селе, трудиться живописцем в исполнительном комитете Одессы.

Борис Иванов был первым директором и организатором художественного профтехучилища в Николаеве.
В середине 30-х годов прошлого столетия, возможно так сообщить, началась его полноценная творческая деятельность. Перечень его скульптурных работ не большой, но любая из них по-своему инересна. Одним из лучших творений Бориса Иванова есть двухфигурная композиция «Моряки» (1938 год), в которой создатель продемонстрировал самоотверженность и дружбу моряков, их душевную красоту, стойкость, готовность к подвигу во имя Отчизны.

В эти же годы он трудится и над второй собственной известной скульптурой: «Г. И. Котовский». Личность известного советского храбреца Гражданской войны весьма интересовала автора.

В 1925 году, в год смерти Котовского, Борис Иванов снял с него посмертную маску. Эти две работы скульптора с успехом экспонировались на VII Всеукраинской художественной выставке.
Самым большим творческим достижением автора стала скульптура легендарного советского летчика Валерия Чкалова, выполненная Ивановым во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Любая ее подробность показывает техническую зрелость автора. Тут Борис Иванов акцентирует внимание зрителей на руках Чкалова.

Они раскрывают уверенности лётчика и внутреннее состояние спокойствия, подчеркивают черты его характера: решительность и волю в достижении цели.
За эту работу Борис Иванов был награжден медалью «За трудовое отличие».
В первой половине 40-ых годов двадцатого века на базе оригинала данной работы была изготовлена парковая скульптура Валерию Чкалову, установленная в Киеве.
СКульпутра В.П. Чкалов
Скульптура «Моряки»
Мастер портретов
Скульптор был кроме этого мастером потретов. Он есть автором нескольких броских работ. Среди них – портреты Серго Орджоникидзе, Григория Петровского. Но Борис Иванов был не только автором «паркетных» портретов, его интересовали и личности классиков русского мастерства.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века он сделал бюст великого русского артиста театра Михаила Щепкина. А двумя годами ранее на свет показался бюст Александра Сергеевича Пушкина, послуживший отправной точкой к рассказу об его авторе, хранящийся сейчас в Донецком музей изобразительного исскуства.
Последний бой
Жизнь Бориса Иванова, как и всех граждан СССР, летом 1941 года поменяла Великая Отечественная война. 26 июня скульптор добровольцем идет в ряды Красной армии и опять, как и в Гражданскую войну, выясняется в составе бойцов Днепровской речной флотилии. Он участвует в обороне Киева от нацистов в качестве пулеметчика на мониторе «Житомир». В то время, когда неприятель замкнул кольцо окружения войск СССР под столицей Советской Украины, моряки-днепровцы сражались с нацистами на суше.

И тогда скульптор Борис Иванов совершил собственный геройский подвиг.
Пинская военная флотилия — создана 17 июля 1940 года из частей и кораблей переименованной Днепровской военной флотилии.
20 сентября 1941 года в районе Голосеевского леса, в урочище Язвенно Могила, расположенного юго-западнее села Иванков, группу моряков-днепровцев окружили громадные силы неприятеля. Вот что пишет в своих мемуарах товарищ Иванова скульптор Александр Измалков: «Отступая с боями, несколько моряков из различных судов подошла к возвышенности кургана около Иванкова. Германские автоматчики от них не отрывались и упорно преследовали.

Еще 2–3 таких боя, и несколько отечественных моряков, по большей части красноармейцы, каковые присоединились к нам, совсем будет разгромлена, перебита. А остатки отечественных командиров и бойцов, полезные, тайные документы попадут в руки озверевших фашистских захватчиков». Это осознавали все. Борис Иванов был уже ранен на подходе к кургану; он упорно предлагал комиссару и командиру отступающей группы оставить его с гранатами и пулемётом, и он один будет пробовать прикрыть отход группы от преследования.

Ему было отказано. Через пара часов Борис Иванов вторично ранен в другую ногу. «Товарищ начальник! Вот видите, будущее меня опять проголосовала, я идти уже не могу! Дайте «максима», а два дадите – значительно лучше, я ваш уход прикрою.

Лишь вы надавите на ноги, отрывайтесь подальше и на всю, я даю слово, что я сдержу эту фашистскую мразь», – чуть держась на раненых ногах, сообщил Борис Иванов. На бровку канавы скоро были поставлены оба «максима», на дне рва кучками покинуты гранаты. За щитом одного из пулеметов, приняв боевое положение, лег Иванов. Солнце уже скрывалось за горизонт… Гитлеровцы предприняли еще одну попытку и пошли в наступление, дабы до захода солнца совсем расправиться с красноармейцами и моряками.

Пулеметные очереди смешивались со взрывами гранат. Это был последний бой моряка Бориса Иванова…
Вот такая история стоит за бюстом Александра Пушкина из Донецкого музея изобразительного исскуства.

В Донецке продемонстрировали портрет Великой княжны Марии Романовой

Статьи, которые будут Вам интересны: