Боевая машина пехоты бмп-2

Боевая машина пехоты бмп-2

Вконце 1950-х — начале 1960-х годов наметилось отставание СССР от западных государств в создании тяжелых гусеничных БТР. В это время в армиях НАТО были приняты на вооружение бронетранспортеры М113 (США), «Троуджен» (Англия), VТТ М56 (Франция) и S-30 (ФРГ) Не отставали от них и нейтралы — шведы приняли собственный PbV302, а австрийцы — 4K3F. Все эти автомобили имели всецело закрытые герметичные корпуса и достаточно замечательное оружие — впредь до 20-мм автоматических пушек.

Тяжелый гусеничный БТР имелся и у Советской Армии — БТР-50П (в варианте с крышей — БТР-50ПК). Но эта машина, если сравнивать с западными аналогами, имеласлишком громадные габариты и очень неудачную компоновку с передним размещением десантного отделения.

По-видимому, по данной причине важную ее модернизацию (в основном в части усиления оружия), посчитали бесперспективной и пошли по пути создания совсем нового типа Новая машина должна была иметь более подходящую для БТР компоновку с задним размещением десантного отделения и самое основное — быть приспособленной для ведения военных действий в условиях ядерной войны, другими словами иметь герметичный бронекорпус с совокупностью ПАЗ (противоатомной защиты). В части оружия ориентировались на самые мощные западные образцы, но тут вышла неувязочка. Дело в том, что во время правления Н.С Хрущева никаких работ по созданию малокалиберных автоматических пушек для сухопутных армий не велось, и вооружать новую машину было легко нечем Имелось только одно орудие, пригодное для данной цели, — 73-мм безоткатная гладкоствольная пушка 2А28 «Гром», разрешавшая на дальности до 1000 м поражать бронированные автомобили, среди них и танки, того периода.

Ее и установили на машину, которую приняли на вооружение во второй половине 60-ых годов двадцатого века под обозначением БМП-1, гордо назвав ее «родоначальником нового класса боевой техники — боевых автомобилей пехоты». Наряду с этим какая-либо стройная концепция их боевого применения начисто отсутствовала, и большая часть военныхпридерживалось точки зрения, что БМП, как и БТР, есть только транспортным средством, разрешающим под прикрытием брони доставлять мотопехоту на поле боя за танками и после этого применять ее для занятия территории.

Но и против более замечательного, чем у тогдашних отечественных БТР, оружия никто не возражал, не смотря на то, что задачи его кроме этого четко не были выяснены Очевидно, что оружие БМП-1 имело сильно выраженную противотанковую направленность: в боекомплект пушки «Гром» входили лишь противотанковые кумулятивные боеприпасы, а в качестве дополнительного оружия на машине был размещен ПТРК «Малютка». Для помощи же пехоты у БМП оставался только 7,62-мм пулемет ПКТ, что было очевидно не хватает (для сравнения — у БТР-60ПБ их было два.

14,5-мм и 7,62-мм). Осколочную гранату ввели в боекомплект лишь в первой половине 70-ых годов XX века, но и она мало что давала пехоте из-за настильной траектории полета. Помимо этого, направляться подчернуть, что на БМП-1 отсутствовал стабилизатор оружия, и вести прицельный пламя с хода всеми видами снарядов было нереально.

В следствии в военно-промышленных кругах развернулась долгая дискуссия о том, каким быть оружию БМП. В рамках данной дискуссии создавались опытные образцы перспективных автомобилей с двумя направлениями развития оружия. Первое — наращивание огневой мощи пушки «Гром» методом удлинения ствола, что стало причиной созданию 73-мм пушки «Зарница», установленной на умелых объектах 768 и 681, изготовленных в 1974 и 1977 годах.

Второе — переход на созданную к тому времени автоматическую 30-мм пушку, которую установили на объектах 680 и 769 в 1972 и 1974 годах Наряду с этим на объекте 680 пулемёт и пушка были смонтированы на выносном вращающемся лафете, имевшем обычный погон башни БМП-1, а второй пулемет на крышке люка начальника. Объект 769 имел двухместную удлинённый корпус и башню (число опорных катков увеличилось до семи).

БМП-2 на параде

направляться подчернуть, что эти опытные образцы создавались как в Челябинске, так и в Кургане. Дело в том, что серийный выпуск БМП-1 был организован на Курганском машиностроительном заводе (Курганмашзавод) Это предприятие, выстроенное в первой половине 50-ых годов XX века, специализировалось до этого на выпуске артиллерийских тягачей АТС-59 и его модификации АТС-59Г. С 1967 года Курганмашзавод стал головным предприятием по производству боевых автомобилей пехоты Главным конструктором завода был А.А.Благонравов.

Соревнование между 73-мм и 30-мм пушкой закончилось практически ничем. Курганмашзавод отстаивал собственный объект 675, вооруженный 30-мм пушкой 2А42 Тульского КБ машиностроения (ведущий конструктор В.П Грязев). В этом его поддерживали главный конструктор КБ Г Шипунов и тогдашний глава ГБТУ основной маршал танковых армий А.Х.Бабаджанян.

Но 30-мм пушка продолжительное время не воспринималась управлением ГРАУ как важное оружие. И это при том, что всесторонние опробования 30-мм пушки продемонстрировали достаточную универсальность совокупности при стрельбе по самым разным целям, включая танки. Были совершены и сравнительные опробования модернизированной пушки «Гром-М» с пушкой 2А42 при расходовании сопоставимой части боекомплекта, но, по требованию ГРАУ, с удвоенным для «Грома».

По окончании огня из 73-мм орудия обстреливаемый танк остался боеспособным. По окончании обстрела из 2А42 на нем не осталось никакого навесного оборудования (зенитный пулемет, к примеру, улетел на 15 м), а топливные баки воспламенились. По окончании осмотра стало известно, что пушка и башня танка заклинены, маска пушки имеет сквозную пробоину, а все прицел и смотровые приборы разбиты.

Не обращая внимания на столь убедительные результаты, сомнения точили управление Минобороны СССР. В совокупности государственного заказа, к примеру, выпуск новой автомобили планировался в количестве приблизительно 10% от производства БМП-1. Окончательную точку в ее судьбе поставил Афганистан.

Распоряжение правительства о срочном освоении серийного производства объекта 675 было передано на завод по телефону апрельской ночью 1980 года.

Приказ был категоричен через 14 дней первая партия автомобилей должна быть послана в Афганистан! На такое ответ очень сильно повлиял генерал М.М.Зайцев, что, пребывав в Афганистане, позвонил в ЦК КПСС и объяснил, что в местных условиях новая машина Курганмашзавода незаменима. Зайцев знал машину еще в то время, когда был командующим армиями Белорусского военного округа, в котором новая БМП проходила войсковые опробования.

На следующий сутки производство Курганмашзавода было переведено на режим армейского времени. В апреле первые 25 автомобилей послали в Афганистан. Распоряжение Совета Министров СССР о принятии объекта 675 на вооружение под обозначением БМП-2 последовало лишь в августе, а приказ военного министра — в октябре 1980 года. Сейчас уже пара десятков БМП-2 сражались в Афганистане.

По собственной конструкции и тактико-техническим чертям БМП-2 во многом подобна собственной предшественнице — БМП-1. В левой передней части корпуса автомобили расположено отделение управления. В нем размещены; сиденье механика-водителя, органы управления, контрольноизмерительные устройства, четыре прибора наблюдения ТНПО-170А, гирополукомпас ГПК-59, аппарат А-3 ТПУ и т.д.

За сиденьем механика-водителя находится сиденье десантника. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), устройствами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, и аппаратом А-3 ТПУ.

Справа от отделения управления находится МТО, отгороженное от всей автомобили теплозвукоизоляционной перегородкой.

Находящиеся в МТО коробка и двигатель передач объединены в силовой блок, а радиаторы совокупности охлаждения, совокупности смазки двигателя, совокупности смазки и гидроуправления силовой передачи, воздухоочиститель и эжектор — в блок охлаждения и воздухоочистки.

Боевое отделение находится в средней части корпуса автомобили конкретно за МТО.

Оно включает в себя часть и башню корпуса, ограниченную перегородкой МТО спереди и ограждениями сидений десанта позади В башне в качающейся маске установлены пушка 2А42 и спаренный с ней пулемет ПКТ. На вращающемся полу смонтированы магазин ПКТ и совокупность, снабжающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными боеприпасами. Начальник находится справа от пушки, наводчик-оператор — слева.

В кормовой части корпуса автомобили в десантном отделении лицом к бортам размещаются шесть стрелков. На каждом месте стрелка имеется прибор ТНПО-170А для наблюдения за местностью при перемещении «по-боевому», амбразура с шаровой установкой для ведения стрельбы из пулеметов ПК либо ПКМ (передние) и автоматов АКМ либо АК-74 (остальные). Для выхода и входа стрелков в корме автомобили имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АК-74.

В крыше корпуса над сиденьями имеются люки для выхода стрелков при перемещении автомобили на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение поделено на две части (правую и левую) средним контейнером электрооборудования и топливным баком, в котором размещены две аккумуляторные батареи, отопитель и агрегаты электрооборудования десантного отделения.

В десантном отделении для внутренней связи употребляются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126.

коническая башня и Корпус БМП-2 сварены из катаных металлических броневых страниц толщиной от 5 до 19 мм. Так называемый «ребристый лист», закрывающий трапециевидный люк в верхнем лобовом странице, выполняется из алюминиевого сплава и имеет толщину 10 — 15 мм.

Лоб башни защищается броней толщиной 23 мм. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен противорадиационный подбой. В целом броня защищает от пуль мелких осколков и обычного калибра. башни и Лобовая броня корпуса выдерживает обстрел крупнокалиберными пулями.

Установленная в башне в качающейся маске 30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание Пламя из нее ведется бронебойными, осколочно-фугаснозажигательными и осколочными трассирующими боеприпасами. Пушка имеет два темпа стрельбы — небольшой (200 — 300 выстр./мин) и большой (не меньше 550 выстр./мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов.

Приведенная площадь поражения осколочнотрассирующего боеприпаса образовывает 25 — 30 м2, осколочно-фугасного — 50 — 70 м2.

Смогут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на наклонных дальностях до 2000 — 2500 м. Боекомплект к пушке — 500 выстрелов, 160 из которых с бронебойно-трассирующими боеприпасами. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с громаднейшей прицельной дальностью 2000 м и боекомплектом 2000 патронов.

Пушка и спаренный пулемет стабилизированы в двух плоскостях посредством электромеханического стабилизатора 2Э36-1. Наведение оружия на цель осуществляется от пультов командира оператора-и управления наводчика. В стабилизаторе предусмотрены два главных режима работы — непроизвольный и полуавтоматический.

Первый рекомендован для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При угле возвышения около 35° происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся главным при стрельбе по воздушным целям В этом случае кроме этого производится стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью, но увеличивается перебросочная скорость Предусмотрен и вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной начальником, со скоростью 30 град /с по малейшему расстоянию.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

Наводчик-оператор пользуется комбинированным (дневной и энергично-пассивный ночной каналы) перископическим прицелом.

При работе в активном режиме с применением осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» образовывает 800 м. Не считая прицела БПК-1-2 на рабочем месте наводчика имеются три перископических смотровых прибора ТНГ10-170А с электрообогревом и один прибор ТНПТ-1. У начальника автомобили установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3, два смотровых прибора ТНПО-170А и один ТНП-1.

Помимо этого, начальник располагает комбинированным (дневной и деятельный ночной) бинокулярным перископическим прибором ТКН-3Б По наземным целям стрельба может вестись с места и с ходу, а по воздушным целям — с места.

Для борьбы с танками и другими очень сильно бронированными средствами соперника рекомендован ПТРК «Фагот-М» либо «Конкурс», что может употребляться как с автомобили, так и с грунта (перевод комплекса в положение для стрельбы с грунта производится силами двух членов экипажа).

На крыше башни между люками наводчика и командира размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1). В автомобили перевозятся четыре ПТУР. три — на правом борту автомобили и одна — в боевом отделении.

Помимо этого, в десантном отделении размещены два ПЗРК 9К32 либо 9К34 «Стрела» (вместо одного ПЗРК может укладываться гранатомет РПГ-7) и 12 гранат Ф-1.

Сектор обстрела из автоматной амбразуры десантного отделения — 35 — 40°, пулеметной — 23°.

Любая амбразура снабжена совокупностью вытяжной вентиляции для удаления пороховых газов, пулеметные — гильзосборниками, а автоматные — гильзоотражателями. Вместе с тем ведение прицельного огня десантом из автомобиля нереально по обстоятельству отсутствия стабилизации и плохого обзора оружия.

Военная машина пехоты БМП-2:

1 — 30-мм пушка 2А42; 2 — заслонка амбразуры для стрельбы из пулемета; 3 — дымовой гранатомет совокупности 902В «Туча», 4 — пусковая установка ПТРК «Фагот-М», 5 — заслонка амбразуры для стрельбы из автомата; 6 — крыло, 7 — направляющее колесо; 8 — опорный каток; 9 — гидроамортизатор; 10 — ведущее колесо, 11 — ребристый лист, 12 — крышка люка для доступа к двигателю; 13 — сетки над жалюзи; 14 — сетка над заслонками эжектора, 15 — прибор ТНПТ-1; 16 — крышка люка начальника; 17 — крышка шахты для воздухозаборной трубы, 18 — крышки люков десантного отделения; 19 — крышка люка оператора; 20 — крышка люка для доступа к фильтру-поглотителю; 21 — крышка люка десантника; 22 — крышка люка механика-водителя; 23 — ИК-осветитель ОУ-5,24 — защитная крышка прицела 1ПЗ-3; 25 — прибор ТКН-3Б; 26 — ИК-осветитель ОУ-3ГА2; 27 — защитный колпак прицела БПК-1-42, 28 — фара ФГ-126; 29 — фара ФГ-127; 30 — антенный ввод; 31 — правая дверь-бак, 32 — левая дверь-бак; 33 — заслонка амбразуры дня стрельбы из автомата; 34 — направляющий аппарат; 35 — волноотражательный щиток, 36 — отверстие для слива воды из корпуса; 37 — пробка отверстия для слива горючего; 38 — клапан слива воды из совокупности охлаждения; 39 — пробка отверстия для слива масла из масляного бака; 40 — пробка отверстия для слива масла из картера двигателя, 41 — крышка люка для доступа к двигателю; 42 — пробка отверстия для слива масла и воды из поддона коробки передач.

Совокупность маскировки включает в себя термодымовую аппаратуру многократного действия, снабжающую установку дымовой завесы шириной 100 — 150 м, и совокупность 902В «Туча», шесть 81-мм дымовых гранатометов, каковые установлены по бортам башни Посредством дымовых гранат ЗД6 ставится дымовая завеса на дальности 200 — 300 м.

На машине установлен 6-цилиндровый бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения УТД-20С1 мощностью 285 — 300 л.с. (210 — 221 кВт). Размещение цилиндров — V-образное, под углом 120° Неспециализированная емкость топливных баков 462 литра. Главный метод пуска двигателя — сжатым воздухом, дополнительный — электростартером. Предусмотрен клапанный непроизвольный механизм защиты двигателя от попадания воды.

Трансмиссия складывается из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач с постоянным зацеппением шестерен и синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах, двухступенчатых планетарных механизмов поворота, ленточных остановочных тормозов и бортовых одноступенчатых планетарных редукторов. Приводы управления: главным фрикционом — гидравлический (при неработающем двигателе — пневматический), переключением передач — механический с гидравлическим сервоприводом на 2,3,4-й и 5-й передачах; ПМП — гидравлический со следящим действием на тормоз и фрикцион ПМП; остановочными тормозами — гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе — пневматический).

Гусеница БМП-2 — шириной 300 мм, цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ведущие колеса — переднего размещения, со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса установлены в кормовой части на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные катки и поддерживающие ролики — сварные, с обрезиненными ободами.

Подвеска — свободная, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески На вторых и четвертых узлах установлены резиновые, а на первых и шестых — пружинные упоры-ограничители хода катков.

Двигатель, ходовая часть и трансмиссия снабжают 14-тонной машине перемещение по шоссе с большой скоростью не меньше 65 км/ч, а по сухой грунтовой дороге со средней скоростью 40 — 50 км/ч.

Запас хода по горючему по шоссе образовывает 550 — 600 км.

Большая скорость на плаву — не менее семи километров/ч. Перемещение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц, каковые собственными нижними траками создают поток воды, направленный назад Именно поэтому машина движется вперед. Для уменьшения вредного влияния потока воды, создаваемого верхней ветвью гусеницы, и повышения скорости перемещения автомобили верхняя ветвь закрыта особыми крыльями.

Крылья эти выполнены так, что поток воды, создаваемый верхней ветвью гусеницы, частично направляется назад за счет щитка в передней части крыльев и направляющих лопаток (направляющего аппарата) в кормовой части. Каждое крыло складывается из трех частей коробчатого типа, выполненных из страниц алюминиевого сплава, и поплавка из металлических страниц.

Для сохранения запаса плавучести автомобили при повреждении либо пробитии страниц крыльев, внутренние полости крыльев и поплавков заполнены водонепоглощающим материалом.

Тут нужно сделать маленькое пояснение. Дело в том, что приемлемые для БМП-2 углы выхода и входа из воды колеблются в диапазоне от 15° до 30° в зависимости от грунта.

Как правило это событие диктует необходимость инженерной подготовки переправы, причем обоих берегов Без этого, кроме того при маленькой скорости течения (более 0,2 м/с) форсирование нереально — сцепление наклонной части гусеницы с берегом через чур мало и машину развернет по течению, если она не касается опорными поверхностями гусениц дна.

Серийное производство БМП-2 длилось вплоть до конца 1980-х годов К сожалению, создатель не располагает данными о количестве выпущенных за эти годы автомобилей Согласно данным, содержащимся в документах Соглашения по ограничению армии и вооружений в Европе, на европейской части территории СССР в первой половине 90-ых годов XX века насчитывалось 5996 БМП-2.

На протяжении серийного производства в машину всегда вносились трансформации Так, к примеру, с марта 1986 года, вместо прицела БПК-1-42 устанавливался прицел БПК-2-42 с пара более высокими чертями. В стабилизатор оружия включили гиротахометры с воздушными демпферами, менее чувствительные к трансформациям температуры окружающего воздуха.

С учетом «афганского» опыта модернизировали ходовую часть усилили направляющие и ведущие колеса, поменяли сальники балансиров опорных втулки и катков направляющего колеса, улучшили защиту от пыли и облегчили замену подробностей гидроамортизаторов. Конструкция РМШ была усовершенствована с целью продления срока его работы. Помимо этого, в него ввели металлические иглы для снятия электростатических зарядов, накаливавшихся в шарнирах и создававших помехи средствам связи.

Были введены траки с грунтозацепами шевронного типа, облегчена регулировка приводов и тяг управления, дополнена индикация на приборном щитке механика-водителя. Радиостанции Р-123М и ТПУ Р-12 заменили радиостанциями Р-173 и ТПУ Р-174. В первой половине 80-ых годов XX века был создан набор дополнительной навесной бронезащиты для БМП-2.

Машина, оснащенная таким набором взяла обозначение БМП-2Д (Д—десантная) и обширно употреблялась в Афганистане в десантно-штурмовых бригадах ВДВ, где ими заменили военные машины десанта БМД-1.

На вооружении Русском Армии БМП-2 остаются и сейчас.

Для этих автомобилей созданы разные программы модернизации, предусматривающие по большей части усиление оружия, совершенствование совокупности управления огнем и увеличение разведывательных возможностей прицельно-наблюдательных комплексов. Наряду с этим правда условия и защищенность боевой работы экипажа, прежде всего десанта, остаются без трансформаций.

М.

БАРЯТИНСКИЙ

военная машина пехоты БМП-2

Статьи, которые будут Вам интересны: