Корабли третьего тысячелетия

Корабли третьего тысячелетия

Спуск на воду очередного корабля семейства МЕКО — корвета «Аматола» для ВМС ЮАР — на первый взгляд не содержит ничего необыкновенного. И однако это событие, состоявшееся 7 июня 2002 года на гамбургской верфи «Блом унд Фосс», привлекло внимание экспертов из самых различных государств И дело заключалось не только в том, что новому проекту МЕКО-А200 предрекали громадное будущее на интернациональном рынке морских оружий Южноафриканский корвет был примечательным сходу в нескольких качествах, наглядно характеризующих тенденции современного кораблестроения.

В военно-морской литературе его уже нарекли первенцем поколения XXI века, и неспроста.

В первую очередь, привлекает внимание классификация корабля водоизмещением в 3500 т как корвета — на сегодня это самый большой и мощно вооруженный корвет в мире. Само собой разумеется, тут не последнюю роль сыграли политические мотивы — очевидно выраженные фрегаты были официально понижены в ранге чтобы уменьшить утверждение их постройки в парламенте страны.

Но вместе с тем такое ответ выяснилось в полной мере соответствующим нынешним веяниям. Вправду, существующая множественность классов кораблей ВМФ устарела: нереально совершить четкие границы между большими корветами и ракетными катерами, между фрегатами и корветами, между эсминцами и фрегатами, между крейсерами и эсминцами.

Другими словами в случае если раньше у каждого из этих классов были собственные определенные задачи, то сейчас все они по назначению стали родными, а суда отличаются друг от друга только размерами. Тут нечайно вспоминается историческая аналогия: в течении нескольких столетий парусные боевые суда практически принадлежали к одному классу и делились на пять рангов только в соответствии с числом и размерами пушек. Логично высказать предположение, что в недалеком будущем случится что-то подобное.

За исключением авианосцев, подводных лодок и некоторых узкоспециализированных запасных судов, все остальные боевые единицы флота смогут превратиться в «многоцелевые надводные суда такого-то ранга». Но, де-факто это уже происходит.

Возвращаясь к корвету «Аматола», очень любопытно проследить предысторию его появления.

В девяностых самыми современными надводными судами ВМС ЮАР были девять громадных ракетных катеров типа «Министер», выстроенных частично в Израиле, а частично — на собственной верфи в Дурбане по израильской лицензии. Но эти катера, спроектированные для ограниченной акватории Средиземного моря, для работы в открытом океане были непригодными. В следствии их было нужно вывести в резерв.

Им на замену решили выстроить более большие и мореходные корветы, причем с целью экономии оружие и электронику для них должны были забрать с катеров типа «Мини-стер». По начальным планам новые корветы планировалось вооружить очень сильной артиллерией (три либо четыре 76-мм артустановки «ОТО-Мелара» с линейно-возвышенным размещением) и целой батареей противокорабельных ракет «Скорпион» (копия израильских «Габриэль»).

Но в будущем от столь экстравагантного варианта отказались, дав предпочтение проекту германской компании «Блом унд Фосс». Вся эта история лишний раз подтверждает характерный факт: все больше государств отказывается от «москитного» флота в пользу более больших судов. Возможно, класс ракетных катеров в будущем канет в небытие…

Окончательный состав оружия корветов типа «Аматола» отличает одна особенность — в него входят совокупности не только западного, но и южноафриканского производства. Речь заходит о зенитных ракетах «Умкхонто» и 35-мм автоматических артустановках компании «Денел».

Эта новая тенденция — создание в государствах «третьего мира» собственных современных систем оружия — распространяется столь скоро, что проигнорировать ее со стороны американских и европейских «законодателей мод» в области производства оружий уже нереально.

В концептуальном замысле «Аматола» представляет собой многоцелевой фрегат, спроектированный по модульной схеме МЕКО и в соответствии с разработкой «стэлс».

От своих предшественников корабль отличается уникальной пропуль-сивной установкой, включающей два малошумных гребных винта и один водометный движитель «Вяртсиля-Липс» финского производства. В качестве силовой установки употребляется популярная комбинация из двух дизелей MTU мощностью по 8050 л.с. и газовой турбины LM-2500 компании «Дженерал электрик» (27 200 л.с.).

Предусмотрено пара режимов работы двигателей в различных сочетаниях; большая скорость наряду с этим образовывает 27 узлов При экономической скорости хода в 15 узлов дальность плавания достигает 7700 миль.

129. Фрегат «Бергамини», Италия (проект).

Строится на верфи «Рива Тригозо» в Специи. Водоизмещение полное 5500 т. Протяженность громаднейшая 135 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 65 500 л.с., скорость 29 узлов.

Оружие: 8 ПКР «Тезео», одна вертикальная ПУ ЗРК «Астер», одна 127-мм и одна 76-мм артустановки «ОТО-Бреда», два двухтрубных 324-мм торпедных аппарата, один вертолет «Мерлин» либо NFH-90. Головной фрегат заложен в 2004 г., всего планируется выстроить 4 единицы.

130. Многоцелевой десантный корабль «Абсалон», Дания, 2005 г.

Выстроен на верфи «Оденсе» (Дания). Водоизмещение полное 6300 т. Протяженность громаднейшая 137 м, ширина 19,5 м, осадка 6,3 м. Скорость 23 узла. Оружие: 8 ПКР «Гарпун», одна вертикальная ПУ ЗРК «Си Спэрроу», одна 127-мм артустановка Мк-45, два малокалиберных автомата, два противолодочных торпедных аппарата, два вертолета ЕН-101, два десантных катера LCP (предусмотренное проектом ракетное и торпедное оружие предполагается установить по окончании 2007 г.). Всего планируется выстроить 2 единицы.

Оружие «Аматолы» включает восемь ПКР «Экзосет Блок-2», установку вертикального пуска зенитных ракет «Умкхонто» с дальностью стрельбы до 12 км, одну 76-мм артустановку «ОТО-Мелара» (практически единственное наследство от списанных ракетных катеров типа «Мини-стер»), 35-мм зенитную спарку и вертолет «Супер Линке». Помимо этого, зарезервировано место под установку двух противолодочных торпедных аппаратов и пары 20-мм «эрликонов».

Заказ на четыре корвета типа «Аматола» правительство ЮАР официально ратифицировало в декабре 1999 года. Под постройку судов образовали особый консорциум с участием германского, французского и южноафриканского капитала. Головной корвет прибыл в Кейптаун в ноябре 2003 года. В следующем году вступили в строй «Исандлвана» и «Спиенкоп», в 2005-м — последний в серии «Менди».

Предполагается, что всецело боеспособной вся четверка судов станет к началу 2006 года, по окончании завершения курса боевой подготовки.

Вступление в строй корвета «Аматола» по времени совпало с возникновением в Европе двух его «дальних родственников» — германского и голландского фрегатов «Заксен» и «Де Зевен Провинсиен». Эти суда кроме этого «выросли» из модульной концепции МЕКО, но, по сравнению со собственными экспортными собратьями, они существенно больше и оснащены более сложной электроникой.

Их прототипом стал нереализованный проект «единого фрегата НАТО» NFR-90, созданный совместно конструкторами из ФРГ и Нидерландов еще в первой половине 90-х годов двадцатого века. Подобная кооперация уже имела место полтора десятилетия назад, в то время, когда эти две страны кроме этого пробовали создать обычный многоцелевой корабль (см. «Моделист-конструктор» №2 за 2005 г.).

История повторилась: создав эскизный проект совместно, голландцы и немцы окончательную доводку чертежей под собственные требования решили делать самостоятельно. В итоге оба головных корабля были достаточно родными по чертям, но все же заметно отличались и снаружи, и по составу оружия.

131. Проектное изображение корабля LCS, США.

Один из вариантов «литорального боевого корабля», предложенный компанией «Локхид Мартин». Водоизмещение около 3000 т. Протяженность громаднейшая 115 м, ширина 13 м, осадка менее четырех метров. Скорость около 60 узлов. Состав оружия: ПКР «Гарпун», ЗРК самообороны, одна 127-мм артустановка Мк-45, вертолет. Начиная с 2007 г. планируется выстроить 55 — 60 единиц.

132.

Корвет «Стерегущий», Российская Федерация (проект).

Строится на Северной верфи в Петербурге (проект 20380) с декабря 2001 г. Водоизмещение около 2000 т Протяженность громаднейшая 100 м, ширина 13 м. Дизельная силовая установка, скорость 30 узлов. Оружие: 8 ПКР «Уран», зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик», одна 100-мм артустановка АК-190, два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М, противолодочный ракето-торпедный комплекс «Водопад», вертолет. Всего заложено 2 единицы.

Фрегат «Заксен» (тип 124) по сути воображал собой увеличенный «Бранденбург» (тип 123) с еще более сильно выраженной архитектурой «стэлс» и американским ЗРК коллективной обороны «Стандарт». Малошумная комбинированная энергетическая установка включала одну газовую турбину LM-2500 и два дизеля, трудившихся через редуктор на два пятилопастных винта. Особенное внимание уделялось увеличению живучести корабля.

Сообщается, что корпус «Заксена» способен выдержать взрыв ракеты с боевой частью в 150 кг ВВ без угрозы для продольной прочности корабля. Любой из 15 влагонепроницаемых отсеков оборудован независимыми водоотливной и вентиляционной совокупностями, и своим постом энергетики.

Внешней отличительной изюминкой фрегата стали массивная многогранная мачта с четырьмя плоскими фазированными антеннами многофункционального радара APAR и характерной поворотной антенной РЛС дальнего обнаружения воздушных целей SMART- L, установленной на крыше ангара По сообщениям зарубежной печати, совокупность APAR разрешает в один момент смотреть за 200 целями, а SMART-L — сходу за 1000! Все сведенья от других средств и радаров обнаружения поступают на боевую информационно-управляющую совокупность SEWACO, являющуюся собственного рода европейским ответом на американскую многофункциональную совокупность «Иджис».

Большой уровень автоматизации разрешил сократить численность экипажа корабля до 255 человек.

Штатное артиллерийское оружие фрегатов типа «Заксен» включает одну 76-мм артустановку «ОТО-Бреда» (ранее известную как «ОТО-Мелара»). Но на втором корабле серии, «Гамбурге», на протяжении опробований вместо нее установили башню с армейской 155-мм гаубицей PzH-2000, талантливой стрелять простыми боеприпасами на дальность 40 км, а энергично-реактивными — на 80.

Повышение калибра морской артиллерии — это еще одна обозначившаяся тенденция армейского кораблестроения нового тысячелетия.

Головной фрегат типа 124 «Заксен» официально вступил в строй 31 декабря 2003 года (прямо как во времена советской плановой экономики — в приемных актах отечественных судов всегда мелькают весьма похожие даты!); за ним в 2004 — 2005 годах последовали «Гессен» и «Гамбург».

Заказ на постройку четвертого и последнего корабля — «Тюринген» — был выдан пара позднее; его сдача флоту ожидается в конце 2006 года.

Серия голландских фрегатов типа «Де Зевен Провинсиен» кроме этого складывается из четырех единиц. Они заказывались парами, отличающимися друг от друга типом ЗРК.

Так, вертикальная пусковая установка Мк-41 головного корабля и следующего за ним «Де Рейтера» укомплектована контейнерами с ракетами самообороны «Си Спэрроу» (модификация ESSM с дальностью полета около 50 км), а «Тромпа» и «Эверстена» — ракетами «Стандарт» SM-2 с дальностью стрельбы до 74 км. Любопытно, что в ходе проектирования суда типа «Де Зевен Провинсиен» значились как эсминцы, но на протяжении постройки в целях «общеевропейской стандартизации» были переклассифицированы во фрегаты.

Из более-менее ответственных отличий голландских фрегатов от германских направляться отметить состав основной энергетической установки (две газовые турбины «Роллс-Ройс Спей» вместо одной LM-2500) и более замечательное штатное артиллерийское оружие (одна 127-мм артустановка «ОТО-Бреда», семиствольный 30-мм автомат «Голкипер» и два 20-мм «эрликона») в ущерб зенитноракетному (ЗРК RAM не устанавливался). Главное радиоэлектронное оборудование — совокупности APAR, SMART-L и SEWACO — то же, что и на «Заксене».

Широкая автоматизация разрешила еще больше сократить численность экипажа — до 227 человек, что для 6000-тонного корабля есть рекордно малой величиной.

125. Фрегат «Де Зевен Провинсиен», Нидерланды, 2003 г.

Выстроен на верфи «Схелде» в Нидерландах.

Водоизмещение полное 6500 т. Протяженность громаднейшая 144,2 м, ширина 18,8 м, осадка 5,2 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 73 600 л.с., скорость 29 узлов. Оружие: 8 ПКР «Гарпун», 1×40 вертикальная ПУ ЗРК ESSM («Си Спэрроу»), одна 127-мм артустановка «ОТО-Бреда», один семиствольный 30-мм автомат «Голкипер», два 20-мм автомата «Эрликон», два двухтрубных 324-мм торпедных аппарата, один вертолет NFH-90. Всего в 2003 — 2005 гг. выстроено 4 единицы.

126.

Корвет «Аматола», ЮАР, 2003 г.

Выстроен на верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге. Водоизмещение полное 3590 т. Протяженность громаднейшая 121 м, ширина 16,34 м, осадка 5,95 м. Мощность комбинированной дизель-газотурбинной установки 43 300 л.с., скорость 27 узлов. Оружие: 8 ПКР «Экзосет Блок-2», 1аккумуляторная12 УВП ЗРК «Умкхонто», одна 76-мм артустановка «ОТО-Мелара», один спаренный 35-мм автомат, вертолет «Супер Линке».

Всего в 2003 — 2005 гг. выстроено 4 единицы.

127. Фрегат «Заксен», Германия, 2003 г.

Выстроен на верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге. Водоизмещение полное 5600 т. Протяженность громаднейшая 143 м, ширина 17,4 м, осадка 4,4 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 52 100 л.с., скорость 29 узлов.

Оружие: 8 ПКР «Гарпун», 1×32 вертикальная ПУ ЗРК «Стандарт» SM-2, 2×21 ПУ ЗРК RAM, одна 76- мм артустановка «ОТО Бреда», два 27-мм автомата «Маузер», два трехтрубных 324- мм торпедных аппарата, два вертолета NFH-90 либо «Супер Линке». Всего в 2003 — 2006 гг. выстроено 4 единицы.

128.

Фрегат «Альваро де Басан», Испания, 2002 г.

Выстроен на верфи «Басан» в Ферроле. Водоизмещение полное 5802 т. Протяженность громаднейшая 133,2 м, ширина 17,5 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной дизельгазотурбинной установки 59 500 л.с., скорость 28 узлов.

Оружие: 8 ПКР «Гарпун», 1×32 вертикальная ПУ ЗРК «Стандарт» SM-2/ESSM, одна 127-мм артустановка Мк-45, один 12-ствольный 20-мм автомат «Мерока», два 20-мм автомата «Эрликон», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата, один вертолет «Си Хок». В 2002 — 2006 гг. выстроено 4 единицы.

На начальной стадии в разработке перспективного фрегата NFR-90 кроме ФРГ и Нидерландов принимала участие и Испания, но скоро она вышла из соглашения и сделала ставку на личный проект.

Итогом работ испанских конструкторов стал фрегат «Альваро де Басан». По концепции он очень близок к своим германским и голландским сверстникам, но по радиоэлектронному оборудованию и составу вооружения выглядит более «американизированным». Да и снаружи корабль очень сильно напоминает уменьшенный американский эсминец «Арли Берк».

Одновременно с этим, «Альваро де Басан» стал первым в мире фрегатом, оснащенным многофункциональной совокупностью «Иджис» — ранее она устанавливалась лишь на американских и японских судах класса «эсминец — крейсер». Всего испанцы выстроили четыре таких фрегата; на данный момент они делают заказ от Норвегии на постройку серии похожих, но меньших по размерам судов типа «Фритьоф Нансен».

Альтернативой фрегату NFR-90 стал англо-франко-итальянский проект «Ори-территорий» («Горизонт»).

В первой половине 90-ых годов двадцатого века между кабинетами министров трех государств-членов Евросоюза было достигнута договоренность о разработке многоцелевого корабля, соответствующего концепции «стэлс» и оснащенного перспективным ракетным оружием нового поколения. Но дальше, как водится, между партнерами появились разногласия… В итоге Англия вышла из совместной программы и создала личный проект, по традиции отнесенный к классу эсминцев.

Но, строящийся сейчас «Дэринг» все же очень сильно напоминает собственный прототип «Ори-территорий». Он только мало больше (полное водоизмещение 7350 т), несет другой состав артиллерийского оружия и незначительно отличается силуэтом.

Французские и итальянские фрегаты типа «Оризон» близки по чертям, но также пара отличаются снаружи.

Процесс их проектирования затянулся практически на десятилетие — вступление в строй первых судов ожидается не ранее 2006 года. Головной фрегат во Франции взял имя «Форбэн», в Италии — «Бергамини».

У всех новых проектов кораблей ВМФ XXI века четко просматриваются неспециализированные тенденции — универсальность, повышенные размеры, повышенные расчётный срок и живучесть работы, низкий уровень собственных физических полей.

Причем, что касается универсальности, то в этом направлении направляться ожидать новых небанальных ответов. Так, приводит к несомненному интересу «первая ласточка» —датский многоцелевой десантный корабль «Абсалон», вошедший в строй в 2004 году. Это в собственном роде «мастер на все руки», объединивший в себе черты чисто боевого фрегата и полноценного амфибийного корабля.

Он оборудован помещениями площадью около 1000 кв. м для морских пехотинцев, аппарелью для выгрузки тяжелой техники, взлетно-посадочной площадкой, ангаром на два вертолета ЕН-101 «Мерлин» и двумя маленькими десантными катерами. Наряду с этим оружие, общая архитектура и радиолокационное оборудование в стиле «стэлс» в полной мере соответствуют классу фрегатов. Да и по скорости (23 узла) «Абсалон» не очень сильно отстает от своих чисто боевых собратьев.

По всей видимости, в будущем у «датчанина» покажутся последователи — особенно привлекательна мысль «сверхуниверсального» корабля для небогатых государств.

Датский первенец нового подкласса универсалов удачно вписывается и в американскую концепцию так называемой «литоральной» войны, подразумевающей активные действия флота против территории неприятеля из его же акватории.

Сравнительно не так давно в Соединенных Штатах приступили к проектированию нового корабля LCS (Littoral Combat Ship), кроме этого сочетающего в себе черты десантного судна и ударного фрегата. Необходимо заметить, что американцы в течение полутора последних десятилетий фрегатов не строили по большому счету — они отдавали предпочтение более большим эсминцам. Похоже, что скоро эта традиция будет нарушена: в Пентагоне вынашивают замыслы строительства 55 — 60 судов LCS водоизмещением порядка 3000 т любой.

Действительно, какими будут эти суда, пока не светло — сейчас существует пара эскизных проектов, принципиально отличающихся друг от друга по характеристикам и архитектуре.

Ну, и в завершение беседы о перспективных многоцелевых судах нельзя не упомянуть последние отечественные разработки. Увы, тут сходу кидается в глаза основное отличие отечественных боевых судов от западных — их небольшие размеры.

В случае если в Соединенных Штатах и государствах НАТО заключили , что универсальный надводный корабль нового поколения должен иметь водоизмещение не меньше 5000 — 7000 т, то ВМФ России при его нынешнем финансировании постройка таких боевых единиц очевидно не по карману. Отечественному флоту — вразрез с общемировыми тенденциями — приходится делать ставку на суда куда более скромные и по размерам, и по боевым чертям.

Первая попытка приступить к серийной постройке новых сторожевых судов для ВМФ России была предпринята во второй половине 90-ых годов двадцатого века. Тогда на заводе «Янтарь» в Калининграде заложили «Новик» — многоцелевой сторожевик проекта 12441 полным водоизмещением около 2900 т Но из данной выдумки ничего не получилось: оторванность Калининградской области от России стала причиной тому, что доставка в том направлении оборудования и материалов многократно подорожала.

Строить в том месте боевые суда стало экономически невыгодно, и работы на «Новике» замерли, толком так и не начавшись.

В декабре 2001 года на Северной верфи в Петербурге состоялась закладка нового многоцелевого корабля морской территории «Стерегущий» (проект 20380). Считалось, что он станет головным в серии из десяти единиц.

Отдавая дань моде, разработчики проекта назвали сторожевик корветом, не смотря на то, что официально для того чтобы класса судов в составе ВМФ России нет. В виде «Стерегущего» отобразились все современные веяния — разработка «стэлс», вибрации механизмов и низкий уровень шумов, повышенная живучесть, внедрение новых конструкционных материалов…

Вместе с тем довольно малые размеры корвета (полное водоизмещение около 2000 т) ограничивают его боевые возможности, а нерешенные денежные неприятности угрожают перевоплотить объект в очередной долгострой. К настоящему времени заложены два корабля проекта 20380, но сроки их сдачи флоту выглядят очень туманными.

Прошедшие в 2003 и 2005 годах в Петербурге интернациональные морские салоны продемонстрировали, что у России в области армейского кораблестроения сохранился большой интеллектуальный потенциал, и до тех пор пока у нашей страны имеется все шансы остаться в числе ведущих морских держав. Возможно, что эти шансы не будут потеряны.

С.

БАЛАКИН

А.Скляров \

Статьи, которые будут Вам интересны: