Нелюбимые корабли кайзера

Нелюбимые корабли кайзера

1888 году состоялась коронация Вильгельма II, последнего императора Германии, претендовавшего весьма на очень многое, ввергшего собственную страну в самую кровопролитную за всю прошлую историю Почвы войну, закончившуюся трагедией для его страны и для него самого. Новый император вычислял себя громадным знатоком флота а также сам составлял проекты кораблей ВМФ (пускай лишь эскизные). Неудивительно, что уже в первые годы правления он всецело перестроил организацию ВМС, без особенных потрясений просуществовавших 20 лет под руководством сухопутных генералов.

Для управления Вильгельм применял ветхую, как мир, формулу: «разделяй и властвуй». Вместо единого морского ведомства показалось три могущественных органа: Главное руководство флота, Морское министерство и персональный Морской кабинет кайзера. Начальники всех трех ведомств взяли право яркого доклада императору. Несложно вообразить, какие конкретно это создало возможности для интриг и чиновников и вражды адмиралов.

Чтобы совокупность имела возможность не только заниматься интригами, но еще и действенно функционировать, требовалась незаурядная личность. Это место в истории германского флота в собственности адмиралу фон Тирпицу, прекрасно осознававшему устремления собственного правителя и сумевшему предложить средства для их осуществления. Но до 1897 года, в то время, когда Тирпиц утвердился во главе Морского министерства, прошло практически 10 лет. Сам будущий создатель Флота Открытого моря назвал это десятилетие «потерянным».

Вправду, германское кораблестроение в те годы еще не собрало той ужасной скорости, которая, в итоге, стала причиной противостоянию с Британией. Но и потерянными назвать эти годы было бы не совсем корректно. Боевые суда, среди них и крейсера, строились , не смотря на то, что и фактически при отсутствии четко сформулированной концепции их применения.

Перед пришествием Тирпица Морское министерство по окончании шестилетнего перерыва «разродилось» серией крейсеров типа «Виктория Луизе». Да не просто серией, а самой большой до тех пор среди всех судов данного типа в Германии — пять единиц.

Ни кайзер, ни его морской министр не обожали и всячески осуждали эти суда, частично из идеологических мыслей, но, пожалуй, больше из ревности к предшествующим флотским заправилам.

В этих судах необычным было все. Во-первых, скорость. Она не превышала 18,5 узла — на три узла меньше, чем у одинокой предшественницы — «Кайзерин Аугусты». Логично высказать предположение, что достаточно большой (около 6,5 тыс.т) и притом тихоходный корабль обязан бы быть очень сильно защищенным. Но и защита была не на высоте. Она состояла лишь из броневой палубы со скосами, имевшими внушительную толщину (100 мм) только в районе механической установки.

Мало удалось отличиться на вооружении: в первый раз немцы ввели на собственных крейсерах 210-мм калибр, достаточно замечательный чтобы пробивать защиту все более распространявшихся броненосных крейсеров, притом еще и в полной мере скорострельный. (Немцы применяли клиновые затворы кроме того на орудиях большого калибра.) В общем, оказался необычный германский вариант британского «Эдгара», но менее скоростной и хуже бронированный. А заодно и опоздавший на шесть лет.

Неудачи не исчерпывались «техническими» чертями. Не смотря на то, что новые крейсера и предназначались для работы в колониях, соответственно, в жарком климате, условия обитания на них, мягко говоря, были не на высоте. Кроме того в европейском климате в каютах и на боевых постах люди страдали от через чур большой температуры. Обстоятельство заключалась в неудачном размещении паропроводов. Устранить перегрев не удалось кроме того посредством замечательных вентиляторов.

Для дальних плаваний не хватало запаса угля: кроме того при полной загрузке его следовало пополнять через чур довольно часто. Наконец, кроме того чисто снаружи «луизы» с их обширными надстройками и высоченным корпусом смотрелись массивными и неповоротливыми. Само собой разумеется, ощущения тут ни при чем, но громадная площадь цели вряд ли улучшала боевые качества, повышая уязвимость.

В общем, немцы взяли достаточно большие, но отсталые бронепалубные крейсера, применяеться которым было непросто.

Для рейдеров — через чур медленные и с малой дальностью. Применение же их вместе с линейным флотом кроме этого не воображало особенного смысла, потому, что они практически не имели запаса скорости кроме того если сравнивать с современными им броненосцами.

Однако в полной мере быть может, что при вторых условиях (к примеру, в малой либо кроме того громадной войне практически с любым соперником, не считая, разве что, Англии) пять крейсеров типа «Виктория Луизе», по крайней мере, на пара лет имели возможность стать базой крейсерских сил германского флота, и, возможно, немцам не было нужно бы их стыдиться.

Подобные боевые единицы других государств прожили продолжительную судьбу, и многие из них приняли активное участие кроме того в Первой мировой.

На долю же «луиз» выпала совсем другая будущее. Возглавивший морское министерство Тирпиц во всем предпочитал порядок, и «ненужные» суда вызывали у него острые приступы отвращения. Неудачники всегда переводились из заморских владений на родину и обратно, и менее чем через десятилетие по окончании вступления в строй они были «приговорены» к широкому переоборудованию.

Работы преобразили кроме того внешний вид судов: толстая «боевая» передняя мачта уступила место современной узкой, надстройки и мостики были переделаны. В следствии замены котлов количество труб сократилось с трех до двух. По совсем непонятным мотивам заодно сняли несколько 150-мм орудий, заменив их на столько же 88-миллиметровок, каковые в сражении снижали роль крейсеров.

Заодно увеличили запас угля. Но, самое любопытное: когда модернизация завершилась, многострадальные крейсера сразу же разжаловали до ранга учебных судов для корабельных юнг и морских кадетов. На том их карьера фактически закончилась.

Кроме того в 1914 году, в то время, когда разразилась Германия начала и мировая война испытывать острый недочёт в судах всех классов, «луиз» только ненадолго привлекли к береговой обороне. А в конце того же года вышел приказ об исключении четырех из них со работы. К 1916 году неудачников неспешно разоружали, и в небоеспособном состоянии они просуществовали до поражения империи, по окончании чего крейсера тихо разобрали на лом.

Продолжительнее всех просуществовал головной корабль серии.

В первой половине 20-ых годов XX века состоялась перестройка «Виктории Луизе» в коммерческий пароход «Флора Зоммерфельд». На пароходе покинули лишь одну из трех автомобилей, пар для которой производили четыре цилиндрических котла, снятые со ветхого линейного корабля; 2000 л.с. хватило чтобы развивать 12-узловой движение.

В общем, переоборудование возможно счесть за некий успех, если не принимать к сведенью то, что грузовая вместимость 6,5-тысячетонного крейсера составила всего 3700 регистровых тысячь киллограм. Неудивительно, что торговая карьера «Луизы» была еще меньше, чем боевая.

Явная неудача с бронепалубными «громадными крейсерами» стала причиной резкому трансформации политики развития этого класса судов. Наряду с этим процесс стал пара напоминать бег зайца, запутывающего личные следы.

Сказывалось основное — отсутствие четкого понимания того, для чего все-таки Германии необходимы эти самые «гроссе кройцер».

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
Следующий корабль — «Фюрст Бисмарк», стал первым германским броненосным представителем крейсеров, одним из самых больших и претенциозных. «Фюрст Бисмарк» имел практически в два раза большее водоизмещение если сравнивать с «луизами», солидный по толщине (не смотря на то, что и узкий) броневой пояс, выше которого размешался верхний, более узкий (100-миллиметровый); основной калибр складывался из пары двухорудийных башен, кроме этого прилично защищенных. В общем, «Бисмарк» сильно напоминал русские полукрейсера-полуброненосцы типа «Победа», только менее сильный и немного хуже защищенный.

И, что совсем не хорошо, — с куда меньшей дальностью. Но, в случае если сокровище таких судов для России еще составляла предмет дискуссий, то роль «Бисмарка» во флоте Германии вызывает разве что удивление. Вправду, создать «быстроходное крыло» флота из единственного корабля (к тому же всего на пол-узла) — более чем нелепо. Применять его как одинокий замечательный рейдер? — Немногим лучше: как раз одинокий и не хватает независимый.

В общем, не смотря на то, что в чисто боевом отношении второй опыт являлся куда более приемлемым, использование большой и дорогой единицы оставалось непонятным.

Конечно, палочкой-выручалочкой были заморские территории. «Бисмарк» по традиции обшили деревом и мюнц-металлом, и первые десять лет он провел в дальних плаваниях.

После этого наступил продолжительный период модернизаций и ремонтов, затянувшийся практически на шесть лет, по окончании чего, по плохой традиции, только что «приведенный в эмоцию» корабль срочно разоружили и перевоплотили в учебное судно для подготовки кочегаров. Так в полной мере приличный, но совсем невостребованный еще в мирное время «Бисмарк» не понадобился собственной стране и на протяжении Первой Мировой.

97. Броненосный крейсер «Шарнхорст» (Германия, 1907 г.)

Строился компанией «Блом унд Фосс». Водоизмещение 12 780т, большая протяженность 144,6 м, ширина 21,6 м, осадка 8,38 м. Мощность трехвальной паросиловой машинной установки тройного расширения 30 000 л.с., скорость 23,5 уз. Бронирование: пояс 150 мм, палуба 35 — 60 мм (на скосах 40 — 55 мм), 210-мм башни — 170 мм, 150-мм установки — 100 мм, рубка 200 мм. Оружие: восемь 210-мм, шесть 150-мм и восемнадцать 88-мм скорострельных орудий, четыре пулемета, четыре 450-мм торпедных аппарата.

Всего в 1907 — 1908 гг. выстроены 2 единицы: «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Оба потоплены в сражении у Фолклендских островов 8 декабря 1914 года.

98.

Броненосный крейсер «Роон» (Германия, 1906 г.)

Строился на верфи ВМС в Киле. Водоизмещение 10 100 т, большая протяженность 127,8 м, ширина 20,21 м, осадка 7,77 м. Мощность трехвальной паросиловой машинной установки тройного расширения 20 000 л.с., скорость 21 уз.

Бронирование: пояс 100 мм, палуба 40 —60 мм (на скосах 40 — 50 мм), 210-мм башни — 100 мм, 150-мм установки — 100 мм, рубка 150 мм. Оружие: четыре 210-мм, десять 150-мм и четырнадцать 88-мм скорострельных орудий, четыре пулемета, четыре 450-мм торпедных аппарата. Всего в 1905 — 1906 гг. выстроены 2 единицы: «Роон» и «Йорк». Последний погиб на мине в 1914 г., «Роон» разоружен в 1916 г. и сдан на слом в 1921 г.

99.

Броненосный крейсер «Принц Адальберт» (Германия, 1904 г.)

Строился на верфи ВМС в Киле. Водоизмещение 9720 т, большая протяженность 126,5 м, ширина 19,6 м, осадка 7,78 м. Мощность трехвальной паросиловой машинной установки тройного расширения 18 500 л.с., скорость 20,5 уз.

Бронирование: пояс 100 мм, палуба 51 мм (на скосах 70 — 100 мм), 240-мм башни — 200 мм, 150-мм установки— 100 мм, рубка 150 мм. Оружие: четыре 210-мм, десять 150-мм и двенадцать 88-мм скорострельных орудий, четыре пулемета, четыре 450-мм торпедных аппарата. Всего в 1903 — 1904 гг. выстроены 2 единицы: «Фридрих Принц» и «Карл Адальберт». Оба погибли на Балтике: «Фридрих Карл» — на русской мине в 1914 г., «Адальберт» торпедирован английской подлодкой Е-8.

Подобная будущее постигла и следующий опыт. Занявшийся действительно созданием громадного линейного флота, Тирпиц в полной мере логично заключил, что продолжение постройки «бисмарков» имеется не что иное, как безлюдная трата денег, и "настойчиво попросил" разработки более недорогого и скоростного броненосного крейсера «Принц Генрих». Но конструкторы его не порадовали. Убавив водоизмещение на 1700 тысячь киллограм, они воспроизвели «половинный Бисмарк», заменив двухорудийные 240-мм башни одноорудийными.

В два раза уменьшилась и толщина пояса, не смотря на то, что площадь, прикрытая броней, существенно увеличилась, что, в общем, лежало в русле мировых кораблестроительных идей в связи с повсеместным развитием скорострельной артиллерии. Любопытное решение было принято для собственных скорострелок.

Все десять шестидюймовок стянули в центр корпуса в двухуровневые казематы, но, в отличие от английских «двухэтажек», орудия размешались в шахматном порядке в единой броневой коробке, над которой размещались еще и 88-миллиметровки. Такое размещение стало классическим для всех последующих германских броненосных крейсеров.

Оно имело собственные преимущества, потому, что получалось обезопасисть не только сами орудия, но и достаточно широкое пространство в средней части корпуса впредь до верхней палубы. Находился и явный недочёт: тяжелый боеприпас, попавший в данный многоэтажный «курятник», имел возможность разнести его совсем. И немцам было нужно испытать это теоретическое положение на практике в Фолклендском бою, в то время, когда на «Шарнхорсте» и «Гнейзенау» от первых же попаданий стали выходить как раз средние орудия.

Снаружи же «Принц Генрих», как и его предшественник, «Фюрст Бисмарк», сильно напоминал собственных неудачных сестриц — предшественниц «луиз». Все тот же большой полубак и характерный очень сильно изогнутый хищный форштевень… И снова новичок был не у дел. В этом случае — практически официально: «Генрих» изначально предназначался для работы в колониях.

Но по воле случая в начале войны он был в отечественных водах, что и выяснило его, в неспециализированном-то, печальную судьбу. По все той же схеме вместо боевой деятельности корабль «в расцвете сил» (он прослужил к тому моменту лишь 12 лет) послали на модернизацию с последующим переводом в разряд запасных.

Тяжело осознать такую расточительность.

В принципе, оба первых германских броненосных крейсера в полной мере имели возможность понадобиться в далеких океанах. Возможно себе представить, что было бы в то время в Тихом океане, в случае если вместо одной эскадры из двух единиц фон Шпее в тех водах выяснилось две пары сильных бронированных судов. Британцам (и их союзникам японцам) и без того было нужно очень сильно напрячься, дабы отразить угрозу, отправив на охоту пара эскадр замечательных боевых судов.

Но, даже в том случае, если будущее сложилась так, как в действительности, и крейсера остались как раз в Германии, то и «Бисмарк», и «Генрих» с их 240-мм орудиями в полной мере имели возможность бы понадобиться на Балтике против русских броненосных крейсеров, вооруженных максимум 203-миллиметровками (не считая нового «Рюрика»). Но руководство Флота Открытого моря не решилось применить их в деле, быть может, учтя судьбу их младших братьев.

В это же время способом ошибок и проб тирпицевское министерство наконец-то, как ему казалось, нащупало нужный тип броненосного крейсера. Исходя из этого в последующие четыре года, с 1900-го по 1903-й, каждый год закладывалось по одному кораблю двух весьма родных по всем чертям типов. Пары «Принц Адальберт» — «Фридрих Карл» и «Роон» — «Йорк», в сущности, представляли собой тот же «Генрих», у которого одиночные 240-мм установки заменили двухорудийными 210-мм.

В следствии оказался достаточно сбалансированный корабль, «средний» по всем параметрам. По артиллерийской мощи и защите он уступал армстронговской «Асаме», но смотрелся хорошо в сравнении с вооруженными лишь среднекалиберными (152 — 164-мм) орудиями английскими «каунти» либо французскими «дюпле».

Наряду с этим скорость «англичан» заметно превышала таковую у «немцев». (Робкая попытка расширить движение на второй паре дала в итоге достаточно жалкое приращение в пол-узла ценой приблизительно в 400 тысячь киллограм водоизмещения.) Русский «Баян» имел более замечательное бронирование, но менее сильное оружие. И без того потом.

В общем, германские броненосные крейсера вправду тяжело назвать конкретно неудачными либо в чем-то очень передовыми.

К качеству их постройки (традиционно высокому) ничего не увидено. Настоящая неприятность пребывала в их применении. И тут немцы не смогли отыскать разумного ответа. С началом всемирный войны «Карл» и «Адальберт» обосновались на Балтике, где германский флот количественно существенно уступал русскому, являясь наряду с этим одним из самые сильных в Европе.

Но как выяснилось, ненадолго. Не обращая внимания на то, что каждое появление в восточной части Балтики кроме того одиночного германского броненосного крейсера заставляло русское руководство выводить в море по возможности всю бригаду крейсеров, руководство соперника не захотело объединить хотя бы четыре (либо пять, в случае если учитывать «Принц Генрих») фактически однообразных единиц и пробовать применять их в открытых стычках.

Немцы боялись новых дредноутов типа «Гангут», каковые, в принципе, имели возможность бы догнать и жестоко расправиться с «нарушителями самообладания». Но и русские дредноуты ни разу не вышли на боевую операцию. В это же время число германских «броненос-ников» скоро уменьшилось.

С промежутком в 14 дней в ноябре 1914 года на минах погибли сходу два: на Балтике — «Фридрих Карл», а на Северном море, практически в собственной «норе» на реке Яде, к тому же на своем заграждении — «Йорк». Оставшаяся пара выходила в море не через чур довольно часто, но «Адальберт» также не сумел уйти от судьбы. Спустя практически год по окончании утраты «братцев» его торпедировала английская подлодка Е-8, намерено пробравшаяся на Балтику для помощи союзнику.

Оставшийся в одиночестве «Роон» постигла будущее старших сородичей, «Генриха» и «Бисмарка». В 1916 году совсем еще не ветхий (пребывающий на работе менее десяти лет) корабль уволили, ангажировав на роль плавучей казармы. Действительно, сначала предполагалось перестроить его в плавбазу гидросамолетов с вооружением и кормовым ангаром из шести 150-мм и для того чтобы же количества зениток (необычная предтеча крейсера-авианосца «Готланд»!), но замыслы осуществить не удалось.

По-настоящему известной стала лишь следующая (и последняя) пара «классических» германских броненосных крейсеров. Обширно распространено вывод, что «Шарнхорст» и «Гнейзенау» являлись намного более сильными боевыми единицами, чем их предшественники, и существенно от них отличались живучестью и конструкцией.

В действительности, в этих уже весьма поздних по времени закладки судах немцы лишь постарались «заткнуть» те конструктивные «дыры», каковые разумеется сквозили в предшественниках. Всецело сохранив как неспециализированную схему размещения, так и технические ответы, конструкторы заменили четыре 150-мм орудия в верхних казематах в середине корпуса на 210-миллиметровки, доведя общее их число до шести.

В полтора раза увеличилась толщина броневого пояса, что приблизительно соответствовало защите зарубежных современников. Наконец, скорость возросла до в полной мере приемлемых 23,5 узла. Ввиду хорошей отработки прошлых проектов цена за все это была маленькой — всего около 2000 тысячь киллограм дополнительного водоизмещения. Нельзя сказать, что разработчикам удалось все. Так же, как и прежде артиллерия складывалась из трех калибров, включая непомерное число совсем малополезных в крейсерском бою 88-миллиметровок.

В сущности, известность этим крейсерам принесли не их преимущества, а случайность, по которой как раз они с началом Первой Мировой составили главную силу Тихоокеанской эскадры адмирала фон Шпее. Британские и японские отряды, достаточно сильные по составу, продолжительно и бесполезно ловили вражескую эскадру. Наконец ее «поймал» адмирал Крэдок, но… с фатальным для себя финалом.

Замечательно подготовленные артиллеристы «Шарнхорста» и «Гнейзенау» (они систематично приобретали призы за учебные стрельбы) послали на дно несколько английских броненосных крейсеров, один из которых, «Гуд Хоуп», был к тому же больше собственных соперников. Упорным британцам было нужно отправить в удаленные воды Атлантики сходу три драгоценных линейных крейсера, дабы достигнуть «решения».

В сражении у Фолклендов германские суда пошли ко дну по окончании неисправимого боя с «Инвинсиблом» и «Инфлексиблом», взяв по 30—40 попаданий 12-дюймовыми боеприпасами (кроме того и не лучшего качества).

Эпопея эскадры Шпее показывает, как большое количество шума имели возможность бы наделать и остальные германские крейсера при более успешной диспозиции (либо более храбром применении).

Само собой разумеется, они кроме этого были бы на океанских дорогах смертниками, потому, что Антанта всегда была в состоянии выставить больше судов, но возможно себе представить, какого именно напряжения это имело возможность стоить союзникам. Так как кроме того «стандартные» броненосные немцы превосходили по боевой мощи базу английских заморских крейсерских сил — «охотников» типа «каунти». Германия имела собственный «океанский» шанс, но воспользоваться им так и не смогла.

Нелюбимый (2012) Наблюдать русский 4-х серийный фильм онлайн, мелодрама

Статьи, которые будут Вам интересны: