«Богатые корабли» для «бедных родственников»
4декабря 1867 года произошло на первый взгляд непримечательное событие, открывшее в действительности совсем новую эру в армейском кораблестроении. Со стапеля сталелитейной компании «Уильям Армстронг энд компани», известной до этого собственными работами в области гидравлических механизмов и вооружений, в воды реки Тайн в Ньюкасле сошел первый выстроенный ею корабль — канонерская лодка «Стаунч».
Значение появления на свет данной маленькой канонерки, сконструированной управляющим компании Джорджем Ренделом, тяжело переоценить. Маленький кораблик, стоивший всего 6700 фунтов, стал прародителем многих боевых судов, в первую очередь крейсеров, составивших славу «Армстронгу» и перевоплотивших фирмы рядового заводчика в настоящую империю оружий.
Маленькая канлодка отыскала поклонников и в самой Англии, и за границей. Успех принес компании доходы и побудил ее главного и хозяина конструктора на предстоящие работы в новой для них области армейского кораблестроения. Но компанию «Армстронг» легко имела возможность постигнуть судьба многих вторых компаний-неофитов, оказавшихся на столь сложном рынке и влачивших после этого незавидное существование или же всецело исчезавших в истории.
Надежды на получение госзаказов на более большие (следовательно, и более дорогие) суда у новичка не было. Для этого требовались как минимум громадные стапели, другими словами — дополнительные затраты. Переломить обстановку имела возможность лишь неординарная мысль. Спустя пара лет она показалась в голове Рендела. И взяла полное одобрение будущего лорда Уильяма.
Смотрелась мысль совсем легко.
В случае если малые страны не имеют хватает средств чтобы заказать, а позже и содержать большие суда, то что мешает создавать для них куда менее большие единицы, но вооруженные достаточно крупнокалиберной артиллерией и имеющие приличный движение? Современные орудийные станки и гидравлическая механика (на создании которых съели собаку армстронговские инженеры) в полной мере разрешали повторить успех, достигнутый со «Стаунчем», но уже с океанским либо хотя бы морским крейсером.
Причем практически не затрачивая дополнительных средств! Джордж Рендел внес предложение сделать из двух канонерок одну, соединив их кормой.
И вот в первой половине 80-ых годов XIX века компания «Армстронг» постаралась выстроить собственный новое детище: «двухстороннюю» ренделовскую канлодку, повышенную до размеров океанского корабля в расчете на то, что та сможет плавать и вести бой в открытом море.
Так на свет показалась тройка первых армстронговских крейсеров, имевших весьма солидное оружие из пары 254-мм орудий и в полной мере крейсерскую скорость — до 16,5 узла. Таковой корабль смотрелся весьма соблазнительным для «бедняков», разрешая не только решать неприятности со собственными соседями, но и вынудить задуматься большие державы, чьи стационеры вряд ли хотели взять десятидюймовый боеприпас в тысячах миль от собственной страны.
Два таких корабля, «Янь-Вей» и «Чжао-Юнь», заказал , именно приступивший в то время к созданию современного военного флота. Они вошли в строй с промежутком всего за одни сутки — 15 и 16 июля 1881 года. Потому, что высота надводного борта не достигала и двух метров, для перегонки на Дальний Восток в корме и носу было нужно нарастить особый фальшборт, — тем самым суда купили шанс быть затопленными громадной волной, как консервные банки.
Однако оба крейсера благополучно прибыли на Дальний Восток, где стали базой китайского флота. Но, будущее их была незавидной: «Янь» и «Чжао» погибли в сражении при реке Ялу 17 сентября 1894 года.
Третий, «Артуро Прат», предназначался Чили, в то время бывшей в состоянии вооруженного конфликта с Перу.
Но война успела завершиться до вступления «мини-линкора» в строй, и чилийское правительство выставило его на продажу. В 1885 году «Прат» перекупила будущая соперница Поднебесной империи — Япония. Переименованный в «Цукуши», он успел повоевать в японо-китайской войне 1895 года.
Но назвать эти суда полноценными крейсерами возможно только с громадной натяжкой.
Для роли рейдера, конвоира либо разведчика они имели очевидно недостаточные автономность и дальность и, основное, через чур мелкую высоту надводного борта. Их крупнокалиберные пушки имели возможность стрелять лишь в совсем спокойную погоду, а выходить в открытое море в шторм «сдвоенным канлодкам» просто не рекомендовалось, как, но, и их обычным однокорпусным сородичам. (Достаточно отыскать в памяти судьбу отечественной более большой «Русалки», затонувшей в Финском заливе).
Кроме того в размещении главного калибра первых армстронговцев заметно «канлодочное» происхождение: разместить в пределах маленького корпуса полноценную вращающуюся установку для 10-дюймовки просто не представлялось вероятным, и эти орудия имели возможность стрелять лишь в узких секторах через прорези-порты, не смотря на то, что и на оба борта.
Но для армстронговских конструкторов (а в компании в различное время трудились и Уильям Уайт, и Филип Уоттс— все главные кораблестроители английского флота финиша XIX — начала XX века, за исключением Н. Бэрнаби) постоянно оставалось характерным не останавливаться на достигнутом.
Не стал исключением и Рендел. В первой половине 80-ых годов XIX века на верфи Уокер в Эльсвике, выстроенной на прибыль, взятую от продажи канлодок, по его черетежам (также для Чили) заложили «Эсмеральду», ставшую прототипом всех «эльсвикских» крейсеров, потом получивших популярность боевых единиц в составе многих «третьеклассных» морских держав, каковые, в сущности, лишь благодаря им и смогли создать современные ВМС.
52. Бронепалубный крейсер «Пьемонте» (Италия, 1889 г.)
Строился на верфи Армстронга в Эльсвике. Водоизмещение 2450 т, протяженность большая 97,3 м, ширина 11,62 м, осадка 4,86 м. Мощность двухвальной паросиловой установки двойного расширения 7000 л.с., скорость 20,5 узла (на опробованиях 12 980 л.с. и 22,3 узла). Оружие: шесть 152-мм, шесть 120-мм орудий, десять 57-мм и шесть 37-мм малокалиберных, все скорострельные, четыре пулемета, два 356-мм торпедных аппарата.
Бронирование: палуба 25 — 37 мм, на скосах до 76 мм, щиты орудий 114 мм, рубка 76 мм. В 1891 г. состав артиллерии поменян до двух 152-мм и десяти 120-мм, в 1913 году осталось десять 120-мм, шесть 57-мм и два 37-мм орудия. Исключен из перечней флота в 1920 г.
53.
Бронепалубный крейсер «Эсмеральда» (Чили, 1894 г.)
Строился компанией «Армстронг». Водоизмещение 2950 т, протяженность большая 83,5 м, ширина 12,80 м, осадка 5,64 м. Мощность двухвальной паросиловой установки «компаунд» 6800 л.с., скорость 18,2 узла.
Оружие: два 254-мм и шесть 152-мм орудий, два 57-мм и пять 37-мм малокалиберных скорострельных, три 356-мм торпедных аппарата. Бронирование: палуба 12,7 мм (на скосах до 51 мм), щиты орудий 51 — 37 мм, рубка 51 мм. В первой половине 90-ых годов XIX века реализован Японии и переименован в «Идзуми».
Во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века 152-мм орудия заменены на 120-мм скорострельные, в 1901 году 254-мм — на 152-мм скорострельные, одновременно торпедные аппараты заменены на 457-мм. Помимо этого, установлены новые водотрубные котлы. Деятельно принимал участие в русско-японской войне, по окончании которой использовался лишь для запасных задач.
Исключен из перечней в 1912 году.
54. Небронированный крейсер «Цукуси» (Япония, 1886 г.)
Строился компанией «Армстронг». Водоизмещение 1350 т, протяженность большая 65,1 м, ширина 9,71 м, осадка 4,42 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 2890 л.с., скорость 16,5 узла. Оружие: два 254-мм и четыре 120-мм орудия, два 76-мм и четыре 37-мм малокалиберных, два 457-мм торпедных аппарата. Бронирование: артиллерия 25 мм, рубка 12,7 мм.
Закончен постройкой в первой половине 80-ых годов XIX века, в 1895 году приобретён Японией, во второй половине 90-ых годов XIX века модернизирован с заменой малокалиберной артиллерии на новые 76-мм и 47-мм скорострельные орудия. В 1907 году исключен из состава действующего флота, употреблялся в качестве учебного судна до 1910 года, в котором сдан на слом.
55. Бронепалубный крейсер «Этна» (Италия, 1887 г.)
Строился на верфи ВМФ в Кастелламаре. Водоизмещение 3530 т, протяженность большая 91,4 м, ширина 13,22 м, осадка 5,83 м. Мощность двухвальной паросиловой установки двойного расширения 7000 л.с., скорость 17,5 узла. Оружие: два 254-мм и шесть 152-мм орудий, пять 57-мм и шесть 37-мм малокалиберных скорострельных, два 356-мм торпедных аппарата. Бронирование: 37 мм, щиты орудий 12,7 мм, рубка 12,7 мм. В 1887 — 1889 гг. выстроены 4 единицы: «Этна», «Везувио», «Стромболи» и «Этторе Фьерамоска».
Артиллерия заменялась в 1900 и 1907 годах. Исключены из перечней флота соответственно в 1921, 1911, 1907 и 1909 годах.
Джордж Ренделл применял фактически все узнаваемые в те времена и уместные на малом корабле технические решения и современные материалы. Корпус «Эсмеральды» был изготовлен из стали, имел двойное дно и разделялся на много влагонепроницаемых отсеков переборками, начинавшимися от двойного дна и возвышавшимися до жилой палубы.
Броневая палуба «верной» формы (со скосами) кроме этого была влагонепроницаемой. Над ней по всему борту шел коффердам из совсем малых ячеек, заполненных пробкой. Их дополняла совокупность более больших жилых помещений между броневой и жилой палубами, часть из которых заполнялась углем, являвшимся единственной защитой борта. Ясно, что на столь миниатюрном корабле броня не могла быть толстой, но 25 — 51-мм скосы в полной мере соответствовали защите куда более больших бронепалубных крейсеров.
Все крайне важное оборудование — механическую установку, погреба боезапаса и рулевую машину удалось разместить под броневой палубой. Конструктор позаботился и об артиллеристах: артустановки и пути подачи снарядов к 254-мм орудиям имели однодюймовую броню.
Ясно, что все эти преимущества дались совсем не безвозмездно. Корпус «Эсмеральды», не смотря на то, что и не столь низкий, как на «двойных канлодках», все же оставался не хватает мореходным.
При обычной нагрузке верхняя, она же батарейная, палуба возвышалась над ватерлинией всего на 3,3 метра. Этого хватало для довольно спокойных акватории Южно-Американского континента, но «Эсмеральда» пребывала в том месте лишь в течение 10 лет.
Любопытно, что в течении столь продолжительного для той поры неуклонного технического прогресса промежутка времени крейсер считался в полной мере современным, в отличие от множества куда более больших и сильных единиц, безнадежно устаревших за те же годы. Исходя из этого в ноябре 1894 года его с радостью перекупила Япония, война которой против Китая становилась все более неизбежной. «Эсмеральда», названная «Идзуми», прибыла на Дальний Восток именно своевременно чтобы учавствовать в военных действиях.
В собственном новом отечестве «Идзуми» была не одинокой. К тому времени Япония уже обзавелась собственными (заказанными напрямую) «эсмеральдами». Первые бронепалубные крейсера флота микадо спроектировал для «Армстронга» будущий основной конструктор английского флота Уильям Уайт, сохранив все хорошие элементы прототипа, но увеличив наряду с этим высоту борта.
Действительно, наряду с этим водоизмещение возросло практически на 700 т, но «Нанива» и «Такатихо» стали более остойчивыми и мореходными. Усилилась и броневая защита, причем бронепалубу удалось немного поднять над ватерлинией, что кроме этого содействовало большей живучести.
Так же, как и прежде сохранялось двойное дно, а бортовые угольные бункеры стали более широкими и совсем утвердились в качестве необычной «брони». «Армстронг» проиграл лишь в одном пункте, действительно, достаточно чувствительном: японцы настояли на том, дабы крейсера взяли оружие из германских пушек. И 10-, и 6-дюймовки поставила компания в те времена еще неизвестного, но в будущем известнейшего заводчика — Круппа.
Но, британцы еще успели отыграться: в то время, когда перед русско-японской войной встал вопрос о модернизации уже стареньких к тому времени крейсеров, выбор безоговорочно склонился в пользу армстронговских орудий. 152-мм «эльсвикские» скорострелки в две стадии вытеснили германского «неприятеля»: сперва заменили 150-мм, а три года спустя — и основной калибр.
В следствии «нанивы» с пятью современными шестидюймовками в бортовом залпе стали одними из сильнейших среди собственных одноклассников — малых крейсеров.
Фурор, произведенный первым армстронговским бронепалубным крейсером, не остался незамеченным ни среди заморских клиентов, ни в Европе.
Италия, потерпевшая во второй половине 60-ых годов XIX века поражение в сражении у Лиссы от австрийцев, решила довести собственные ВМС до самого современного уровня, не обращая внимания на то, что страна испытывала серьёзные денежные трудности. Морской бюджет во время с 1862 по 1870 год сократился более чем втрое и к 1880-м годам не смотря на то, что и возрос, но еще не достиг прошлого, довоенного, уровня.
Исходя из этого неудивительно, что взгляд экспертов обратился к Англии с ее недорогими судами, а в том месте уже — к «Армстронгу», предлагавшему весьма привлекательные в боевом отношении суда по маленькой цене.
В первой половине 80-ых годов XIX века на стапеле в Уокере состоялась закладка четвертой «Эсмеральды» — для Италии. «Джованни Бусан» мало чем отличался от прототипа, не смотря на то, что и имел пара более большой борт.
Толщина броневой палубы не превышала 37 мм, рубки— всего 12,7 мм, а артиллерия фактически повторяла оружие армстронговского первенца. Итальянцы настояли на попытке совместить все преимущества беспарусного судна, которым являлась и сама «Эсмеральда», и ее японские потомки, с парусным оружием. Это никак не улучшило ходовые и тактико-технические качества, не смотря на то, что при водоизмещении 3080 т «Бусан» смог развить на опробованиях скорость 17,4 узла.
В итоге паруса и рангоут убрали, а в остальном итальянский вариант был столь же успешным, как и остальные «армстронговцы». В самом финише XIX века «Бусан» перевооружили скорострелками, а в 1905 году пошли на храбрый ход, установив на нем новые, в полной мере современные 10-«дюймовки» с длиной ствола 40 калибров, дополнив их настоящим винегретом из 75-, 57- и 37-мм скорострелок различных производителей и моделей. Но, работа некогда передового крейсера к тому времени уже тянулась к закату.
В 1913 году он стал стационарным опреснителем воды и штабом руководства в только что захваченном у турок Тобруке, а в начале Первой Мировой лишился собственных 10-дюймовок, пригодившихся на фронте. Прослужив четыре года в качестве плавбазы подводных лодок, в первой половине 20-ых годов XX века «Бусан» отправился на слом.
Экономный и могущественный (пускай во многом номинально), амстронговский вариант так оказался по душе итальянцам, что они решили выстроить целую серию подобных судов.
Основной конструктор молодого флота Карло Винья постарался всецело воспроизвести прототип, но возможности индустрии Италии пара уступали английским. Крейсера типа «Этна» вышли более тяжелыми (3370 — 3540 т) и менее скоростными: только кое-какие строители смогли обеспечить их автомобилями нужной мощности. Сроки постройки — от 4 до 5 лет — были в два раза громадными, чем на фабриках Армстронга.
Действительно, громадная задержка разрешила установить на последней единице серии, «Этторе Фьерамоска», 6-дюймовые скорострельные орудия. Начиная с 1900 года итальянские «бусаны» много раз перевооружали, и в 1907 году они несли по четыре 6-дюймовки, две 120-миллиметровки и простой пестрый комплект малокалиберных скорострелок.
Одновременно с этим, в сущности, их карьера закончилась: «Стромболи» вывели из перечней флота, «Этна» стал учебным кораблем, после этого плавучим штабом и закончил работу в достаточно почетной роли штабного корабля главнокому действующим флотом в Таранто.
Возможно поразмыслить, что «мелкий крейсер с громадными пушками» совсем стал фирменным продуктом Армстронга.
В действительности конструкторы компании, более чем деятельно занимавшейся еще и оружиями, замечательно осознавали, что 10-дюймовки на столь маленькой платформе отнюдь не являются оптимумом. Начать с того, что любой раз для заряжания их следовало разворачивать в диаметральной плоскости, дабы боеприпас массой более чем 200 кг возможно было подать и дослать посредством гидравлических механизмов.
В следствии кроме того при совершенных условиях из главного калибра первых армстронговцев возможно было производить один боеприпас в 3 60 секунд — меньше, чем на громадных броненосцах. В принципе, это оставалось более либо менее приемлемым, но лишь до появления скорострельных орудий, каковые имели возможность бы разрешить войти на дно маленькие и не через чур очень сильно защищенные суда перед тем, как они попали бы в собственного соперника из 254-мм монстров.
Исходя из этого непременно все сохранившиеся «эсмеральды» лишились собственных устрашающих пушек с заменой их на более скромные, но и более действенные 6-дюймовые скорострелки.
Сам Уильям Армстронг пристально следил одним глазом за «оружейной модой», а вторым — за собственными потенциальными клиентами. И он смог предложить Италии очередной «хит»: первый крейсер, вооруженный лишь скорострельными орудиями,— известный «Пьемонт».
Одним из ярких предлогов для заказа этого корабля послужило то событие, что во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века Италия купила на стапеле греческий крейсер «Саламина», кроме этого спроектированный конструкторами «Армстронга», вошедший в состав итальянского флота называющиеся «Догали». При водоизмещении 2100 т он имел 51-мм броневую палубу, скорость 19,25 узла, артиллерию из шести 152-мм и девяти малокалиберных скорострельных орудий — весьма замечательное оружие для для того чтобы маленького водоизмещения.
Приобретение столь успешного корабля практически заставило итальянский флот снова прибегнуть к услугам компании «Армстронг».
В заказе на «Пьемонте» главным требованием стояло создание боевого судна крейсерского класса с громаднейшей скоростью при заданном водоизмещении. Честь разработки этого мелкого шедевра в собственности Уотсу, что в то время главенствовал корабельным инженером компании.
Он же следил за его постройкой на новой верфи в Эльсвике, выстроенной рядом от ветхого Уокера на деньги, вырученные от продажи разноообразных «эсмеральд».
«Продукт» удался полностью. При водоизмещении всего около 2,5 тыс. тысячь киллограм «Пьемонте» нес столько же 6-дюймовых орудий, как и «Догали», но уже скорострельных; помимо этого, еще подобное количество 120-миллиметровок.
Всего его артиллерия насчитывала двенадцать скорострелок среднего калибра, номинально производивших столько же снарядов в 60 секунд, сколько вся «вулканическая» четверка предшественников. Притом скорость на опробованиях достигла 22,3 узла — хороший показатель не только для 1889 года, но и десятилетие спустя. Неудивительно, что корпус был легковесным для столь замечательной артиллерии, которую в первой половине 90-х годов девятнцадцатого века поменяли, покинув несколько 6-дюймовых и десять 4,7-дюймовых орудий.
Но и в таком виде «Пьемонте» оставался неповторимым для собственного времени (и не только!) боевым кораблем, открывшим Уильяму Армстронгу дорогу к новым новым и вершинам доходам.
В. КОФМАН