Боевая машина бм-13 «катюша»

Боевая машина бм-13 «катюша»

Опробования нового оружия произвели сильнейшее чувство кроме того на видавших виды полководцев. Вправду, окутанные пламенем и дымом военные машины за пара секунд производили по шестнадцать реактивных 132-мм снарядов, а в том месте где только что показывались мишени, уже крутились огненные смерчи, заливая далёкий горизонт багряным заревом.

Так проходила демонстрация необыкновенной боевой техники высшемукомандованию РККА во главе с наркомом обороны маршалом С.К. Тимошенко. Было это в середине мая 1941 года, а уже спустя семь дней по окончании начала ВОВ организовали экспериментальную отдельную батарею реактивной артиллерии Резерва Главнокомандования. Ещё через пара дней производство начало сдавать армии первые серийные БМ-13-16 — известные «катюши».

История создания гвардейского реактивного миномёта ведёт собственное начало с двадцатых годов прошлого столетия. Уже тогда советская военная наука видела будущие боевые операции манёвренными, с широким применением моторизованных армий и современной техники — танков, самолётов, машин. И в эту целостную картину еле вписывалась хорошая ствольная артиллерия.

Ей более соответствовали подвижные реактивные установки. Отсутствие отдачи при выстреле, простота и лёгкость конструкции разрешали обойтись без классических станин и тяжёлых лафетов. Вместо них — ажурные направляющие из труб, каковые возможно было смонтировать на любом грузовике. Действительно, низкая, если сравнивать с пушками, невысокая дальность и кучность стрельбы препятствовалипринятию реактивной артиллерии на вооружение.

На первых порах у сотрудников газодинамической лаборатории, где создавалось ракетное оружие, неудач и трудностей было больше, чем удач. Но энтузиасты -инженеры Н.И. Тихомиров, В.А. Ар-тёмьев, а после этого и Г.Э. Лангеман и Б.С. Петропавловский настойчиво совершенствовали собственное «детище», жёстко веря в успех дела.

Потребовались широкие бесчисленные эксперименты и теоретические разработки, каковые в итоге стали причиной созданию в конце 1927 года 82-мм осколочного реактивного боеприпаса с пороховым двигателем, а за ним — и более замечательного, калибром 132 мм. Испытательные стрельбы, совершённые под Ленинградом в марте 1928 года, обнадёживали -дальность составляла уже 5 — 6 км, не смотря на то, что рассеивание так же, как и прежде было громадным.

Много лет его не получалось существенно снизить: изначальная концепция предполагала боеприпас с оперением, не выходящим за его калибр. Так как направляющей для него служила труба — несложная, лёгкая, удобная для монтажа.

В первой половине 30-ых годов XX века инженер И.Т.

Клейменов внес предложение делать более развитое оперение, существенно (более чем двух раз) превышающее по собственному размаху калибр боеприпаса. Кучность

стрельбы повысилась, увеличилась и дальность полёта, но было нужно конструировать новые открытые — в частности, рельсовые — направляющие для снарядов. И опять годы опытов, поисков…

К 1938 году главные трудности в создании мобильной реактивной артиллерии преодолели.

Сотрудники столичного РНИИ Ю.А. Победоносцев, Ф.Н. Пойда, Н.Э. Шварц и другие создали 82-мм осколочные, осколочно-фугасные и термитные боеприпасы (PC) с твердотопливным (пороховым) двигателем, что запускался электрозапалом.

Боевое крещение РС-82, смонтированные на самолётах-истреби-телях И-16 и И-153, прошли летом 1939 года у реки Халхин-Гол, продемонстрировав высокую боевую эффективность — в воздушных битвах было сбито пара японских самолётов. Одновременно с этим для стрельбы по наземным целям конструкторы внесли предложение последовательность вариантов мобильных многозарядных пусковых установок залпового огня (по площадям). В их создании под управлением А.Г. Костикова принимали участие инженеры В.Н.

Гал-ковский, И.И. Гвай, А.П. Павленко, А.С. Попов.

Установка складывалась из восьми открытых направляющих рельсов, связанных между собой в единое целое трубчатыми сварными лонжеронами.

Шестнадцать реактивных 132-мм снарядов (масса каждого -42,5 кг) фиксировались посредством Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность поменять угол разворота и возвышения по азимуту. Наводка на цель производилась через прицел вращением рукояток подъёмного и поворотного механизмов.

Установку монтировали на шасси трёхтонки -распространённого тогда грузовика ЗИС-5, причём в первом варианте относительно маленькие направляющие размешались поперёк автомобили, взявшей неспециализированное наименование МУ-1 (механизированная установка). Это решение было неудачным — при стрельбе машина раскачивалась, что значительно уменьшало кучность боя.

В сентябре 1939 года создали реактивную совокупность МУ-2 на более подходящем для данной цели трёхосном грузовике ЗИС-6.

В этом варианте удлинённые направляющие устанавливались на протяжении автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой дополнительно вывешивалась на домкратах. Масса автомобили с экипажем (5-7 человек) и полным боекомплектом составляла 8,33 т, дальность стрельбы достигала 8470 метров. Лишь за один залп (8-10 с!) военная машина выстреливала на позиции неприятеля 16 снарядов, содержащих 78,4 кг высокоэффективного взрывчатого вещества.

Трёхосный ЗИС-6 снабжал МУ-2 в полной мере удовлетворительную проходимость на местности, разрешал ей скоро выполнять марш-манёвр и смену позиции. А для перевода автомобили из походного положения в боевое хватало 2-3 минут.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века по окончании доработок первая в мире подвижная многозарядная реактивная установка залпового огня, взявшая обозначение М-132, удачно прошла полигонные испытания и заводский.

К началу 1941 года уже изготовили их умелую партию. Автомобили взяли армейское обозначение БМ-13-16, либо легко БМ-13, и было издано постановление об их промышленном производстве. В один момент одобрили и приняли на вооружение лёгкую подвижную установку массированного огня БМ-82-48, на направляющих которой размещались 48 82-мм реактивных снарядов с дальностью стрельбы 5500 м. Чаще её именовали кратко — БМ-8.

Для того чтобы замечательного оружия тогда не имела ни одна армия мира.

Не меньший интерес представляет собой история создания ЗИС-6, ставшего базой легендарных «катюш». Проводимые в 1930-е годы моторизация и механизация Красной Армии настоятельно потребовали производства трёхосных машин повышенной проходимости для применения их не только для людей и транспортировки грузов, но и в качестве тягачей артиллерийских орудий, для монтажа разных установок.

В те же годы для работы в тяжёлых дорожных условиях отечественная автомобильная индустрия начала разрабатывать трёхосные машины с двумя задними ведущими осями (6×4) на базе стандартных двухосных грузовиков. Добавление ещё одной задней ведущей оси в полтора раза увеличивало грузоподъёмность автомобили, снижая в один момент нагрузку на колёса. Это содействовало увеличению проходимости по не сильный грунтам — сырой луговине, песку, пашне.

В феврале 1931 года было издано постановление об организации в СССР массового производства трёхосных машин тремяавтозаводами на базе принятых к производству базисных автомобилей грузоподъёмностью 1,5, 2,5 и 5 т.

В 1931 — 1932 годах в конструкторском бюро столичного автомобильного завода АМО под управлением главы КБ Е.И. Важинского велось проектирование трёхосного грузовика АМО-6 (конструкторы А.С. Айзенберг, Кьян Ке Мин, А.И.

Скорождиев и другие) в один момент с другими машинами нового семейства АМО-5, АМО-7, АМО-8, с широкой их унификацией. Прототипами для первых «амовских» трёхосок послужили британские грузовики ВД («Вар Департамент»), и отечественная разработка АМО-З-НАТИ.

Первые два экспериментальных автомобиля АМО-6 испытывались 25 июня — 4 июля 1938 года в пробеге Москва — Минск — Москва. Спустя год завод приступил к изготовлению умелой партии этих автомобилей, взявших наименование ЗИС-6.

В сентябре они принимали участие в испытательном пробеге Москва — Киев — Харьков -Москва, а в декабре началось их серийное производство. Всего за 1933 год изготовили 20 «трёхосок». По окончании реконструкции завода производство ЗИС-6 возрастало (впредь до 1939 года, в то время, когда изготовили 4460 автомобилей) и длилось до 16 октября 1941 года — дня эвакуации завода. Всего за это время изготовили 21 239 ЗИС-6.

Установка БМ-13 на шасси ЗИС-6

Военная машина реактивной артиллерии БМ-13:

1 — коммутатор; 2 — бронещиты кабины; 3 — пакет направляющих; 4 — бензобак; 5 — основание поворотной рамы; 6 — кожух подъёмного винта; 7 — подъёмная рама; 8 — походная опора; 9 — стопор; 10 — поворотная яма; 11 — боеприпас М-13; 12 — стоп-сигнал; 13 — домкрат; 14 — аккумулятор пусковой установки; 15 — рессора буксирного прибора; 16 — кронштейн прицела; 17 — рукоятка подъёмного механизма; 18 — рукоятка поворотного механизма; 19 — запасное колесо; 20 — распределительная коробка

В сентябре они принимали участие в испытательном пробеге Москва — Киев — Харьков -Москва, а в декабре началось их серийное производство. Всего за 1933 год изготовили 20 «трёхосок». По окончании реконструкции завода производство ЗИС-6 возрастало (впредь до 1939 года, в то время, когда изготовили 4460 автомобилей) и длилось до 16 октября 1941 года — дня эвакуации завода. Всего за это время изготовили 21 239 ЗИС-6.

Машина была максимально унифицирована с базисной моделью трёхтонного ЗИС-5 а также имела такие же наружные габариты.

На ней стоял тот же 6-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 73 л. е., те же сцепление, коробка передач, передний мост, передняя подвеска, колёса, рулевое управление, кабина, оперение. Отличались рама, задние мосты, задняя подвеска, привод тормозов. За стандартной четырёхступенчатой коробкой передач размешался двухступенчатый демультипликатор с прямой и понижающей (1,53) передачами.

Потом крутящий момент передавался двумя карданными валами на проходные задние ведущие мосты с червячной передачей, изготовленные по типу компании «Тимкен». Ведущие червяки размешались сверху, снизу — червячные колёса, изготовленные из особой латуни. (Действительно, ещё в первой половине 30-ых годов двадцатого века выстроили два грузовика ЗИС-6Р с шестерёнчатыми двухступенчатыми задними мостами, владевшими существенно лучшими чертями.

Но в автомобилестроении в то время увлекались червячными передачами, и это решило дело. А к шестерёнчатым передачам возвратились лишь в осеннюю пору 1940 года на экспериментальных трёхосных полноприводных (6×6) грузовиках ЗИС-6). В трансмиссии ЗИС-6 было три карданных вала с открытыми карданными шарнирами типа «Кливленд», потребовавшими регулярной смазки.

Тележка задних мостов имела балансировочную рессорную подвеску типа ВД. С каждой стороны стояло по две рессоры с одним подрессорником, шарнирно связанным с рамой. Изгибающие моменты от мостов передавались на раму верхними рессорами и реактивными тягами.

Они же передавали толкающие упрочнения.

Серийные ЗИС-6 имели механический привод тормозов на все колёса с вакуумными усилителями, тогда как на умелых примерах использовались тормоза с гидроприводом. Ручной тормоз — центральный, на трансмиссию, причём сперва он был ленточным, а позже заменён колодочным. Если сравнивать с базисным ЗИС-5 у ЗИС-6 были усилены радиатор совокупности охлаждения, генератор;установлены две аккумуляторные батареи и два бензобака (всего на 105 л горючего).

Личная масса ЗИС-6 составляла 4230 кг. По хорошим дорогам он имел возможность перевозить до 4 т груза, по нехорошим — 2,5 т. Большая скорость — 50 — 55 км/ч, средняя скорость по распутью — 10 км/ч. Машина имела возможность преодолевать брод 20° и подъём глубиной до 0,65 метра.

В целом ЗИС-6 воображал собой достаточно надёжную машину, не смотря на то, что из-за малой мощности перегруженного двигателя она имела нехорошую динамику, громадный расход горючего (по шоссе 40-41 л на 100 км пути, по просёлку — до 70) и неважную проходимость.

Как грузовой транспортный автомобиль в армии его фактически не применяли, а использовали в качестве тягача для артсистем. На его базе строили ремонтные летучки, мастерские, бензовозы, пожарные лестницы, краны. В 1935 году на шасси ЗИС-6 смонтировали тяжёлый бронеавтомобиль БА-5, появлявшийся неудачным, а в конце 1939 года на укороченном шасси с двигателем повышенной мощности — более успешный БА-11.

Но громаднейшую известность ЗИС-6 приобрёл как носитель первых реактивных установок БМ-13.

В ночь на 30 июня 1941 года на запад отправилась первая экспериментальная батарея реактивных миномётов под руководством капитана И.А. Флёрова, складывавшаяся из семи умелых установок БМ-13 (с 8-ю тысячами снарядов) и пристрелочной 122-мм гаубицы.

А через 14 дней, 14 июля 1941 года, батарея Флёрова, выполняя полную секретность — двигалась по большей части ночью, просёлками, избегая людных магистралей, — прибыла в район реки Оршицы. Незадолго до немцы ударом с юга захватили город Орша и сейчас, ни на 60 секунд не сомневаясь в успехе, переходили на восточный берег Оршицы. Но вот небо озарили броские вспышки: со скрежетом и оглушающим шипеньем ракетные боеприпасы обрушились на переправу.

Мгновенье спустя они рванули в гуще двигающегося потока фашистских армий. Любой реактивный боеприпас образовывал в почве восьмиметровую воронку глубиной полтора метра. Ничего аналогичного нацисты прежде не видели. паника и Страх охватили последовательности гитлеровцев…

Потрясающий для соперника дебют реактивного оружия побудил отечественную промышленность форсировать серийный выпуск нового миномёта. Но для «катюш» сначала не хватало самоходных шасси — носителей реактивных установок. Постарались вернуть производство ЗИС-6 на Ульяновском автозаводе,куда в октябре 1941 года эвакуировали столичный ЗИС, но отсутствие специального оборудования для производства червячных мостов не разрешило сделать это.

В октябре 1941 года на вооружение приняли танк Т-60 (без башни) со смонтированной на нём установкой БМ-8-24.

Реактивными пусковыми установками оснащались и гусеничные тягачи СТЗ-5, и приобретаемые по ленд-лизу машины повышенной проходимости «Форд-Мармон», «Интернационал Джиемси» и «Остин». Но наибольшее число «катюш» монтировалось на полноприводные трёхосные машины компании «Студебеккер».

С 1944 года на них же устанавливали и новые, более замечательные БМ-31-12 — с 12 минами М-30 и М-31 калибра 300 мм, массой по 91,5 кг (дальность стрельбы — до 4325 м). В будущем были созданы и освоены вращающиеся в полёте боеприпасы М-13УК и М-31 УК (улучшенной кучности).

Поставки реактивной артиллерии на фронты ВОВ всегда возрастали.

В случае если в ноябре 1941 года было организовано 45 дивизионов «катюш», то к 1 января 1942 года — 350, а в начале 1945-го — 519. В течение лишь одного 1941 года промышленность изготовила 593 установки и обеспечила их боеприпасами числом 25 — 26 залпов на каждую машину. Части реактивных миномётов взяли почётное звание гвардейских. Отдельные установки БМ-13 на шасси ЗИС-6 прослужили всю войну и дошли до Праги и Берлина.

Одна из них, № 3354, которой руководил гвардии сержант Машарин, находится в экспозиции Ленинградского музея артиллерии, средств связи и инженерных войск.

К сожалению, все монументы гвардейским миномётам, установленные в их честь в Москве, Мценске, Орше, Рудине, базируются на имитации шасси ЗИС-6.

Но в памяти ветеранов Великой Отечественной «катюша» сохранилась как угловатый, старомодный трёхосный автомобиль со смонтированным на нём суровым оружием, которое сыграло огромную роль в разгроме нацизма.

Е. ПРОЧКО

Оружие Победы БМ-13 «Катюша» (Оружие 20 века)

Статьи, которые будут Вам интересны: